Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Исторические и национальные особенности проектирования интерьера в японском стиле



 

Желание, стремление к эстетической уникальности, функциональности предметной среды в интерьере квартиры или дома характерно, свойственно каждому человеку. Законы дизайна интерьера, или законы конструирования, планирования, украшения жилья связаны, с одной стороны, со стилем жизни людей, проживающих в нем, с их мироощущением, культурой, поведением, отношением друг к другу; с другой стороны - с законами природы и гармонией человеческого быта среди этого природного окружения.

Дизайн представляет собою проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды - жилого, производственного, социально-культурного. Как правило, в определениях не отражена специфическая сторона дизайна как услуги [50].___________________________________
Характерная тенденция дизайна - стремление проектировать не отдельные вещи, а цельные по форме комплексы [40]. Дизайн интерьера является важным элементом в жизни каждого человека, который отражает стиль жизни, влияет на самочувствие, демонстрирует характер, общественное положение. Дизайн интерьера требует профессионализма, особого подхода, соблюдения тенденций и особенностей определенного стиля, рациональное размещение всех элементов и модулей, комфортное зонирование пространства.__________________________________________
На основе шести принципов дизайна сформирована концепция требований потребителя, работы дизайнера, научных основ дизайна, учебной программы подготовки дизайнеров, КПД дизайна и т.д. [33]._______________
В современную эпоху высокой информативности и детального ознакомления мировой цивилизации с культурой каждого народа, у каждого человека появилась возможность использовать неповторимые особенности разных культур и архитектурных стилей в оформлении дома [2]. В нынешнее время возрастает интерес к этностилям, что обусловлено ​ ​ множеством их вариаций, характеров и направлений. Особенно широкую актуальность приобретает японский стиль, который черпает свою одухотворенность и разнообразие с давних времен, обращается к истокам и традициям.___________________
Минимализм (англ. minimalism от лат. minimus — наименьший) — стиль в дизайне, характеризующийся лаконичностью выразительных средств, простотой, точностью и ясностью композиции. Отвергая классические приёмы творчества и традиционные художественные материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм, нейтральных цветов (чёрный, серый) и малых объёмов. Истоки минимализма лежат в конструктивизме и функционализме.

Современный интерьер в стиле минимализма можно охарактеризовать как моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов. Одним из важных критериев при создании таких интерьеров является грамотно спланированное пространство, в котором много рассеянного, спокойного света, когда кажется, что светятся сами стены и потолок, много воздуха. Чтобы создавалось ощущение широты и простора, помещение по возможности освобождается от внутренних перегородок. Большие окна, насыщая пространство светом, соединяют жилье с окружающим миром, делая его частью интерьера.

Минимализм также можно рассмактривать как современную интерпретацию древневосточного стиля. Его девиз: отказ от нужного в пользу самого необходимого. Минимализм- это вкус и заслуга Японской культуры с философией ее жителей, гармонией и отрешенности от насыщенности.

Искусство стремится активизировать воображение, мысль, отойти от сентиментальной стандартизированности эмоций и банального истолкования художественного творчества, к максимальной практичности и эффективности как внутри, так и снаружи. Основная идея минимализма – координальное преобразование материала и способов его организации – намеренно акцентирует внимание на том, что предметом искусства должны служить явления, кажущиеся привычными, обыденными, повседневными.

Минимализм в дизайне сегодня распространился среди самых разных слоев общества во всем мире, в том числе и в России, особенно в крупных мегаполисах. Зародилось это направление в среде художников, интеллектуалов, ограниченных в средствах и имеющих определенную философию, а сейчас его исповедуют не только непризнанные бедные гении, но и те, кто может позволить себе самое роскошное убранство жилья.

Минимальное искусство – направление, сложившееся в западном искусстве 1960-х годов; поставило своей целью создание лишь «простейших структур», являющихся первоосновой творчества. Минимализм сегодня – это современная интерпретация древневосточного стиля.

Минимализм характеризуется отсутствием декора, поиском идеальных пропорций и новых цветовых решений. Его девиз: отказ от нужного в пользу самого необходимого. Для минимализма характерны предельная лаконичность форм, ясность композиции, монохромность, графичность, подчеркивание естественности фактур, работа большими плоскостями. Облик жилища определяют большие светлые объемы, не загроможденные предметами обстановки и декора. При изготовлении мебели в стиле минимализма принято использовать самые современные материалы: сталь, матовое стекло, натуральное дерево, алюминиевые профили.

Минимализм – это чистота линий, совершенство и комфорт.

Создание интерьера в стиле минимализм подразумевает и следующие черты:

-Пространственная свобода: малое количество мебели и аксессуаров.

-Зонирование пространства, многоуровневое освещение.

-Цветовая палитра светлая, основанная на игре полутонов, много белого -цвета, графично подчёркнутого чёрным или серым. Палитру дополняют естественные тона дерева, кирпича, металла, блеск стекла.

-Простые природные отделочные материалы, зачастую необработанные, с грубой фактурой: кирпич, бетон, дерево или штукатурка.

-Простые формы и линии, практически нет декора на окнах и стенах.

-Минимализм или полное отсутствие декора, орнамента.

Одной из самых популярных этнических разновидностей минимализма является японский минимализм.

На территории современной Европы возрастает интерес к восточной культуре. Японию можно назвать одной из наиболее самобытных стран с многовековые национальные японские традиции, несмотря на развитие технологического прогресса в Японии и рост экономики.

Японский стиль представляет собою минималистично-декоративный стиль, в котором ничто не перегружает внимание, пространство структурировано спокойно и внятно; одна из самых популярных этнических разновидностей минимализма.

Феномен японского дизайна привлекает многих исследователей (Т. Белоновська, С. М. Михайлов, А. Г. Устинов и др.). Н. А. Ковешникова именует японский дизайн как «загадку ХХ века» [46]. По показаниям мировых дизайнеров в нынешнее время одним из самых актуальным стилей является именно японский.

Традиционная японская культура сложилась в XVI - XVII веках. Именно в это время в стране шел процесс централизации верховной власти, появились зачатки капитализма. Конечно, искусство того времени имело определенную целевую аудиторию. В данный период существовал формируемый класс городского населения, - прежде всего, богатых купцов, которые не только обладали знаниями в предметах роскоши из Китая и Кореи, но, вместе с тем, сохраняли верность простоте, минимализму национального жилища.

В отличие от инновационности европейского дизайна, японский дизайн тесно связан с ремесленными традициями (на связь японского дизайна традиции указывает К. Экуан) [43]._____________________________________________
Развитию искусства и культуры способствует влияние географического положения, природных и климатических условий страны. Главной особенностью японской культуры является умение народа воспринимать в особом ракурсе жизнь, стихии (вода, земля, воздух, огонь), природу, что отражается в искусстве. Термин «микрокосм» имеет прямое отношение к произведениям искусства японских мастеров, которые отражали микроскопический космос, несли в себе понятие всего осмысленного и точного, совершенной красоты. Большинство предметов имеют свою символичность. Основными источниками вдохновения выступают - листья красного клена, цветущая сакура, снег, лежащий на сосне.
Поскольку Япония является высокоразвитой индустриальной страной с высоким уровнем развития научно-технического прогресса, продукция и материалы данной страны отличаются высоким качеством. Конечно же, это способствует уделения внимания дизайну, как основе развития продаж продукции и повышение спроса на нее._________________________
Внимание инженера в процессе творчества было занято решением технических задач; также инженер был и художником.

Стремительное развитие дизайна способствовало Японии занять передовые позиции среди мировых лидеров. Секрет заключался в сочетании многовековой традиционности художественности, бытового искусства, изящества, эстетики и гармонии. В основу концепции заключаются: лаконичность, функциональность, сдержанность, чистота форм. Любому жилью в Японии характерны такие черты, как модернизм архитектуры, дизайн, качество, модульность или вариантность предметов.
История развития японских интерьеров непосредственно связана с японской философией, которой характерно сосредоточение на внутреннем мире, неподверженность суете внешнего мира, способность видеть прекрасное в простом, естественная простота. Отсюда формируется основной принцип в интерьере японских жилищ - много свободного пространства, минимум вещей, или господство минимализма.__________________________________
Существует множество ярких примеров японской архитектуры. Некоторые сооружения строили на острове среди озера. Например, пригородный дворец Удзи (1053) окружен водой, подчеркивает легкость всей конструкции. Открытие галереи, опоясывающие здание, которое является переходным пространством, способствующим слиянию природы и архитектурной среды [34]. В становлении пространственной концепции японской хижины большое значение имела идея «дао» и постулат дзен-буддизма о всеобъемлющей единство, как одним из принципов вселенной [35].__________________
Художественная культура пронизывает быт японцев: непревзойденная организация чайных церемоний, особое искусство создания букетов - «икебана», совершенство столярных изделий, воздушность живописи. Японии часто характеризуют как «загадку XX века».

Первая группа дизайнеров появилась в начале 1950-х гг. В 1952 году была создана японская ассоциация дизайнеров, в состав которой вошло 25 специалистов. Основной задачей было проектирования мебели, интерьеров. Развитие дизайна в Японии имел сложный характер пересечения творческих концепций и экономических форм. Японские власти поощряла развитие дизайна, позволяя получать лицензии и патенты, стажировки за рубежом. Сложилось три направления, условно называемых «национальным», «интернациональным» и «смешанным». Страна заняла лидирующую позицию благодаря выпускаемой современной электроникой, которая была в прошлом веке новой отраслью производства, не имеющую связи с прошлым ни формами, ни функциями. Но именно она стала массовой отраслью практики и стартом «японского скачка».

Одной из особых черт японской промышленности является способность принимать и развивать неиспользованные возможности зарубежной продукции. Японские мастера выбирают путь сочетания нескольких функций в одном предмете, их обогащение, использование новых материалов, изменения принципов функционирования предмета.
Известно, что, в отличие от европейского, мышление японцев отличается конкретностью, точностью. На конкретность, как специфическую черту японского мышления указывает Е. А. Сосновская, ряд авторов обращает внимание на фрагментарность, «кадровисть» восприятия японцами пространства [45].___________________________________________________
Первой цивилизацией, которая оказала огромное влияние на Японию, был Китай. С введением буддизма в VI веке японцы столкнулись с цивилизацией Китая и обдуманно экспериментировали с аспектами этой культуры. Восприняв духовное учение китайцев - дзен-буддизм- японцы были вдохновлены китайскими моделями, разработанными для архитектуры храмов.
Развитие дизайна в Японии можно сравнить с известным японским символом - колодцем «цукубай» - круглой каменной чашей с водой для умывания рук и лица [47]. Как пишет исследователь японского дизайна Т.М. Журавская, «Колодец воспринимается как символ стабильности, устойчивости и одновременно изменчивости, которые находятся во взаимодействии. Круг - символ постоянного движения японского дизайна до совершенства и устойчивости традиционного искусства и ремесла.
Когда Япония впервые присоединилась к мировой культуре, в эпоху Мэйдзи в конце XIX - начале XX в., система восприятия зарубежного опыта носила эклектичный, случайный, несколько провинциальный характер. В то время за образец брались любые формы - и передовые, и отсталые. Позже японские промышленники и торговые организации начали отбирать за рубежом лучшие, самые последние достижения науки, культуры и техники. В Японии, таким образом, быстро начал распространяться дизайн, который в Европе и Америке еще считался элитарным. Десятилетия освоения лучших образцов мирового дизайна появились школой для национального мастерства. Почти одновременно с этим процессом и на его базе начались собственные творческие поиски наиболее талантливых, образованных японских дизайнеров [5]. Школа искусств и технологии основана властью в 1875 году для преподавания живописи и скульптуры в западном стиле. Она ставила акцент на живопись тушью и декоративные традиционные искусства [46].
Культура Японии оказало большое влияние на другие страны. Влияние Востока на Запад началось еще с походов Александра Македонского. Особую привлекательность имело не только кардинально иное мировосприятие, но и осознание высоко развитости восточных культур, их самобытного тысячелетнего опыта.

Верность традициям была неотступной лишь до XIX века. В начале 1870-х годов, когда Япония перестала противиться заимствованиям, многие европейские и американские архитекторы возвели потрясающие строения, технологии с использованием кирпича и камня. Новые постройки быстро завоевали популярность, но вскоре свое слово сказала природа – Токио и окрестности были практически полностью разрушены землетрясением 1923 года.

К новым материалам вновь обратились после Второй мировой войны, когда в городах стали появляться высотные здания из стали и бетона. Возводились мощные современные конструкции, которые, невзирая на свой высокий рост, не боялись землетрясений. Сегодня архитекторы утверждают, что Токийский муниципалитет высотой 243 метра «будет лишь слегка покачиваться» при 9-балльном подземном толчке.

Несмотря на мощный индустриальный прогресс, архитектор Тангэ с конца 1960-х годов разрабатывает целый ряд проектов зданий и комплексов, в которых развивает тему «пространственной архитектуры», уподобляя свои постройки растущему дереву. Сейчас гибкая пространственная структура стала почти обязательной характеристикой возводимых в Японии зданий. Более того, муниципальные власти Токио обязали владельцев новых комплексов выращивать на крышах сады: для понижения температуры в городе и для эстетического удовольствия.

Представители западного рационализма и функционализма, а также сторонники принципов органической архитектуры, обращаются преимущественно к древнеяпонскои архитектуры, используя ее принципы каркасности, мобильности, стандартности и гибкости [37].___

 

Понятие красоты в философии японцев

«Японская эстетика сформировалась под влиянием синто, буддизма, дао и конфуцианства. Из синтоизма пришло понятие ками - духовная сущность, начало, присущее всему в природе. Ками есть у человека - душа, у отдельного дерева, камня или целой рощи - дух.

Ками присутствуют и в искусственно созданных вещах, причем в каждой из них - своя индивидуальная душа. Мерилами красоты у японцев служат четыре понятия - саби, ваби, сибуй и югэн. Первые три понятия своими корнями уходят в древнюю религию синто, а югэн - навеяно буддийской философией. Без этих понятий пытаться понять японскую культуру бессмысленно. В традиционной японской эстетике саби, ваби, сибуй и юген определяют сущность прекрасного. Еще одно понятие - макото, это подлинная природа вещей, и видимое и слышимое - формы проявления этой природы. Это слово можно перевести как истина и искренность, а задача художника - найти эту истину, но не примешивать к ней ничего своего, личного. Макото отражает закон не только искусства, но и жизни. Понятие искренности вещей связано с важной категорией прекрасного - моно-но аварэ, то есть " очарование вещей" » [16].

Слово первое - саби. Японцы видят особое очарование в следах возраста: их привлекает потемневший цвет старого дерева, замшелый камень в саду, обтрепанность - следы многих рук, прикасавшихся к краю картины. Вот эти черты давности и именуются словом саби, что буквально означает в переводе «ржавчина». Саби в понятии японцев - это неподдельная ржавость, прелесть старины, архаическое несовершенство, печать времени.

Понятие ваби очень трудно объяснить словами, его надо чувствовать. Ваби - это отсутствие чего-либо броского, вычурного, нарочитого, вульгарного. Ваби - это мудрая воздержанность, прелесть обыденного и красота природы. Воспитывая в себе на протяжении многих веков умение довольствоваться малым, японцы находят и ценят прекрасное во всем, что окружает человека в его будничной жизни и в повседневном быте. Любой предмет домашней утвари, будь то лопаточка для накладывания риса или бамбуковая подставка для чайника, в представлении японцев может быть произведением искусства и воплощением красоты.

Сибуй - это то, что человек с хорошим вкусом назовет красивым. Это понятие означает окончательный приговор в оценке красоты. В буквальном смысле слово сибуй означает «терпкий» или «вяжущий». Сибуй - это первородное несовершенство в сочетании с трезвой сдержанностью; это красота естественности плюс красота простоты; это красота, присущая назначению данного предмета и материалу, из которого он сделан. При минимальной обработке материала - максимальная практичность изделия, именно сочетание этих двух качеств японцы считают идеалом.

Югэн - это воплощение мастерства намека или подтекста, прелесть недоговоренности. Тайна искусства в понятии японцев состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым. Радоваться или грустить по поводу перемен, которые несет с собой время, присуще всем народам. Но только японцы могут видеть в недолговечности источник красоты. Югэн - это та красота, которая лежит в глубине вещей, не стремясь на поверхность. Ее может вовсе не заметить человек, лишенный вкуса или душевного покоя.

«Мерилой красоты у японцев служит еще один эстетический идеал - мияби, который обычно переводится как элегантность, изысканность. Это понятие сложилось в аристократическую эпоху Хэйан и противопоставлялось всему вульгарному, шероховатому и грубому. Мияби тесно связано с понятием моно-но аварэ - печальным очарованием вещей. Чувство заворожённости от соприкосновения с красотой вещей, с их душой ками восходит к эстетике синто. Это состояние естественной гармонии человека и мира с обязательным оттенком беспричинной грусти, вызванной чувством иллюзорности и бренности всего видимого. Очарование вещей связано с синтоистской верой в то, что в каждой вещи заключено своё божество ками, в каждой вещи - своё неповторимое очарование» [16].

Японцы считают завершенность несовместимой с вечным движением жизни, а их искусство на том же основании отрицает и симметрию. Европеец, например, ставя на полку вазу, совершенно инстинктивно помещает ее посредине, потому что привык делить пространство на равные части. Японец столь же машинально сдвинет вазу в сторону, потому что видит красоту в асимметричном расположении декоративных элементов, в нарушенном равновесии, которое олицетворяет для него мир живой и подвижный. Симметрия умышленно избегается и потому, что она воплощает собой повторение, а асимметричное использование пространства исключает парность. Какое-либо дублирование декоративных элементов японская эстетика считает невозможным вообще

 

Интерьер в японском стиле

На формирование и развитие жилья влияли особенности исторического, социально-экономического и культурного развития Японии; взаимосвязи и взаимоотношения между другими странами; климатические условия, демографические аспекты, развитие научно-технического прогресса и появление новых материалов.________________________________________
«За последние двадцать лет Япония превратилась в своего рода Мекку дизайна… Успехи японского дизайна часто объясняют многовековой культурой художественного ремесла и быта, эстетическая утонченность и гармоничность которой всегда поражала зарубежных ценителей. Действительно, в формировании предметного мира японцы с древнейших времен придерживались концепции, основу которой составляют функциональность, лаконизм и чистота формы»[6].

Восточная философия, религия, суровые природные условия обусловили в мировосприятии японцев такие понятия, как ваби – осознанная простота, рациональность, бедность; саби – тень, грусть, душевная печаль; дзими – беспретенциозность, покорность судьбе.

Сочетание этих важных факторов японской эстетики распространилось практически во все сферы жизни, в том числе и на организацию жизненного пространства. Даже японская знать прошлых веков, прекрасно ориентировавшаяся в предметах роскоши, прибывавших из Европы или других стран Востока, традиционно сохраняла верность простоте и сдержанности национального жилища. Японскому жилищу свойственны монохромность, четкость композиций, предельная простота оформления.

Отличительными чертами являются скромность домашнего обихода, рациональные конструктивные приемы как жилой, так и храмовой архитектуры, при этом - неповторимая выразительность каждого здания, которая всегда гармонирует и подчеркивает красоту окружающей природы. Малоизвестен факт: к минимализму дизайнеры Японии обратили внимание не столько в погоне за эстетикой, сколько стремлением к простоте и функциональности – основным принципам японского домоустройства, –что выступает как следствие истории и национальных особенностей страны восходящего солнца.

Японская эстетика руководствуется принципом «все лишнее безобразно». Основой японского интерьера является пустота, которая подчеркивает внутреннее изящество минимального количества мебели и декора. По данной причине принципиальной особенностью является минимализм. В доме должны быть самые необходимые предметы мебели, быта и декора. Все вещи, домашняя утварь находится во встроенных шкафах.

С оформлением пространства дома в средневековой Японии связаны почти все виды искусства, развиваясь самостоятельно и в то же время дополняли друг друга. Так, несколько цветов, искусно подобранные по цвету, символике и расположению в весе, очень тонко дополняют настроение, передан в пейзаже на свитке, в свою очередь, украшенном изысканной каллиграфией.  В японской культуре много самобытности, открытий и продолжающихся поисков [7].________________________________________________________

Для философии характерно сосредоточение на внутреннем мире, неподверженность суете внешнего мира, способность видеть прекрасное в простом, естественная простота. Отсюда основной принцип в интерьере японских жилищ – много свободного пространства, минимум вещей (минимализм). Для интроверта данные аспекты важны.

Духовное начало преобладает над материальным, но выражается через него.

Японский стиль известен цветовыми сочетаниями и строгими лаконичными формами, прямолинейной мебелью. Это минималистско-декоративный стиль, в котором ничто не перегружает внимание, пространство структурировано спокойно и внятно. Обычно мебель (стулья, столы, кровати) японских интерьеров достаточно низкие. Жителей отличает особое отношение к природе, поэтому японский стиль ассоциируется с природными цветами, преимущественно в светлой гамме: оттенки бежевого, белого, кремового, молочного. Сдержанные светлые тона характерны для мебели. Поверхность мебели и стен гладкая, фактурная. Ткани также могут быть кремовыми и белыми, преимущественно изготовленными из натуральных материалов: хлопка и шелка. Для оформления используется ценные породы дерева. В интерьере возможно использование карликового дерево бонсай. Данная сосна или цветущая слива, чья высота достигает пятидесяти сантиметров, алегорична мысли о бессмертии.

Используют различную небольшую мебель (тумбы, комоды, кресла, кушетки, маленькие столы), которая может иметь различную форму: старинную и ультрасовременную. Мебель должна быть функциональна, но при этом маленькая, к примеру, низкие диваны, столы. Сидя на полу, за столом читают, пишут, едят. Вместо шкафов используются ниши в стене, украшенные вазами и статуэтками. Вместо простого стекла в окнах оригинально будут смотреться витражи, например, расписной витраж с изображениями сакуры.

С каждым годом японский дизайн интерьера приобретает все большую популярность. Однако пользование интерьером в японском стиле довольно сложно для человека, привыкшего к западному типу дизайна. Японский стиль в интерьере предполагает другой тип восприятия и использования пространства, поскольку часто отсутствуют стулья, диваны, кровати на ножках. Так сложилось исторически, что сидеть и лежать приходится на очень низких поверхностях или на полу, что является необычным. Одной из особенностей данного стиля интерьера является отсутствие «личного», всего того, что в нашем понимании персонализирует интерьер, придает ему индивидуальности: семейные фотографии в рамах, картины, аксессуары. Поэтому иногда складывается впечатление, что данные интерьеры безличные, хотя и удивительно красивые в своей строгости форм. Мебель поражают своей простотой и необычностью. К примеру, мебель японского дизайнера Хисао Ирагашы - диван, стеллаж, фурнитура под телевизор.

 

Одной из доминирующих задач является выбор цвета светильника. Низкие потолки могут стать преимуществом, поскольку напоминают дизайн традиционного японского дома.

Один из основных элементов японского стиля – изобилие света в комнате- обладает психологическим воздействием на человека, напоминающим приятное провождение времени на природе под лучами солнца. По этой причине следует использовать больше предметов белого цвета, который отражает солнечный свет. Специалисты рекомендуют при возможности устанавливать окна огромных размеров, стеклянные двери и белые потолки.

Однако освещение не должно быть ярким. Возможен вариант освещения, которое напоминает лунное свечение: оно мягкое, с богатой игрой света и тени, полутона, что снимает стресс, действуют расслабляюще. Чаще всего в качестве осветительных приборов задействуют бра и торшеры, на плафоны которых наносят традиционные для Японии рисунки. Абажуры для светильников (люстр) изготавливают из дерева, пергамента, натурального шелка, гораздо реже – фарфора или стекла. С искусственным освещением можно поэкспериментировать, выбирая, например, оранжевый цвет и узорчатый фон. Главное, чтобы все гармонично вписывалось в дизайн помещения.

Холодный искусственный свет не сможет заменить отблесков светильника акари на полированной черной древесине. Японцы тонко делают акценты на свете и пространстве. Абажуры из рисовой бумаги простых форм делают свет мягким и рассеянным. Такой свет зрительно раздвигает пространство. Отсюда особенно щепетильный подход к дневному свету и источникам освещения. То, что сейчас пользуется популярностью у европейцев и проходит под названием «японский светильник» – конструкция из бумаги и металлического каркаса, – на деле очень важный элемент интерьера. Эта лампа называется акари.

Исаму Ногучи был американским скульптором японского происхождения. Он работал с разными материалами и брал вдохновение от различных произведений со всего света. Путешествия в Японию изменили его представление о светильниках: он пришёл в восторг от фонарей из целлюлозной бумаги и бамбука, которые рыбаки использовали по ночам. В 1951 году он создал серию бумажных светильников Акари. В этой серии он работал с формами, японскими традициями и концептом невесомости. Архитекторы и дизайнеры интерьеров продолжают восхищаться его работами.

Японская компания Ozeki производит лампы из серии Акари с 1951 года. Они до сих пор используют технологию Ногучи, включая производство целлюлозной бумаги из внутреннего слоя коры шелковицы.Создана она была еще в 50-х годах прошлого века и на самом деле служит не столько для освещения, сколько для того, чтобы подчеркнуть полумрак. И, разумеется, ни о каком металле в оригинале не могло быть и речи: бамбук и настоящая рисовая бумага васи, слабый свет и матовость. Свет должен быть мягким. Полутьма успокаивает и придаёт помещению загадочности. Лучше всего использовать бумажные абажуры. Комната, выполненная в японском стиле, должна быть наполнена светом, который является частью композиции.

 

Цветовая гамма японского стиля разнообразна: песочный, изумрудный, бирюзовый, бежевый, а также синие и голубые тона. Одной из самых востребованных комбинаций — песочный, бежевый цвет в сочетании с белым, что ассоциируется с деревом. Сочетание зеленого с коричневым и бежевым оттенком напомнит о прогулке по саду. Серый колорит гармонирует с коричневым или голубым тоном. Комбинирование песочного с желтым и белым цветом с использованием одного контрастного цвета, к примеру, красного или розового, синонимируют пейзажи цветения сакуры, что является необходимой составляющей для проекта, выполненном в японском стиле. Бирюзовый и лазурный гармонируют с оттенками таких блеклыми цветов, как белый, песочный, бежевый. Однако не следует использовать более трех базовых цветов. Данный интерьер должен быть очень сдержанным, поэтому стены оформляются краской светлого тона.

Вышеперечисленные сочетания относятся к классическим; возможен вариант дополнения интерьера акцентами серебристого, золотого, кораллового, винного и цитрусового цветов, однако существует дисгармония добавления в японский стиль неестественного неонового тона.

Пастельные, матовые тона – это цветовая гамма, в которой выполняются потолок и стены. Они служат базой для настенных гравюр, панно и мебели.

Натуральные материалы, такие как рисовая бумага, трава, деревянный шпон и пробка, хорошо скрывают неровности стен. Но они не годятся для помещений с повышенной влажностью.

 

Традиционный японский дом не имеет стен. Пейзаж является естественным продолжением интерьера. Изнутри дом делится не на комнаты, но на функциональные зоны (с помощью ширм, занавесей, за счет перепадов уровня пола). Все это вобрал в себя современный японский стиль. Ширмы делают пространство квартиры легким и прозрачным; переставляя их, можно обновлять.Используя многостворчатые ширмы фусума и оклеенные бумагой раздвижные экраны, можно добиваться геометрии интерьера, что позволяет при необходимости уединяться, оставаясь при этом в комнате.

Философия японского дома тесно связана с природой – с точки зрения материалов, цвета, композиции. Но главная его природная черта – это возможность трансформироваться, изменяться, расти. Все эти качества специалисты постарались привить интерьеру, в котором японское звучит не прямо, а лишь тонким подтекстом. Основная часть жилища – открытое пространство, включающее в себя зону гостиной, открытую кухню, чайный подиум, столовую и рабочее место. Границы зоны обозначены перегородками из матового стекла, которые стилистически напоминают традиционные японские бумажные ширмы. В доме присутствуют природные материалы: рисовая бумага, неровный кирпич, дерево, солома. Атмосфера такого дома способствует медитации. В японских домах часто используют ниши в стене, которые называют «токонома». Объекты, расположенные на этих нишах, предназначены для создания двух типов ощущений: ощущения естественности, где собирают нечетное количество предметов вместе и ощущение упорядоченности, где используют четное количество предметов и их аккуратно расставляют [4]. Исходя из этого, интерьер здания настроен на восприятие с низких точек зрения, что обусловило существование окон которые начинаются от самого пола [36].

Зона отдыха должна быть расположена в центре комнаты [3]._______________________________________________________________

Японский стиль сочетает в себе функциональность, простоту и элегантность; также для него характерны необычные решения обычных задач. В шумных мегаполисах люди привыкли к четким линиям хай-тека, особенностям минимализма. Поскольку человеку свойственны постоянные попытки создать свое жилье комфортным и особенным, его привлекает многогранность, самобытность, таинственность японских традиций по последнему слову науки и техники.______________________________
Постоянная вероятность землетрясения сформировали чрезвычайно трепетное отношение японцев к окружающей среде. Дом зачастую является всего лишь частью сада, его жители словно боятся лишний раз потревожить природу. Именно из буддистского непротивления окружающей среде происходит эта стройная гармония в дизайне.

 

Для пола характерно использование татами – напольных циновков. Тата́ ми (яп. 畳, дословно «складывание; то, что складывается») — маты, которыми в Японии застилают полы домов (традиционного типа). Плетутся из тростника игуса и набиваются рисовой соломой, хотя в последнее время для набивки используется и синтетическая вата. Длинные края татами обшиваются тканью.

Существуют правила, регламентирующие количество и расположение татами на полу. Неправильное расположение, как убеждены японцы, приносит в дом несчастье. Татами нельзя раскладывать правильной решёткой, не должно быть мест, в которых сходятся углы трёх или четырёх татами. В этом правиле есть также практический смысл — сложенные таким образом татами не теряют своего месторасположения.

Татами имеют строго определённые площадь и форму. В Японии площадь комнат традиционно измеряется в татами (яп. -畳 -дзё: ), что учитывается при постройке дома. Площадь татами — 90× 180 см (1, 62 м² ). В высоту мат имеет 5 см. Иногда встречаются татами в половину традиционной площади — 90× 90 см. Татами, сделанные в Токио и восточной части Японии, чуть у́ же обычных — 85× 180 см.

В большинстве современных японских домов, даже европейского типа, бывает хотя бы одна комната с татами.

В России и на Западе татами используются в школах восточных единоборств в качестве спортивных матов. По сравнению с обычными матами татами более жёсткие.

Кроме использования татами, при отделке пола необходимо помнить о том, что для покрытия пола может быть использовано  только натуральное сырье или же замена его иным материалом: беленые доски, покрашенные планки, ламинат или панели, напоминающие древесину. Предпочтение предоставляется светлым древесным оттенкам, например, бамбук, клен или ясень. Недопустимо применять керамическую плитку или ковролин. Используют шкаф цвета «орех», «тик», или вовсе белый на светлом фоне интерьера. Поскольку в японском доме ходят разувшись, поэтому пол должен быть теплым и гладким, приятным для босых ног. Оригинально дополнит интерьер светлая гладкая поверхность с иероглифом.

 

Не любой тип потолка обладает своими качествами в интерьере японского стиля: подвесной, окрашенный или многоуровневый. Потолок следует выбрать оптимальным — натяжной, матовый, однотонный. Как вариант – подвесной потолок с подсвечивающимися матовыми стеклами.

 

Раздвижные двери-перегородки из бумаги и бамбука, общий принцип горизонтальности внутренних помещений, предпочтение дерева камню, легкость и открытость построек обусловлены землетрясениями. Сёдзи (яп. 障 子 сёдзи) — в традиционной японской архитектуре это дверь, окно или разделяющая внутреннее пространство жилища перегородка, состоящая из прозрачной или полупрозрачной бумаги, крепящейся к деревянной раме.

Традиционно для сёдзи используется бумага васи, но может также использоваться бумага, созданная на современных фабриках, стекло или пластик.

Двери-сёдзи часто делаются раздвижными, что позволяет экономить внутреннее пространство, которое неизбежно бы заняла распашная дверь. Они часто используются как в традиционных японских жилых домах, так и в домах Западного стиля, особенно в так называемых «васицу» (washitsu).

В современной японской архитектуре сёдзи не используют для наружней установки, вместо этого обычно используют остекление.

Формально слово «сёдзи» можно применять как к фусума, так и к «сёдзи», хотя существует различие между «карагами сёдзи» 唐 紙 障 子 (фусума) и «акари сёдзи» 明 り 障 子 (сёдзи).

 

Фусума (яп. 襖 ) — скользящая дверь в виде обклеенной с двух сторон бумагой деревянной рамы, используется для деления большой васицу, японской комнаты, на отделы. Бумага достаточно тонкая и пропускает свет, часто на неё наносят рисунки. Размеры фусума примерно совпадают с размером татами. Фусума двигается по деревянным направляющим сверху и снизу. Верхняя направляющая называется камои (яп. 鴨 居 ), а нижняя сикии (яп. 敷 居 ). В старину эти поверхности натирались воском, сейчас же для облегчения скольжения чаще всего используется специальная виниловая полоса.

 

Ширма (от нем. schirm защита) представляет собою элемент интерьера, небольшую портативную перегородку, отделяющую часть комнаты, например, для переодевания. Может использоваться, чтобы разбивать пространство комнаты на два не вполне изолированных — например, отделять кухню от столовой или гардероб в составе спальни. В искусстве Японии и Китая ширма также была популярной поверхностью для рисования. Ширмы используются также в театре кукол, за ними скрываются актёры-кукловоды. Обычно ширма имеет складную (веерообразную) конструкцию и высоту, примерно равную или чуть меньше человеческого роста. Существуют и утилитарные ширмы, например, медицинские, необходимые для оснащения медицинских учреждений. Медицинские ширмы выпускаются с разным количеством секций: от одной до трёх. Медицинские ширмы изготавливаются с тканью или с пластиком.

Ширма акцентирует интерьер, делает пространство квартиры легким и прозрачным. Японская эстетика руководствуется принципом “все лишнее безобразно”. Основа японского интерьера – пустота, подчеркивающая внутреннее изящество того немногого, что есть в доме. Поэтому принципиальной особенностью японского стиля является минимализм. В доме должны быть только самые необходимые предметы мебели, быта и декора. Все вещи, домашняя утварь прячутся во встроенных шкафах.

Часто используют перегородки-ширмы, тканевые или деревянные жалюзи, соломенные циновки и лаконичные аксессуары — букеты-икебаны, статуэтки, скульптуру. Обычно их используют в оформлении современных интерьеров, за исключением случаев, когда оформляется квартира-студия, где необходимо периодически преграждать пространство. В квартирах ширма выполняет только декоративные функции.

 

Своеобразное «мобильное» жилище не опасно во время толчков, оно легко собирается после разрушения, да и вероятность погибнуть под руинами из бумаги и бамбука не так уж велика. Более того, древние японские постройки, храмы и особенно святилища были устроены таким образом, что могли перемещаться с места на место. Изучение крупнейших в Японии культовых сооружений показало, что их фундамент сконструирован так, чтобы постройку можно было разобрать, перенести на новое место и собрать вновь безо всякого ущерба. Так, ученые установили, что святилище Исе в префектуре Мие деформировалось, передвигалось около шестидесяти раз.

 

Навесы и веранды – энгава –становятся еще длиннее, окна убираются японской бумагой хосё. Дом погружается в утрированную и искусственно рассеянную тень.

 

Как правило, большую роль играет текстиль. Приветствуются не только занавеси и матерчатые ширмы, но также всевозможные ковры и циновки. Ткани должны быть прочными и практичными однотонного цвета. Используют такие материалы как: цветочный ситец поплина, сатара, шанхай, сутра, мадрас, регатто, хокку.

В связи с распространением японского стиля, большую популярность приобретают японские шторы. Выполненные в стиле минимализм, японские шторы могут иметь традиционные народные орнаменты или просто приятные оттенки. Несмотря на то, что японские шторы являются этнической атрибутикой, они могут идеально сочетаться с современными аксессуарами.

 

Данная национальная особенность позаимствована западными производителями, что способствовало созданию индустрии тканей и настенных покрытий в восточном стиле. Характерными мотивами считаются иероглифы, изображение листьев или цветов; кроме того, в качестве компонентов покрытий, предназначенных для декорирования, все чаще выступают соломка, рафия, джут, сизаль, бамбук и другие растительные материалы.

Самыми распространёнными японскими текстурами и материалами являются кедр, рисовая бумага, клён, бамбук, камень и плетёная лоза. Также раскрашенный шёлк, тщательно вышитые кимоно и оби (пояс для кимоно).

 

Мокоси-ярус в виде открытой галереи с навесом большого выноса, завершающий основной объем японской культовой постройки.

 

Единение японцев с окружающей средой формирует особый подход к обустройству жилища. Яркий тому пример – далеко выступающие навесы над окнами с круто загнутыми вверх карнизами. Они призваны защищать от сильных косых ливней, а как следствие дают постоянную затененность комнат. Согласно восточной философии, не следует искать способы борьбы с мраком, его необходимо опоэтизировать и тщательно обозначить.

 

Токонома (яп. 床 の 間 ) — альков или ниша в стене традиционного японского жилища, является одной из 4 основных составляющих элементов главного помещения японского аристократического дома. Традиционно токонома представляет собой небольшую неглубокую нишу в стене помещения, в которой располагается либо традиционная японская гравюра, либо свиток с каллиграфически написанным изречением, девизом или стихотворением. Кроме того, обычным атрибутом токонома является небольшая цветочная композиция (икебана), иногда — курильница для благовоний. В последнее время японцы размещают в центре токонома также и телевизор.

Считается, что токонома появились в японских домах под влиянием эстетики дзэн в эпоху Муромати.

В соответствии с принятым этикетом, в традиционных японских домах место, где человек сидит спиной к токонома, считается самым почётным. Человек, сидящий спиной к священной токонома, в которой хранятся традиционные ценности дома, сам оказывается на уровне почитаемых ценностей (то же правило касается и места у домашнего алтаря). Такое почётное место в соответствии с правилами этикета, обязательно предложат гостю, тем самым демонстрируя своё уважение и почтение. В свою очередь, гостю полагается, демонстрируя свою скромность, всячески отказываться от этого почётного места.

Входить в токонома категорически запрещается, так как это стена, но ставить телевизор можно.

 

Дизайнеры всего мира из японской культуры заимствуют не только философию, но и декоративные решения и технологии. По данной причине японские шторы, которые также называются панельными или экранными, считаются модным вариантом декора в интерьере и являются стильным и лаконичным вариантом оформления. Они состоят из нескольких цельных полотен, не складываются и перемещаются по окну как панель или экран. Внизу и вверху у этих полотен есть жесткие вставки, которые не дают им складываться. Такими шторами можно оформить большие дверные и оконные проемы, также они хорошо выглядят в качестве перегородки между помещениями. Такие шторы отлично подойдут к интерьеру в стиле «минимализм». Вам однозначно подойдут японские шторы в том случае, если вашей душе требуется нотка экзотики в интерьере вашего дома. Такой элемент интерьера будет всегда поднимать настроение. Японские шторы помогут закрыть вам не только окна, а также смогут заменить двери и даже стены. В наше время мода на те элементы декора, которые прибыли к нам из восточной культуры, стали достаточно востребованными. Видимо наш народ привлекают не только философские вопросы восточной культуры, но и не менее привлекает интерьер в восточном стиле.

Для сравнения, конструкция японских штор в некотором роде напоминает жалюзи- это полоски ткани, закрепленные в кассетах. Также японские шторы схожи с жалюзи и управлением. В основе управления японских штор лежит шнур, при помощи которого шторы можно собирать либо с одной стороны, либо с другой, также их можно собрать симметрично с обеих сторон. В современное время для управления японскими шторами также можно использовать пульт дистанционного управления.

Все японские шторы изготавливают исключительно из натуральных тканей- изо льна и хлопка. Также в одной шторе могут сочетаться несколько материалов. Интересный вид имеют шторы, которые сочетают в себе и тяжелые и легкие ниспадающие материалы. Более тяжелыми, нежели обычные натуральные ткани, могут быть даже соломка или бамбук, бамбуковые пластины, которые тоже в японских шторах-перегородках не редкость. Окна от компании «Уютный Дом», например, предлагают бамбуковые ниспадающие жалюзи, что говорит о том, что не только в Японии, но и в других странах легко найти нужные материалы для декора окон интерьера в японском стиле.

Данные шторы не подойдут к абсолютно любому интерьеру. Японские шторы гармонируют в минималистическом стиле. Также японские шторы могут служить для того, чтобы разделить одно помещение на несколько или скрыть что-либо от посторонних глаз. Японские шторы крепятся на карнизы, они используют принцип захода панели за панель. Если увеличить или уменьшить количество карнизов, то можно самостоятельно смоделировать дизайн для японских штор. Уникальность карнизов для японских штор заключается в том, что дизайн одной и той же шторы может быть разнообразным. Чаще всего японские шторы прикрепляются к карнизам при помощи липкой ленты. Это упрощает смену штор на другие для стирки.

 

В японском интерьере использование металла сведено к минимуму, он появляется только в виде необходимых мелких аксессуаров по причине небольшого количества металлосодержащих ископаемых; влажный климат вызвает довольно быстрое разрушение ржавчиной всех металлических конструкций. И вместо того, чтобы превозносить данный материал как нечто редкое и выдающееся, японцы создали интерьер, в котором предметы отсутствия Японии в избытке не являются необходимостью._
Японские дома с ясной логикой, функциональностью, оформлением пространства и аристократическим пуританством становятся образцами современного интерьера и строительства жилых домов. Небольшие комнаты кажутся пустыми и строгими. Несколько изысканных изделий мебели, циновки, легкие ширмы создают гармоничное пространство. Главный геометрический принцип - прямые линии и прямые углы. Пространство - это выражение внутренней свободы [6].___

________________________________________________
Ключевыми объектами современного японского интерьера является детали. В интерьере этого стиля должны быть контрасты. Это, возможно, идет от стремления японской культуры искать баланс противоположностей; инь и ян, огонь и вода, свет и тень, земля и воздух. И этот баланс, несомненно, возникает, хотя в интерьере может быть много неожиданного. Это могут быть сочетания цветов: например, черный с белым или венге со светло-бежевым (классическое сочетание японского интерьера).

Зонирование пространства производится с помощью цвета пола, полупрозрачной ткани или стекла раздвижных перегородок с матовым стеклом, с помощью подсветки в стенах, полу или потолке. Стеклянные полки стеллажей, стеклянные столешницы и двери шкафов как бы растворяются в воздухе, не занимая пространства. Жалюзи или занавеси на окнах полупрозрачны, почти незаметны. Светлые матовые стены могут быть украшены небольшим количеством японской графики в тонких простых рамах.

 

Иероглифы представляют собою широко известный атрибут. Поклонникам этого этностиля производители предлагают декоративные комплекты постельного белья, портьеры, покрывала, украшенные иероглифами и другими стилизованными национальными рисунками. Есть и соответствующая посуда для чайной церемонии, особые блюда для традиционных рыбных блюд, шкатулки, скульптуры, украшенные элементами, повторяющими линии японских пагод. Достаточно распространенным является использование стильных фонариков, люстр из рисовой бумаги, аксессуаров.______________________________

Для декорирования возможно использование:

-ширмы, портьеры и покрывала украшенные иероглифами и другими стилизованными рисунками в японском стиле,

-соломенные или бамбуковые ковры,

-подборки лаковых шкатулок,

-куклы в кимоно,

-вазы,

-свитки,

-аквариум в качестве дополнения для интерьера,

-традиционные керамические блюда, расписанные вручную и хранящиеся в специальных подставках; неглазурованная, вылепленная от руки японская керамика,

-изящный фарфор,

-сервизы из посуды для чайной церемонии,

-гармонично впишется в интерьер современное украшение – бонса́ й (яп. 盆 栽 — букв. «выращенное в подносе») — искусство выращивания точной копии настоящего (иногда карликового) дерева в миниатюре. Рост растений регулируется за счет плоской корневой системы. Родственные виды искусства — арбоскульптура, икебана, дизайн аквариума и хоннонбо. В Китае существует аналогичное искусство «Пэньцзин». Ответвления искусства бонсай: кокэдама, кусамоно (яп. 草 物 ), вабикуса (яп. 侘 び 草 ).

-особые блюда для традиционных рыбных блюд,

-рисунки на шелке,

-ковры и циновки,

-коллекция оригами (яп. 折 り 紙 -«сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги. Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Бо́ льшая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой (1911—2005).

Классическое оригами предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц. При этом часто для шейпинга (shaping) сложной модели, то есть придания ей формы, или для её консервации используется пропитка исходного листа клеевыми составами, содержащими метилцеллюлозу,

-икебана или икэбана (яп. 生 け 花 или яп. い け ば な икэбана, «икэ или икэру» яп. 生 け る — жизнь, «бана или хана» яп. 花 — цветы, буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство компоновки срезанных цветов и побегов в специальных сосудах, а также искусство правильного размещения этих композиций в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.

-яркие веера с японскими рисунками (изображения сакуры);,

-сдержанные гравюры,

-фигуры нэ́ цкэ (яп. 根 付 netsuke, нэцукэ) — миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок.

-палочки для еды в форме иероглифов.

 

С течением времени в современном дизайне интерьеров происходит адаптация японского стиля под обычного европейца, его привычные условия, пространство, средства индивидуализации. Например, матрас поднимается на достаточно высокий подиум, или используется стилизованное кровать, появляются подушки, не свойственные японскому стилю. Происходит изменение колористики: если ранее использовалась осенняя палитра незаметных нейтральных цветов, то сейчас начинают вводить современные контрастные сочетания, насыщенные теплые цвета, яркие акценты. Теперь принципы колористики безграничны. Интерьер в японском стиле предполагает наличие трех базовых цветов.____________________
Ранее в японском интерьере не использовали диваны, однако в нынешнее время происходит внедрение в интерьер зала, появляются различные аксессуары (картины, фотографии и др.). Немаловажным является тот факт, что современный японский интерьер отошел от привычных традиций, теперь не нужна аутентичность, достаточно нескольких характерных штрихов, которые удачно создадут общее настроение и помогут не потерять привычный уровень комфорта. При этом интерьер приобретает декоративные качества, становится несколько «игрушечным, кукольным». В большинстве случаев японский стиль в интерьере применяется в спальных комнатах, в данном помещении имитирование японского стиля осуществляется проще, поскольку в гостиной комнате достаточно сложно найти баланс между привычным комфортом и характеристиками стиля._

 

Дизайн комнаты в японском стиле обладает определенными качествами:

-использование натуральных материалов;

-обладает психологическими эффектами (оказывает успокаивающее воздействие, придает ощущение свежести);

-грамотный подход к проекту способен визуально расширить помещение и визуально увеличить высоту потолков;

-неограниченность использования дизайна в японском стиле в помещениях любого объема;

-возможность адаптации интерьера в японском стиле для жителей иных стран посредством добавления дивана, подушек, персонализации помещения- рамок с фотографиями, книгами.

 

Посредственность дизайна комнаты в японском стиле:

-высокая цена природных материалов;

-специфика форм и функциональности архитектурных элементов, мебели, декора.

 

При разработке дизайна интерьера в японском стиле необходимо помнить об основных характеристиках при оформлении помещения: выдержанность колористики, лаконичность, свет и воздух, натуральность материалов.___
Следовательно, условно можно выделить девять особенностей японского интерьера: ничего лишнего, отсутствие ярких красок, наличие прямых штор, единство с природой, пустота и пространство, оригинальность мебели, аксессуары, глубокая философия, универсальность.__________________

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-04; Просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.132 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь