ПОЧЕМУ ДРУИДИЗМ ПОЯВИЛСЯ В ХХ-ом СТОЛЕТИИ?
Для наших современников есть множество серьезных оснований для попыток воскрешения учения Друидов. Некоторые видят в этом способ воссоединиться со своим прошлым, или «оставить след» в истории, или улучшить понимание своего происхождения и предков (если у исследователя кельтские корни). Некоторых привлекают открытые отношениями с миром природы, которые присущи Друидам, или теми артистическими, творческими методами, при помощи которых строятся эти отношения.
Многие считают, что утрата старых путей жизненных циклов, находящихся в тесной взаимосвязи с живой Землей и человечеством, и есть причина тех социальных и экологических проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Возвращение на старые пути станет исцеляющей силой для нашего мира в наше сложное время. Сегодняшний Друидизм это не отказ от технологий и не отрицание общества. Это не отстранение от мира в иллюзорном саду фантазий, где нет нужды смотреть в лицо трудностям. Скорее, это подтверждение нашей потребности в таком мировоззрении и активная попытка обрести силу через это желание.
Есть те, кто приходит к Друидизму через другие формы неоязычества. Возможно, причина этого заключается в том, что Друидизм - не только ветвь неоязычества, но также и предмет академического изучения. Друидизмом часто увлекаются археологи, историки и мифологи, которые не обязательно называют себя Друидами, или даже просто язычниками. Таким образом, существует кладезь серьезного академического материала, касающегося Друидов, и многие приходят к Друидизму именно через это.
Наконец, есть те, кто приходят к Друидизму через другие западные религии, которые более традиционны и широко распространены, такие как, скажем, христианство. Исследование Друидизма для многих людей является возрождением одной из местных духовностей Западной Европы. Многие, например, практикуют Асатру для того, чтобы восстановить духовность Северной Европы. Те, кто чувствуют себя отчужденными или ущемленными христианством, но все же считают, что религия не должна покидать их жизнь, обретают язычество, как жизнеспособную и здоровую альтернативу.
В то время как стандарты и уровни нашей жизни несомненно претерпели изменения со времен кельтов, но даже в пределах любого современного нам Круга Жизни люди всегда будут нуждаться в понимании, общении, товарищеских отношениях, и в этом смысле в нас ничего не изменилось. К вопросам, касающимся человеческой жизни, эпоха новых ответов не имеет никакого отношения. Новое решение не будет вернее или ошибочнее старого. Таким образом, мы остаемся освещенными историей и мы продолжаем творить историю.
3. КЕМ БЫЛИ ДРУИДЫ?
Друидизм должен рассматриваться в контексте культуры, которая создала его. Только кельтские народы называли своих религиозных деятелей Друидами; у других культур существовали другие названия для их духовенства, и на них возлагались другие обязанности. Друиды по своей сути не являлись этнической или культурной группой, они были неотъемлемой частью большого общества. В дохристианскую эпоху кельтской культуры Друиды был составной частью определенного профессионального класса культуры кельтских наций Западной Европы и Британских островов.
Выдающийся ученый Фергус Келли писал, что Друиды являлись " жрецами, предсказателями, астрологами и учителями сыновей знати" . Джен Маркал, другой уважаемый ученый, отметил, что Друиды разделялись на определенные специализации: Шенхай, историк; аналитик Бретев; судья, арбитр и посол Шелаг; хранитель мифов и эпосов Кант; мастер магических песнопений, благословений, проклятий, инвокаций и изгнаний Лиг; целитель, использующий растения, магию и хирургию Крутр; арфист, использующий музыку как магическое средство, мастер " Трех Благородных Мелодий" (мелодий, вызывавших смех, слезы, и погружавших сон) Деогбар; властитель кубка, знавший свойства опьяняющих и галюциногенных веществ - Ват; заклинатель Бард; священный поэт и певец Филид.
Друиды в том обществе играли роли судьи, врача, заклинателя, мага, мистика и ученого; другими словами, они были религиозной интеллигенцией тогдашней культуры. Чтобы стать Друидом, собирались большие группы учеников для дальнейшего наставления и обучения. Ирландский эпос " Похищение Быка из Куальнге" описывает друида Катбада, обучавшего группу из целых ста учеников в заведении, похожем на современный колледж. Юлий Цезарь отмечает, что ученик Друида проходил обучение в течение двадцати лет. Мифы описывают Друидов, как жрецов, обладавших магическими способностями, такими как предсказания и пророчества, управление погодой, исцеления, левитации и превращения в животных, деревьев или людей. Им бы подошло определение " жрецы", однако я отказываюсь использовать его по двум причинам: его никогда не использовали римляне, а сами Друиды не совершали актов богослужения перед паствой, как полагается жрецам.
Скорее всего, у них была определенная клиентура, как у адвоката, консультанта, мистика или шамана. Цезарь и его историки никогда не называли их жрецами, но, возможно, они не могли назвать их так, исходя из своих взглядов на римское духовенство, исполняющего, по существу, политические обязанности. Римские жрецы были, прежде всего, преподавателями и судьями, гораздо в меньшей степени они являлись провидцами или заклинателями, в то время как Друиды обладали как юридической, так и магической властью.
Связь Друида с Природой - источник его общественной и магической власти. Полностью осознав эту связь, разум Друида сливался с природой и заключал в себе все, что известно природе, то есть все на свете. В этом понятии Друид выступает своего рода природным мистиком. Чтобы прочувствовать Друидизм, выключайте компьютер, идите в лес и слушайте. Голос старых Богов - не тишина. Их язык - яростный ветер и волны великого моря.
4. КТО ОТНОСИТСЯ К КЕЛЬТСКИМ НАРОДАМ?
Традиционные Кельтские народы - племена, развивавшиеся на тех территориях, где Кельтская цивилизация достигла своих высот, и где люди общались на местном диалекте общекельтского языка. Это Альба (Шотландия), Брэж (Бретань, или Галлия, теперь зовущаяся Францией), Кимру (Уэльс), Эйре (Ирландия), Галатия (северная Испания), Керноу (Корнуолл), Маннин (Остров Мэн) и Великобритания.
Кельтская культура базировалась на обществе племенного типа, значит основной социальной и политической единицей в то время было большое семейство. У них имелась технология Железного века, в которой они добились больших успехов, значит они могли ковать железо для изготовления инструментов, использовать золото и серебро для создания произведений искусства, обрабатывать землю для сельского хозяйства и животного земледелия, и жили в упорядоченных сельскохозяйственных общинах. Кельтские народы мигрировали с древней индоевропейской родины в Восточной Европе, расселившись по всей протяженности Западной Европы. Можно проследить маршруты их перемещения, исследуя предметы, оставленные ими на пути. Два класса кельтских предметов, Ла Тен и Гальштадт, названы по имени городов, в которых были обнаружены первые из предметов: Гальштадт находится в Шальцкаммергуте в Австрии, Ла Тен находится в Швейцарии. Кельты Галатии были посещены Павлом из Тарзуса около 40 г. н.э.; его послание к кельтам мы можем обнаружить в Библии.
Кельты Шотландии это слившиеся в единое целое ирландские колонисты, скотты, и местные, возможно докельтские народы, известные как пикты, у которых уже в то время существовала наследственная королевская власть, и доминировавшие в Шотландии, пока не объединились со скоттами Дальриады благодаря Кеннету МакАльпину в 843 г. н.э.
К несчастью, о пиктах известно немного; даже название этого народа - слово, которым их называли римляне, а не то, которым они обозначали сами себя. " Picti" означает " раскрашенные люди ", таков был эпитет, данный им римлянами, так как воины пиктов имели обыкновение перед битвой раскрашивать тела синей краской, добывавшейся из растений. Некоторые поделки пиктов, главным образом резные камни, сохранились до наших дней, хотя их символы до сих пор не могут быть расшифрованы до конца.
В наше время, серьезные центры Кельтской культуры можно найти в Ньюфаундленде и Новой Шотландии, Канаде, Новой Англии, США, и Австралии.
Одно кельтское племя, достойного особого упоминания - гельветы, сражавшиеся с армией Юлия Цезаря в 58 г. до н.э. Они жили на территории современной Швейцарии, и продолжают жить в современной нации: официальное название Швейцарии все еще 'Confoederatio Helvetica ' ('Гельветская Конфедерация ').
5. КАКИЕ ЕЩЕ КЛАССЫ СУЩЕСТВОВАЛИ В КЕЛЬТСКОМ ОБЩЕСТВЕ?
Прочие классы в старом Кельтском социальном устройстве: военная аристократия; воины-фении, вне всяких каст; Барды, брегоны (законодатели), историки и другие профессионалы узкой специализации; владельцы земель (лэндлорды); свободные чернорабочие; и несвободные чернорабочие. Кельтский закон рассматривал все классы, включая несвободных чернорабочих, и позволял подниматься или опускаться по лестнице социальной иерархии; он описывал права и обязанности каждого из них, также давая указания, какие наказания следует определять преступникам согласно их статусу (большее искупление ожидалось от тех, кто имел больше имущества). Старая кельтская пословица говорит: " Сам человек важнее, чем его происхождение".
Барды и Филиды были главными хранители историй, генеалогий, законов, поэзии, музыки и сказаний кельтского народа. Их обучение было похоже на обучение Друидов, и в общественной иерархии они занимали вторую ступень после короля. Бард, как считалось, мог исполнить то, что называлось " тремя благородными состояниями", так назывались мелодии, способные вызвать смех, слезы, или сон. Барды гарантированно получали радушное гостеприимство везде, где бы они не шли и никто не имел права оскорбить их; нарушение этого правила позволяло Барду написать сатирическую поэму, которая бросила бы тень на репутацию обидчика и многих поколений его потомков.
Кельтская аристократия держала в своих руках политическую и экономическую власть племени. Титул короля переходил от отца к сыну, или (как, например, у пиктов) к брату короля. Многие кельтские племена выбирали короля для пожизненного правления, из числа благородных людей, чьи предки были королевских кровей. Это может быть интересно тем, кто изучает Друидизм в рамках концепции Священного Короля, в которой король связан ритуальным браком с Богиней земли. Иногда Жрицы (или, как в одном известном случае, произошедшем в Донегале, лошадь) временно представляли Богиню на которой был женат король. Он был должен править страной справедливо и благородно, чтобы удовлетворить свою бессмертную супругу, если он не хотел, чтобы земля стала бесплодной и неплодородной и племя начало вымирать – описание этого процесса часто встречается в мифологии. Король должен был быть абсолютно здоров, не должен иметь никаких физических недостатков, чтобы удовлетворить богиню. Вот почему бог Нуада был вынужден отказаться от трона, когда он потерял руку в сражении. Священный король был также связан гейсом, как дополнительным условием его успешного правления.
6. КАКОВА ИСТОРИЯ КЕЛЬТСКИХ НАРОДОВ?
Вообще, историки предполагают, что кельты мигрировали на запад с общей Индоевропейской родины, находящейся где-то в районе Восточной Европы. Увеличение сложности социальной стратификации, государственного аппарата и т.д, центральной Европы, явилось началом периодов, которые ученые называют протокельтским и кельтским, или Гальштадт 800-500 гг. до н.э. и Ла Тен 500-100 гг. до н.э. Распространение кельтской культуры на Британских островах и Атлантическом побережье Европы произошло примерно в 900 г. до н.э. Мы не ошибемся, если предположим, что уже в то время существовали некие представители религии, хотя понятие " Друиды", как описание всесторонней религиозной и интеллектуальной касты, появляется только около 500 г. до н.э. или немного позже.
Если сопоставить эту дату с другими значимыми мировыми событиями, то 500 г. до н.э. - это время, когда в Индии жил Будда, Эсхил и Теспис писали пьесы в Греции, Конфуций работал на Китайского Императора, короля Ванга III, Республика Сицилия заключила свой первый альянс с Римом, Иешуа стал верховным священником Палестины, Дариус 1-ый возглавил Персидскую Империю, ежегодно избираемые архоны управляли Афинами и Пифагор посетил Египет.
Абсолютно очевидно, что из-за торговых маршрутов кельтов и адаптации местных обычаев в колонизированных областях, кельтская культура сильно изменилась уже через короткое время. Британские острова к тому времени, возможно, уже были населены люди, жившими там с окончания ледникового периода. Эта область стала очагом самобытной неолитической культуры, которая серьезно помогла развитию кельтской культуры. Историк Колин Ренфрю, к примеру, доказывал, что кельтские племена возникли из местной докельтской неолитической культуры.
Мы приводим здесь краткий и конечно не полный обзор истории кельтов, сосредоточенный на периоде времени, относящемуся к нашему проекту: