Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТРЕЗВЕНИЕ И БЛАГОРАССМОТРЕНИЕ.
Первое обращено вовнутрь, а последнее вовне. Когда кто, умудряясь, не дает хода помыслам, и враг не может проникнуть внутрь человека, тогда он начинает действовать извне: через людей, друзей, тут пойдут похвалы, клеветы, осуждения, притеснения и разные неприятности. Вот это надо знать и ждать. Отвратить все это, не в нашей силе, а перехитрить врага - это можно, переносить все, не нарушая любви и мира. В этом помощник нам Господь. Какой помысл чаще всех из сердца выходит, значит, та страсть сильнее, против той и действовать посильнее. Но все на себя не полагайтесь и не надейтесь сделать что своими трудами, целительные врачевства и средства посылает Господь. Трудитесь, трудитесь, но всего доброго ожидайте от Единого Господа. Большая нам беда от чувства праведности. Зарубите себе на память, что коль скоро придет сие чувство, хоть в слабой мере, значит, дело ваше пошло криво. Чем грешнее себя будем чувствовать, тем путь правее. Но надо, чтобы сие чувство исходило из глубины души, а не было навеяно размышлениями или словом. Бегайте сытости, об Израиле говорится: ''Оуты, оутолсте, расшире'' (Втор. 32, 15). На что больше довольства? А плод какой? И забываем Бога. Это относилось к телесной сытости и довольству своим внешним состоянием. Это относится и к духовной сытости. Плод всего этого - забвение Бога. Когда всего вдоволь, зачем и Богу молиться и думать о Нем. Непосредственное действие сытости есть ослабление внимания и допущение льгот. Кто это допустит, пойдет катиться вниз, как катятся по склону скользкой горы. Вот и беда! Беда, когда у вас поминутно происходит в душе суд и решение над другими. Из самомнения выходят: трубление пред собою и осуждение других. Хорошо, когда вас бранят. Дурно, когда кругом хвалят, а правды никто не скажет. Долго ли запутаться? Поневоле станешь считать себя святым и начнешь ''читать наставления всем''. Не сбиться бы на путь холодно-ходящих в исправном внешнем поведении, без внутренних чувств освящающих человека и благодать Божию привлекающих. Самомнение и самодовольство - это тщеславие. На людей надо смотреть так, как бы они ходят по горе или кровле, а вы внизу, низко-низко. Если душа станет видеть ниже себя кого-нибудь, крепко тогда надо укорять себя и испросить у Господа прощение. Злее всех вещей - возношение, тщеславие, осуждение. Это адский дым и смрад. Приучайте себя к тому, чтобы радоваться, когда с вами презрительно обходятся, - укоряют, обижают, нежели, когда ласкают, приветствуют. В этом самый надежный путь к смирению. Ибо как только умалится смирение, так в сердце войдет холодность, ибо Господь отступает. Не языком говорить ''я ничто'', а в сердце чувствовать свое ничтожество надо. И тут всегда будет Господь, из ничего все сотворивший и творящий. Все нами просимое подаст Господь, если и сами труд приложим, а он есть смирение, да внимание, внутри сердца. Болезненное к Богу припадание - неотступное при всяком деле, слове, движении, сидении, дома, в церкви. Книги читайте и все полезное прилагайте к своей жизни и душе. Тщеславие - домашний вор, который в заговоре с ворами наружными, он отворяет им двери и окна, те входят и совершают великое опустошение. Книги читайте с прилежанием и извлекайте оттуда полезное для себя и прилагайте это на деле, тогда будет польза. Некоторые собирают теории в голове и учат не себя направлять на добро, а других осуждать. Надо иметь и страх Божий, он корень всякой науки и доброго делания. Когда он есть в человеке, тогда все хорошо идет и внутри и вне. Надо его возгревать всякое утро, а потом он сам постепенно вкоренится в сердце. Надо отличать осуждение от осуждения. Грех начинается, когда в сердце зарождается презорство к кому, ради какой-либо худобы. Осудить можно просто, без всякого приговора судимому, если же при этом в сердце сожаление будет о лице оплошавшем, желание ему исправиться и молитва о том, то тут нет греха, осуждения, а совершается дело любви, возможное при такой встрече. Грех осуждение больше в сердце, чем на языке. Речь об одном и том же может быть и грехом и не грехом, судя по чувству, с которым произносится. Чувство дает и тон речи. Но лучше всячески воздерживаться от осуждения, чтобы не попасть в грех осуждения, то есть не ходить около огня и сажи, чтобы не очерниться и не обжечься. Скорее надо переходить на осуждение и укорение себя. Когда есть смущение на душе, то чего бы оно ни касалось, не верьте душе в ту пору, ибо гнев ''мужа правды не соделовает'' (Иак. 1, 20). Божие все мирно, тихо сладостно и в душе сию сладость оставляет, и вокруг разливает ее обильно на то, что иногда и бранится будто. Потрудитесь так устроиться, чтоб не охотно выходить к кому и неохотно видеть кого у себя. Старцы пишут: ''Пока есть охота давать и брать, не жди покоя''. Давать и брать - это сношение с другими. Прямо судя, вещи на свете нет, за которую следовало бы сердиться, что дороже души и покоя ее, а серчание отнимает у нее покой. Тут себе наветником бывает человек, и сам еще раздувает, увеличивая в душе неправды другого. Все от того, что внимания нет себе, вот и прорвется. В сердце лежит присвоение себе прав и наказывать за грехи других вместо себя. Тут все. Когда бы себя грешником видел человек, с чувством всех последствий греха, не стал бы серчать. Душа, неиспытанная скорбями, никуда не гожа. В Царствие Божие одна дорога - Крест. Неприязнь и серчание дозволительны только тогда, когда предметом их дурные помыслы и чувства.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы