Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Место тропаря третьего часа, история и причины его появления в составе Евхаристического канона.Стр 1 из 11Следующая ⇒
Литургическое предание ЕВХАРИСТИЯ Место и значение литургии Слова. Литургия оглашенных в древней Христианской Церкви заключала в себе части богослужения, которые предшествовали молитвам верных, а именно: псалмопения, чтение писаний Ветхаго и Нового Завета, пастырские поучения к народу и молитвы о оглашенных, кающихся и беснуемых. В древности был особенный разряд присутствующих в храме – тех, кто готовился к принятию святого крещения. Эти готовящиеся к крещению люди оглашались Словом Божиим и словом проповедническим, словом святительским, поэтому они и назывались оглашенными. И на первой части литургии они могли присутствовать, в отличие от второй ее части – литургии верных, где могли находиться только крещенные. Именно поэтому первая часть литургии получила такое название: верные стоят до конца, а оглашенные должны будут уйти. На этой части литургии оглашенным было дозволено присутствовать, т.к. она не содержит самого приношения евхаристической жертвы, а только подготовительные действия, в значительной степени предназначенные для самих оглашенных. Эта часть литургии синагогального происхождения, она преобразовалась из внехрамовых молитвенных собраний евреев, на которых им предлагалось чтение Закона и Пророков с соответствующими истолкованиями прочитанного. Христианская литургическая традиция внесла сюда чтение и новозаветных писаний, Апостола и Евангелия, наряду с ветхозаветными. Четвертый Карфагенский собор повелевает: “Епископ никому да не возбранит внити в Церковь слушать Слово Божие, ни язычнику, ни еритику, ни иудею, даже до молитв оглашенных”. Стояли они преред дверями Храма, в трапезе, а в саму церковь к верным не допускались по предписанию Лаодикийского Собора.. Святой алтарь в их присутствии никогда не отверзался. Литургия Слова имеет больше дидактического материала в сравнении с литургией верных, которая носит более сакраментальный характер. Кроме того, литургия Слова отличается большей изменяемостью (в зависимости от дня, празднуемого святого, времени года и т.п.) Если вся Литургия есть возобновление и воспоминание всего искупительного подвига Христова, то первая часть литургии оглашенных – жизнь Спасителя до выхода на проповедь; к этому времени приурочено пение блаженств во время “изобразительных”. Чтение Евангелия – сама проповедь народу.
О Браке. Смысл и значение Таинства брака. Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Таинство брака есть совершаемое в Церкви священнодействие, в котором вступающим в брак испрашивается у Бога благодать, освящающая супружескую жизнь. Как понимали брак древние иудеи, римляне? Каковы различия в понимании значения брака в Православии и католичестве? Древние иудеи считали брак необходимым как средство к деторождению, во-первых, потому что у них было учение о том, что вечная жизнь осуществляется в потомках (поэтому каждый должен был оставить потомство – на этом основан закон левирата). Каждая девушка обязательно выходила замуж, надеясь, что от неё может родиться Мессия. Древние римляне воспринимали брак как договор для рождения новых граждан Римской империи (следовательно, в брак могли вступать только свободные граждане; брак между рабами считался сожительством, а сожительство граждан считалось браком). Католики страдают римским юридизмом, и тоже понимают брак в первую очередь как договор; поскольку этот договор скреплён Богом, он абсолютно нерасторжим (развод и второй брак недопустимы ни в коем случае, но договор перестаёт действовать со смертью одного из супругов). Установление института брака. Брак в Ветхом и Новом Завете. Брак как Таинство. Таинство брака установлено Господом ещё в Ветхом Завете: “Не хорошо быть человеку одному. < …> Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину”. В Ветхом Завете описывается много браков, устроенных и благословлённых Господом, хотя там брак ещё не был таинством. Христос определяет брак как самый близкий, неразрывный союз мужчины и женщины. Отвечая фарисеям на вопрос о разводе, Христос сказал: “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф. 19, 6). Христос освятил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословил его, совершив там чудо претворения воды в вино. Подготовка к Таинству брака. Условия совершения Таинства. П режде совершения Таинства брака жених и невеста должны взять благословение на брак у родителей и духовника. Они должны иметь твёрдое намерение нести все тяготы друг друга. Перед венчанием брак должен быть зарегистрирован в Загсе. Таинство может быть совершено над лицами Православного (с особого разрешения – католического) вероисповедания, достигшими совершеннолетия, не имеющими канонических препятствий к браку, обязательно с их согласия, по их взаимной любви друг к другу. СОВЕРШЕНИЕ ТАИНСТВА БРАКА И ЕВХАРИСТИЯ (СВЯЗЬ МЕЖДУ НИМИ) Первые христиане не мыслят жизнь без Евхаристии и вне Евхаристии. Христианская жизнь начиналась как жизнь евхаристической общины, в центре которой была Вечеря Господня. Евхаристия была полнотой, которая рождала все формы христианской жизни, источником и полнотой всех Таинств. Таинство Брака, как и все остальные Таинства, укорено в Евхаристии, но даже более, чем остальные. Другие Таинства имеют изначально свой особенный чин (крещение - погружение в воду, священство - возложение рук), а брак совершается просто совместным участием в Евхаристии.[2, 36] Тертуллиан пишет, что истинный брак совершался перед лицом Церкви, освящался молитвой и скреплялся Евхаристией. По его описанию, совершение брака происходило в общем богослужебном собрании с приношением Бескровной Жертвы и торжественным благословением новобрачных. Древняя Церковь считает Брак Таинством, но она не создает особого обряда венчания, и признает брак, заключенный по закону светского общества. Мужчина и женщина, являющиеся членами Тела Христова, становятся в браке " одной плотью" и союз их скрепляется Святым Духом, живущим в каждом и них. Но членами Тела Христова они становятся через Евхаристию. На связь между Браком и Евхаристией намекает уже евангельский рассказ о браке в Кане. Древние христианские писатели, которые признают силу гражданского брака, утверждают, что именно Евхаристия придает браку его христианское содержание. Тертуллиан во 2-ом веке пишет, что брак, " скрепленный Церковью, подтвержденный жертвоприношением (Евхаристией), запечатляется благословением и вписывается на небесах Ангелами". Христиане, желающие вступить в брак, сначала формально регистрировали гражданский брак, придавая браку законность в глазах мирского общества, затем принимали благословение епископа во время воскресной литургии в присутствии христианской общины. Так гражданский договор превращался в таинство, т.к. брак " записывался на небесах". Действие таинства не предполагает какого-то особого знака священнослужителя. Церковь - таинственный союз Бога со своим народом - сама по себе является Таинством, Тайной спасения. Таинство - вхождение человека в этот союз через Крещение, т.к. Тайна спасения тем самым прилагается к личности человека. Все индивидуальные Таинства находят завершение в Евхаристии. Евхаристия сама по себе является брачным пиром, как об этом часто говорится в Евангелии. Николай Кавасила, православный мистик и богослов 14 века, говорит: "...это наиболее прехвальный брачный пир, к которому Жених приводит Церковь, как невесту-деву, ... на котором мы становимся плотью от Его Плоти и костью от Его костей". Канонические запреты " смешанных браков", вторых браков и т.п. могут быть объяснены только пониманием христианского брака как части Тайны, вершиной которой является Евхаристия. Такие браки не могли быть Таинством в полном смысле этого слова. Они не имели христианского ядра - единения в Евхаристии. [1, 16-18] Литература: 1. Протоиерей Иоанн Мейендорф " Брак в Православии" 2. Протоиерей Владимир Воробьев " Введение в литургическое предание Православной Церкви, лекции 1993-1994 гг. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ТАИНСТВА БРАКА Чинопоследование венчания в своих основных чертах сложилось в 9-10 веках и позже развивалось. Сохранилось много источников, позволяющих проследить это развитие. Сохранились полные рукописи: рукопись 8 века - Кодекс Берберини; рукопись синайской библиотеки 957, 9-10вв.; рукопись синайской библиотеки " Канон иклисиатикус" сер. 12 века; рукописи Лавры Афанасия Афонского 88 и 105, 15 века. Чинопоследование брака состоит и двух частей - обручения и венчания. Такое деление имеет духовный смысл: первая часть подготовительная, вторая - главная (подобно тому, как крещению предшествует оглашение, как Литургии верных предшествует Литургия оглашенных и т.д.). Здесь есть также и историческая причина. Чинопоследование брака стремилось церковно оформить брачные обычаи, бытовавшие у разных народов, воцерковить их. В этих обычаях всегда был сначала факт предварительного договора (сватовство, выкупы и т.п.) и уже сам факт брака - свадьба. Также древняя традиция отмечать особенные отношения между людьми ношением или обручением кольцом.[2, 44-45] До 9 столетия Церковь не знала обряда бракосочетания независимого от Евхаристии на литургии. Обычно христианская пара после регистрации гражданского брака принимала участие в Евхаристии и приобщение Святых Таин. Согласно Тертуллиану это было печатью брака, которая включала в себя всю меру гражданской ответственности. (в IX в. император Лев постановил считать законным только церковный брак, церкви пришлось венчать случайных людей и, чтобы оградить Евхаристию от профанации, венчание было отделено от неё) Начиная с 4 века у восточных христианских авторов встречаются упоминания о торжественном обряде, сопровождающем это таинство. До VI – VII вв. последование обручения едва ли выходило из узких рамок одной какой-либо краткой молитвы, благословения колец и формулы, похожей на нынешнюю: “Обручается раб Божий… во имя Отца и Сына и Святого Духа”. Чин венчания в древности до 9 века не имел какой-то определенной последовательности. Его обряд складывался постепенно, принимая различные формы в зависимости от обстоятельств. В развитии венчального обряда различают два периода: время его совместного совершения с литургией и его существование как отдельного чинопоследования. До X – XI вв. обручение могло совершаться не в храме а в домах, а после того как церкви была навязана обязанность регистрировать браки, обручение стало совершаться одновременно с венчанием (непосредственно перед ним) – с XI в, по свидетельству Симеона Солунского. В древние чины обручения входили благословение священника, обмен кольцами и соединение рук жениха и невесты. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД закончился к 9-10 векам. В это время развивается основной чин венчания, включая чтение Евангелия и Апостола, а также ектению " Рцем вси". Вторая часть включала преподание общей чаши после окончания литургии и молитву, отделенную от чина рядом литургических молитв. Во ВТОРОЙ ПЕРИОД 10-15 века венчание отделяется от литургии и создается вторая половина чина: после ектении " Рцем вси..." молитвы " Призывам Тебя Господи...", ектения " Исполним молитву...", " Заступи, спаси...", молитва общей чаши " Боже, вся сотворивший крепостию Твоею...", преподанием общей чаши брачующимся, троекратное обведение с пением тропарей вокруг аналоя. В 10-11 веках в состав первой части венчания вводится обычай вручения свечей вступающим в брак. Возложение венцов происходит со словами " Христос венчает" и чтением молитвы " Боже славою и честью венчавший святых Твоих...", а соединение рук словами " Христос присутствует". С 13 века употребляется уже современное благословение " Венчается раб Божий...", а соединение рук - обращенной к жениху фразой " Возьми ее(жену) из храма Господня". Затем священник троекратно осеняет новобрачных крестным знамением со словами " Отец благословляет, Сын венчает, Дух Святый освящает". Развитие второй части последования было связанно с обычаем причащать новобрачных. Вместе с причастием перешли в чин венчания ектении " Заступи, спаси...", возглас " И сподоби нас Владыко", молитва " Отче наш". Тогда же было внесено обращение к вступающим в брак " Будьте живы, новобрачные, Святая Троица да сохранит вас в единении" (13 век). Самым главным из дальнейших добавлений является троекратное обведение новобрачных вокруг аналоя с пением тропарей " Святые мученицы", " Слава Тебе, Христе Боже", " Исаие ликуй". У святого Симеона Солунского находим указание: после приветствия " Братия, всегда радуйтесь о Господе", священник берет новобрачных за руки и ведет их, делая круг в веселии о Христе, и поет с певчими песнь: " Святии мученицы" и др. По видимому, этот обряд развился из приветствия к новобрачным при наполнении общей чаши: " Радуйтесь о Господе". Для более полного выражения этой радости был присоединен круг - символ веселия. Приветствие и хождение по кругу имеют общее содержание и поэтому они находятся вместе. Тропари при венчании поются как напоминание о " благочестиво и целомудренно жившие - общники Христа и святых Его" (Симеон Солунский). Еще одна причина добавления их в чин - внутреннее соответствие их моменту радости. После внесения обычая надевать венцы на новобрачных, появилась необходимость их снимать. В 10 веке снятие венцов и молитва " Боже, Боже, наш, пришедший в Кану Галилейскую" совершалось уже в доме новобрачных. Сам чин же заканчивался напоением из общей чаши или же трехкратным хождением вокруг аналоя. Выполнение снятия венцов и молитвы в доме новобрачных требовало присутствия в нем священника, что не всегда было возможно. Поэтому в 15-16 веках возникает практика снимать венцы и читать соответствующую молитву не на дому, а прямо в Церкви. В это же время в чине появляется главопреклонная молитва " Отец, Сын и Божественный Дух..." и слова священника при снятии венцов " Возвеличися, женище...", " И ты, невесто...". В завершении развития чина из второй части были убраны слова приветствий " Радуйтесь о Господе", " Будьте живы, новобрачные..." и приобщение Святых Христовых Таин с относящимися к нему возгласами. Памятники 15 века еще говорят о причащении новобрачных, но с оговорками: " если они постились", " если достойны", и даже " если желают". С указанными изменениями чин венчания получил современный вид в 16 веке. [1, 22-25] Изложение последования венчания в Русской церкви от X – XII вв. не сохранилось, в XIV в. совершение Таинства брака было делом исключительно мирских священников. Жених и невеста сами обменивались кольцами, слова “обручается раб Божий…” не произносились. Не было молитвы “Господи Боже наш, иже отроку патриарха Авраама…” и сугубой ектеньи. В чине венчания не было вопросов к жениху и невесте о добровольном вступлении в брак, не было чтения Апостола и Евангелия. Брачующиеся причащались Преждеосвященными Дарами. В XV в. в чине обручения появляется обычай троекратного благословения обручаемых горящими свечами. В XVI в. брак предварялся “обыском” (расследованием, нет ли канонических препятствий к браку), с которым соединялся семейный сговор, и всё это оканчивалось молитвой священника. В день брака священник в доме жениха читал над ним “молитву жениху по невесту ехать”, потом с ним же ехал в дом к невесте, где тоже читал ряд особых молитв (часть из них входит теперь в последование второбрачных); родители благословляли жениха и невесту, и потом только все ехали в церковь (ни слов священника при обручении, ни вопросов в чине венчания о добровольном согласии нет). До XVIII в. обручение и венчание совершаются в разное время; в 1702 году Пётр I издаёт указ о необходимости промежутка в 6 недель между обручением и венчанием. Но в 1775 г. Синод постановил совершать иходновременно.
Литература: 1. Протоиерей Нефедов Г. Н. " Таинства и обряды Православной Церкви" 2. Протоиерей Владимир Воробьев " Введение в литургическое предание Православной Церкви, лекции 1993-1994 гг. НА КАКИЕ ЧАСТИ РАЗДЕЛЯЕТСЯ ЧИН ТАИНСТВА БРАКА. ВЫЯВИТЕ СМЫСЛ КАЖДОЙ ЧАСТИ Чинопоследование брака состоит и двух частей - обручения и венчания. Такое деление имеет духовный смысл: первая часть подготовительная, вторая - главная (подобно тому, как крещению предшествует оглашение, как Литургии верных предшествует Литургия оглашенных и т.д.). Здесь есть также и историческая причина. Чинопоследование брака стремилось церковно оформить брачные обычаи, бытовавшие у разных народов, воцерковить их. В этих обычаях всегда был сначала факт предварительного договора (сватовство, выкупы и т.п.) и уже сам факт брака - свадьба. Также древняя традиция отмечать особенные отношения между людьми ношением или обручением кольцом.[2, 44-45] На Руси два момента чинопоследования были раздвинуты, обручение совершалось заранее, для того чтобы проверить надежность и верность тех, кто собирается вступить в брак. В 19 веке решением Синода обручение и венчание были соединены, т.к. были нередки случаи что после обручения молодые передумывали вступать в брак, и было непонятно что с ними делать. Обручение запечатлевает церковное признание намерений и чувств жениха и невесты, скрепляет данное им друг другу слово своим благословением и молитвами и убеждает их в необходимости Божественного содействия во всей дальнейшей жизни. 1, 14 В последовании венчания отображена традиция церковного осмысления основ семейной жизни. Нераздельное жительство мужа и жены - это путь подвижничества, путь постоянного упражнения и поучения в заповедях Господних. Последование венчания своим молитвенно-благодатным строем полагает основание для совместной жизни по правилам Святой Церкви и для упражнения душ в усвоении науки христианской жизни. Обручение означает скрепление перед Богом взаимных обещаний вступающих в брак. Обручение–христианская форма естественного брака. В нём Церковью и Богом утверждается “глаголанное у брачующихся слово”. В венчания отображена традиция церковного осмысления семейной жизни.
Обручение - отражает естественный брак, брак между Адамом и Евой, " да будут двое одной плотью", брак до Христа, брак с целью деторождения. Венчание - образ " Христа и Церкви", преображенность человеческого бытия.
1. Протоиерей Нефедов Г. Н. " Таинства и обряды Православной Церкви" 2. Протоиерей Владимир Воробьев " Введение в литургическое предание Православной Церкви, лекции 1993-1994 гг. О Елеоосвещении Лютеране Определяют Таинства как “необходимые для христиан источники Благодати”, хотя почему они необходимы спасающимся “одной верой”, и какой вообще смысл должны иметь эти видимые священнодейства при отсутствии видимой Церкви? Протестантам ответить трудно. Они называют Таинства “печатями” и “знаками” обетований Божиих, необходимыми для усиления веры. Хотя вера возбуждается Словом и без них. В “Апологии Аугсбургского исповедания” (1530) Миропомазание, Брак, Священство, Елеосвящение “не установлены Богом и не могут называться Таинствами, хотя и могут быть употребляемы для напоминания о Боге перед простецами”. Истинных Таинств три: Крещение, Причащение, Разрешение от грехов (последнее без видимого знака).
Кальвинизм Два таинства – Крещение и Причащение.
Установление Таинства Елеосвящения.
По свидетельству Св.Писания, Т.Е. имеет Богоучрежденный характер. Ев.Мк повествует, что апостолы, посланные Спасителем мира, “проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли” (Мк 6: 12-13). В посл. ап. Иакова указывается прядок совершения этого Таинства и условия участия в нем. “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви. И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь, и если он сделал грехи, простятся ему” (Иак.5: 14-15). Апостол говорит здесь о принятом Церковью и хорошо известном христианам священнодействии, ибо еще Христом была дана им заповедь: “больных исцеляйте, прокаженных очищайте” (Мф 10, 8). По этой заповеди действием Д.Св. апостолы совершали Таинство Елеосвящения. Молитва веры и помазание елеем во имя Господа составили основу чинопоследования Елеосвящения. Благодатными свойствами его были прощение грехов, физическое выздоровление и укрепление духа болящего человека. До VI в. больные призывали клириков домой. С VI в. предпочтение отдается храмам, т.к. тесно связано с Литургией и больницы строили при храмах. С ХIII в. больницы при храмах не строят, Елеосвящение освобождается от связи со службами суточного круга: вечерни, утрени и Литургии. С ХIV в. – обособление частей последования Елеосвящения от храмового богослужения. Вечерня опускается, песнопения и молитвословия утрени сливаются с чином Елеосвящения. Вновь возникает обычай совершать Таинство Елеосвящения в частных домах.
Условия совершения Т.Е. Как и над кем оно м.б. совершено?
Апостол Иаков, заповедуя болящему призывать пресвитеров для совершения Таинства, не указывает их числа. В Древней Церкви многие (много) пресвитеры совершали Таинство, но по необходимости совершал и один пресвитер. Особенно во времена гонений. В 1У-У1 в.в. Таинство совершает один пресвитер, но была и практика совершения тремя пресвитерами. В VII-VIII в.в. входит обычай совершать Таинство семью пресвитерами (Св. Симеон еп. Фессалоникийский считает, что это символизирует 7 Даров Духа, исчисляемых у пророка Исаии (11, 2) и семикратное обхождение Иерихона семью священниками В.З.), и после этого устанавливается следующее правило: общепринятое число совершения Т.Е. – семь пресвитеров. Допускается увеличение и уменьшение этого числа. Наряду с пресвитерами с древнейших времен совершителями этого Таинства были и епископы.
Лампада для елея. В современном чине Е. eсть указание, что елей для освящения вливается в кадило молитвомаслия. Кадило молитвомаслия получило свое название из обычая брать елей для Таинства из церковных лампад, горевших перед иконами Спасителя, Богоматери, Креста Господня и из светильника святого алтаря.
Возжение светильника. Начиная с IХ-Х в.в. в чине Елеосвящения употребляются возженные светильники. В славянских рукописных Требниках наряду с возжением светильников говорится о возжении свечей перед совершением Т.Е. Светильники возжигались во время чтения Апостола и Евангелия, а свечи – в начале чина. Требники, изданные при патриатхе Никоне, сохранили только практику возжения свечей.
Употребление вина и воды. В чине Елеосвящения есть указание об употреблении вместе с елеем при помазании воды и вина. Впервые об этом говорят рукописи ХII в. В древнехристианской церкви для освящения елея и воды служили одни и те же молитвы. В этих молитвах вода утверждалась целительным веществом, как и елей, удаляющим всякую болезнь. В силу таких свойств освященная вода получила широкое распространение, почему и вошла в чин Елеосвящения.
Седмиричное число помазаний Св. елеем болящих восходит к обычаю древних христиан, пресвитеров посещать больных для молитвы о них в продолжени семи дней подряд. Это число и составило полный круг благодатного врачевания болящих. Таинство Е. М.б. совершено во всякое время церковного года и во всякое время дня и ночи, если этого требует состояние больного.
Лица, воспринимающие силу Таинства Св. елея: 1. Болящие – ради врачевания их болезней и отпущения их грехов. 2. Кающиеся – для отпущения грехов. 3. Здоровые – к уврачеванию духовных недугов – грехов.
Как понималось соотношение Т.Е. и Таинства Покаяния и Евхаристии в древности и в настоящее время.
В ХV в. в Русской Церкви существовало два чина Елеосвящения. Первый, последование Таинства “по уставу Иерусалимскому”. Согласно этому уставу последование Таинства соединено со службой за болящего. Начиналась она вечерней. На другой день по утру пелась “Агрипия” за болящего Затем предварительные моления и утреня, на еоторой к дневной службе присоединялась служба за болящего. После утрени – Литургия, на которой проскомидия совершалась на трех просфорах: одна из них назначалась для Св.Агнца, другая – Богородичная, третья – за болящего. После Вел.Ектинии священники исходили из алтаря на середину Храма, где происходило чтение 7 Апост. и 7 Еванг. и возложение Евангелия на главу болящего. По окончании Литургии священники мазали болящего маслом. Этот чин только в чтении некоторых молитв, Апостолов и Евангелий сходен с нынешним, а в остальном отличается от него. Другой чин Елеосвящения по своему порядку более близок нынешнему. Главное отличие этого чина от Иерусалимского состояло в том, что он не соединяется с Литургией, и помазание болящего не было отделено от самого чина Елеосвящения. Второй чин в ХVI в. сделался преобладающим, и Таинство совершалось или утром, или вечером, а Иерусалимский чин исчез из употребления. Существование Иерусалимского чина свидетельствует о тесной связи Таинства Е. с Т.Евхаристии. С другой стороны, практика совершения Т. Елеосвящения над кающимися в древней Церкви свидетельствует о том же. Первое по времени указание на применение его над кающимися принадлежит Оригену. Он связывает исповедь перед священником с отпущением грехов в Таинстве Елеосвящения. “Есть еще… отпущение грехов через покаяние, очень трудное и тяжелое, когда грешник омывает слезами ложе свое, … когда не стыдится открыть грех свой священнику и испросить у него врачества… В этом исполняется и то, что апостол говорит: болен ли кто из вас… и если сделал грехи, простятся ему”. Первоначально Св. елей преподавался кающимся в виде опасности смерти, чтобы очищением от грехов дать им возможность достойно причаститься Св. Тайн. А затем он мог применяться и вообще к кающимся для примирения их с Церковью или даже просто для отпущения грехов. Свт. Симеон, еп. Фессалоникийский (VII-VIIIв.в.) свидетельствует о практике Таинства Св. елея над кающимися прошедшими правило покаяния и готовящимися к приобщению Св. Тайн. Дальнейшим развитием литургической практики совершения Т. над кающимися явилось совершение его над здоровыми. С Х в. этот обычай весьма твердо зафиксирован литургическими памятниками. В Греческой Церкви помимо попутного помазывания всех присутствующих при совершении Таинства, последнее совершалось нарочито над здоровыми. Иерусалимский устав предназначал чмн Елеосвящения в одинаковой мере “здоровому и болящему”. “Елеосвящение – читаем у одного греческого писателя ХХ в. – представляется и для всякого верного, чувствующего, что он имеет нужду в благословении и укреплении Богом через это Т., чтобы неосужденно причаститься Божественной Евхаристии. Поэтому оно и повторяется в нашей Церкви столь часто, сколь верующий имеет в нем нужду”. Помимо совершения Елеосвящения над отдельными лицами в здоровом состоянии, существовал и существует в Греческой Церкви обычай общего маслосвящения в известные дни года. Этот обычай существует и в Русской Церкви. Профессор Н.Красносельцев полагает, что он обязан своим происхождением обряду воссоединения кающихся с Церкрвью посредством елея. В Восточной Церкви днем воссоединения кающихся и крещения оглашенных была Пасха или канун ее – Великая Суббота; в Западной Церкви – Великий Четверг. Другое объяснение происхождения общего маслосвящения в том, что в Греческой Церкви в некоторых случаях для отпущения грехов кающимся и примирение их с Церковью совершалось Таинство Св. елея. После упразднения особых разрядов кающихся в Церкви остались одни члены Церкви, нуждающиеся в очищении от грехов и достойном причащении. Отсюда применение ко всем верующим того, что раньше совершалось над каждым в отдельности, должно было казаться естественным и целесообразным. Как связанное с очищением от грехов и достойным причащением, общее маслособорование совершалось в те дни, которые христианами избирались преимущественно для исповеди и причащения. Такими днями были дни Великого Поста.
Апостольское и Евангельские чтения Таинства Елеосвящения; связь их содержания с содержанием Таинства. Первое чтение: Иак 5: 10-16 Лк 10: 25-37 10 В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.
Е чтение: 1Кор12: 27-13: 8 27 И вы -- тело Христово, а порознь -- члены. 1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я -- медь звенящая или кимвал звучащий. Ое чтение: 2Кор6: 15-18, 7: 1 Мф8: 14-23 15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? 1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
Ое чтение: 2Кор1: 8-11 Мф25: 1-13 8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
Ое чтение: Гал5: 22-6: 2 Мф15: 21-28 22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
Ое чтение: 1Фес5: 14-23 Мф9: 9-13 14 Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Литургическое предание ЕВХАРИСТИЯ Место тропаря третьего часа, история и причины его появления в составе Евхаристического канона. Уже в глубокой древности, много столетий назад, неизвестно где и как, еще в рукописной традиции появилась так называемая интерполяция, т.е. вставка. Вставка тропаря третьего часа. После молитвы-эпиклезы вставляется тропарь: “Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся”. В течение многих последних веков православные священники и епископы на этом месте читают трижды тропарь третьего часа, который, по существу, является тем же призыванием Святого Духа, т. е. усилением эпиклезы. Интерполяция эта - явление довольно печальное, хотя она и вошла в обиход и традицию очень прочно. И сейчас ни один священник, ни один епископ не дерзает эту молитву опускать, хотя в новом издании “Служебника” эта молитва поставлена в скобки. Уже довольно давно греки обнаружили, что в древности этого тропаря не было, что это позднейшая вставка, которая искажает древний текст анафоры, и убрали молитву третьего часа. Ни в греческой, ни в других восточных Церквах молитву третьего часа не произносят. Действительно, во-первых в древности в литургии ее не было. Во-вторых вся анафора есть обращение к Богу-Отцу. “И сотвори убо Хлеб сей Честное Тело Христа Твоего”, - это обращение к Богу-Отцу; “…низпосли Духа Твоего Святого на ны…” - к Богу-Отцу и “Сотвори убо Хлеб сей…” - к Богу-Отцу. А в середине этой непрерывной молитвы вставлена молитва третьего часа, которая обращена к Богу-Сыну, ко Второму Лицу Святой Трицы. Единая молитва искусственно разрывается. И вполне понятно, что греки, обнаружив такую несогласованность, упразднили ее. На Руси мы до сих пор не можем от этой ошибки освободиться. Конечно, молитва третьего часа не мешает литургии, но нарушается некая стройность, цельность, красота древней анафоры. Особенно грустно это бывает тогда, когда происходит совместное служение с греками. Интерполяция эта происходит из борьбы католического понимания сакраментальной формулы и православного понимания. Борьбы во многом надуманной, потому что следовало бы просто сказать, что в православии никакой тайносовершительной формулы не было и не будет. Вся анафора Василия Великого и Иоанна Златоустого есть целиком совершительная. Таинство есть тайна, в таинстве совершается чудо, и бесполезно и безнадежно говорить о том, в какой момент, какими словами юридически его можно совершить. Лобзание мира: совершение его в древности и наше время. Произнося слова: Мир всем! священник возвещает тем примирение и в знак его общее целование. Диакон поддерживает тоже чувство и настроение духа, возглашая: возлюбим друг друга… В это время в первенствующей церкви целовали друг друга не только священнослужители, как это происходит теперь, но и все, находившиеся в храме, мужчины с мужчинами, женщины с женщинами. Когда один говорил: мир ти, тогда другой отвечал ему: и духови твоему. Лобзание мира – древнейший священный обряд. Основанием установления его в Церкви признается завещание Спасителя: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. (Мф. 5: 23, 24). Чтоб исполнить эту спасительную заповедь, апостолы, при возношении даров, установили творить лобзание святое и лобзание любве, в знамение искренняго союза во Христе, примирения и отпущения взаимных обид и оскорблений; дабы, соединяясь духом любви, все единомысленно и единодушно прославляли Бога: да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущною и нераздельную. Тертуллиан называет это лобзание печатью молитв (Тертуллиан. О молитве гл. 14). Древние целовали друг у друга иногда голову, иногда глаза, шею, иногда же руки, лицо и плечи, как и ныне делают священнослужители в Алтаре. Порядок целования в Алтаре между священнослужителями следующий: Так как Начальник любви и мира есть Господь, и любить Бога от всего сердца и всея душши есть первая Заповедь, то священник или Архиерей, покланяясь три раза перед Престолом, исповедует, во-первых, к Богу свою любовь словами: возлюблю тя, Господи, крепости моя! Потом, преклоняясь, лобызает Святые Дары, как лик Господа, и край святой трапезы, как престол триипостасного Божества, и Алтарь Его, возглашая при этом молебное славословие Святой Троицы: Святый Боже, Святый Крепкий…Приняв таким образом от Господа и Алтаря Его мир, творит целование с прочими Священнослужителями, приветствуя каждого братолюбно: Христос посреди нас! На что другой ответствует: и есть и будет; целуют же друг друга в рамена, означая тем, что они равно подлежат игу Христову и носят ярем Его на своих раменах. В этом смысле Симеон Фессалонитский именует священника подъяремником Христовым. Тоже творят Диаконы между собою, облабызав прежде каждый на своем ораре изображение креста, в знак испрошения мира у Бога, и во свидетельство своей к нему любви; и молятся тогда вышеупомянутыми же словами: возлюблю Тя, Господи! Из истории церкви не видно, когда и по какой причине упразднился благочестивый обряд взаимного целования народа. Как и многие находятся сегодня в Литургии действия и обряды, которые к обстоятельствам настоящих времен не имеют никакого исторического отношения, а только показывают нам святые обыкновения древней церкви. В современной церкви взаимное целование всех вышло из употребления; но зато каждый, при возглашении: возлюбим друг друга должен, забыв все неудовольствия, простить другому обиды и мысленно братски обнять его, с чувством кротости и любви. Иначе ни молитвы его не могут быть благоприятными Богу, ни дары его спасительными для души: И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших. (Мк. 1: 25). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы