Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Шрила Бхакти Бибудха Бодхаян Махарадж



 

Месяц Пурушоттама является неотличным от Верховного Господа, поэтому все те, кто следуют по пути вайшнавизма, почитают его, принимая на себя особые обеты. Мы слышали от наших предшествующих учителей (гуру-варги), что Господь Рамачандра – это марьяда-пурушоттама, или воплощение этикета, Господь Шри Кришна – лила-пурушоттама, то есть воплощение божественных развлечений, или игр (лил), а Шри Кришна Чайтанья Махапрабху – это воплощение божественной любви (према-пурушоттама). Для нас каждый из них - Пурушоттама. Данное слово, Пурушоттама, имеет две составляющие: первая часть это “пуруша”, она указывает на мужской род, а вторая – “уттама”, которая означает верховный, или высший. Поэтому можно сказать, что Пурушоттама переводится как верховная личность мужского рода. В настоящее время многие говорят, что месяц Пурушоттама – это Адхик-маса (дополнительный месяц). Действительно, для того, чтобы сохранить равновесие между лунным и солнечным циклами, каждые 2 года 8 месяцев и 10-15 дней появляется один месяц. Этот месяц мы и зовем Пурушоттама. В этой связи нам следует памятовать о нашей всепочитаемой и поклоняемоей Божественной чете, Шри Шри Радха Кришне, посредством воспевания Их святых имен – Харе Кришна Махамантры и подношения лампады вечером или два раза в день (утром и вечером) в сопровождении воспевания Их славы, описанной нашей гуру-варгой, как например, «врадже прасидхам наванита чоурам» (Чоураштакам), написанной Билвамангал Тхакуром; «намам ишварам сатчидананда рупам» (Дамодараштака), написанной Кришна Двайпаяной Махамуни Веда-Вьясой в «Падма Пуране» и воспетой Шрилой Сатьяврата Муни, «Джаганнатхаштака» или любыми другими аштаками или молитвами, связанными с Господом Рамачандрой, Господом Шри Кришной или Господом Шри Кришна Чайтаньей Махапрабху. Также в этот месяц нам стоит почитать простую пищу, к примеру, ховишана – варённый рис с горохом и овощами, приготовленный на чистом гхи, или любые другие блюда, главное, принимать только прасад. За исключением вайшнавов, все остальные, как правило, считают этот месяц мала-масой (оскверненным месяцем) и неблагоприятным во всех отношениях. Однако, для нас он не отличен от самого Господа. Поэтому в течение этого времени мы стараемся памятовать Верховную Личность Бога каждым шагом, каждым вдохом, как того рекомендует нам наша гуру-варга. Что же касается овощей, то, пожалуйста, принимайте только те из них, которые разрешены в месяц Картика. Харибол!

 

Месяц Пурушоттама

Браджабаси дас

 

Немного теории

В ведической культуре, как и в большинстве древних культур мира, используется лунно-солнечный календарь, в котором существуют такие понятия как «солнечный месяц» и «лунный месяц». Солнечный месяц — это промежуток времени, когда солнце находится в одном знаке Зодиака, то есть период между двумя санкранти — переходами солнца из одного знака в другой. «Лунный месяц» — это промежуток времени между двумя полнолуниями. Мы отмечаем праздники по лунному календарю и все месяцы нашего календаря определяются пребыванием Луны в той или иной накшатре в момент полнолуния (именно поэтому все названия лунных месяцев происходят от названия соответствующей накшатры, в которой Луна пребывает в день полнолуния — например, Магха (Магха), Джьяйштха (Джйештха), Бхадра (Пурва-бхадра-пада), Картика (Критика), Маргаширша (Мригашира), Пхалгуна (Пурва-пхалгуни) и т.д.). Вместе с тем, год делится на 6 сезонов, в зависимости от движения солнца, и каждому времени года соответствуют два лунных месяца, например гришма (лето) — Джьяйштха и Ашадх, васанта (весна) — Чайтра и Вайшакха и т.д.

Но движения солнца и луны не пропорциональны — солнце делает один оборот вокруг небесной сферы (то есть проходит через все 12 знаков Зодиака) за 365 дней, 6 часов и 13 минут (в соответствии с Сурья-сиддхантой 4.8), тогда как лунный (а точнее «синодический») месяц в среднем длится 29 дней, 12 часов и 44 минуты. Поэтому 12 лунных месяцев («лунный год») длится 354 дня и 9 часов, что почти на 11 дней меньше, чем солнечный год. За три года эта разница вырастает в целый месяц — 33 дня. Вот тогда в лунный календарь вставляется дополнительный месяц, адхика-маса, для согласования его с солнечным годом.

В Сурья-сиддханте (1.38-39) сказано, что в одной маха-йуге содержится 1.593.336 дополнительных месяцев (адхика-мас), тогда как солнечных месяцев в ней — 51.840.000, то есть дополнительный месяц вставляется в среднем через каждые 32 солнечных месяца и 16 дней (2 года и 8.5 месяцев). Точное время начала адхика-маса рассчитывается намного сложнее — он наступает тогда, когда между двумя новолуниями нет санкранти, то есть солнце не переходит в другой знак Зодиака (другими словами, когда солнце пребывает в одном знаке дольше, чем лунный месяц). Поэтому сразу после такого новолуния (когда солнце не меняет знак) наступает адхика-маса, принимающий название основного месяца (например в этом году — адхика-Ашадх, «дополнительный Ашадх»), а после следующего новолуния продолжается основной месяц, заканчивающийся после следующего полнолуния. Таким образом, основной месяц как бы «разделяется» пополам и в середину вставляется дополнительный адхика-маса. Для более наглядного примера вот хронология вставки адхика-маса в этом году:

2.06 — полнолуние
3.06 — начало месяца Ашадх
16.06 — новолуние + Митхуна-санкранти (солнце входит в знак Близнецов)
17.06 — начало адхика-маса
16.07 — новолуние + последний день адхика-маса
17.07 — Карка-санкранти (солнце входит в знак Рака) + продолжается месяц Ашадх

В Джйотиш-шастре, процитированной в санскритском энциклопедическом словаре Вачаспатьям, сказано:

амавасйа двайам йатра рави-самкранти-варджитам
мала-масахса виджнейо вишнухсвапити каркате

«Когда между двумя новолуниями нет санкранти, то нужно знать, что наступил дополнительный месяц. Господь Вишну спит когда солнце переходит в созвездие Рака».

Господь Вишну ложится спать в Шайана-экадаши месяца Ашадх, после того, как солнце переходит в созвездие Рака (и с этого дня наступает чатурмасья). Поэтому чтобы это условие было соблюдено, месяц Ашадх удваивается за счет дополнительного месяца (двирашад̣ ха). Именно так произошло в этом году. К слову, двирашадха имеет особое значение среди других месяцев с вставкой Пурушоттама-маса, но об этом — в следующей записи.

По другому можно сказать, что адхика-маса вставляется тогда, когда между двумя санкранти происходят два новолуния.

Около четверти всех дополнительных месяцев приходится на месяц Джьяйштха (май-июнь), немногим менее — на месяц Шравана (июль-август), двое меньше — на месяцы Ашадха (июнь-июль) и Бхадра (август-сентябрь), еще немногим меньше — на месяцы Вайшакха (апрель-май) и Ашвина (сентябрь-октябрь). Относительно редко адхика-маса приходится на месяц Чайтра (март-апрель) — только 5 раз за последние 230 лет и совсем редко на Пхалгуна (февраль-март) — только дважды за 230 лет. Адхика-маса в остальные месяцы либо не случается вообще, либо случается крайне редко.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь