Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Литургия верных святого Кирилла Иерусалимского.



Β начале литургии верных диакон подает умывать руки литургисающему иерею и окружающим жертвенник пресвитерам. Затем следует лобзание мира при возгласе диакона: “Возлюбим (т.е. облобызаем) друг друга.”

Сама анафора идет таким порядком:

 

Иерей: “Гopé сердца.”

Народ: “Имеем ко Господу.”

Иерей: “Благодарим Господа.”

Народ: “Достойно и праведно.”

 

“После этого мы вспоминаем небо и землю и море, солнце и месяц, звезды, всякую тварь словесную и бессловесную, видимую и невидимую, Ангелов, Архангелов, Силы, Господства, Начала, Власти, Престолы, многоликих Херувимов, говоря громко слова Давидовы: “Возвеличите Господа со мною.” Мы вспоминаем и Серафимов, которых увидел в Духе Святом Исаия, предстоящих кругом Престола Божия и двумя крыльями закрывающих лицо, двумя ноги и двумя летающих и говорящих: “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф.” Вследствие этого мы произносим это благословение Серафимов, переданное нам, чтобы нам стать общниками песнопения пренебесных воинств.

Поистине, мы должны благодарить, потому что Он примирил нас, Своих врагов, удостоил нас духа усыновления. Поэтому, благодаря Его, мы совершаем достойное и праведное дело, ибо Он, не только праведное, но и сверхправедное творя, облагодетельствовал нас и удостоил нас стольких благ...

B ночь, в которую Господь наш Иисус Христос был предан, Он, взяв хлеб в пречистые Свои руки, возблагодарив, преломил его и дал Своим ученикам со словами: “Приимите, ядите, сие есть Тело Мое.” И, взяв чашу и возблагодарив, Он сказал: “Приимите, пийте; сия есть Кровь Моя, за многих изливаемая во оставление грехов.”

Потом, освятив сами себя этими духовными песнопениями, мы умоляем человеколюбивого Бога низпослать Святаго Духа, Который глаголил в законе и пророках, в Ветхом и Новом Заветах, Который сошел на Господа Иисуса Христа в виде голубя, Который в день Пятидесятницы сошел на апостолов в виде огненных языков, здесь в Иерусалиме в первенствующей Церкви апостольской, низпослать Его на предложенные Дары, чтобы соделать хлеб Телом Христовым, a вино — Кровию Христовою.”

Затем следуют y святого Кирилла ходатайственные молитвы, т.е. молитвы за “общий мир Церквей, за благостояние мира, за царей, за войско, за болящих и немощных и всех, требующих помощи, и за все это приносим эту Жертву. Затем поминаем прежде почивших патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы Господь принял эту жертву по их молитвам и их предстательству. Затем приносим жертву за прежде почивших святых отцов, за епископов и, вообще, за всех наших прежде почивших братьев.”

Потом следует преподанная Господом Своим ученикам молитва “Отче наш.” После возгласа “Аминь” бывает возношение со словами “Святая святым.” И мы говорим: “Един Свят, Един Господь, Иисус Христос.”

Момент причащения описывается святым Кириллом Иерусалимским так: при пении стиха “Вкусите и видите, яко благ Господь” верные подходят к святому жертвеннику Божию и принимают Тело Христово в руки, сложив, как престол для Царя, правую ладонь на левую и говорят “аминь.” Потом причащаются Крови Господней также со словом “аминь.” Затем происходит чтение благодарственной молитвы Богу, удостоившему верных столь великих таинств.

 

Литургия святого Иоанна Златоуста.

Переходя к описанию святого Иоанна Златоуста, напоминаем, что это — не сама литургия Златоуста, a только описание, составленное из различных произведений его. Формуляр самой литургии Златоуста относится к гораздо более поздней эпохе. Наиболее древние из нам известных суть Барберинов и Порфириев, оба не старее VIII века.

Из произведений самого Златоуста, т.е. из различных проповедей его, произнесенных в антиохийский период, евхаристическое богослужение может быть реконструировано приблизительно в такой схеме:

 

Литургия оглашенных.

Чтение Писаний.

Иерей, восходя на трон, говорит: “Мир всем.”

Народ: “И духу твоему.”

Читающий Пророчества начинает: “Так говорит Господь.”

Читающий Апостола: “Явилась благодать Божия”... и т.д. из послания к Титу 2: 11[110] и след.

Певчий поет, и все внимают.

Евангелие.

Проповедник: “Мир всем.”

Народ: “И духу твоему.”

Проповедь.

 

Литургия оглашенных кончается следующим образом:

 

Оглашенные лежат на земле, и диакон говорит: “Помолимся прилежно об оглашенных.”

Народ: “Господи, помилуй.”

“Станем добро. Помолимся.

Чтобы Всемилостивый и щедрый Бог услышал молитвы их.

Чтобы Он открыл уши сердец их и огласил их словом истины.

Чтобы Он посеял страх Свой в них и утвердил веру Свою в помышлениях их.

Чтобы открыл им Евангелие правды.

Чтобы Он дал им дух (ν ο ϋ ν ) божественный, целомудренный помысл и добродетельное житие, чтобы всегда разуметь Его, мыслить ο Нем, упражняться в Нем, пребывать в законе Его день и ночь, помнить заповеди Его и хранить оправдания Его.

Помолимся еще прилежнее ο них.

Чтобы Господь изъял их от всякаго лукаваго и неподобнаго дела, от всякаго дьявольскаго греха и всякаго обстояния сопротивнаго.

Чтобы Он удостоил их во время благопотребное купели возрождения (бани пакибытия), оставления грехов и одежды нетления.

Чтобы Он благословил входы и исходы их, всю жизнь их и домочадцев; чтобы Он благословил возрастить детей их и умудрил их довести до меры возраста.

Чтобы Он исправил им все предлежащее к пользе.

Восстаньте.

Оглашенные, просите ангела мира.

Просите дать вам прочее время жизни мирное.

Просите даровать вам настоящий день мирный и все дни вашей жизни.

Просите христианской кончины вашей.

Просите добраго и полезнаго.

Предайте сами себя живому Богу и Христу Его.

Преклоните главы.”

Иерей: “Мир всем.”

Народ: “И духу твоему.”

Такое начало благословения.

Все возглашают: “Аминь.”

Диакон: “Помолимся прилежно об одержимых.”

Народ: “Господи, помилуй.”

Диакон: “Преклоните главы.”

Иерей: “Мир всем.”

Народ: “И духу твоему.”

Такое начало благословения.

Диакон: “Помолимся прилежно ο кающихся.”

Народ: “Господи, помилуй.”

Иерей: “Мир всем.”

Народ: “И духу твоему.”

Такое начало благословения.

Диакон: “Все те, кто кается, изыдите.”

Двери закрываются.

 

Литургия верных.

Все подобным образом лежат долу.

Диакон: “Помолимся ο всей вселенной.”

Народ и дети: “Господи, помилуй.”

Диакон: “О Церкви, протяженной до пределов земли.

Ο всех епископах, ο пресвитерах, чтобы им воспринять и правильно править слово истины.

Ο царех и властех.

Ο всех, кто здесь и повсюду.

Ο тех, кто в болезнях, рудниках и тяжких работах.

Об одержимых.

Ο земле и море.

Ο воздухах.”

И все мы подобным образом встаем.

Диакон: “Просим ангела мира.

Просим прочее время (жизни) мирное.”

Иерей: “Мир всем.”

Народ: “И духу твоему.”

Такое начало благословения.

 

Лобзание мира.

Желая принести дар, лобзают друг друга.

 

Приношение.

“He могущие молиться, изыдите.

Познайте друг друга.

Станем добро прямо (прό сти).”

 

Анафора.

Иерей: “Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и Отца и общение Святаго Духа да будет со всеми вами.”

Народ отвечает: “И со духом твоим.”

Иерей: “Имеем горé наши ум и сердца.”

Народ: “Мы имеем ко Господу.”

Иерей: “Благодарим Господа.”

Народ: “Достойно и праведно.”

Тогда начинает иерей благодарение (Евхаристию).

“Когда я сказал “благодарение” (Евхаристия), то я раскрываю все сокровище благодеяния Божиего и вспоминаю те великие дары. Ибо и мы, прибавляя y Чаши благословения несказанные благодеяния Божии, поскольку мы воспользовались от этих благодеяний, и приносим и причащаемся, благодаря, что Господь избавил от лжи человеческий род, что приблизил дальних и что Он приобрел Себе братьями и сонаследниками тех, кто не имеет надежды и кто без упования на Бога в этом мире. Благодаря за это и все подобное, мы подходим.

Вспомни, с кем ты стоишь во время таинства, с Херувимами, с Серафимами... и как можешь ты с ними говорить:

“Свят, Свят, Свят; полны суть небо и земля Твоей славы.”

“Приношение (π ρ ο σ φ ο ρ ά ) это есть то, что Христос дал ученикам, и теперь его творят иереи, так что слова, которые прο возгласил Бог, суть те же, которые и иерей говорит теперь, и поэтому и приношение то же.”

 

Призывание.

Иерей стоит пред трапезой, воздев руки к небу, призывая Святаго Духа прийти и коснуться предложенных Даров, чтобы благодать, сойдя на жертву, омыла через нее души всех и показала их более светлыми, чем очищенное в огне серебро.

Иерей делает знак креста над предложением.

 

Ходатайство.

“Предлежит общая очистительная жертва за весь мир (за вселенную); поэтому мы с дерзновением молимся тогда за вселенную, за кафолическую Церковь, простирающуюся из края в край вселенной; иерей приступает к Богу, молясь угасить повсюду войны, успокоить волнения; прося ο мире, ο благоустроении, ο скором избавлении каждому от всех належащих зол, личных и общественных. Мы поминаем перед Святыми Дарами отшедших и приступаем с молитвой ο них пред Агнцем, зде лежащим и взявшим на Себя грехи мира.”

Ходатайство кончается возгласом “во веки веков.”

Народ: “Аминь.”

Иерей и народ: “Отче наш, Иже еси на небесех...”

Иерей преломляет Хлеб.

Диакон, представ пред жертвенником, возглашает: “Помолимся все вкупе...

Ο всех почивших во Христе и всех совершающих ο них воспоминание.”

Открываются двери и износится Жертва.

Иерей: “Святая святым.”

 

Причащение.

Верные подходят к алтарю, и диаконы (ο ι δ ι α κ ο ν ο ύ μ ε ν ο ι ) разделяют Дары. Певцы поют псалом 144: “Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю мой...” и народ к каждому стиху псалма подпевает: “Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пишу их в свое время.”

Затем бывает “последнее благодарение, ” т.е. благодарственные молитвы после причастия.

Диакон возглашает: “Идите в мире.”

 

Из описания Литургии этими двумя церковными писателями IV века (святым Кириллом Иерусалимским и святым Иоанном Златоустом) можно усмотреть уже значительную разработанность, как отдельных действий, движений и жестов с оглашенными, кaющимися и др. или во время причащения или чтения Писания, так и самих выражений молитв. Гораздо более подробно очерчивается в евхаристической молитве момент творения мира, искупительный подвиг Христа, ангельское славословие, молитва призывания Святого Духа и т.д. Литургические формы принимают свою бό льшую отделанность, выраженность и занимают прочное место в чине богослужения. Чин усложняется внесением разных подробностей. От прежней харизматической настроенности апостольского века не осталось и следа. Вероятно, был уже записанный формуляр службы, до нас не дошедший, но, конечно, уже связавший свободу творчества. Правда, такой формуляр службы не исключает возможности дальнейшего развития и усложнения чина. Литургия развивается и дальше, как на Западе, в Риме и др. областях, так и во всех поместных Церквах Востока. Происходит процесс изменения евхаристических молитв по разным поместным, национальным и историческим признакам. С этого времени можно говорить уже ο систематизации евхаристических типов по группам или фамилиям.

Подобные же результаты были получены Брайтманом при схематической реконструкции литургии, служившейся в Понтском экзархате, в области Кесарии Каппадокийской. Он использовал в данном случае произведения святого Григория Чудотворца, святого Василия Великого, святого Григория Назианзина и святого Григория Нисского, a также и канонические правила Соборов IV века (Анкирского, Неокесарийского и Гангрского[111]). Анафора состоит из своих, уже установившихся к тому времени и нами рассмотренных частей, т.е. благодарения за творение, ангельского славословия, описания искупительного подвига, описания Вечери с установительными словами, анамнезисом и эпиклезой. Существенного отличия от рассмотренного нами только что литургического материала она не представляет, потому и не воспроизводится здесь подробно; что касается отдельных деталей, они в свое время будут указаны при изучении поместных литургий.

 

V-VIІІ века.

Прежде чем перейти к изучению литургических типов или отдельных евхаристических молитв (анафор) по их поместным и национальным особенностям, нужно обратиться к описаниям Литургии y отцов и учителей Церкви V-VІІІ веков. Их произведения могут сослужить нам полезную службу в этом отношении.

       Из них можно собрать ряд указаний o том, как совершалась Евхаристия в эпоху непосредственно за святым Иоанном Златоустом и Оглашениями святого Кирилла Иерусалимского. Тем же Брайтманом проделана такая же работа в отношении писаний V-VІІІ вв., как он проделал это с произведениями только что разобранными. Таким образом, в его труде мы имеем две схемы реконструированной литургии: по произведениям Исихия Пресвитера, Кирилла Скифопольского, Анастасия Синаита и Иоанна Дамаскина (Сирийская литургия того времени) и также литургии, описываемой в произведениях псевдо-Дионисия Ареопагита, a именно в “Церковн. Иерархии, ” гл. IIІ.[112]

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь