Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Магия слова.  Архитектоника.  Правдивость  системных  отношений. Ошибка  «версификаторов». О  том, как  писать хорошие,  правдивые  стихи. Теургия.  Зачем  это  нужно.



 

Что более идеально, где идея может найти своё воплощение в большей мере: в прозе или поэзии? Есть соблазн отдать здесь пальму первенства поэзии. Но, вероятно, дело здесь не в том, что перед нами, проза или поэзия, а в том, кем они написаны: «литератором» или «мастером живого слова» (выражение О.Грановского). Отличие между ними состоит по преимуществу в том, что поэзия гораздо более ограничена в своих свободах, чем проза. Для создания подлинно магического поэтического текста требуется преобладание в творце стихии огня. Законы создания или отображения магического континуума обязуют к мгновенному воплощению на всех уровнях: эвфоническом, семантическом и астральном. Поэзия требует мобилизации всех огненных сил. В настоящем стихотворении невозможно заменить ни единого слова, ни единой буквы. Стихи должны писаться набело сразу же. Стихотворный текст есть горячая депеша, перехваченная поэтом. Тысячу раз прав Артюр Рембо, когда говорит, что «поэт не творец, а инструмент, на котором играют высшие силы». Поэт должен моментально разместить умным взором все знаки на бумаге. Каждая буква — это кирпичик сложного и одновременно весьма простого домика. Я, разумеется, говорю о подлинной поэзии. В настоящей поэзии не должно быть ничего технического. Школа, конечно, необходима, без этого никуда не деться, без школы будут отсутствовать «поэтические мускулы», но, пройдя её, творцу нужно начисто забыть о тропах, и только прислушиваться к гармонии сфер. Нужно оживлять мир. Рождать живое слово. Не надо бояться пробормотать. Не надо бояться прослыть обормотом.

Важную роль при распространении текста на листе, как поэтического, так и прозаического, играют не только его графические очертания, но и, более того, форма букв и тип бумаги, на которой написан текст. Почерк, формат листа, его рыхлость и другие показатели непосредственно влияют не только на синтаксис, но и на эстетику автора в целом. Вот почему рукописный текст более магичен. Читать его, разумеется, тяжелее, но зато буквы сплетаются в иероглифический поток и передают сверхчувственное. То есть происходит магическое единение с текстом. В этом главное оккультное отличие допечатной культуры. Печатные буквы, механически распределённые на листе бумаги, понятнее в отношении частотной унифицированности. Но они не передают изгибов духа. В них нет настоящего живого чувства, точнее, сверхчувственного, поскольку в печатной культуре, в отличие от допечатной, а = а. Буквоформа инвариантна лишь в допечатной культуре. Голос буквоформы чарующ. В нём — чувство сверхчувственного. Печать есть профанация великой сущности буквоформы. Одно и то же стихотворение, написанное дважды от руки, будет означать разное именно из-за буквоформы, точно так же, как интонация влияет на понимание звучащего текста.

Tarot есть системная модель Мироздания. Гермес Трисмегист говорит, что то, что наверху, подобно тому, что внизу. Можно сказать и так: нирвана есть сансара. А можно — и наоборот. И это подобие — основа Tarot и основа Каббалы. Более того, это основа всякой модели системы вообще. Это основа всего сущего. Воздействие на модель системы изменяет саму систему. Однако наблюдая за природой и за естественным или же неестественным ходом вещей, можно обнаружить для себя не меньшее, чем если бы мы прибегли к Арканам Tarot. Все модели состоят из того, что уже есть. Поэтому верно всё. Именно поэтому хороший поэт должен быть диалектиком и сталкивать слова, маленькие сумасшедшие человечки, в причудливые и аляповатые сочетания, чтобы раскрывать и показывать связь всего сущего, как это происходит в «бумажном компьютере» Раймонда Луллия (интеллектуальной машине, состоящей из нескольких концентрических кругов, которые при попеременной циркуляции дают различные комбинации качеств). Исходя из этого положения, мы можем прийти к мысли, что тогда вообще не может быть заведомо ложного, заведомо вымышленного. Но это не так. Должны соблюдаться пропорции системы. То есть, говоря проще, назвался груздем — полезай в кузов. Соблюдение пропорций выбранной системы есть эстетика. Нужно играть по изначально выбранным правилам до конца. Смена правил игры есть отказ от традиции. Творец — это тот, кто всегда становится. Стало быть, есть то, и есть не то. Главное, нужно всегда помнить, что любая система континуумальна, то есть не дискретна и принадлежит всему континууму, сама являясь континуумом. Нельзя сдвинуть ни одного элемента, чтобы не возмутить континуум и не вызвать возмущения на событийном уровне. Вспомним хотя бы дядю Фёдора из Простоквашино. Как там у него? «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное. А у нас денег нет». Дядя Фёдор в этом отношении великий инквизитор и даже, не побоюсь этого слова, теург. Вкрадывание версификационной несоразмерности в магический текст моментально превращает последний в «литературу».

Чем отличается стена от «Бхагавад-Гиты»? Которая из этих двоих хуже? На самом деле стена ничем не хуже «Бхагавад-Гиты», но стена подвержена изменениям, а текст «Бхагавад-Гиты» — нет. Хотя «Бхагавад-Гита», будучи, как и стена, воплощённой, тоже изменяется, поскольку бумага, на которой она напечатана, со временем ветшает. Сначала выпадают буквы, затем слова. Время пожирает «Бхавад-Гиту». И с этим ничего не поделаешь. Стена загнётся раньше, потому что никто её не почитает. А культура живёт дольше предметов. Но у каждого предмета есть критическая точка, воздействовав на которую можно изменить весь ход событий. Ну, например, направить его в желаемое русло, туда, куда его необходимо направить. Астрология есть аналитическое рассмотрение причинно-следственных связей. Алхимия есть выявление критических точек вещей. Магия есть воздействие на эти точки. И то, и другое, и третье относительно магического творчества умещается в понятии теургии. Tarot и Каббала являются операционными системами теургии. Зачастую автор, пользуясь стилистической правкой и выкидывая всё, как ему думается, ненужное, уничтожает упорядоченную последовательность системной модели. Это грех. А проще говоря, головотяпство, непростительная оплошность, недальновидность и профанация. Тут, как говорится, путают Божий дар с яичницей. В результате магический текст опускается до уровня литературы.

Истинный, правдивый текст должен анализировать систему, раскрывать точки её стыков и воздействовать на них. Таким образом можно контролировать весь континуум и прийти к величайшему могуществу.

10–14. 05. 95


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь