Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
РАБАШ – духовный руководитель последователей Бааль Сулама
После ухода из этого мира Бааль Сулама рав Барух Шалом Ашлаг был признан Учителем и предводителем хасидей (последователей) Ашлаг. Рав Хилель, ученик Бааль Сулама, рассказывал, что РАБАШ не позволял себе высказывания при жизни отца, а затем обнаружилось, что он впитал и усвоил все секреты и, главное, способен передать учение Бааль Сулама в точных, ясных выражениях. Рав Хилель был потрясен не только знаниями, но, главным образом, скромностью и выдержкой РАБАШа. Лишь очень большой человек способен устранить свое " Я" перед великим человеком ради Истины. В этом вся трудность работы человека – идти верой выше знания, поверить в величие Учителя, Задачи, Творца. Недаром говорится" Сделай себе Рава – (Большого)", т. е. надо стремиться к тому, чтобы цель стала настолько важной и большой в глазах человека, что все остальное отступит перед ней. РАБАШ пишет о Бааль Суламе друзьям по духу: " Знайте, что мы были вместе со Светочем Израиля, голос Учителя был живым голосом АРИ, и мы будем способны слышать его, надо лишь соблюдать союз (брит) с Учителем и надо умолять Творца не об излишествах, а лишь о способности жить в святости". Так жил сам РАБАШ. Он подчеркивал, что Бааль Сулам работал день и ночь, чтобы любой человек, идя путем внутренней работы, смог достичь своего исправления и затем постижения Творца. Он спрашивает в письме: " Если мы, ученики, были в контакте с самой Шхиной, говорящей устами Бааль Сулама, каким же образом получилось, что каждый остался на своем уровне? " И отвечает: " Хотя Бааль Сулам и раскрыл многое, но лишь столько, сколько необходимо для обучения тому, как идти без поддержки. Все, что было раскрыто, вызвало в нас энтузиазм, подъем духа и уверенность, что отдадим все силы во имя Творца". Но вместе с этим приходит и тяжесть сердца (восстание эгоизма против бескорыстной духовной работы). Именно этим и создается возможность выбора и участия со стороны человека. РАБАШ пишет другу: " Не удивляйся, что немногие готовы идти Путем Истины, большинство еще радуется детским забавам... А ты, брат мой, уже прошел время детства" (т.е. уже более разборчив в том, что именно приносит тебе радость). РАБАШ часто ссылался на высказывание Рамбама, что каждый начинающий духовный путь начинает с малых ступеней, обозначаемых: " массы", " женщины", " дети", т.е. ради оплаты или из страха наказания. Когда, изучая Тору, человек умнеет (и в свете Торы начинает видеть свою истинную природу), то ему раскрывают" секрет", что недостаточно определенных действий, а необходимы ещё и бескорыстные намерения на эти действия.
В течение двадцати лет после ухода Бааль Сулама РАБАШ не писал статей, не разрешал записывать за собой, поскольку чувствовал огромную ответственность за сохранение чистоты передачи каббалистической мудрости. Он не позволял себе комментировать и тем более обновлять сказанное Бааль Суламом, а лишь раскрывал многогранность его учения. Семья РАБАШа поселилась в Бней-Браке. " Барак" – молния (аврака – озарение), " Бней-Брак" – " Дети Озарения". РАБАШ объяснил это с точки зрения внутренней работы: " Совершая бескорыстные действия и изучая Тору, человек хочет, чтобы свет Торы " озарил" его, вернул к " добру" – подобию намерений с Творцом и слиянию с духовным Источником". В маленькой квартирке РАБАШа одна из комнат была отведена для его семьи, другая служила местом учебы днем и ночью. РАБАШ не хотел занимать никаких официальных должностей, он лишь готов был продолжать заведенный отцом порядок изучения Каббалы. Он не искал почестей, уважения и даже не стремился расширить круг учеников, принимая лишь тех, кто смог доказать на деле серьезность и готовность идти до конца. Никто из соседей в доме даже не знал, что рядом находится каббалист. РАБАШ избегал всякой рекламы, так как придерживался мнения, что благословение приходит только на то, что скрыто от людских глаз. РАБАШ сосредоточился на упрочении внутренней духовной связи с великим Учителем. На какое то время он уезжает в Англию изучать первоисточники, которыми пользовался Бааль Сулам. По возвращении он соблюдает крайнюю осторожность в передаче мудрости великого каббалиста, опираясь лишь на точную передачу сказанного и написанного им, включая и то, что было получено от него из уст в уста.
РАБАШ, как и другие великие каббалисты, подчеркивал, что условием духовного роста является скрытие уровня своего постижения от масс, а также передача мудрости великих в точных выражениях. Комментируют мудрецы сказанное в " Коэлет", что каждый цитирующий первоисточник – приближает освобождение, а каждый говорящий от своего имени и множащий книги, отдаляет его. ( речь не идет о распространении книг мудрецов или авторизованных переводов верными учениками или новом витке в передаче мудрости). В индивидуальной духовной работе главное –сохранить и усилить внутреннюю связь с душой Великого Мудреца. И здесь не допускается искажение, необходима лишь точная передача и внутренняя переработка. До пятидесяти лет контакт РАБАШа с Творцом осуществлялся через слияние – уподобление мудрецу. Оставшись один, он продолжал идти Путем Истины, который получил от Бааль Сулама, внутренне поддерживая теснейшую связь с Учителем через его труды. Долгие годы несмотря на то, что объем знаний и духовный уровень РАБАШа был огромен, он оставался как бы в скрытии. Стремясь не остановиться на достигнутом уровне, он овладевал все новыми ступенями индивидуального духовного подъема.
Идущий по Пути Истины, проходит четыре ступени духовного развития: неживой, растительный, животный, говорящий и до уровня Йеуди (обладающий цельностью желаний с намерением как у Творца). РАБАШ не " получил от Неба" ничего даром. Духовное знание и вера – душа, не передаются по наследству, они зарабатываются каждым и получаются в виде подарка свыше. РАБАШ описывал в дневнике, чего ему стоил один лишь переход с уровня называемого неживой (домем) на уровень растительный (цомеах), ибо в духовной работе эти две ступени имеют огромные различия. Из его рассказа видно, как мучительны переходы с одной ступени на другую. Они уподобляются мудрецами пребыванию между небом и землёй. Путь Истины сопровождается спадами и подъемами, ибо иногда человек способен чувствовать Творца и испытывает духовный подъём, а иногда поглощен лишь чувством себя. Именно благодаря перепадам ощущений от присутствия или отсутствия ощущения связи с Творцом, человек непрерывно продвигается, не застывает на прежней ступени. Каждый начинается заново, т.к. достигнутое – это уже прошлое и необходим новый поиск Творца. При этом необходимо идти " путём скромности", так чтобы внутренняя часть духовной работы, была скрыта от посторонних глаз и даже от самого себя. Данные РАБАШа позволяли ему достичь неимоверного влияния и почестей, если бы он пошел общепринятым путем: создание школы, строительство мидрашей, увеличение количества учеников, принятие формальных должностей или создание вокруг себя атмосферы святости, недоступности, влияния. Всего этого РАБАШ, будучи каббалистом, избегал. Ибо власть и почет масс – главные враги мудрецов В семидесятых годах РАБАШ сделал усилия с тем, чтобы был построен бейт-кнессет (дом собрания). На улице Хазон Иш было выстроено скромное двухэтажное здание, внизу – бейт-кнессет, а наверху – квартира РАБАШа. Он словно бы подготовил место занятий для будущих учеников.
РАБАШ и новое поколение
Уже в конце 60-х годов РАБАШ предпринимал попытки привлечь людей к учению Бааль Сулама: он ездил в Хеврон и Иерусалим давать уроки, но тогда еще не было готовности воспринять новый подход, мешали запреты, косность и буквальность понимания высказываний мудрецов. В частности, господствовало мнение, что внутреннюю часть Торы нельзя изучать до сорока лет. Как говорил Бааль Сулам, в духовном, когда говорится " нельзя", подразумевается, что ещё не пришло время. " Сорок лет" – это не возраст, а название очень высокой духовной ступени, и лишь единицы приходят к ней. Духовного уровня тринадцати лет тоже достигают далеко не все изучающие Тору. А если не заниматься внутренней частью Торы, говорящей о намерении, невозможно даже и зародиться в духовном плане. АРИ постиг всю мудрость Каббалы и ушел из мира в 38 лет. Бааль Шем Тов смолоду занимался Каббалой. Гаон из Вильны к восемнадцати годам постиг внутреннюю часть Торы. Бааль Сулам к пятидесяти годам уже начал комментарий к книге " Зоар". В согласии с предсказаниями мудрецов Каббалы, с 1995 года начала создаваться ситуация, когда стало необходимым раскрытие внутреннего содержания Каббалы с тем, чтобы выжить физически ради того, чтобы успеть родиться в духовном аспекте и войти в контакт с Источником Жизни. Великий каббалист Бааль Сулам проделал титанический труд, чтобы знание мудрости Каббалы стало доступным для многих, но сам он не находился в прямом контакте с широким кругом людей, тем более с людьми, оторванными от веры в Творца.
РАБАШ почувствовал, что пришло время, когда необходимо и возможно раскрыть полученное им от Учителя всем, в ком возникнет желание идти по Пути Истины. Осталось лишь найти таких людей. Поэтому он, будучи в семидесятилетнем возрасте, решил принять большую группу новых учеников, сплошь состоящую из людей, оторванных от духовных корней, но стремящихся их найти, возвращающихся к ответу – " хозрей бе тшува". Незадолго до этого у него появился самый " нестандартный" ученик, М. Лайтман, кипящий энергией и вопросами, полный готовности отдать всего себя ради постижения Истины. Волею свыше он стал правой рукой РАБАШа, близким, как сын. Он сопровождал его в поездках, выполнял поручения, РАБАШ занимался с ним и индивидуально. РАБАШ поощрил желание ученика написать книгу о Каббале на русском языке. Чудом, благословением свыше в маленькую книгу вместились переводы из важнейших частей " Учения десяти сфирот", " Дарование Торы", " Бейт Шаар а-Каванот", " Плоды мудрости" Бааль Сулама с некоторыми из пояснений РАБАШа. Интересно отметить, что РАБАШ не издавал своих статей и позволял их изучать лишь группе учеников, идущих путем внутренней работы, а книгу" Каббала" на русском языке велел распространять.
РАБАШу понадобились люди с новым притоком запросов в поиске Творца, способные востребовать то, что уже пришла пора раскрыть и передать нынешнему поколению. В духовном необходима лишь потребность к свету, а свет есть всегда. Но желание, сосуд для света, должно обладать бескорыстным намерением. Выходит, что раскрыть мудрость до конца можно, только если есть цельное желание идти до конца и готовность ради этого принять условия ее получения. РАБАШ, как и другие каббалисты, подчеркивал значимость группы друзей, идущих одним путем с единой мотивацией. В плане внутренней работы человека, его друзьяминазываются желания, находящиеся в его Я: или это народы мира в нем, т.е. собрание желаний с эгоистической направленностью, или это желание связи с Творцом, называемое Исраэль. Для того, чтобы достичь единства желаний и бескорыстия намерений нужна связь (хибур) друзей (хаверим). Выбор друзей из общей массы желаний происходит всегда и на всех уровнях. РАБАШ был уже долгие годы духовным предводителем последователей Ашлага, когда он разрешил привести новых учеников. В основном они были из тех, кто преподавал и успешно продвигался в " махоне Каббала". Как свершилось, что они оставили свои игры в " духовность" и пошли за РАБАШем, этого нам не дано понять, а для чего – это ясно. Жизнь в бейт-кнессете закипела ключом, каждый новый день приносил массу событий. РАБАШ был, можно сказать, отцом новой группы единомышленников, которые должны быть готовы на все ради цели – достижения новой природы любви к ближнему, к Творцу. " Укрепляйтесь, пока есть новое, действуйте, пока есть воодушевление – когда придет спад и не будет уже новизны, трудно будет устоять... Поддержать пробуждение сверху соответствующим по силе действием снизу крайне трудно", – говорил РАБАШ. И правда, группа с годами вошла в обычный ритм, т. е. в ритм обыденности. А ведь Бааль Сулам подчеркивал, что спасение приходит только, если прикладывать усилия, выше обычных.
Однако непросто стать настоящим учеником каббалиста. Известно высказывание АРИ, что его " забирают" из этого мира (в 38 лет), т.к. нет ни одного ученика, а ведь фактически у него были сотни... После ухода Бааль Сулама РАБАШ писал другу: " Почему все так готовы прислушиваться и идти вслед за каждым малозначимым (духовным руководителем), который, как ребенок, иногда говорит что-то умное, и все восхищаются и готовы идти за ним. А действия и речи истинно великих склонны презирать..." Поскольку РАБАШ ставил своей задачей раскрытие и передачу информации, способствующей ускорению исправления душ, нового поколения, ему было необходимо почувствовать их запросы. Чтобы достичь этого РАБАШ должен был стать с ними как бы на один уровень. Основой сплочения группы было то, что РАБАШ не возвышал себя над учениками, не требовал преклонения и беспрекословного подчинения. Он находил подход к каждому, учитывая его уровень: одних " поглаживал", как детей, других поощрял уважением, некоторых держал на расстоянии, только для того, чтобы не навредить их внутренней работе. РАБАШ скрывал свою духовную силу, способность видеть все " насквозь" и общался с новыми учениками, как добрый заботливый старший товарищ.
Он понимал, что к вновь пришедшим ученикам требовалось особое обращение. Никто из них не привык к подчинению старшему, терпению. В большинстве это были люди из самого тяжелого " теста" – желания получать. Начав ощущать воздействие окружающего свечения Истины, они пошли путем поиска своего назначения в жизни. РАБАШ умел проявить уважение к ним – ведь это то, от чего даже дети получают наслаждение. Сам он всю жизнь тренировался в преодолении себя, даже искал этого. До последнего часа жизни в этом мире РАБАШ использовал все, что предоставлялось для такой работы: не высказывать свое мнение, не указывать на ошибку, не возражать на явную глупость, не выражаить разочарования. Однажды он сказал, что уже в восемнадцать лет, женившись, понял, что нет смысла делать замечания другим – ведь исправить можно только себя. Надо много тренироваться, чтобы сменить удовольствие от власти над другими на полную власть над своим себялюбием. Как и Бааль Сулам, РАБАШ считал, что любой, идущий путем Торы, как мужчина, так и женщина, может заниматься внутренней частью Торы, чтобы достичь бескорыстия намерений и таким образом выйти в духовный мир. РАБАШ поощрял интерес женщин – жен его учеников к внутренней части Торы. Еженедельно они собирались в группу, где изучали статьи РАБАШа. Кстати, регулярно РАБАШ начал печатать статьи именно ради учеников. Если родился запрос, то возможно заполнение.
Со временем накопились тысячи уникальных статей. Статьи занимают основное место в наследии РАБАШа. В них он передает весь опыт человека, восходящего по ступеням духовной лестницы, начиная с " азов", с самой начальной подготовительной ступени. РАБАШ описал в статьях и главные принципы группы: уважение одного к другому, создание хорошего настроения, помощь в материальном аспекте, без вмешательства в духовную сторону жизни друга. РАБАШ подчеркивал, что во время встреч друзей, надо стараться создать настроение друг другу, чтобы каждый получил силы и жизненную энергию продолжать избранный путь, возвысить значимость духовной цели. Статьи следует читать не давая своих комментарий!!! Как-то жены учеников захотели пригласить психолога на занятия их группы. РАБАШ написал письмо, где подчеркивал, что нельзя приглашать в группу человека, не разделяющего их духовной работы, да еще с ним разбирать их частные проблемы. Ведь принцип группы – это собрание друзей, идущих одним путем, с целью усиления связи с Творцом. Радостью, хорошим настроением, даже вкусной едой можно делиться в группе. А проблемы, просьбы, советы надо разбирать не в группе, а отдельно. РАБАШ всегда заботился о нуждах учеников, и незаметно оказывал помощь той или иной семье, делая это так, чтобы никто не чувствовал себя неловко. Советы ученикам подавал в форме, при которой решение оставалось за ними. В то, что относилось к духовной работе каждого, РАБАШ не вмешивался, не давал указаний и не делал замечаний, поскольку это против принципа: касающееся души нельзя навязывать. Из-за этого он иногда терпел и сносил всякие нелепости, например, когда близкий ученик, сопровождавший его повсюду, одевался и выглядел как мальчишка. Только раз, когда тот сбрил часть волос (пеот), которые, согласно символике, обозначают один из видов духовного исправления, РАБАШ смолчал, но несколько дней, сказавшись больным, не выходил на утреннюю прогулку, которую они обычно совершали вдвоём. Постоянный контроль, чтобы не раскрыть себя, требовал от РАБАШа много усилий. Он не мог себе позволить показать свое истинное духовное состояние – ведь этим он бы убрал всю работу ученика. Ему приходилось трансформировать свое состояние, чтобы не отличаться от учеников и, оставаясь авторитетным учителем, не лишать их работы " сделать себе Рава" (вырастить в своих глазах значимость того, кто ведет к Цели). РАБАШ был уважаем как большой Учитель, и почитаем как продолжатель Пути Бааль Сулама, но если бы он позволил увидеть хоть немного от его истинной духовной мощи, от учеников ничего бы не осталось – все превратились бы в рабов, верящих в Большого Рава из выгоды. А если бы РАБАШ надел личину святого, не от мира сего, " благодетеля рода человеческого", легко было бы сделать из него идола.
РАБАШ никогда не сердился по-настоящему, ибо считал, что большинство окружающих ещё находятся на этапах взросления. Он проявлял терпение к окружающим не от того, что был по характеру добрым, всепрощающим, закрывающим глаза на недостатки. Когда человеку, идущему по пути Истины, постепенно открывается, насколько он ещё мал по отношению к Творцу, он не может делать замечаний другому. Иногда РАБАШ как бы нарочито вел себя так, что ученики и тем более родные, забывали, рядом с кем они находятся, и забывались, ведя себя с ним почти на равных. РАБАШ написал в одной из статей: " Не следует думать, что Творцу нужно " уважение" от людей, ведь это подобно тому, будто человек оделся в нарядные одежды, вошел в клетку с птицами и требует, чтобы его уважали". Уважение – возвеличение Творца, необходимо нам самим, ибо этим усиливается наше стремление к Цели. Люди последнего поколения, хотя и осознают порой свою ничтожность, ощущая пустоту и абсолютное одиночество, вместе с тем не готовы подчиниться иной власти, хотя бы и власти Творца и идти верой выше знания (имуна лемала ми а-даат). Чтобы принести пользу таким людям необходимо самому достичь духовной цельности. В одной из статей РАБАШ обращается к Творцу: " Дай мне быть йеуди простым – просто йеуди" Для человека, достигшего цельности, " йеуди пашут" означает " простое единство", когда единственность Творца раскрыта постигающему, и он может способствовать раскрытию блага и добра Управления в мире.
Жизнь РАБАШа как истинного каббалиста заключалась в соединении в его духовном " Я" веры в частное и общее Управление. При этом внешнее поведение человека соответствует общепринятым законам, подчиняющимся общему Управлению, ведущему всех к цели, всех без исключения. А во внутренней жизни, в душе человек непрестанно взращивает веру в частное Управление вплоть до полного ощущения им единой воли Творца по отношению к нему и всему окружающему. Есть мудрый и есть понимающий. Мудрый видит свет Творца от себя и выше (снизу вверх), а понимающий может передать свет другим (от себя вниз). Такой человек называется праведник – основа мира (есод олам). РАБАШ был таким проводником света веры и света мудрости Творца в мир. Он явно способствовал связи между высшими и низшими душами. РАБАШ видел, что нет времени и выбора – пришла пора раскрыть все тонкости духовной работы, а саму работу возьмут лишь те, в ком возникнет тяга к Истине. Если бы мы смогли придать большую значимость и вызвать дополнительные запросы, то получили бы больше. Но высший вынужден себя скрывать, тогда нижний, не чувствуя вкуса – не ощущая величия духовного (в себе), ленится и опускает руки. А иногда и вовсе исчезает высшая мотивация, и должен человек заново начинать работу. Этого РАБАШ не мог сказать открыто, но об этом говорится в его статьях. Можно получить от Большого, лишь устранив себялюбие. А кто способен на это? Практика показывает, что подчас нам легче устраниться перед малым, чем передистинно великим, т.е. пока мы ещё сами малы, нам легче поверить в малозначащих. Однажды, услышав по радио, что на стадион пришли тысячи верующих слушать какую-то лекцию, РАБАШ сказал: " Если бы говорил Бааль Сулам пришли бы десять человек". Сам Бааль Сулам ответил однажды на вопрос, почему у него так мало последователей: " У Творца их ещё меньше". Ведь надо быть взрослым, чтобы понять величие Большого. Этого и хочет Творец – взросления человечества. Как в партии шахмат: до поры Творец играет за человека и черными и белыми, обучая и стирая ошибки, пока не придёт время самому вступить в игру
В доме РАБАШа В восемнадцать лет рав Барух стоял под хупой (свадебный покров) с невестой, выбранной ему отцом – Бааль Суламом. Рабанит Йохевед, которая всю жизнь тяжело трудилась, последние шесть лет жизни была парализована и прикована к постели. РАБАШ ухаживал за ней, выполнял её просьбы, обеспечивал всем необходимым. Он привык следить за мелочами быта и делать все сам. Овдовев, РАБАШ второй раз встал под хупу, будучи старше восьмидесяти лет. Его выбор пал на меня – врача-психолога из Москвы. В то время мне исполнилось сорок пять, и я уже несколько лет интересовалась внутренней частью Торы, занималась по книгам Бааль Сулама, изучала статьи РАБАШа. На хупе присутствовали лишь очень близкие ученики РАБАШа. Писал ктубу и делал обряд освящения – кидушин – сын рава Карелица, а сам рав Карелиц сказал, что можно позавидовать женщине, обслуживающей большого Рава. Тому, чьим основным занятием является изучение Каббалы и тем более обучение других; тому, кто взял на себя по мере возможности соблюдать соответствие материальной ветви её духовному корню, необходимо быть женатым. Когда, волею свыше, в доме РАБАШа (" дом" в Каббале означает душу человека) появились новые запросы, идущие и через меня, у него прибавилось работы. Если говорить в буквальном смысле, то раньше у РАБАШа дом был единственным местом, где он мог себе позволить остаться самим собой, теперь в доме находилась жена и к тому же ученица, да еще из " хозрей бе тшува". Как и в работе с группой новых учеников, в общении со мной РАБАШу понадобились вся выдержка и терпение. Через общение со мной он мог увидеть, как трудно дается современному человеку, построившему свою жизнь лишь на вере в себя, не признающему авторитетов, ненавидящему ощущение зависимости и, вместе с тем, уже понимающему, что он раб своей природы, как трудно ему отказаться от власти своего " я". Ребе ежедневно уделял мне время для урока (по книге" Зоар", по" Введению к Учению о десяти сфирот", статьям), объяснил статьи, готовя меня к проведению занятий с женами учеников. Он всегда начинал урок с определения понятий, объясняя, что в языке Каббалы одно и то же слово употребляется в разных значениях. Иногда Ребе давал мне прочесть статью и говорил: " Исправляй, критикуй, у жены критика получается хорошо, а я посмотрю, что мне с этим делать". Он радовался, когда я занималась, печатала и переводила. " Это занятие для рабанит, для этого ты в доме". РАБАШ говорил, что в том, что касается души, ничего не следует откладывать на потом – упускать случай и время. Время (зман) лишь возможность (издамнут) и приглашение (зимун), а как этим воспользоваться, зависит от ученика.
Зачастую, вечером после занятий, РАБАШ возвращался оживленным и долго говорил, как бы в продолжение урока. Слушая его, я думала, что надо бы записать, и все откладывала " на потом", думая, что когда ребе станет старым и больным, я буду записывать его высказывания. Но ведь пока он был бодр и полон сил... Сопровождающий его на прогулке по берегу моря ученик, едва поспевал за ним. После некоторых уроков, поздно вечером РАБАШ приходил очень усталым, просил поесть, чтобы поддержать силы. Он удивлялся: " После стольких лет учебы и такие… вопросы. Я сказал, что мне не хватает слов для ответа на такой " замысловатый" вопрос, я не знаю достаточно иврита". РАБАШ, казалось, видел все " насквозь" и обладал чувством совершенного – тем более ему стоило больших усилий сдержаться: не высказать замечания, критики, не показать реакции на мелочность, упрямство… Обычно он высказывался в виде совета. Лишь однажды дал мне прямое указание: " Сокращай и переводи статьи".
Не зря сказал РАБАШ, что снял все преграды между нами: я могла лишь видеть занятого, терпеливого, всегда внимательного в общении человека, готового быть другом. За все время РАБАШ ни разу не выразил недовольства или недоумения по поводу изменения мною мелочей его привычного быта, которые я считала нужными сделать. Он не сказал мне: " Быть может, не стоит вешать этот шкафчик прямо над моей головой", или " Может быть, мне лучше остаться на своем привычном месте, когда я ем на кухне". Ни одного слова критики, ни одного замечания, ни подсказок и наставлений – ни намека. Ибо РАБАШ работал над собой во всём, до последней мелочи. И вся закалка, сила воли, тренировки в преодолении себя не ради своей выгоды – еще больше получить, владея собой, – а ради других – преодолев себялюбие, доставить удовольствие другим. Ведь в большинстве наши указания другим – не из любви к ним. Себе мы прощаем все, т.к. любим себя. РАБАШ прощал другим, любя их, не навязывая свое" я", отнимая от себя, давая другим уважение, терпение. Занятия с учениками требовали много сил. Чтобы поддержать здоровье, РАБАШ ежедневно ездил на море, плавая, делал ровно столько движений, сколько сам себе назначал, прошел курс гимнастики для улучшения голоса.
Ребе говорил мне: " Будь хорошим ребенком: кушай и пей хорошо". В плане ветви и корня, еда означает веру, питье – знание. Подобно тому, как заставляют младенца есть, не выжидая, пока он поймет пользу от еды, так и с телом – эгоистическими желаниями: надо идти путем действия – против его желаний. Когда я посетовала что я в духовном плане " как ребенок", РАБАШ ответил: " Если ты, как ребенок, то я – как тот, кто ещё не родился". В тяжелую для меня пору Ребе говорил: " Надо быть сильной за двоих, справляться со страхами и за близких тоже, чтобы смог войти свет духа жизни. И это тоже важно не для себя – это работа духовная. А главное – молитва". Если делаешь нужное дело, ради Творца, то не надо бояться того, что исходит от людей. Нельзя закрыть рот людям, если они от сплетен получают удовольствие, можно лишь не реагировать на них. Каждое утро, приходя из бейт-кнессета после занятий и молитв, начинавшихся с трех часов утра, рав Барух Шалом два часа пел текст из " Учения о Десяти Сфирот". Песня и танец были обязательным атрибутом всех праздников, и РАБАШ придавал им большое значение. Иногда танец хасидим и учеников в кругу продолжался по его указанию более двух часов кряду. Но он сам не любил, чтобы видели его танцующим: " Не люблю, когда старые люди танцуют при всех". Иногда, придя домой после праздничных трапез, РАБАШ немного танцевал, как бы показывая мне как это делал Бааль Сулам. Только раз на свадьбе внука я видела его " танец-мицву" в зале. Это было прекрасное зрелище: тонюсенькая девушка и кряжистый, как дуб, РАБАШ танцевали, держась за платочек. Хотя РАБАШ не любил внешних церемоний, не давал благословений и т.д., он всегда очень серьёзно относился к ритуалу брит-мила, где ему предоставлялась возможность собрать потребности многих и " поднять" молитву. Он радовался рождению каждого ребенка и говорил: " Поздравь, сегодня у меня родился еще внук". РАБАШ шутил: " Пророк Элиягу приходит на брит-мила, а у тебя нет времени? " Брит-мила – символическое действие, обозначающее в духовном аспекте обязательство человека не использовать свою природу эгоизма, что называется отсечением кожи (асарат арла) ради достижения природы отдач и союза (брит) с Творцом. Когда дело касалось других людей, тут для него не было мелочей. Например, незадолго до Песах, между тысячью дел, РАБАШ напомнил мне: " Рабанит позвонила продавцу, что не купит у него на этот раз рыбу? " Или: " Если Ави просил три луковицы, а ты посылаешь две – ведь ты как бы указываешь, что понимаешь лучше него, сколько ему надо". Таких примеров было множество. Часто во время обеда Ребе вспоминал о чем-то и тут же, посреди еды, шел звонить – справлялся о здоровье или о том, почему не пришел ученик, даже улаживал ссоры. Он говорил: " Раз вспомнил, значит не надо откладывать". Но я никогда не видела, чтобы во время часов, отведенных на учебу, он отвлекался на что-то другое. Порядок в учебе и поведении были для него необыкновенно важны: надо назначить, что и сколько делать, и просить Творца, чтобы дал силы выполнить намеченное. РАБАШ говорил, что человек должен готовить себя к войне с эгоистическими желаниями и намерениями. Для победы над ними необходимы привычка к упорядоченности в жизни и учебе (таргилей седер) и упражнения (имуним) в отказе от себялюбия. Он повторял: мне неважно, нравится или не нравится, хочется не хочется, главное – надо или не надо делать то или другое (по отношению к ведущей ценности – душе, а значит и по отношению к благу общества). РАБАШ советовал: когда нет сил на учёбу, стоит читать рассказы хасидим, т.к. от них получаешь запал веры. Он часто в статьях использовал их высказывания. Так, рав Буним говорил: " Большинство людей рождаются, живут и умирают, как котята. Берегись, чтобы не быть подобным им". В своих статьях РАБАШ часто приводил пример, что лишь котята едят из помоек, а человек должен научиться быть способным к выбору (бирур), разборчивости в выборе духовной пищи, того, что поддерживает его жизнь, с точки зрения как ведущего смысла, так и средств достижения целей. Выбор пищи для души – единственная свобода выбора. Подобно как для физического тела полезны натуральные продукты, так и по отношению к духовному телу опасны эрзацы и подделки.
В обыденной жизни РАБАШ никогда не использовал термины и понятия Каббалы. Не было принято им не принимать посторонних, давать благословения и пр. Иногда говорил: " Зачем просили меня, я и так уже молился об этом". Принимая видных раввинов, приходивших по праздникам поздравить его, был довольно сух, сдержан и серьезен, тогда как с учениками держался просто, часто шутил. Не раз РАБАШ высказывал свое мнение по поводу современных событий. Например, услышав по радио об убийства на почве ревности, сказал: " Неужели можно до такой степени любить себя? ". Или, слушая высказывания одного из политиков: " Неужели йеуди так может ненавидеть Израиль? ". Для молитвы – жизни в поддержании непрерывной связи с Творцом – надо иметь много сил, в том числе и физических. РАБАШ иногда за пару дней сбрасывал в весе до десяти килограммов. Он шутил: " Я тоже " берегу вес" – берегу свои 80 кг ", т.е. старался не худеть, с тем, чтобы сохранять силы для молитвы. При этом в отношении еды у него было своё чувство меры – он четко знал, сколько и когда есть. Например, предлагаю миндаль в четыре часа дня, РАБАШ, продолжая печатать, говорит: " Нет, тело еще не просит", а в пять: " Сейчас я бы поел" – и берет четыре миндалины из шести. Он заводил будильник, чтобы зазвонил через десять минут, а вставал через пять минут. Я спросила: " Зачем тогда ставить на десять минут? " Ответил: " Будильник я завожу, чтобы назначить, сколько буду отдыхать, а вставать надо по внутреннему решению, раньше, чем он будит". Надо сказать, что на сон у РАБАШа оставалось иногда около двух часов, а отдыхать днем он себе позволял не более десяти минут. И это вовсе не было привычкой – каждый день он преодолевал себя, упражняясь в преодолении запросов тела. И, вместе с тем, Ребе подчеркивал: надо давать телу наслаждение – поесть, поспать, чтобы почувствовать, что ты живёшь, и получить силы для учебы и молитвы. Однажды сказал, что если воздерживаться от какой-либо пищи из убеждений, а не по причине здоровья, то это культ, " работа чужая" – чуждая идее йеадута. Авода зарав духовном аспекте это эгоистическое предпочтение чего-либо вне связи с намерением служить Творцу. Если человек, призванный стать вершиной Творения, использует природу с тем, чтобы стать подобным Творцу, то всё, что служит ему, получает при этом своё завершение. Когда я неоднократно просила РАБАШа есть натуральные продукты из магазина" Природа", он шутил: " Скажу тебе по секрету: я всю жизнь хочу выйти из природы" (природы себялюбия). Еще говорил: " Когда человек, как животное, – он ест себя (его снедают грусть лень и пустота, которую он заполняет животными видами наслаждений), а когда он человек, то ест животное (приносит в жертву животное, что в нём).
РАБАШ говорил: "...что люди могут дать один другому? Создать хорошее настроение, теплые слова между близкими, чувство, что у тебя хороший друг, немного " убрать себя", это приводит к миру, от этого каждый выигрывает. Надо верить верой мудрецов, что от создания хорошего настроения другому, кому-то кроме себя, есть выигрыш душе. Ведь человек жив хорошим состоянием духа, а ты покупаешь этим свою душу.
Много сил уходило у РАБАШа чтобы скрыть свою истинную меру величия. Если можно сравнить, то он напоминал сотню львов вместе взятых, добровольно живущих среди котят... Лишь огромная любовь поддерживала его – любовь к Творцу, а значит и Его творениям.. В одну из последних суббот перед уходом РАБАША от нас, в минуту, когда он полагал, что находится один, мне случайно довелось увидеть его лицо таким, что я ощутила трепет и страх перед Большой Силой. Помню, что я сказала себе тогда: " Все, ты можешь больше ничего не читать, только смотри на него, и будешь человеком".
В бейт-кнессете РАБАШа Бейт-кнессет – дом собраний. Духовная работа человека проходит в сердце называемом его домом, где собираются все его желания в чувстве связи с Творцом. Бейт-кнессет – малый Бейт-микдаш. Бейт-микдаш в плане индивидуальной духовной работы подразумевает сердце (байт) человека, желание заполненное светом святости (кдуша). Духовное состояние – бейт микдаш – создается человеком в течение его жизни, разрушается и вновь строится, пока с помощью свыше он не достигнет устойчивого ощущения Творца. Для молитвы – обращения к Творцу – необходимо цельное желание, состоящее условно из десяти частей. Отсюда, в соответствии ветви и корня для молитв, установленных после разрушения Храма, нужно собрание десяти человек (миньян ). Миньян собирается в месте, куда вносится свиток Торы и где легче сосредоточиться и направить свои помыслы на духовные интересы, учиться и молиться. Со времен Бааль Шем Това, развившего течение йеудаизма, называемое хасидут, в бейт-кнессете стали объединяться вокруг Рава, проводить совместные трапезы, что служило сближению людей, усилению в них веры в величие Творца. Так и в бейт-кнессете РАБАШа – собирались, учились, молились. Содержание бейт кнессета и проведение совместных мероприятий состояло из части зарплаты каждого. И последователи (хасидим), и новые ученики РАБАШа в большинстве своём работали и участвовали в жизни страны. Учеба шла за счет личного времени каждого: от трёх до семи утра. Затем шли работать, и приходили на вечернее занятие к семи вечера. РАБАШ давал уроки ещё и с 4-х до 7 поле полудня. Он шутил: " Ну, восемь часов учился, восемь часов учил, кажется, заработал на обед". Ребе говорил, что сначала нужно, чтобы была работа, дом, жена, а потом уже можно изучать Каббалу. Т.е. важен принцип полного участия в обыденной жизни, лишь тогда видно, насколько человек действительно жертвует от себя, своего Я ради Творца, ради обретения души. Если в будни бейт– кнессет был местом молитвы и учебы по несколько часов в день, то в Субботу хасидим и новые ученики практически проводили в нем весь день. Понятно, что ощущение субботы или буден далеко не всегда совпадают с истинным состоянием человека, но поддержание цикличности, заданной Творцом, хотя бы в её внешнем проявлении помогает сохранить направленность потребности к Цели. Тора и суббота – как бы две части единого тела. Суббота – символ связи человека с Творцом. Суббота символизирует приходящий свыше духовный подъём, который получает человек после работы – исправления души. Не выполняя действий олицетворяющих построение Бейт–микдаша, места святости в своем сердце, человек занят другим видом деятельности: дополнительные молитвы, вместо субботних жертвоприношений в Храме, три трапезы, согласно трём уровням подъёма в ощущении Творца. Вечернюю субботнюю трапезу РАБАШ начинал дома, а завершал в бейт-кнессете. Порядок трапезы, как и её составляющие: вино, хлеб, рыба, мясо – полны символического смысла, суть которого в самом общем виде – соединение веры и высшего знания. Читая песнь, в которой рассказывается об исправлении души человека, образно называемой эшет хайль, раскладывая 12 халот в определенном порядке, РАБАШ иногда давал пояснения сущности этих внешних действий. После благословения над вином и благословения хлеба он пел стих АРИ, описывающий начало духовного подъёма. Сама трапеза длилась недолго, и, после короткого отдыха, РАБАШ уже снова был в бейт-кнессете, где занимался до прихода учеников, затем начинался так называемый " стол" (тиш). РАБАШ раздавал немного хлеба, вина, яблок, и начинали пение. Песнь, напев, мелодия и танец отражают элементы духовной работы и помогают создать настроение и духовный подъем. Тиш продолжался допоздна, а в три часа утра уже начинался утренний урок, затем утренняя субботняя молитва с чтением Торы, а после молитвы кидуш: благословение на вино и на мезонот (изделие из муки, но не хлеб). Затем трапеза в доме, и после короткого отдыха РАБАШ снова возвращался в бейт-кнессет, занимался один, а с четырех вечера начинался урок. Перед самым заходом солнца, после молитвы начиналась третья трапеза, завершающая духовный подъём. Главным была не сама еда (немного хлеба и рыбы, квас, вино), а внутренняя тишина, вслушивание в слова РАБАШа. Иногда он подолгу сидел молча с закрытыми глазами. Согласно обычаю, трапеза и пение продлевались еще на сорок минут после исхода субботы. РАБАШ пел песнь Ари с большим подъёмом и всеми нюансами Бааль Сулама, отбивал такт рукой по столу. К нему присоединялись голоса хасидим и учеников; казалось, что стены оживают. Единение друзей по духу, означающее также единение друзей-желаний в одном человеке, единение Творца с душой – один из смыслов всех субботних трапез, включающих и последнюю – Проводы Царицы-Субботы. РАБАШ подчеркивал, что для исправления каждой души и усиления всей духовной общности, необходимо соединение друзей, идущих к цели. Благодаря их совместным усилиям будет возрастать духовная потребность как у отдельных людей, так и в целом в обществе. И законы в группе друзей те же, что в друзьях-желаниях одного человека. Модель единства желаний человека, объединенных намерением служить Творцу, модель единства группы людей с той же целью и модель общества – народа Исраэля – она одинакова. Внутренний рост и связь каждого с Творцом тем успешнее, чем больше его вклад в группу и общество, а также зависит и от количества единомышленников. Однако и группа и общество абсолютно зависят от внутренней работы каждого – чем больше людей будут стремиться к индивидуальному исправлению, тем легче группе и больше сплочения в обществе. Кроме субботы в бейт-кнессете также проводили совместно трапезу обновления месяца (Рош-ходеш) и другие праздничные и памятные дни. В праздники РАБАШ выполнял зачастую функцию " посланца общины" (шалиах цибур ) и пел все дополнительные молитвы. Эта работа требует огромного напряжения и отдачи. РАБАШ прошел курс для постановки голоса, а будучи моложе, даже учился петь.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы