Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЧЕЛОВЕК ВЫСШИХ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Благородная Цогял спросила учителя: Каким образом должен практиковать человек с высшими умственными способностями? Учитель ответил: Созерцая божество, человек высших умственных способностей не представляет его постепенно. Просто произнеся сущностную мантру, фразу или просто пожелав увидеть божество, или подумав о нем, он представляет, как оно, самосущее, возникает ярко и мгновенно, как всплывающий из воды пузырек. Само это и есть приглашение божества из дхармадхату. Представлять себя божеством — пространство, а то, что это божество зримо, хотя и лишено собственной природы, — мудрость. Такова нераздельность пространства и мудрости. Непрестанно проявляться как божество — относительное, а понимать, что не имеющая собственной природы сущность божества пуста, — абсолютное. Такова нераздельность относительного и абсолютного. Божество, проявляющееся в мужском облике, — средства, а проявляющееся в женском — знание. Такова нераздельность средств и знания. Божество, проявляющееся в образе божества, — блаженство, а отсутствие у него собственной природы — пустота. Такова нераздельность блаженства и пустоты. Божество, проявляющееся в образе божества, — осознава- ние, а его облик, не имеющий собственной природы, — пустота. Такова нераздельность осознавания и пустоты. Божество, проявляющееся в образе божества, — светонос- ность, а отсутствие у него собственной природы — пустота. Такова нераздельность светоносности и пустоты. Если представлять себя указанным способом в облике божества, то аспект тела зрим, но лишен собственной природы, а потому тело неподвластно возрасту и увяданию. Аспект речи непрерывен, а потому сущностная мантра неподвластна прекращению. Аспект ума выходит за пределы рождения и смерти, а потому есть непрерывность дхарматы. Не разлучаться с божеством во время четырех видов повседневной деятельности: ходьбы, движения, лежания и сидения — таков путь человека высших умственных способностей. Он чрезвычайно труден и доступен только тем, кто обладает остаточной кармой прежних упражнений ума. СТАДИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ Благородная Цогял обратилась к учителю: Прошу дать совет о том, как, созерцая йидама, держать это божество в уме. Учитель ответил: Сначала устные наставления о том, как представлять божество. Созерцаешь ли ты божество перед собой или, получив устные наставления, созерцаешь себя в облике божества, учитель должен дать тебе, ученику, свои благословения и защитить тебя от препятствующих сил. Затем сядь на удобное сиденье и расслабься. Возьми хорошее изображение йидама и помести его перед собой. Посиди некоторое время, ни о чем не думая, а затем рассмотри изображение с головы до ног. Снова постепенно рассмотри все подробности с ног до головы. Взгляни на все изображение в целом. Время от времени отдыхай, пребывая без мыслей об изображении, и освежай свое внимание. Затем целый день рассматривай таким образом изображение снова и снова. Вечером ложись спать и спи всю ночь. Проснувшись, снова разглядывай, как раньше. Вечером не созерцай божество, а лишь оставь ум в состоянии немышления. После этого божество ярко появится в твоем уме даже без медитации. Если такого не произойдет, посмотри на его изображение, закрой глаза и представь образ перед собой. Сиди, пока образ будет оставаться перед твоим мысленным взором. Когда он станет смутным и неясным, снова посмотри на изображение и повтори визуализацию, чтобы она была яркой. Пресеки рассудочное мышление и сиди. Если медитируешь так, появятся пять видов переживаний: переживание движения, переживание достижения, переживание привыкания, переживание устойчивости и переживание совершенства. 2. 1. Если в это время твой ум не остается в покое и у тебя возникают многочисленные мысли, представления и воспоминания, то это переживание движения. Благодаря ему ты приближаешься к обретению власти над своим умом. Это переживание похоже на водопад, низвергающийся с высокого утеса.Затем, когда ты можешь недолгое время представлять божество и при этом его облик и цвет остаются яркими и четкими, то это переживание достижения. Такое переживание похоже на небольшой пруд. 3. Вслед за этим, когда божество видится четко, созерцаешь ли ты его на далеком или близком расстоянии, и когда оно остается в течение шестой части занятия без каких-либо проявлений грубого мышления, то это переживание привыкания, которое похоже на течение реки. 4. Далее, движения мыслей не происходит и ты способна ясно представлять божество на протяжении всего занятия. Это переживание устойчивости, подобное горе Сумеру. 5. Вслед за этим, если ты способна целый день или дольше не терять живого присутствия божества, его рук и ног, вплоть до волосков на его теле, и при этом не возникает рассудочное мышление, то это переживание совершенства. Практик, применяй это в собственном переживании! Если, нечетко представляя божество, будешь сидеть слишком долго, повредишь здоровью. Ты утомишься и вследствие этого не сможешь усиливать сосредоточение. Мыслей будет даже больше, чем прежде, поэтому сначала освежись, а потом продолжай медитацию. Не медитируй ночью, пока визуализация не станет ясной. В целом, важно, чтобы занятия визуализацией были короткими. Медитируй, пока светит солнце, когда небо ясное, или с масляным светильником. Не медитируй, едва пробудившись или чувствуя вялость либо туман в голове. Ночью хорошо выспись, а на следующий день выполни восемь кратких занятий медитацией. Если, медитируя, резко прервешь занятие, то потеряешь сосредоточение, поэтому заканчивай его постепенно. Если во время медитации визуализация сразу становится яркой, можешь практиковать и ночью, и в сумерках, и рано на заре. Никогда не следует переутомляться. Сосредоточь ум на визуализации, устойчиво привыкни к ней и представляй полный образ божества. ПРОДЛЕНИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ Благородная Цогял спросила учителя: Как долго следует представлять божество? Учитель ответил: Достигнув некоторой ясности и небольшой степени устойчивости, как объяснено выше, можно увеличивать длительность. Обычно продолжительность занятия определяется начитыванием. Но поскольку время для начитывания еще не настало, продолжительность твоих занятий должна соответствовать способности пребывать в визуализации. В качестве внутренней меры занятий важнее всего ритм дыхания. В качестве же внешней меры важнее всего время и количество занятий. Меру занятий можно определить, выполняя каждые сутки по четыре как можно более продолжительных занятия. Цель определенной длительности практики в том, чтобы не вредить здоровью, сохранять практику уравновешенной, усиливать сосредоточение и обрести возможность визуализировать долго. Что касается счета, то не считай вслух, а используй воображаемые четки. После этого постепенно увеличивай количество. Один период отдыхай, а другой — медитируй. Что касается измерения времени по тени, то раздели день на шестнадцать или восемь частей и медитируй в каждую вторую часть, а в промежутке отдыхай. Короче говоря, медитируй во время восьми коротких занятий, перемежая их восемью периодами отдыха. Достигнув в этом устойчивости, медитируй в течение двух коротких занятий и постепенно продлевай их. Тогда ты сможешь пребывать в медитации в течение дня, суток, половины месяца, целого месяца и так далее. Короче говоря, независимо от того, насколько твои занятия устойчивы, самое главное — не переутомляться. Поэтому поддерживай пропорциональность занятий и естественным образом продлевай непоколебимую ясность, свободную от деятельности мышления. Таковы устные наставления о продлении визуализации божества. ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК Благородная Цогял спросила учителя: Как, созерцая божество, следует исправлять ошибки преображения? Учитель сказал: Исправление ошибок преображения имеет две стороны: нахождение ошибок и их исправление. Что касается нахождения ошибок, то ошибки бывают двух видов: общие и частные. Общие ошибки — это забывание визуализации, лень, опасения, отупение, возбужденность, избыток усилий и недостаток усилий. 1. Забывать визуализацию — значит отвлекаться от нее. 2. Лениться — значит нерадиво думать: «Сделаю это позже». 3. Опасаться — значит бояться, что тебе не удастся ничего достичь и ты собьешься с толку. 4. Отупение — ощущение тупости, обусловленное обстоятельствами, внешними или внутренними. 5. Возбужденность — это чувство естественного возбуждения, обусловленное или обстоятельствами, или преднамеренными действиями. 6. Избыток усилий — это ощущение неудовлетворенности, несмотря на ясную визуализацию божества, и возникновение мышления при повторной визуализации. 7. Недостаток усилий — это безразличие к тому, что визуализация божества не становится ясной. При созерцании божества бывают следующие двенадцать конкретных недостатков: образ смутный и расплывчатый, образ перевернут, меняются пропорции тела, меняется одеяние, меняются очертания, меняется количество, меняется поза, меняется цвет тела, образ видится только как цвет, образ видится только как форма, образ видится сбоку, образ постепенно исчезает. Теперь объясню способы исправления этих недостатков. Что касается семи общих недостатков, то следует прибегнуть к восьми способам их устранения. Если забываешь о визуализации, примени внимательность. Как противоядие от лени примени веру, решимость и усердие. Против опасений примени правильную мысль. Борясь с отупением, пробуди в себе воодушевление, омойся, походи. Если возбужден — проникнись печалью, вспомнив о страданиях сансары, свяжи ум веревкой внимательности и привяжи его к дереву визуализации. Короче говоря, против отупения и возбужденности держи наготове стражника — бдительность. Желание применять слишком большие усилия подави беспристрастием, а если усилий недостает, визуализируй прилежно. Что касается исправления отдельных недостатков божества, то, когда оно смутно, неясно, расплывчато, рассматривай подробности изображения и практикуй, выполнив предварительно медитацию о свободной от понятий пустоте. Чередуй немышление, взгляд на божество и медитацию. Если изменяются пропорции тела или одеяние, поза или очертания, представь, что тело божества материальное и к тому же огромное и неподвижное. Вообрази, что в его ноздри залетают и вылетают голуби, что на его руках и ногах резвятся птицы, овцы и олени. Представь, что образ божества подобен статуе из твердого материала. Если меняется количество, ограничь визуализацию одним божеством или двумя. Если образ предстает только как цвет, визуализируй его форму. Если его цвет меняется, становясь красным или желтым вследствие жара, обусловленного твоим физическим состоянием: кровью, желчью и прочим, — отдохни. Если образ постепенно исчезает, четко сосредоточь внимание на лице и руках. Если образ неполон, ярко представляй его целиком со всеми украшениями и атрибутами. Короче говоря, выполняй практику, не утомляясь от недостатков, которые могут возникнуть. Вслед за этим практикуй медитацию свободной от понятий пустоты. Затем выполняй практику, глядя на образ божества и сосредоточиваясь на нем. Таковы устные наставления по исправлению недостатков созерцания божества. УПРАЖНЕНИЯ С БОЖЕСТВОМ Благородная Цогял спросила учителя: Как следует выполнять упражнения с божеством? Учитель ответил: Устные наставления по упражнениям с божеством заключаются в том, что нужно представлять божество с помощью медитации немышления, пока не освободишься от этих недостатков. Медитируй, чередуя божество и немышление. Когда сможешь представлять божество безупречно, оставь практику немышления и только созерцай божество. Теперь об упражнении с божеством. Если можешь визуализировать божество безупречно, представляй его стоящим или сидящим, или лежащим навзничь, или ничком, то в долине, то на горной вершине; то близко, то далеко; то в середине скалы, то на дне озера. Упражняйся в визуализации божества любым упомянутым способом всякий раз, когда пожелаешь практиковать. СЛИЯНИЕ С БОЖЕСТВОМ Благородная Цогял спросила учителя: Как сливаться с божеством? Учитель ответил: Освоив практику божества и привыкнув к нему, раствори его в себе. Визуализируй так независимо от того, преображаешься ли ты в одно божество или в манда- лу с областью будды. Затем, чтобы связать божество с абсолютным, это божество визуализируют с помощью собственных мыслей, а потом делают устойчивым. Телесный образ и мудрость божества — это проявление твоего ума и восьми собраний сознания. В конечном счете, это осознавание просветленного ума, великая самосущая мудрость, сущность обретения плода. Божество не появляется откуда-то извне. Как бы оно ни выглядело, оно не имеет собственной природы и, следовательно, представляет собой недвойственную форму. Явление в образе божества неподвластно привязанности, поскольку его подобные ваджре тело, речь и ум, проявляясь, не имеют собственной природы. Хотя твой ум проявляется как божество, он не имеет собственной природы. Поскольку его невозможно увидеть или показать как нечто конкретное, он есть дхармакая. Ты, практик, таким образом осваивающий смысл этого, должна соблюдать и твердо хранить шесть самай практики. Ты не должна отказываться от преданности учителю, который дал тебе устные наставления. Применяй то, что способствует самадхи, и избегай того, что ему не способствует. Не допускай, чтобы во время повседневной деятельности твое сосредоточение рассеивалось. Продолжай идти к совершенству, не отвергая йидама; храни в тайне божество, которое практикуешь; а медитируя, не считай, что, принимая одно божество, отвергаешь другое. Какое божество ни практикуй — это все равно что созерцать всех будд. В созерцании будд нет ничего, кроме постижения своего собственного ума.Даже визуализация йидама — это проявление ума. Помимо этого нечего достигать и не о чем медитировать. Твой йидам воплощает в себе будд и бодхисаттв. Ты можешь созерцать множество йидамов, но все они — проявления твоего ума. Если ты созерцаешь только одного, это тоже проявление твоего ума. Таковы устные наставления о слиянии с божеством и соединении его с абсолютным. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы