Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Смысл и значение Таинства Елеоосвещения.
Елеоосвещением называют Таинство, в котором при помазании тела освященным елеем на болящего человека нисходит Благодать Божия, врачующая его телесные и духовные немощи. Таинство Елеоосвещения предлагается членам Христовой Церкви не как последнее напутствие умирающим, а как Таинство исцеления, возможность приостановить процесс духовного и физического умирания и ввести человека в благодатную атмосферу жизни Царства Божия. Причиной этого отделения являются грехи людей, особенно неосознанно совершенные. Они же – и виновники физического нездоровья человека. Через Таинство Елеоосвещения болящий, как одичавшая ветвь, прививается к Благодатной Лозе – Госп. И.Х., чтобы живительные соки Ее вновь потекли в сердце и соделали его жить по заповедям Божиим. Священники получили от Господа власть обновлять приток целительных сил евангельской благодатной жизни в человечские души для воздействия соборной молитвой на греховные преграды, не доступные обычному покаянию христиан. Подлинное исцеление человека, по взгляду Церкви, состоит не только в восстановлении его физического здоровья, но и в изменении его восприятия болезни, страданий и смерти. Если мученики радостно принимали пытки и мучения, видя в них участие в страданиях Христовых, то таким же мученичеством, свидетельством могут и должны стать для христианина его болезни и страдания. Об этом молится Церковь: да обратится отчаяние страдающего к свету и да узрит он победу света в себе. Известно, что во Христе страдания не устраняются, а преображаются в победу, и в этой победе – единственное исцеление. Страдание стало подвигом, преображением. Оно стало знаком той победы, в которой даже видимое поражение человека, умирание его становится путем к Вечной Жизини. Человек, испытавший целительную силу Таинства Елеосвящения, утверждает себя в любви и доверии к Господу. “Живем ли или умираем, - всегда Господни” (Рим. 14: 7-8). Наконец, Таинство Елеосвящения выявляет волю Божию о болящем. Человек либо исцеляется и возвращается к участию в жизни Церкви, либо смиряется с дозволением смерти разрушить тленное тело, уже не нужное для земной Церкви и сокровенных путей Божиих.
Отличие Православного учения о Т.Е. от Католического и Протестантского.
Католики. Воззрение на Соборование или Елеосвящение у католиков сейчас фактически не отличается от православного. Воззрение на соборование – как на последнее помазание, которое преподается только умирающим отринуто. Сейчас они вернулись к изначальному церковному новозаветному взгляду на Соборование, как на Таинство, которое преподается болящим, не умирающим. Под очевидным влиянием католичества в ХУ111-Х1Х в.в. у нас тоже Соборование употреблялось преимущественно для людей, находящихся у порога земной жизни.
Лютеране Определяют Таинства как “необходимые для христиан источники Благодати”, хотя почему они необходимы спасающимся “одной верой”, и какой вообще смысл должны иметь эти видимые священнодейства при отсутствии видимой Церкви? Протестантам ответить трудно. Они называют Таинства “печатями” и “знаками” обетований Божиих, необходимыми для усиления веры. Хотя вера возбуждается Словом и без них. В “Апологии Аугсбургского исповедания” (1530) Миропомазание, Брак, Священство, Елеосвящение “не установлены Богом и не могут называться Таинствами, хотя и могут быть употребляемы для напоминания о Боге перед простецами”. Истинных Таинств три: Крещение, Причащение, Разрешение от грехов (последнее без видимого знака).
Кальвинизм Два таинства – Крещение и Причащение.
Установление Таинства Елеосвящения.
По свидетельству Св.Писания, Т.Е. имеет Богоучрежденный характер. Ев.Мк повествует, что апостолы, посланные Спасителем мира, “проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли” (Мк 6: 12-13). В посл. ап. Иакова указывается прядок совершения этого Таинства и условия участия в нем. “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви. И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь, и если он сделал грехи, простятся ему” (Иак.5: 14-15). Апостол говорит здесь о принятом Церковью и хорошо известном христианам священнодействии, ибо еще Христом была дана им заповедь: “больных исцеляйте, прокаженных очищайте” (Мф 10, 8). По этой заповеди действием Д.Св. апостолы совершали Таинство Елеосвящения. Молитва веры и помазание елеем во имя Господа составили основу чинопоследования Елеосвящения. Благодатными свойствами его были прощение грехов, физическое выздоровление и укрепление духа болящего человека. До VI в. больные призывали клириков домой. С VI в. предпочтение отдается храмам, т.к. тесно связано с Литургией и больницы строили при храмах. С ХIII в. больницы при храмах не строят, Елеосвящение освобождается от связи со службами суточного круга: вечерни, утрени и Литургии. С ХIV в. – обособление частей последования Елеосвящения от храмового богослужения. Вечерня опускается, песнопения и молитвословия утрени сливаются с чином Елеосвящения. Вновь возникает обычай совершать Таинство Елеосвящения в частных домах.
Условия совершения Т.Е. Как и над кем оно м.б. совершено?
Апостол Иаков, заповедуя болящему призывать пресвитеров для совершения Таинства, не указывает их числа. В Древней Церкви многие (много) пресвитеры совершали Таинство, но по необходимости совершал и один пресвитер. Особенно во времена гонений. В 1У-У1 в.в. Таинство совершает один пресвитер, но была и практика совершения тремя пресвитерами. В VII-VIII в.в. входит обычай совершать Таинство семью пресвитерами (Св. Симеон еп. Фессалоникийский считает, что это символизирует 7 Даров Духа, исчисляемых у пророка Исаии (11, 2) и семикратное обхождение Иерихона семью священниками В.З.), и после этого устанавливается следующее правило: общепринятое число совершения Т.Е. – семь пресвитеров. Допускается увеличение и уменьшение этого числа. Наряду с пресвитерами с древнейших времен совершителями этого Таинства были и епископы.
Лампада для елея. В современном чине Е. eсть указание, что елей для освящения вливается в кадило молитвомаслия. Кадило молитвомаслия получило свое название из обычая брать елей для Таинства из церковных лампад, горевших перед иконами Спасителя, Богоматери, Креста Господня и из светильника святого алтаря.
Возжение светильника. Начиная с IХ-Х в.в. в чине Елеосвящения употребляются возженные светильники. В славянских рукописных Требниках наряду с возжением светильников говорится о возжении свечей перед совершением Т.Е. Светильники возжигались во время чтения Апостола и Евангелия, а свечи – в начале чина. Требники, изданные при патриатхе Никоне, сохранили только практику возжения свечей.
Употребление вина и воды. В чине Елеосвящения есть указание об употреблении вместе с елеем при помазании воды и вина. Впервые об этом говорят рукописи ХII в. В древнехристианской церкви для освящения елея и воды служили одни и те же молитвы. В этих молитвах вода утверждалась целительным веществом, как и елей, удаляющим всякую болезнь. В силу таких свойств освященная вода получила широкое распространение, почему и вошла в чин Елеосвящения.
Седмиричное число помазаний Св. елеем болящих восходит к обычаю древних христиан, пресвитеров посещать больных для молитвы о них в продолжени семи дней подряд. Это число и составило полный круг благодатного врачевания болящих. Таинство Е. М.б. совершено во всякое время церковного года и во всякое время дня и ночи, если этого требует состояние больного.
Лица, воспринимающие силу Таинства Св. елея: 1. Болящие – ради врачевания их болезней и отпущения их грехов. 2. Кающиеся – для отпущения грехов. 3. Здоровые – к уврачеванию духовных недугов – грехов.
Как понималось соотношение Т.Е. и Таинства Покаяния и Евхаристии в древности и в настоящее время.
В ХV в. в Русской Церкви существовало два чина Елеосвящения. Первый, последование Таинства “по уставу Иерусалимскому”. Согласно этому уставу последование Таинства соединено со службой за болящего. Начиналась она вечерней. На другой день по утру пелась “Агрипия” за болящего Затем предварительные моления и утреня, на еоторой к дневной службе присоединялась служба за болящего. После утрени – Литургия, на которой проскомидия совершалась на трех просфорах: одна из них назначалась для Св.Агнца, другая – Богородичная, третья – за болящего. После Вел.Ектинии священники исходили из алтаря на середину Храма, где происходило чтение 7 Апост. и 7 Еванг. и возложение Евангелия на главу болящего. По окончании Литургии священники мазали болящего маслом. Этот чин только в чтении некоторых молитв, Апостолов и Евангелий сходен с нынешним, а в остальном отличается от него. Другой чин Елеосвящения по своему порядку более близок нынешнему. Главное отличие этого чина от Иерусалимского состояло в том, что он не соединяется с Литургией, и помазание болящего не было отделено от самого чина Елеосвящения. Второй чин в ХVI в. сделался преобладающим, и Таинство совершалось или утром, или вечером, а Иерусалимский чин исчез из употребления. Существование Иерусалимского чина свидетельствует о тесной связи Таинства Е. с Т.Евхаристии. С другой стороны, практика совершения Т. Елеосвящения над кающимися в древней Церкви свидетельствует о том же. Первое по времени указание на применение его над кающимися принадлежит Оригену. Он связывает исповедь перед священником с отпущением грехов в Таинстве Елеосвящения. “Есть еще… отпущение грехов через покаяние, очень трудное и тяжелое, когда грешник омывает слезами ложе свое, … когда не стыдится открыть грех свой священнику и испросить у него врачества… В этом исполняется и то, что апостол говорит: болен ли кто из вас… и если сделал грехи, простятся ему”. Первоначально Св. елей преподавался кающимся в виде опасности смерти, чтобы очищением от грехов дать им возможность достойно причаститься Св. Тайн. А затем он мог применяться и вообще к кающимся для примирения их с Церковью или даже просто для отпущения грехов. Свт. Симеон, еп. Фессалоникийский (VII-VIIIв.в.) свидетельствует о практике Таинства Св. елея над кающимися прошедшими правило покаяния и готовящимися к приобщению Св. Тайн. Дальнейшим развитием литургической практики совершения Т. над кающимися явилось совершение его над здоровыми. С Х в. этот обычай весьма твердо зафиксирован литургическими памятниками. В Греческой Церкви помимо попутного помазывания всех присутствующих при совершении Таинства, последнее совершалось нарочито над здоровыми. Иерусалимский устав предназначал чмн Елеосвящения в одинаковой мере “здоровому и болящему”. “Елеосвящение – читаем у одного греческого писателя ХХ в. – представляется и для всякого верного, чувствующего, что он имеет нужду в благословении и укреплении Богом через это Т., чтобы неосужденно причаститься Божественной Евхаристии. Поэтому оно и повторяется в нашей Церкви столь часто, сколь верующий имеет в нем нужду”. Помимо совершения Елеосвящения над отдельными лицами в здоровом состоянии, существовал и существует в Греческой Церкви обычай общего маслосвящения в известные дни года. Этот обычай существует и в Русской Церкви. Профессор Н.Красносельцев полагает, что он обязан своим происхождением обряду воссоединения кающихся с Церкрвью посредством елея. В Восточной Церкви днем воссоединения кающихся и крещения оглашенных была Пасха или канун ее – Великая Суббота; в Западной Церкви – Великий Четверг. Другое объяснение происхождения общего маслосвящения в том, что в Греческой Церкви в некоторых случаях для отпущения грехов кающимся и примирение их с Церковью совершалось Таинство Св. елея. После упразднения особых разрядов кающихся в Церкви остались одни члены Церкви, нуждающиеся в очищении от грехов и достойном причащении. Отсюда применение ко всем верующим того, что раньше совершалось над каждым в отдельности, должно было казаться естественным и целесообразным. Как связанное с очищением от грехов и достойным причащением, общее маслособорование совершалось в те дни, которые христианами избирались преимущественно для исповеди и причащения. Такими днями были дни Великого Поста.
Апостольское и Евангельские чтения Таинства Елеосвящения; связь их содержания с содержанием Таинства. Первое чтение: Иак 5: 10-16 Лк 10: 25-37 10 В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы