Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Три праздника в доме РАБАШа



 

Праздники (хагим) – отражение времени духовного подъема. Все они, как и памятные даты, когда соблюдаются посты, отражают изменения, происходящие в сердце-желании человека: подъемы и падения в ощущении человека по пути к Высшей Цели. Основные праздники: Начало Года и затем шлоша регалим – Суккот, Песах, Шавуот, которые обозначают три линии в духовной работе.

Цикличность времени связана с принципом исправления Творения вплоть до достижения седьмого тысячелетия и исчезновения скрытия Творца. Внутренний смысл этих кругооборотов – подъемов и спадов, смен и повторений как этапов духовного движения человека –описывается в" Зоаре", в книгах Ари.

 

Ханука

Первый праздник, который я помню в доме РАБАША, – это Ханука. В статьях РАБАШа поясняется внутренний смысл Хануки. Время от времени у человека, идущего к Творцу, образуется прорыв в стенах его сердца, храме святости. Начинают перевешивать доводы его эгоистического разума и логики, называемыми" яваним", которые призывают его быть, как все, и противятся тому желанию человека, которое влечет его к Творцу: быть йеуди. Эгоизм борется за сохранение себя, особенно выступая против трёх символов веры – связи с Творцом: брит-мила, суббота, благословение нового месяца. Но если, человек борется и взывает к Творцу за помощью, то происходит чудо: немного веры – влечение души к Творцу, противостоит и побеждает природные запасы себялюбия. Ханука – помощь свыше в сохранении человеком духовной мотивации. В честь этого мы зажигаем 8 свечей (от малхут до бины снизу вверх – восемь сфирот), тогда как ежедневно в Храме зажигали лишь семь.

Каждый вечер собирались хасидим и ученики возле комнаты РАБАШа, он зажигал свечи, начинали пение, давал пояснения внутреннего смысла некоторых из песен хануки, описывающих состояние души человека.

Пурим

В Хануку, когда помощь свыше приходит ради сохранения в человеке желания отдачи, возвращение к Создателю, называемое" тшува", происходит из трепета, тогда как вПурим оно происходит из любви.

Борьба между Аманом (эгоистическим подходом в изучении Торы и заповедей) и Мордехаем-йеуди (бескорыстным служением высшей Цели) достигает апогея. Уже пришло время раскрытия света, а Мордехай – йеуди продолжает отказываться " пить вино" – брать высшее знание, ибо еще не уверен в абсолютном бескорыстии своих намерений. Аман утверждает, что в таком случае подход йеудим – путь веры выше знания, не нужен, надо уничтожить препятствие и взять свет как угодно.

Видя двойную опасность: с одной стороны, нельзя оставаться в прежнем, малом состоянии, а с другой стороны, нет еще духовных сил, чтобы принять высшую мудрость, йеуди постится, собирает всю веру и просит о помощи Творца. Вследствие этого происходит чудо: свет высшего знания раскрывается в желание его получить, но сохраняется подход йеуди – намерение " ради отдачи". Основной ценностью остается не получение как таковое, а сходство с Дающим наслаждение.

Этот праздник – единственный, который останется после завершения исправления. То есть, всегда свет веры (имуна) будет являться средством получения света жизни (хохма), что и называется любовью (ахава). Ахава – духовное чувство-знание Творца. Любовь вечная – любовь к Вечному, тяга части к целому, ветви к корню, души к её Создателю

Наверное, не зря между Ханукой и Пуримом у меня страшным воспоминанием стоит война, начавшаяся после полутора месяцев моего пребывания в доме РАБАШа. В субботу, когда все вещи в доме дрожали от близко разорвавшейся бомбы, я спросила, не потушить ли свечи, чтобы не было пожара. РАБАШ сказал: " Не надо". Многие в Бней-Браке не обращали внимания на все это, т. к. их раввины говорили, что ничего страшного не будет. А РАБАШ молчал, как будто ничего не происходило, но если спрашивали, то советовал вести себя согласно указаниям, дававшимся по радио. Он придерживался обычного распорядка дня, занимался, печатал, готов был учить, но не говорил ни слова утешения, поддержки, не давал распоряжений.

Кажется, он просто не мог понять, что такое физический страх. Мне бы тогда вспомнить его слова, что если приходит страх, то это лишь для того, чтобы научиться бояться Творца. В доме была ситуация, когда РАБАШ себя вел, как на курорте (т. к. из-за ночных бомбежек не всегда приходили ученики, и он отсыпался), а я вела себя, как на войне… Только сейчас я могу спокойно все осознать и понять простоту и величие поведения РАБАШа – Человека с полной и постоянной верой.

Тем из учеников, у которых жены тоже боялись бомбежек, он рекомендовал поступать, как скажет жена. И сам, по моей просьбе, поехал со мной на один день в Иерусалим, сказав как всегда: " Ну, я уважил рабанит? "

Я очень боялась сороковой бомбы. Она упала вне территории Израиля, и было много жертв, тогда как после тридцати девяти прямых попаданий в Израиле почти не было даже раненых. Позже я увидела в книге " Зоар" отрывок, где говорилось, что если Творец хочет только наказать, то посылает 39 ударов.

Наутро, в канун Пурима, закончилась война, все обернулось радостью. Пурим в бейт-кнессете – это… хотела описать незабываемое ощущение, но нет, остается лишь память о чем-то из ряда вон выходящего – раскованности, радости без границ. Вместе с тем, все шло по строго установленному порядку. С пяти вечера начинали приносить подарки РАБАШу, затем шла молитва и начиналась трапеза, продолжавшаяся целую ночь. Всё было в движении, полно музыки и танца. Ученики выдумывали самые смешные наряды. Каждая деталь праздника имеет свой внутренний духовный смысл. Этому посвящены страницы из " Учения о десяти сфирот" АРИ. В статьях РАБАШа, основанных на записях бесед с Бааль Суламом, как бы сделан перевод с языка истории, которым пользовались каббалисты, в частности, для написания, " Мегилат Эстер", и с языка сфирот Ари на язык индивидуальной духовной работы человека.

Песах

Месяц нисан (нес) символизирует чудо духовного рождения, освобождения от эгоистической зависимости, рабства в эгоизме. Однако, если не подготовиться, не жаждать избавления от эгоизма, то и чуда не будет. Неделя до Песах, как впрочем, и вся жизнь, ведёт к созданию потребности духовного освобождения.

Новые ученики приняли строгие рамки Песаха согласно обычаю Бааль Сулама. В основном всё касающееся еды, и связанное с понятием пэ – рот имеет символику соотношения ветви и корня. Песах от пэ-сах, рот чистый и также молящийся.. Чтение Агады, трапезы – всё это связано с пэ (пэ – малхут рош с масахом, поднимающим ор хозер – имеется в виду человек с чистыми намерениями и верой). Бааль Сулам и, позднее РАБАШ, в десятках статей раскрыли внутренний смысл, сказанного в отношении этого праздника в Торе, Зоар, и у Ари. Каждому стало возможным понять, что речь идет об описании духовных процессов, происходящих при выходе человека из власти силы смерти – эгоизма, называемого Паро (пэ ра, рот зла). При этом не надо забывать, что в Торе говорится лишь о людях её изучающих, а разница имен, обозначающих то или иное состояние, связана с направленностью намерений.

Совсем немного времени РАБАШ уделил внешней подготовке и уборке перед Песахом. Он проверил карманы, ящики, книги, приготовил одежду. Но уже задолго до праздника начиналась подготовка всего бейт-кнессета, этой работой руководил РАБАШ и лично в ней участвовал: готовили бумагу, посуду, многократно прокаливали все, чем будут пользоваться для выпечки мацы, кипятились хлопковые скатерти, закупались продукты, вино.

Несмотря на то, что РАБАШ следил за каждой деталью приготовлений к празднику, его распорядок дня и занятия не прерывались. И дома не было отдыха – ему понадобилось много выдержки, чтобы спокойно отвечать на все мои вопросы только одно: " Принимай это все, как тренировку в вере". Он ни разу не дал объяснения ни одному обычаю: " Обычай Израиля – закон".

 

На мой вопрос: " Если рассечение моря – духовное событие, было ли так на самом деле? " РАБАШ ответил: " Мы обязаны верить, что все, что есть в духовном корне, должно раз коснуться этого, материального мира" (когда и в каком виде это происходит, не историки знают, а постигшие эти корни).

Во все дни праздника совместные трапезы проводившиеся в бейт-кнессете были только из тех кушаний, которые были приготовлены в доме РАБАШа, поэтому была масса работы. Ведь на некоторых трапезах было более 150 человек.

Перед праздником необходимо было растолочь соль, привезённую с Мертвого моря, перебрать и поджарить кофе, закупить продукты на всю неделю. РАБАШ проверял вкус кофе, пробовал специальное пасхальное вино, прежде чем закупить его.

Незадолго перед наступлением праздника РАБАШ спускался в бейт-кнессет проверить все ли готово. Он был в новом белом кителе (под него надевались: майка с рукавами, малый талит, рубашка из хлопка, большой талит из шерсти) и в меховой шапке (сподик, под ней еще кипа из бархата). Описание символической связи одежды с духовной работой требует отдельного места... В этой праздничной одежде и с приподнятым настроением РАБАШ приступал к выпечке первой мацы. Маца выходила тонкая, круглая. Он приносил часть мацы в дом, начиналась молитва, а затем дома пасхальная трапеза.

Внутренний смысл праздников и их связь с йеуди– человеком, стремящимся к цельности желаний в его стремлении к Единому передан в статьях РАБАШа почти" открытым текстом".

На домашнюю трапезу был приглашен младший сын РАБАШа со всей многочисленной семьей. Для меня было неожиданным подарком, когда после всех волнений я оказалась в атмосфере радостного спокойствия и простоты, которая царила за праздничным столом. РАБАШ читал Пасхальное Сказание (Агада) тихо, спокойно, очень внимательно, будто первый раз в жизни, не давая никаких объяснений, ни одного лишнего слова.

 

Последний праздник с нами – Рош а- Шана

 

Рош а-Шана – Начало Года (Начало – рош, новое решение, мотивация, намерение. Год – шана, понятие, относящееся к повторению (лешанен), и вместе с тем, обновлению желаний). Месяц элул, предваряющий Начало года, считается благоприятным для возвращения души к Корню, что обычно называют " тшува". " Тшува" – это обращение желаний получения в форму отдачи, чем поднимаемся в страну жизни (свойство Бины). Если приготовим чистые сосуды, желания отдачи, в которые войдёт свет веры, то будем способны принять и свет мудрости в его совершенстве, раскрывающемся в Начале года.

Здесь уместно привести перевод из письма РАБАШа, написанного другу много лет назад: " Я хочу приблизиться к вам во время прихода Нового года, когда мы должны укрепиться в сильной вере в то, что удостоимся спастись в общем спасении, когда выявится почитание власти Творца на всей земле, и услышат далёкие и придут…Т.е. многие почувствуют как далеки они ещё от чистоты (намерений отдачи), и лишь тогда смогут удостоиться понять (слышать) Тору, достичь единства действия и понимания. Как сказано в Псалмах Давида: " Подними из праха пустого, из мусора приподними нищего" – пока ещё властвует в человеке чувство себялюбия (нахаш – змей), он чувствует " вкус пыли" в бескорыстной духовной работе, пустоту в плане веры, и нищету духа, т.к. находится в мусоре материальности. Если уже начинает чувствовать в себе это состояние, то обращается с молитвой к Творцу за помощью, и этим начинается налаживаться связь. Образно это подобно молящемуся, стоящему возле " столпа" ( амуд).

" Столп" – это те желания высшего, которые спустились в распоряжение желаний нижнего, с тем, чтобы его исправить. Улавливая идущую от нижнего просьбу – хисарон – верхний поднимается на более высшую ступень, зарождая чистоту намерений в нижнем. Так души поднимаются из одного мира (духовного состояния) в другой. С помощью этого" столпа" возносятся просьбы и молитвы (передаётся запрос в высший блок Управления, а оттуда вплоть до света Бесконечности).

Таким " столпом" для нашего поколения явился РАБАШ.

Когда РАБАШ был жив, процесс связи с Творцом шел через него, а сейчас каждый должен завершить свою долю работы: увеличить стремление к Цели, держась за веру мудрецов, их книги и величие Творца. Важен выбор руководителя и группы единомышленников.

 

Пока РАБАШ был с нами, все чувствовали себя защищенными, как за каменной стеной, казалось, самим и молиться не надо, все сделает РАБАШ. Правда, как раз за месяц до его ухода, многие приходили к нему жаловаться на трудности жизни. Мне казалось, что никто не жаловался на недостаток веры.

За месяц до Рош а-Шана РАБАШ внезапно почувствовал себя плохо. Он знал, в чем дело, но боролся и вел себя, как обычно. Будучи очень слабым, с низким давлением (80 на 40), он спускался в бейт-кнессет и проводил все уроки до позднего вечера. За день до праздника ученики просили сестру РАБАШа уговорить его не проводить самому молитвы в праздник, ведь это работа многих часов, требующая огромного напряжения и сосредоточенности. Сара Броджак, сестра РАБАШа, ответила: " Я не могу просить его об этом, ведь если он не будет молиться, то для чего он живет? "

 

РАБАШ провел все главные молитвы двух дней Рош а-Шана, а это многочасовая работа, требующая сосредоточенности и много энергии. Он был " шалиах цибур" (посланец общины), пел все молитвы и даже чувствовал себя хорошо. После праздника был приглашен врач, который обнаружил у РАБАШа признаки сердечной недостаточности и советовал лечь в больницу… Врачи не нашли ничего серьезного.

 

На третий день после праздника (1991), утром накануне субботы, без пяти минут шесть, пришедший первым М. Лайтман нашел РАБАШа как бы спящим, а в шесть утра, когда пришла я, пульс уже исчезал.

РАБАШ оставил нас, но жив во всех идущих по Пути Истины.

Множество людей провожали РАБАШа, уважаемые и известные раввины говорили слова прощания, приносили соболезнования.

РАБАШ покоится рядом с Великим Учителем Бааль Суламом, при въезде в Иерусалим.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь