Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕ ДЕЛАНИЕ.



Если внутренне делание по Богу не поможет человеку, то напрасно он трудится во внешнем. Что больше, телесный труд или хранение сердца? Авва ответил: телесный труд - листья, хранение сердца - плод, а дерево, не приносящее плода, срубают и вметают в пещь огненную впрочем, дерево должно иметь листья и плод.

Обрекайте себя на жизнь, где руки и ноги будут делать одно, а душа должна заниматься другим, если хочет спастись. Дела, не главное в жизни, главное - настроение сердца, к Богу обращенное. Здоровье человека зависит не от одной пищи, а, наиболее, от душевного спокойствия.

Спрашивается, как же Господа при делах иметь во внимании? Так. Какое бы ни было дело, большое или малое, вы не делали, держите в уме, что его вам повелевает делать Сам Господь Вездесущий и смотрит, как вы его делаете. Так себя держа, вы дело всякое будете делать со вниманием и Господа будете помнить. В этом весь секрет успешного завершения дела молитвенного.

Надо всегда помнить Господа, и забывать о делах житейских, но дела житейские лезут в сознание и память о Господе вытесняют. А нам следует наоборот: о житейских делах хлопотать, но как о Господнем поручении и как перед Господом. Там у вас ни того, ни другого не выходит, а здесь и то и другое будет исправно.

Надо заботиться, чтобы очистить себя от страстей и страстных чувств и помыслов. Для этой цели жизнь в общении с другими лучше, потому что она представляет опыты борения со страстями и преодоления их. Эти победы бьют страсти в грудь и в голову, а повторение их скоро убивает страсти наповал.

В уединении же борьба бывает только мысленная, которая также бывает слабодейственная, как удар крыла мухи. Поэтому, умерщвление страстей в уединении больше тянется, и они только затихают, и потом, со временем, могут вспыхнуть. Поэтому, надо сначала страсти преодолеть борением с другими, а после этого уже удаляться.

Руки и ноги за делом, а мысль с Богом, вот настоящий человек.

Внутренне дело надо налаживать с утра, как откроются глаза, хранить его весь день, вечером подогреть и так заснуть.

Сократить внешние отношения и все наладить на один чин - это есть спасительная рамка жизни.

Когда придет внутренняя молитва, тогда она может заменить пребывание в храме, но внутренние молитвы ничто так не разогревает как храм.

Не подумайте, что спрятанность, чтоб не видели и не знали, не строго необходима. Нет, строго настрого: подвиг, о коем звонят, есть пустой, гроша не стоит.

Внешние труды и подвиги это все средства для достижения цели. Смирение паче всего блюдите и молитесь о нем, и сами себя теребите, наклоняя на самоуничижение. Когда становитесь на молитву, уничижайтесь пред Богом. Радуйтесь, когда встретите уничижение, внешнее-невольное и принимайте его, как особую милость Божию.

Были люди, которые одним смирением, без подвигов, спаслись. А без смирения никто не спасался и не спасется.

Внимание больше всего устанавливайте на внутреннем, а меньше на внешних подвигах, ибо они есть подмостки, а здание в сердце.

Настоящее послушание слушается не видя оснований и не смотря на свое нехотение.

Когда послушание оказывается ради Господа, тогда Господь берет на Свое попечение слушающегося и блюдет его.

Что ни прикажут, то и делайте без попечения внутри со всею охотою, как ''повеление Божие''. Положите себе поглубже сие подчеркнутое слово и действуйте так, как оно внушает. Всякое приказание принимайте как непосредственно от Самого Бога идущее слово, и исполняйте его как дело Божие, как пред Богом, со всем усердием и вниманием. Не человеку работая, но Богу Всевидящему, страшась Суда изреченного ''на творящих дело Божие с небрежением'' (Иер. 48, 10). Затвердите это, пожалуйста, потверже.

Надо и дело делать и умом от Бога не отступать, то есть быть так, как бы стояли на молитве. Пишите, а умом от Бога не отступайте, тоже, когда прислуживаете в Церкви, как в этом успеть - дело научит.

Беспрекословное послушание дороже всех подвигов. Когда видите, что вас чернят, принимайте то, как грязи целительные, и надо к этим людям относится доброжелательно, ибо они прилагают к вам это врачевство.

Леность происходит к духовным занятиям от увлечения, с каким вы взялись за работу. Не увлекайтесь слишком работой, а то в голове станет мутно, а после этого и в сердце помутнеет. Пусть телесный смиряет, промежутки наполняет, и мыслям бродить не дает. Заменить его поклонами хорошо - это лучший труд. Но всегда ли это можно? Египетские старцы с утра до вечера за работой сиживали в молитве умной и Богомыслии. А святой Исаак Сирианин не благоволит к труду, отклоняет, говорит, от Бога. Это, правда, когда мудреный труд, а простенький - ничего. Если это занятие не питает молитвы, оставить его надо и взять другое. Дела все, большие и малые, делать так, как бы око Божие смотрело, как что делается.

Всякого приходящего или всякого встречаемого надо принимать, как посланца Божия. Первый вопрос да будет у тебя внутри: ''Что хочет Господь, чтобы я сделал с сим или для сего лица''. Всех принимать как образ Божий, с почтением, и желать сделать добро ему.

Безжалостность к себе, готовность на всякую услугу другим и предание себя всецело Господу, с молитвенным в нем пребыванием, - се производители жизни духовной.

Надо работать, но чтобы ум всецело был занят молитвой.

Пристращаться к чтению дурно, это к добру не ведет и возставляет некоторую стену между сердцем и Богом, при сем развивается любопытство и совопросничество пагубное. Если будем читать, да только о молитве, ибо это будет разогревать наше сердце, когда оно охладеет.

И делатели и слезники, и страдатели и послушники, гибли и гибнут от недостатка внутреннего борения или хранения ум; как скоро родится страстное восстание - гони его, и поражай, и мысленно и деятельно. Не забывая возгревать в себе дух сокрушенный и болезнующий о грехах своих.

Не мудро делает сие тот, кто читает слово Божие, а не доводит его до чувства и не проводит его в жизнь. Можно и все Евангелие и Апостол знать, и все же не иметь слова Христова вселенным в сердце, по причине неразумного изучения его.

И все, еже аще что вторите словом или делом, все во имя Господа Иисуса Христа, благодаряще Бога и Отца тем. Надо делать все во имя Господа Бога, если так настроишься, то и от Господа не отойдешь ни мыслью, ни чувством. Ибо, все творить во имя Господа, значит, все творить во славу Его, в желании благоугодить Ему, верно исполнивши волю Его даже в малом чем, при этом мысли и чувства надо направлять ко Господу.

Речь у нас течет без умолку почти, и движения тела тоже не прекращаются, какая богатая жертва Богу, если все это во славу Божию. Обращением слова во славу Божию, изгоняется не только худоречие, но и пусторечие, и оставляется одно, что служит к назиданию братий или, крайний предел, не служит на разорение их. Равно, обращением дел во славу Божию не худые только дела, но и к похоти и раздражению делаемые устраняются. Об этом и помина не должно быть между христианами, но указывает дух, в каком должны быть делаемые дела должные, позволительные и полезные. Этим изгоняются из круга деятельности всякое самоугодие и служение миру и злым обычаем его.

Творить все во имя Господа, значит, все обращать во славу Его, стараться все делать так, чтобы оно угодно было Ему, с сознанием воли Его на то, и еще, всякое дело окружать молитвою к Нему, с молитвою начинать, молитвою совершать и молитвою оканчивать. В начале - прося благословения, в продолжении, - прося помощи, а в конце, - вознося благодарение, яко Совершителю в нас и чрез нас дела Своего.

Жизнь христианина на земле есть цепь страданий. Должно бороться с телом своим, со страстями, с духами злобы. В этой борьбе наша надежда. Наше спасение - есть Бог наш. Возложившись на Бога, должно переносить с терпением время борьбы.

Искушения как бы топчут человека, претворяя зерно в муку, они попускаются нам по промыслу Божию к великой душевной пользе, от них получаем сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит.

 

УЕДИНЕНИЕ.

Для молитвы полезно уединение и держать его надо как следует, ища паче вразумления и Божия указания. Присоедините к сему и пост, чувствительный для плоти. Надо быть ко всему равнодушным и подальше удалиться, чтобы не тянуло назад, надо стремиться уединиться в клети своего сердца. Когда молитва твоя до того укрепиться, что все будет держать тебя в сердце пред Богом, тогда у тебя и без затвора будет затвор.

Ибо затвор что есть? То, когда ум, заключившись в сердце, стоит пред Богом в благоговении и выходить из сердца или заняться чем-либо другим не хочет. Этого затвора ищи. Можно и при затворенных дверях по целому миру шататься или целый мир напустить в свою комнату. Страх Божий, сердце сокрушенно и смиренно, вот первое проявление внутрь строя.

Уединяясь в себе, надо встать пред Господом и стоять так, не отводя умных очей от Господа. Вот и пустынь - быть с глазу на глаз с Господом. Быть с Господом - есть цель нашего бытия и когда мы с Господом, то не можем не ощущать благобытия, а это естественно держит внимание на себе и чрез себя на Господе, от Кого исходит.

Когда ходят в храм Божий, хорошо делают. Но кто навыкнет дома молиться как в храме, не ниже того. Как человек видит лицем к лицу, так и постарайтесь поставить душу перед Господом, чтобы были с глазу на глаз.

Жаждите уединения. Подождите. Уединение внешнее придет само, когда установиться внутреннее, бог устроит. Приимите к сведению, что можно быть как в суматохе мирской и в келии отдельной. Вы будете обладать лучшим чем уединение внешнее, если так уединитесь в себе, что никакая внешняя сила отвлечь вас не может: о сем молитесь.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь