Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


НЕОБХОДИМЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ:  МЕТАФИЗИКА



Самое важное на первом этапе рассмотрения любой проблемы есть определение исходной точки. Таковой для метафизики является Абсолют, Перводвигатель. В случае христианства — это Господь Бог, триединый в своих ипостасях, никем не созданный и предвечный.

При первом же приближении, противопоставляя Творцу творение, у нас возникает естественный вопрос: во времени Бог или вне времени? Ответ вытекает из вопроса: поскольку Бог, будучи абсолютным, снимает в себе все противоположенности, то он и во времени, и вне времени. В своём временном проявлении бытие Бога закруглено и замкнуто в самом себе. Вращение Перводвигателя всегда приводит его в изначальное положение. Бог — сам в себе. Однако это вовсе не значит, что Бог в предельности, что он в существовавшем когда-либо отрезке времени (обозначим это понятием перфектности) и что он цикличен. Божественный Шар Времени — это бытие Божие, неслиянное с Богом, но и нераздельное. Бытие Перводвигателя и перфектно, и континуумально (в нашей терминологии: недискретно, подвергаемо постепенным изменениям — иначе Бог не был бы личностью — и, кроме того, его бытие само является континуумом). Шар Времени есть округлённая вечность, вне которой ничто не мыслимо быть.

Хорошо, далее. Какое же пространство занимает Бог? Рассуждая диалектически, мы приходим к выводу, что никакое и всё. Бог одновременно находится и везде, и нигде. Он и не неизменен, и изменяем. В пользу первого говорит перфектное. В пользу второго — континуумальное.

Что есть творение Божие, иначе говоря, мир? Творение Божие есть подобие самого мира Божественного. Стало быть, с метафизической точки зрения, хаббловская теория Большого Взрыва не состоятельна, так как Божественное творение представляет собой единый организм, скруглённый и замкнутый на самом себе в пространстве и во времени. Хотя и не слишком корректно говорить о процессах, которыми занимается физика, исследуя вопросы метафизические, однако на сегодняшний день, оставаясь на позициях традиционной онтологии, следует признать, что наиболее приближенной к традиционной точке зрения на творение является теория стационарной Вселенной. Движение происходит, но оно всё в пределах сотворённого Шара. Мироздание скруглено и, находясь в перераспределении, всё в нём, конечно, приходит в изначальное положение. Что касается вопроса о времени сотворения Вселенной, то он, разумеется, достаточно интересен. Но не менее интересен и вопрос о причине создания мира.

Итак, что же побудило Бога к сотворению мира и человека? Учитывая то, что библейский шестоднев увенчался сотворением Адама, можно с определённой уверенностью предположить, что мир был сотворён для человека, а человек был сотворён из божественного одиночества. Но если всё это помыслить себе более ясно, то откроются и глубинные причины Божественного акта. Ведь божественное провидение сказывается в том, что Бог, будучи всеведущим, знал не только, зачем он создаёт человека, наделённого свободой выбора, но знал и о самом результате выбора человека, заведомо знал о его грехопадении! Знал о распадении на мужскую и женскую половины человека, созданного по образу и подобию своему не мужчиной и не женщиной. По Божьему замыслу человек был поставлен перед выбором и выбрал то, что исходило не от Бога. Таким образом, человек пал и был разделён на мужскую и женскую половины. В этом сказалось ревнивое пожелание Дьявола: заставить человека повторить падение вслед за ним. Но как Дьявол просчитался, вознамерившись стать со-творцом человека! Христос, рождённый двуприродным, очистил материю и человека. Таким образом, Дьявол оказался сопричастным и к восьмому дню творения, но на этот раз как побудивший к тому, что было искуплено, и оказался посрамлён. Совершенно очевидно, что во всём этом с самого начала был промысел.

Итак, человек, изначально будучи нейтрален, то есть как бы соответствуя нулю на некоей метафизической шкале, затем пал «ниже нуля» и был вынужден пребывать в Законе, выступающем в качестве расплаты за первородный грех. Отношения человека и Бога были при этом отношениями раба и господина. Но в жертву за человеческие грехи был принесён агнец Христос, восстановивший категорию человека на прежнюю отметку метафизической шкалы. Однако это восстановленное состояние оказалось качественно выше изначального, поскольку первая невинность была дана человеку даром, вторая же — куплена дорогой ценой, к тому же в этом участвовала человеческая воля. Благодаря Искуплению совершенные отношения между Богом и человеком стали сыновством. Ведь каждый принимающий Христа, сочетающего в себе божественную природу с человеческой, сам становится сыном Божьим. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин., 3: 16).

Но хотел ли Бог от человека только этого? Или же подразумевалось ещё нечто такое, чего он не мог назвать без того, чтобы не ограничить волю человека? В своё время этим вопросом задавался Н.Бердяев, отмечая, что абсолютное умолчание Евангелия о творчестве есть не что иное, как указание на промысел Божий в отношении человека. И действительно, если человек полностью сотворён по образу и подобию Божию, а после Искупления ещё и приобщён к Божеству, то миссия человека — творить. Но творить не по принуждению (скрытому в Законе), не по желанию «отблагодарить» (скрытому в Искуплении), а по личной инициативе, по сердцу. Однако это вовсе не означает, что цель человека отображать мир в символах. Цель человека — непосредственное сотворение самостийного Бытия. Полная соприродность Богу. Когда это будет исполнено, человек вновь вернётся к своему андрогинату, то есть претворится в абсолютные образ и подобие Божие. Наступит Юбилей. Однако Юбилей не как возвращение к прежнему, которое и так уже для совершенных произошло, но как новое. Произойдут мистическое сочетание с Духом, преображение мира и отождествление его с Божественным Бытием. И всё это будет сопровождаемо истинным творчеством, то есть таким творчеством, при котором претворяется само Бытие.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь