Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Повторяюiдиеся попитки  прийти к .негласному соглашениюн



с терапевтом, типа ви, как женЯина, конечно, меня понимае- те. iли,  ?как всякий разумный человек, я, естественно.., и ви, конечно....;

частие упоминания о семье, группе, коммунистической  или иной партии в контексте  ?само собой разумеющихся вещей.; заявки на сеансе, касающиеся отношений с  близкими людь- ми: хочу разобраться  со своей дочкой. она...  (далее следует описание ее проблем, которие клиент хочет решить .за нее, в ее отсутствии,;

трудности с осознанием конфликтов и агрессии внутри близ- ких отношений;

Затяжки времени; трудности  расставания.

Что касается терапевтвческой  проработки при конфлуэции  ‘‘ рода, то важно помнить, что сходсгво, близость  здесь уигура но- мер один; различия игворвруются. Ни заинтересованы сделать их более заметными. Всли есть 4НБ., то невредно узнать, о ком идет

речь; можно предложить посмотреть, что произойдет, если говорить

сперва от имени .Я. , а потом от имени .тм или от .он. Нам важно, чтобы сходство и различия  Этих двух или более уигур било осозна- но: можно предложить  т-роговаривать их вслух по мере осознания. В работе могут помочь эксперименти со нскультттурой?  отношений той пари, конфлуэвтной  частью которой, как  мы подозреваем, яв-


 

ляется наш ютиент. Эксперименты с дистанцией, позой, австречами и расставаниями. (в индивидуальной сессии или в группе) могут всколыхиугь глубокие чувства, связанные со страхом утратить  бли- зость и привязанность, те самые, что легли некогда в основу уорми- рования зависимости.

 


ИнТроеКцИЯ

 

Человек приходит в Этот мир нагим и беспомощним,  гораздо  бо- лее беспомоЯным, чем дегенищ любого млекопитающего. у него нет тех инстинктов, которие помогут ему добыть еду или  спастись от опасности. Зато он самое обучаемое суЯество на планете. Вго жизнь, прежде всего, зависит от социальной среды, где он окажется, и его главная задача  научаться приспосабливаться  к ней. Чтоби при- способиться  надо уподобиться.  Наленький человечек не только сосет молоко и  развивается, как биологический  организм, но вии- тивает из ближайшего окружения и другую пишу  проходит экон- дiкщонировамие.  (Р. А. уилсон,  2000,. он еще не научился как сле- дует думать, но понимает, что хорошо, нормально вести себя, как мама и вала; преврашается из дикого суЯества  в домашнее.  потом из домашнего в социальное: он старается делать так, как ведет себя учительница и как она говорит, ведуг себя хорошие дети; как -ккяг- ишя Нарья  Алексевнаi., как Васька из нашего двора. Наконец, дол- жен же он превратиться в полноценного  члена обЯества. .сильние люди.  ведут себя, как герои ииллш-га, как в журнале  для девочек, как в газеге ?иоммерсавт?. Ориентирами всегда будуг те, кто стоит на ступеньку више; те, принадлежность  к которим обеспечивает лучшие условия жизни. Средством 4приспособленI4я$  будег  копи- рование. ОбЯество, таким образом, воспроизводит себя; человек ста- новится ,своим? в Этом обЯестве  понятным, нужным, адалтиро- ва-в-ым

Согласитесь,   копировать гораздо легче целостные вещи, не

разделяя их ва составляюЯие. Попробуйте воспроизвесги вираже- ние лица вашей матушки, когда она сердится. Что она говорит? теперь проделайте то же самое, вспомнив детали: как брови  пошли аА переносице, губи натявулись,  шея налряглась, глаза випучились...

Как проще?  иолировавие    синтетический, а не аналитический про-


 

цесс. Обдумывание скорее мешает, а уж сомнения  и частичная  кри- тика могут просто свести успех предприятия на нет. Социальное кон- дяiщоямровалие требует интроецяроваяия: проглатыва-в-я  об)ьек- та или его свойств целиком, без раздумьев и критики.

Интроекщгя эпо механиэм, посредством которого чваовеквпус-

кает внутрь себя некие идеи, установки,  убеждеiаия  и п . д. оп друго- го человека без етгереварИваЧая  эпого мапериала. Ф. перлз в своей

первой книге 4Эго, голод и агрессия  проводит прямую параллель между процессом усвоения еды и .духовной), социальной пищи. Как тот, так и другой процесси присвоение чего-то, принадлежащего внешней среде; как одно,  так и другое требует  агрессии: пища  уи- зического  измельчения зубами (откусивания  и перетирапия , , а ин-

формация анализа, сомнений, обдумыванвя и разборчявости. оба Эти процесса  требуют времени и труда,  причем тем большего, чем более ?жесткая пиЯа. Только при таких условиях присвоенное мо- жет ассимялироваться: перестать быть 4чужой частью?, кусочками трупа, если угодно, и войти  в состав нового организма.  Всли отку- шенное не пережевано как следует, а проглочено ?большям куском, то и переварено быть не может. Будет либо рвота, либо понос. Либо, что хуже всею, каловый завал 4отходи.) останутся внутри и бу- дут постепенно  отравлять организм. Если инуормация виучена,

то она либо 4иЗвергнется на ближайшего экзаменатора, либо, в слу-

чае ?ковдицяонируюЯях?.  сведений, они останутся внутри как ино- родное тело. Этот, заглоченний без осмисления и переварявавия  ма- териал, называется иктроектом, а сам механизм  заглатывавяя бито- вих, социальних и прочих навиков и сведений без пережевивавяя иитроекцвей (Ф. перлз, 2000; Щж. Зинкер, 2000; С. Гингер, 2002,.

Люди интроецвруют многие вещи. iнтроецируется родной язик

(мЫ чаще всею не знаем правил грамматикя,  по которим он постро- ен: но говорим  без ошибок, часто на всю жизнь сохраняя  диалект тек мест, где виросли , . Iнтроецируются мимяка, жести,  привычки ро- дителей. Iнтроецяруются способы  поведения  в трудных ситуаци- ях, включая, естественно, любимие  сопротивления родителей и вос- питателей. iвтроецируется даже способ усваивать информацию: би- стро, точно, полно, от самого авторитетного источника, то есть сам способ яятроецяровать. iнтроецируются социальние рамки: каким должен быть человек, чтоб ему не било стидно. 4Кто хороший маль


 

чик? Тот, кто радует маму, не трогает пипу, похож ва дедушку (он очень учвий,.. А как 4настояЯий человек? должен себя вести, что- би его любили и уважали? Ни останавливаемся  в своих догадках

у каждого из вас свой ответ.

Получается парадокс: иктроецирование -- важная составляюЯая процесса социализацки; обЯество требует от человека усвоения и

поддержания некоторых рамок. Но жизнь (и то же самое обЯество)

дккгует и равно противоположное  будь сам собой! Будь гибким, будь разным! Найди свою укккальность! Аэто означает  жуй... будь

агрессивным к этим рамкам, сомневайся...  Наконец, ти волен по- сiупать по собственному разуменвю?, но где гарантии  любви и уВа- жения от тех, чьими посланиями  ты -твенебрег?

Немудрено, что с интроекцкей, как процессом, и с квтроектами, как результатами Этого процесса, у псяхотералекгов и клиентов очень непростые отношения. Нам очень важно замечать  как ?илтроециру- юшую позицию. (готовность самому 4подкормкться. вдв 4подкор-

миiъ .  другого,, так и интроехсгы  те ограничения,  которие чело- век для себя принял, так и оставив 4непережеваввими..

IктроецкруюЯая позиция в отношениях с тералевтом чаЯе про- являет себя как явный или неяввый запрос на рецепт, совет, оценку

4ЭксПе[Угкое мнение.  Часто можно обнаружить, что Этот же чело-

век стремится .подкормкть. собственним квгрое-сгом своих домаш-

тоос детей, супругов  или сослуживцев и обижается,  когда к <его мне- нию ве прислушиваются.. iногда человек в гом  состоянии похож

ва голодного нетерпеливого  ребенка, готового жадно 4васосаться. от тералевта всего чего угодно       только би побистрее,  побольше. без особой затраты собственных усилий, а главное:  4Сделайте, по- жалуйста, чтобы било на вкус приятно! Чтоби мне подходило.  по- слаще! Так.. уже лучше! Еще порцкю... А как ви Щумаете, все-таки порядочно  изменять жене?!.)

В таких случаях клиент  с момевтавьвой готовностью  соглашает-

ся на любые предложения тералевта (явно не взяв себе времени ао- думать , , а цредоставлеввый себе проявляет чудеса бездействия: соб- ственних предложений не имеет, делать ничего сам не собирается  и

даже на вопросы о том, чего он в данный момент хочет, отвечает <Не знаю).

Прежде всего, бывае п важно сделать Э‘у залрашкваюЯую пози


 

 

цию очевидной для самого клиента: если не отказывать, но и не да- вать сразу, то человек винужден  просить,  просить... Что он при Этом переживает? иак относится к терапе и к себе просяЯему или кап- ризно требующему? Ножно дати слишком  много, или слишком мало, или не совсем то  и работать с последствиями (тошнотой, жад- ностью, расгерявностью, брезгливостью, ес.,. Ножно чество распи- сиваться, что ви би ради дать ему то, что он просит,  но, увы! Не знаете подходящего для него рецепта и не беретесь судить, как луч- ше для него; можно делиться своими переживавиями  в этой ситуа- ции  еще множество вариантов, но ми хотим остановиться с  4кор- межкой вас, читатели, разними  способами  возвраЯать клиенту его пребивание в интроецирующей  позиции. Часто это длительная  ра- бота по установлению  и развитию тералевтических  отношений, и многое зависит от позиции самого тералевта: если ов, не осознавая того, выступает как эксперт  клиент автоматически заввмает по- звцiло .слушай,  что скажет дотсгор..

То, о чем ми до сих пор говорили про иитроекцию, скорее мо- деяврует детскую, зависимую от авторитета позицию; но, уви, от-

ношения с давным  процессом не исчерпиваются только зависи- мостью, у процесса ввтроекции есть и другая составляющая, свя- занная с контрзависимостью.  Ви, вероятно,  помните, как подростки славно обходятся с рамками и нормами, вавязанними

ви родителями,  отвергают все подряд, без всякого разбору. да и малютка, которому  всувули  в рот неугодную кашу, может сде- лать 4тьуу... и 4кормящее лицов будет отииевано в полной мере. Ни в одном, ни в другом случае пережевивавие . также не про- изводится. Более того, речь идет все о тех же отвошекиях с вне- шними, чужеродними веЯами, которие среда человеку дает,- а че- ловек берет  чтоби отвергвуть 4Своего? он также не имеет, как и в первом  случае, и в этом процессе не приобретает. В подобной ситуации человек будет так же моментально отвергать любие

ваши предложения, как в предидущем  случае соглашался с ними.

Будет авторвтетно требовать: 4огласите, пожалуйста, все меню по списку, а я виберу. Как и в первом случае, собственной  ини-

циатив и не проявит, но, в отличие от той ситуации, ви еще и рис- куете подставить физиономию под плевою.  Вместе с тем ви имеете шанси  как 4не подставляться свести собственную ав-


 

торитарвость  к минимуму, особенно если у  вас нет осознанного намерения использовать  Эту роль для 4проявленIя контрзави- симости, так и вернуть вашему клиенту ответственность, перечис-

лив ему всю серию его 4откаЗов,. Ряд клиентов, особенно моло- дих людей, очень гордятся подобним своим поведением, считая

его 4проявлением независимости., и оказиваются удивленними и обескуражеяными,  когда понимают, что, отвергкув чужое, оста- лись кв с чем. далеко не всегда терапевту стоит в таких ситуаци-

ях моделировать  отношение доброго  родителя,  которий 4все простить и станет вибирать, чем би еще накормить любимое чало. В обичной, взрослой, жизни вашего клиента  он вряд ли часто

встретит столь добрую тетю (дядю , . Ваша задача не столько в том, чтобы накормить клиента, сколько  в том, чтоб он понял, что го- лоден, и научился сам добивать себе ед

Нногое написанное выше имеет отношение к нятроевтам тем

самим 4непережеваквым кусочкам  чужого  оаьгга,  которие  оказа- лись внутри человека и принимаются км за ?свое. Вовсе не обяза- тельно, чтобы человек, сопрккоснувшийся со своим ив‘гроетсгом, в

момент пребывал в кятроектквной позиции. ЧаЯе всего МЫ сталкиваемся  с ивтроектами, усвоевкими давным-давно, от тез людей, с которими он пребивал  в той или иной степени слияния, родителей,  учителей,  енс и в состоянии  весьма далеком  от осознав-

ного. Нередко ивтроекгы ?заглатываются, от беспомоЯности, страха накаЭаяяя или утраты любви. Несколько особяяком стоит группа

-соцкальныха иятроегстов, получаемих  в более взрослом возрасте: не укради, не прелюбодействуй, от негров дурно пахнет, а если чело- век систематически занимает третье место, то он  неудачяик. Всли человека спросить о том, как ок об Этом  узнал, он скажег. так вс

говорят, так считается, так принято. Персональная вдевткуикация автора послания заiруднятельна. Это действительно .голоса обЯе- ственного МяеНягЯ.

взглядах, которие ми иденткуиияруем как нятроекты, их но- слпоель говорит как о веЯах безусловных и само собой разумеюЯих-

ся. Например, иельзя перебквать старших,  некрасиво делать лю- дям больно,,, 4драться  очень плохо. или .если  обидели— бей а яйца.. Часто можно кдевтиуицкровать ивтроект по специуическим грамматическвм уормам, содержаЯим долженствовавия и запрети


 

 

или, как их називают на псмхотералевтическом жаргоне, шуддмз- мам (от английского 5БоцЫ). Это слова типа: я должен, следует, не- обходимо, человек обязан, я не вправе не... и т. д. Например: ти дол- жен быть послушним мальчиком., 4НужЧiНБ не должни цлакаiъi, эженщина должна быпь, прежде всего, хорошей хозяйкой..  Неред- ко Это слова, содержащие моральние оценки: стыдно (прилюдно пла- кать), плохо (завидовать), некрасиво (говорить человеку гадости). В отличие от убеждений, которие тоже содержат многое из того, что когда-то человеку говорили другие люди, а не он сам придумал, ин- троекти грешат расширением поля значений: никогда нельзя под- нимать руку на женщиву, всегда следует быть подтявугым?, .кго не работает, тот не ест (ншсогда, и т. д.

Убеждения тоже некие морально-этические рамки, но в отли-

чие от интроектов человек вырабатывает  (или принимает,  их для себя самостоятельно, весьма осознавяо и, как правило, в более зрс-

лом возрасте. Неважно, на что человек при Этом для себя опирается (очень нередко на социальные идя религиозные догми,, но они про- пуЯены через призму его личного опыта, они .хороши  для  него, и у него нет особой необходимости навязать их другим. Соотвегствен- но, его кругозор шире, он может допустить   существование  иниз (включая противоположные) точек Зрения, а также отдает себе от- чет в ограниченной применимости своих убеждений и взглядов: а каких-то случаях Это правило применимо, а в других                                                                                  нет. еСледу- ет стыдиться наготь. превраЯается во что-то типа? мне будет стыд- но, есди я разденусь ни с того ни с сего на группе. Разве что, если мж Это будет крайне необходимо или если мы решим вместе отправить- ся в бавю?. иак правило, люди, имеюЯие собственные убеждения, не бывают столь уаватичны,  как ввушаемые и вауаршированны ивтроектами члены тоталитарных обЯеств,  где лозунг ями все, каа один?.

В работе с интроектами наш интерес в том,  чтоби интроециро- ваяное послание было заново услышано и понято в осозналвом со- стоянии. Iвтроектявкые послания переживаются человеком Чд‘щ всего как его собственные мисли. Ви можете расспросвть,  в какж моменты жизни Эта мисль появляется и как она звучала бы, если бь была произнесена голосом. iногда, особенно очень ранние вятро- екти, ве звучат, а видятся в виде более или менее  расллывчатой iсар


 

тины или визивают тот или  иной ?телесный отклик. Чаще имеет смысл работать в той модальности, к которой у клиента имеется до- ступ, хоть ми будем рассматривать только аудиальвую.

Часто человек, немного отстроившксь от руто-ного повтора фра- зи, которая для него  давно)  клише, сам неожиданно понимает ее абсурдность  в его нинешней, взрослой  жизни. 4Ну, ясно, всех му-

жиков надо терпеты i    походя бросает югнеатка, занятая жалоба-

ми на своего мужа, с ал-соголизмом которого настойчиво уговарива- ет одну из вас поработать. iА как ти об этом узвала?  спрашивает у нее терапент. .Ноя  мама всегда говорила,  что всех мужюсов наво терпеть <пауза,. зА, собственно, чего ради? Может от-того, что она

всю жизнь терпела валашино пьяисгво?,

Важно создать условия, чтобы человек мог гзавово услышать

то, что сам изрекает. для Этого можно предложить клиенту говорить

медленно, более громко или тихо, варьируя тембр; может быть, по-

вторить сказанное несколько раз. Важно выделить ядро ивтроекгив- ного  послания, а затем тералевт может сам повторять эти слова в тон клиенту, а его попросить закрыть глаза или попросить участни- ков группи хором ебомбардироватг? клиента его интроектами,  об- раЯая пх к нему 4через ты,: если ураза звучала я должен быть ми- лосердвым?, то они будут твердять ты‘давжен быть мклосердлым. вто помогает идентиуицкровать автора послания, а иногда и вспом- нить ситуацию, в которой  человек, его получил.  Тогда его гораздо легче подвертнуть цензуре: ведь сейчас клиент уже совсем не тот беспомощний  мальчик, а мама  утратила вимб святой. Нередко по- добная работа сопровождается тяжестьюв области желудка  илипод стукающей тош-югой    ?проглочевное рвегся наружу. Всли сосре- доточить внимание на этих оЯуЯениях, то возможна рвота. iменно

для таких случаев пердз приносил на группу помойное ведро. Рво- та иногда приносит облегчение, но, к сожалению,  интроект 4витря- хивае‘гся таким же цельнекьк-л., каким был  епроглочен.,  унося с собой смыслы и энергию; жевааюо рвота не помогает.

Неплохо, если удается не только геузиать автора,, но и понять, с

какими чувствами Это сообЯение Передавалось. Iногда послание ка- жется очень жестким, а передается роли‘гелем от страха:  ТБ тор- моЭнутый, ты пропадек?ь,  говорила мама клиевту нон думал, чт< она его терпеть не может за его медяителькосгь. Когда он стал про-


          Срывы цИКла КонТаКТа,  или  СопроТИвленИЯ в ГешТальТе      179

 

 

износить эТи слова от ее имени, то внезапно  распла-сался и вспом- нил, что отец погиб в автока и мать, вослятывавшая его одна, говорила об Этом, вспоминая  отца:  ведь тот замеаiкался, и это сто- ило ему жизни. iногда вполне 4невинное, родятельское  послание выражает, напротив, бездну отвержения: Тебе  надо почаще мЫть- ся, от тебя вечно так пахнет... Я о тебе забочусь.... Лицо матушки при Этом выражало отврашение. Ее син во взрослом  возрасте испи- тивал глубинний стид, связанний с любими бистрими, энергич- ними движениями и рядом других телесних уункций (в том числе с сексуальной активностью,, никогда прежде не отдавая себе отчета в его происхождении. для того чтобы прояснять чувства 4автора ивтроекта,  помогает попросить 4носятеля? попроизносить свое по- слание в адрес кого-нибудь другого  так, как он  его  сам  сльтшал, со- средоточившись на своих пережявавиях. После этого можно попро-

сить тех, в чей адрес звучали фрази,  дать клиенту обратную связь;

лучше, чтобы таких обратных связей било несколько. Бивает любо-

тiитно предложить клиенту произносить Эти послания в адрес  тех, кому он их транслирует напрямую, или воспроизводят . с точнос- тью до наоборот  в своей сегодняшней  жизни. Например, мать из-

бегала телесного контакта с дочкой и говорила девочке, когда та лас- калась: .Ну, Это уж слишком. Когда девочка  подросла, Это било ос- нованием глубокой  и никогда не обсуждавшейся  обиды  на мать. Теперь эта женщина буквально Щувiит сина в  обгятяях и говорит ему .Ласки никогда не бывает слишком мноГо,.  Iнтроекты имеют обыкновение неосознанво передаваться из поколения в поколение, нередко обеспечивая соцяадьное каследовавие ряда психосома- тическях заболеваний,  и клиент может быть очень заинтересован прервать  распространение Этой цепочки.

В работе с интроектами  приходится иметь в вяну две сложности. первая из них так називаемие  ?ялтроектяввые замкя. вто сис- тема из двух и более  сцеттленвих и взаямнолротйворечявых квтрое- к-гов.  Например,  один  и тот же человек  верят в Щогму не убий? и в благородную концепцию .оскорбления смываются только кровью. В ситуации  тяжкой  обиды он оказывается буквально парализован,

?растянут  между двумя противоположними направлениями  дей-

ствий. Часто такого рода 4замкя? обеспечиваются не только проти- воречивими социально-религиозними учениями,  во и протмвопо


                                          Теожя $В??                                          

 

 

ложними родительскими взглядами.  один родитель говорил и под- тверждал своей жизнью  человек должен быть сдержанним, не давай воли страстяы?‘,  а другой  человек решает сердЦем. iх чадо ивтроецировало образ обоих родителей, и теперь в нем как би живут два человека, продолжая зна вкутреикем поле боя нескон- чаемий супружеский конфликт. iно й раз и один родитель или вос-

‘титатель ухитряется снабдить человека посланием, содержащим внутреннее противоречие: например, ,ти всегда должен бит ь спон- такниь.-. иак уживаются внутри эти ,части, живуЯие по разным законам, ми подробно рассмотрим в разделе, касающемся  ретро-

флексии, а пока предлагаем не начинать работу с интроектами с вин-

троекгивкых замков,. Такая работа требует предварительной тре-


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.076 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь