Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СОКРАЩЕНИЕ И ПЕРЕНОС НАМАЗА. В жизни мусульманина могут возникнуть такие ситуации, когда ему не удаётся
В жизни мусульманина могут возникнуть такие ситуации, когда ему не удаётся своевременно и, как положено, совершить Намаз. Такие ситуации могут возникать во время путешествия и в непредвиденных тяжёлых условиях. Учитывая эти обстоятельства, Всевышний Аллах, хвала Ему, облегчил условия для совершения обязательных Намазов, а именно: позволил сокращать и переносить обязательные Намазы.
Сокращение Намаза (аль-касру) Сокращение Намаза означает сокращение четырёхракатного Намаза (полуденного, предвечернего, ночного) в два раката вместо четырёх, после того, как мусульманин имел на то намерение. Право на сокращение Намаза даётся путнику, которому предстоит проделать путь не менее 80 км. И это право сохраняется за ним с того момента, как он покинул свой населённый пункт, вплоть до возвращения домой. Сокращение не распространяется на утренний и вечерний Намазы. Сокращение Намаза — это милость от Аллаха, Его подарок Своим рабам. В предании говорится, что не было случая, чтобы Пророк, да благословит его Аллах, да и приветствует, во время путешествия не сократил четырёхракатного Намаза. В хадисе сказано, что Пророк, да благословит его Аллах, да и приветствует, говорил:
-Это милостыня, которой вас одарил Аллах, примите же Его милостыню. Исходя из этого, предпочтительнее и весьма желательно пользоваться этим правом, ведь Аллах любит, когда применяют Его льготы так же, как любит, когда выполняют Его предписания, как передано в хадисе. Не имеет значения, как человек отправился в путешествие — пешком, верхом, на самолёте или на другом виде транспорта.
Перенос Намаза (аль-джам‘у) Перенос Намаза — это совершение двух Намазов во время одного из них. Переносить Намаз разрешается путнику, Переносить можно предвечерний Намаз на полуденный, хотя время того ещё не наступило, или наоборот, полуденный Намаз отсрочить к предвечернему и совершить во время последнего, хотя время первого уже истекло, и для них это не будет нарушением. Также можно совместить во времени вечерний и ночной Намазы, перенося время исполнения одного к другому, в зависимости от обстоятельств. Утренний Намаз переносу и отсрочке не подлежит, его надо совершать только в своё время. Нельзя также переносить полуденный и ночной Намазы на утро. Нельзя совмещать предвечерний и вечерний Намазы.
ГРУППОВОЙ НАМАЗ (Джама‘ат Намаз) Джама‘ат Намаз — этo Намаз, в котором участвуют два и более человека. Чем больше людей в нём участвуют, тем больше воздаяния от Аллаха. Вознаграждение от участия в Джама‘ат. Намазе в 27 раз больше, чем отправление одиночного Намаза. (Если бы вознаграждение шло сразу вслед за Намазом и выражалось бы в материальных вещах или деньгах, то можно предположить, что абсолютное большинство людей стремилось бы к Джама‘ат Намазу). Джама‘ат Намаз является коллективной обязанностью и его необходимо совершать хотя бы частью населения того населённого пункта, где находятся мусульмане. Открытое совершение Джама‘ат Намаза служит одним из критериев того, что в данном регионе существует Ислам. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, предупреждал, что если 3 и более человек соберутся вместе, и не будут соблюдать Джама‘ат, то ими завладеет сатана, и редко когда кому-либо разрешал отсутствовать на Джама‘ат Намазе. Даже когда Ибн Мактум жаловался Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, что он слепой и дом его далеко от мечети, и что у него нет подходящего поводыря и спрашивал, нельзя ли ему оставаться дома, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Если слышишь слова азана, то отзовись, хотя бы ползком». Джама‘ат Намаз имеет неоценимое значение для исламского oбщества, он даёт определенный импульс в укреплении имана, Ислама в целом, как гармонично целостной системы поклонения Аллаху Всевышнему. Этот Намаз несёт с собой много позитивных моментов для Ислама, а именно:
1. Указывает на единство всех мусульман независимо от их социального происхождения, расовой или национальной принадлежности. 2. Способствует стиранию всех различий между мусульманами, так как их объединяет цель, ради которой они живут на этой Земле. В Намазе они стоят пред Аллахом, и они для Него одинаковы, как зубья одной расчёски. Различие, которое имеет место между мусульманами, будет определяться только лишь уровнем их богобоязненности. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Истинно, Аллах не смотрит на вашу внешность и ваше богатство, а смотрит Он на ваши души и ваши деяния». 3. Джама‘ат Намаз воспитывает в мусульманине чувство организованности и повиновения руководителям, соблюдающим законы Ислама. 4. Джама‘ат сближает мусульман, развивает и углубляет в них чувство солидарности, любви, братства, уважения друг к другу, стремления к взаимопомощи. Учитывая огромное значение коллективного совершения Намаза и других видов поклонения и то, что невозможно одолеть мусульман, пока у них есть сплочённый коллектив, ярые противники Ислама всегда старались и стараются разрушить их единство и создать всевозможные препятствия для его выполнения.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДЖАМА‘АТ НАМАЗА
Впереди совершающих Намаз стоит имам — духовное лицо, возглавляющее групповой Намаз. За ним в строгую шеренгу становятся ряды ма‘мумов (совершающих Намаз, следуя за имамом). Муаззин читает икамат, возвещая тем самым о начале обязательного Намаза, после чего имам приступает к Намазу, предварительно укрепив в душе намерение, руководить Джама‘ат Намазом в качестве имама. Как только в его душу западает намерение, имам начинает Намаз, громко произнося « Аллаhу Акбар ». Слова такбира служат сигналом для ма‘мумов, и они, в свою очередь, укрепив в душе намерение, совершить Намаз совместно, за имамом приступают к Намазу. Далее имам продолжает последовательно выполнять все рукны Намаза, а ма ‘мумы повторяют все движения за ним. При этом ма‘мум в своих действиях должен чуть-чуть отставать. В случае если он намеренно опередит имама в каком-либо действии, намаз нарушается, а если опередит невольно, то ему необходимо возвратиться, чтобы совершать рукны вслед за имамом. Во время отправления утреннего, вечернего и ночного Намазов сура « аль-Фатихат » и следующая за ней другая избранная сура читаются имамом громко, ма‘мум при этом слушает. Bcё остальное время в Намазе как имам, так и ма‘мумы произносят слова молитвы про себя. Все такбиры (произнесение « Аллаhу Акбар »), как первый, так и те, которые произносятся при смене рукна, а также « сами‘а Ллаhу... » при переходе в и‘тидаль и «салам», завершающий Намаз, произносятся громко, чтобы было слышно всем совершающим Намаз, во всех пяти Намазах. А ма‘мумы произносят это про себя.
Если Джама‘ат Намаз совершается двумя лицами, ма‘мум становится справа и чуть сзади имама (рис. 11). Женщина должна стоять за спиной имама-мужчины, кем бы она ни доводилась имаму (матерью, сестрой или женой). Когда в Джама‘ат Намазе участвуют три и более человек, то имам становится впереди, а ма‘мумы за спиной имама в строгую шеренгу (рис. 12). Имам является как бы делегатом к Аллаху от данной группы молящихся. Поэтому имамом должен быть тот, кто наиболее благонравен, богобоязнен, пользуется уважением за свои познания в богословии и жизни, строго придерживается принципов Корана и Сунны. Азан и икамат читает не имам, а другое лицо, которое называется муаззином . Женщина, каким бы образованием и качествами она ни обладала, не может быть имамом для группы, в которой есть мужчина. Она может руководить только женской группой.
Опоздание на Джама‘ат Намаз (аль-масбук) Если ма‘мум опоздал к началу совместного Намаза, он должен спокойно стать в шеренгу молящихся, затем иметь намерение совершить Намаз за имамом, и, произнося « Аллаhу Акбар », включиться в совершение Намаза. После этого он принимает то положение, в котором находится имам, и продолжает вместе с другими ма‘мумами и те рукны, которые он успел захватить. Если опоздавший успел включиться в групповой Намаз до дачи первого салама, то он считается достигшим участия в совместном Намазе. Если опоздавший успел вместе с имамом совершить поясной поклон руку‘ того или иного раката, то данный ракат ма‘муму засчитывается, хотя он и не прочитал суру « аль-Фатиха ». Но если ма‘мум успел только к моменту выпрямления имама после руку‘, то данный ракаат ма‘муму не засчитывается. Опоздавший ма‘мум после того, как имам завершает Намаз, встаёт и восполняет недостающие для себя ракааты.
ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ (Джум‘а Намаз) Джум‘а Намаз — это обязательный Намаз, совершаемый коллективно в пятницу вместо полуденного Намаза в соборной мечети села или города его жителями. О значении этого дня сказано в Коране: «О вы, которые уверовали! когда вы услышите призыв к Намазу в день собрания [пятницу], то устремитесь к поминанию имени Аллаха и оставьте торговлю. Это лучшее для вас, если вы знаете». (Собрание, 9).
Порядок совершения Джум‘а Намаза Имам поднимается на трибуну перед совершающими Намаз и, произнося салам, приветствует собравшихся в мечети мусульман. Затем муаззин читает азан. После окончания азана имам начинает хутбу (проповедь). Хутба читается имамом стоя. По окончании первой части xyтбы имам на короткое время присаживается, делая паузу. Затем встаёт и читает вторую часть хутбы. Закончив её, имам спускается с трибуны и становится впереди совершающих Намаз. Муаззин читает икамат, имам начинает вслух совершать Джум‘а Намаз, состоящий из двух ракатов. Мусульмане, в свою очередь, последовательно повторяют за имамом все действия, совершаемые в Намазе. В этот день желательно больше обычного обращаться к Аллаху с мольбами, молитвами, просьбами, читать Коран, так как этот день, по словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, является еженедельным праздником мусульман.
ПОХОРОННЫЙ НАМАЗ (Джаназа Намаз) Это обязательный Намаз, совершаемый над покойным мусульманином перед его погребением. В этом Намазе все просят у Аллаха прощения и милосердия к покойному мусульманину, чтобы Аллах ввёл его в Свой Рай и помиловал в День Суда. Перед совершением Джаназа Намаза, как и любого другого Намаза, надо соблюдать все условия для Намаза, за исключением времени. Для совершения похоронного Намаза тело покойного должно быть подготовлено к погребению в соответствии с предписаниями Шариата. Совершают омовение тела, используют благовония, пеленают в белый саван. После этого читается Джаназа Намаз. Его можно исполнять одному мусульманину и совместно в группе. Предпочтительней второй вариант.
Порядок исполнения Джаназа Намаза Совершающий похоронный Намаз становится на чистое место, обратившись к Кибле, предварительно уложив перед собой поперёк направления Киблы тело покойного, обмытого, окутанного в саван, готового преданию земле.
Порядок исполнения Джаназа Намаза следующий: 1. Имея намерение на Джаназа Намаз за душу покойного и поднимая руки до уровня ушей, произносим такбир «Аллаhу Акбар». Затем руки складываем, как и в других Намазах, на нижней части груди выше пупка. 2. Читаем суру «аль-Фатиха». 3. Во второй раз поднимаем руки до уровня ушей, произнося такбир. 4. Читаем вторую часть ташаhhуда (часть Б). 5. В третий раз поднимаем руки, произнося такбир. 6. Просим у Аллаха прощения и милосердия покойному. 7. В четвёртый раз поднимаем руки и произносим такбир и ещё раз просим у Аллаха прощения и милосердия покойному. 8. Даём салам. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы