Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Акустические и аудитивные характеристики интонации
Интенсивность, или сила звука – это плотность потока звуковой энергии. Логическое ударение реализуется на уровне синтагмы или речевого такта, причем в каждой синтагме имеется одно логическое ударение. Определить, на какое слово в данной синтагме падает логическое ударение, не представляется трудным, если речь мало- эмоциональна. Однако высказывания, сопровождающиеся сильными чувствами, иногда имеют весьма сложную акцентную картину. Сила логического ударения может быть увеличена также с помощью усилительных пауз. Логическое ударение, выделяющее наиболее важное слово в синтагме, выражает часть значения этой синтагмы и, следовательно, представляет собой семантическое (интонационное) средство. Изменение логического ударения синтагмы частично меняет ее значение, то есть, переместив логическое ударение, получим другую синтагму, хотя ее словесный состав останется прежним. Основное значение логического ударения- большая степень важности одного слова синтагмы по сравнению с другими словами.
М е л о д и я
Мелодию образуют изменения частоты основного тона речевого сигнала, воспринимаемые как изменения высоты тона. В отличие от музыкальной мелодии речевая мелодия: - не задерживается на определенном тоне, а беспрерывно совершает скользящее движение (глиссандо, портаменто, легато); - не имеет интервалов определенной гаммы; - не имеет тонов определенной длительности (как, например, полная нота или полунота в музыке); - не обнаруживает регулярного ритма, такта; - не следует схеме определенной гаммы, хотя мелодии приписывается мажорный или минорный характер.
При аудитивном анализе целесообразно использовать характеристики формы мелодии, предложенные М.В.Давыдовым (1965): 1. направление движения тона – ровное, восходящее, нисходящее; 2. характер движения тона – постепенный, плавный, резкий; 3. диапазон движения тона – обычный, расширенный, суженный.
Наименьшая связанная с ритмическим рядом мелодическая единица называется мелодическим мотивом. Мелодия синтагмы или предложения может состоять из нескольких мотивов, или может повторяться один и тот же мотив. В основу контура мелодии положено понятие об уровне высоты. Принято различать четыре уровня: сверхвысокий, высокий, средний, низкий.
Пауза Пауза – перерыв в речевом сигнале. Эффект паузы достигается тремя способами: - прекращением на некоторое, небольшое, время сигнала; - резкими изменениями мелодии, темпа, интенсивности сигнала; - стыком двух относительно самостоятельных по содержанию сочетаний слов. По одной абсолютной длительности нельзя установить, является ли пауза длинной или краткой. Например, пауза в 600 мс может быть нормальной при замедленном темпе и весьма длинной при быстром темпе. В литературе по фонетике и теории публичной речи установлены разные типы пауз, различающиеся не столько акустическими свойствами, сколько ролью, выполняемой ими в речевом сигнале. Установить функцию конкретной паузы можно учитывая семантические и фонетические стороны высказывания в целом. На фоне высказывания и выявляется функция данной паузы. 1. АСЕМАНТИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ - к ним относятся конститутивные паузы, ситуативные, индивидуальные и физиологические. Конститутивные паузы бывают ритмические, артикуляционные, усилительные. Ритмические отделяют друг от друга ритмические стихотворные единицы. Артикуляционные паузы возникают в составе некоторых звуков. Усилительные паузы находятся перед или за словом, несущим логическое ударение. К ситуативным относятся паузы, с той или иной целью замедляющие речь, чтобы дать слушателям время записать произносимый текст и т.д. Физиологические паузы вызываются недостатком воздуха или связаны с нарушениями деятельности центральной нервной системы.
2. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ПАУЗА – пауза, способствующая обозначению границ групп слов или указывающую на эмоциональное состояние говорящего, то есть пауза обладает интеллектуальным или эмотивным значением.
Значения паузы описаны главным образом в работах по публичной речи. Все авторы противопоставляют два значения: «логическая пауза» и «психологическая пауза». К логическим относятся паузы, вызываемые мыслительным процессом, а также синтаксическим строем предложения. К психологическим относятся паузы, отражающие чувства говорящего, а также, по мнению некоторых авторов, желание говорящего придать слову или высказыванию особую важность, то есть речь идет об эмотивном значении паузы. В трактовке Л.В.Щербы интеллектуальные паузы ограничиваются понятием синтагмы. Определение места пауз в то же время является определением границ синтагм. Некоторую помощь могут оказать имеющиеся в тексте синтаксические или пунктуационные показатели: -паузы употребляются там, где в тексте стоят знаки препинания; -паузы между однородными членами предложения; -пауза употребляется там, где можно подозревать пропуск слова. Основное значение интеллектуальной паузы - это «граница синтагмы», то есть паузы отделяет синтагмы друг от друга Эмотивные (психологические) паузы: - паузы- средство привлечения внимания слушателей; - паузы, усиливающие значение слов; - паузы- средство выражения эмоционального состояния.
Тембр
Тембр – окраска или характер звука голоса, зависящие от того, какие обертоны сопутствуют основному звуковому тону. По Г. Эрастову (1903) тембр – « это оттенки, придаваемые нами голосовым звукам для точного воспроизведения внутреннего содержания текста». С.С.Суренский (1941) указывает на шесть видов тембра: индивидуальный, эмоциональный, тембр сценического образа, образный тембр чтеца, подчеркивание гласных, фонетический тембр. Н.И.Жинкин (1958) выделяет эмфатический, голосовой, языковой, певческий, речевой тембр. Асемантический (неинтонационный) тембр - конститутивное средство ( диалекты, стили, физиологические возможности). Как конститутивное средство можно рассматривать индивидуальный тембр, свойственный каждому человеку. Семантический (интонационный тембр) – такие изменения индивидуального тембра, которые передают элементы содержания высказывания, как правило, эмоции ( нежность, недоверие, презрение, страсть) По мнению Л.К.Цеплитис, интонационный тембр именно наслаивается на индивидуальный или добавлется к нему, так как при любом эмоциональном состоянии говорящего его голос можно узнать по индивидуальному тембру. Вероятно, индивидуальный тембр зависит исключительно от анатомического строения речевого аппарата данного лица, а интонационный порождается изменением формы некоторых резонаторов в этом аппарате. Если анатомическое строение речевого аппарата индивидуально, то изменения формы резонаторов, очевидно, общи для носителей языка, иначе нельзя объяснить тот факт, что по речи можно распознавать эмоциональные состояния говорящих. Значения интонационного тембра: Радость, веселость, злость, насмешка, нежность, презрение, торжественность, гнев, дружелюбие, изнеможение, ирония, пафос, печаль, поучение, рассерженность, спокойствие, безразличие, благодушие, благородство, болезнь, боязливость, вежливость, великолепие, величественность, властолюбие, возвышенность, возмущение, волнение, восторг, восхищение, высмеивание, высокомерие, вялость, горечь, грубость, достоинство, жалоба, жизненная сила, идиотия, издевательство, лесть, ликование, любовь, мольба, мщение, наглость, насилие, нахальство, ненависть, омерзение, острожность, отвращение, отчаяние, патриотизм, почтение, пренебрежение, приказ, просьба, прощание, прощение, раздосадованность, раздражение, резвость, резкость, робость, своеволие, сердечность, серьезность, скрытность, слабость, смех, сосредоточенность, стон, страсть, страх, суровость, угроза, угрюмость, упрямство, усталость, хмурость, храбрость, чудачество, шутка, ярость. Большинство значений относятся к эмоциям, следовательно, можно утверждать, что при изучении тембра констатировано его эмотивное значение. Интонационный тембр в основном представляет собой средство передачи эмотивных значений высказывания. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-04; Просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы