Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лични х обстоятельств: погоди, ситуации, социальни х условий и т. д.



.у меня болит голова... поругалвсь? Щ а  нет, погода  вредная, вьюга

Элится,.

4. Нередко, сталосиваясь с ПроекцIями, особенно в свой адрес, те- радент может заметить в себе удивление,  что-то вроде воэшосающе- го вопроса:  зКто, я? Правда? Как ти про это узвал?.  Нередко по- добним удивлением будет делиться и другой человек, в чей адрес последовала проекция..

5. Предсказалия событий илы чьею-то поведения: .оцят ь перел хожу на новую работу. и бабке ве ходи, начальник мени возненавил двт с первого взглядаЭ.

Очень часто предсказавия оказываются в руку: настроенный тал ким образом человек бессознательным образом ?вызываег огонь па себя,, а по‘юм убеждается в своей правоте. На Этом во  многом оснол ван известный Эууект самопокгверждеошя негативных прогвозов или 4самореализуюЯвхся  ожццавий. Помните, мы говорили об ввл тевцвовальнос‘ги  сознания: человек воспринимает из всей полноты уеномевов окружаюЯего мира только то, что соответствует его пол требности,  В Этом смысле восприятие зависит от гочков,, от того ва- строя, с которым я смотрю ва окружение; от того, чего я от мира жду Мы не особенно верим, что, находясь  в обычном состоянии сознания, человек способен стабильно воспринимать мир вовсе беЭ инструменл тария-, не вакладывая ка него сетку своих способов воспринимать  и сорткровать инуормашло. Но, осознавая это, он до некоторой степел ни  хозяин своей зсетки,, В лротиввом случае  ее заложник.

Наша идея в работе с проекциями сводится к тому чтобы  чело- век мог осознать свои проекции и их присвоить  призвать, как свои собственние. после Этого он начинает смотреть  на мир бо.)Ёее ясно и уж во всяком случае способен усомвкться .в истинвости своего суждения о другом человеке.

для Этого возможно несколько направлений работы. Всли челол век говорит о чем-то, в чем мы подозреваем проекцию, вевредво для


           СрЫвЫ цикла  КонТаКТа, или Сопротивления  ГешТальТе            189

 

начала последовать за своим любопытством и выяснить, как, на ос- новании каких признаков и когда человек  пришел к этому мнению. Например, если человек говорят:  .Вам никому нет до меня дела, то можно поинтересоваться, как он об Этом узнал. Говорил ли ему осгол нибудь об этом? Как он это почувствовал яли увидел? от кою?  За- давая Эти вопроси, обратите внимание, как этот человек сидит и куда направлен его взгляд. Нередко может оказаться,  что он делает за- ключение о том, что налисано на лицах людей, созерцая пол рядом с собой или глядя 4внугрь себю. Ви можете обратить на это его внил мание и предложить  сориевтяроваться в виражении лиц: чье имен- но лицо кажется ему безразличкым. На основания каких признаков он приходят к Этому выводу? iногда уже на этом Этапе человек на- чинает понимать, что в отношении всех он, пожалуй, погорячялся. Ножет быть, таких лиц несколько, но не все. Если он захочет  провел рить свое предположение, можно предложить ему задать вопрос Этим

людям, что они на самом деле к нему испитивают. Наiле дело  не

убеждать  человека,  что к нему хорошо относятся,  а зароквть сомне-

вия в однозначной справедливости его суждения и дать возможность его проверять.

Щругим направлением работи может быть вопрос,  как человек относятся к тому, что до него никому нет дела? предположим,  ему обидно. Возможно, имеет смисл поинтересоваться, в равной ли сте- пени, по его мнению, он безразлвчен здесь всем? Чье безразлвчие ему обядвее всею, а чье, в общем, незначямо?  Ножет  бить, человек

рискнет сказать, до чьего безразлячяя ему нет никакого дела и чье отношение ему важно. Ножет быть, этим иЭбранникам? он риск- нет даже наярямую сказать о своей обиде, присовокупив, за что имен- но он обиделся  на каждого из них? Затем можно предложить участл никам дать ему обратную связь. Таким ходом ви даете человеку воз- можность самому разобраться, до кого ему есть дело, а до кого нет присвоить проенЯию.  К Этому же направлению принадлежит  пря- мое ттредложевме сказать от первого лица то, что, по мнению челове- ка, другой делает яли испытывает в его адрес: вместо ти не хочешь меня слушать? .я не хочу слушать тебя,; вместо гтебе, наверное, со мной тяжелов эмне, пожалуй, тяжело с тобой.  после несколь- ких попиток такого рода стоят поинтересоваться, нет ли в Этом доли правды о его пережявавяях.


                                          Теория $Во.о                                         

 

 

Если людей, в чей адрес висказиваются проекции, на сеансе нет, то можно организовать монодрам аредложвв участнику самому изоб- разить тех людей, в отношения котори х он в чСм-то уверен. Провгрыл вание  может как сояровождаться речью, зак и бвггь невербалькым или ограничиваться  тороязкесевием соответствуюЯих словам звуков. Хо- рошо, если  во время лровгривавия клиент будет внимателен к своим пережяваняям: он сможет сориевтироваться, все ли, что он приписи- вает данному лицу похоже  на правду, или в его картине был  элемент фаитазии. Ножно  выяснять, в отношении  кого он ведет, хотел би или опасается повести себя так, как этот человек в отношения ею? В ка- ких ситуациях и к кому у него возникают похожие чувства? Наконец, гтго он сам испитивает  ктому человек которого изображал? В тот

момент, когда он будет говорить, можно  предложить ему зеркало или

тоово 4отзеркалить) его мямику, чтобы  помочь лучше сориевтяро- ваться в своих чувствах.  Вариантом  такой работы является знамени-

тая перлзовская техника 4лусюго стула. со сменой ролей.

Наконец, если человеку  с ходу зрудво самому изображать тех люл

дей, о которых идет речь, то можно предложить ему вибрать .подходя- щих . лиц из числа участников группы и научить их, как вы себя вести. после того как интересующая его сцена начнет разигриваться, он мол

жет сам занимать место каждого вЭ персоважей по очереди. Часто Этот сюжет разворачивается, копЯ клиент говорит о своих чувствах к  дру- гим вследствие их к нему отвошетвнс например,  ю чувстве уюiжёвио- стя отюго, что муж давит, вдв елрезреявя к лаяаше который ва всех глядвз как вадутыйввдюк, а сам ве знает ничего, кроме как тюжразг?. иогда идет работа с ттроетаЯямя в сессии индивидуальной терапии, тс

<под кроеюхяюа  ва место мужа яли вадашя периодически становитл

ся сам тераттег. Ов старается максимально точно соогнетствовать тому облику и поведению, которое ему задается клиентом, и работает с очел видным: ва основания каких признаков клиент делает то яли иное сужл дение и насколько то‘ша и шоавсвровава его картква мвра



РеТрофлеКсИЯ

 

Буквальний перевод этого термина  .доворачявавве  ва себя или к себе.  Речь идет о развороте потока энергии, необходимой для совершения действия. Предположим, что человек благополучно по-


          СрЫвЫ цИКла  КонТаКТа,  или Сопротивления  в ГешТальТе         191

 

 

вял, что именно и от кого он хочет получить,  или что оп хочет кому- то сделать, и ьюбилизовал для Этого действия необходимую  Энерл гию. остается только действовать, но не тут-то было. Три ретроф- леiссии  пго, что адресовано  другм.ч, он воворачиваетл в свОй сОбсТвен- нЫй адрес: делае Т саМ себе  как  то,  что хотел в  л‘чшвь от другого, так и то, что он, хотел  сделать другим (Е Рег‘$, К. Неегiiце,

Р. ооо)iiлая, i95i; Ф. [нерлз, i996; дж. Зинкер, 2000; С. Гввгер,  ?999,

2000;). Ваопег, i972; О. ,7оБееоег,  i99i,.

В  результате накодлсгооая человеком энергия не покидает его грал

ноЯ. Нало того, что при таком обороте собитий он от среды ничего

не получит  ведь контакта с окружением просто не произойдет. Но

вдобавок обервутая в свой адрес энергия часто оказывается просто разрушительной. Ведь удерживаются, или ретрофлексируются, за- частую те импульси,  которие  человек  боится  в среду отправлять: гнев, обида, обвюгеиия и прочие сигналы, чреватьте порчей отноше-

ний. Вместо того чтоб и ударить другого, человек  бессознательным

образом отигривается  на себе: кусает себя, изводвт себя, давит. себя

так,  что шея втягивается в плечи, как у черепаки,  до головных бо-

лей. у нас не хватает красноречия, чтоби описать потрясающую изощренность, с которой люди мучают  себя; причем речь идет от-

Нюдь не о мазохисгах. Любая психосоматическая хворь организова-

на с помощью ретроулексик. 4Ретрофлеiсгорьи  привыкли сдержи- вать свои импульси: им легче платить  телесыым страданием или

душевной бозц,ю, чем рисковать  отволекиями или самооценкой.

Выделяетя два вида ретрофлексии: зеркальная ретроудексия и

ретрофлексия катарсиса.

В случае зеркальной ретрофдексии я делаю себе то, что хотел би получить от другкж. Я хотел би получить от других поддержку

своих идей, а вместо этого  положил голову на руку и поддержи- ваю сам себя. Не прочь получить одобрение, похвалу; но для этого

же надо что-то сказать такое... да еще, чтоби оценили... рискован- но, да и лень.  сижу  глажу себя сам. при зеркальной ретрофлек- сии блокируются импульси,  направленние на приближение к из-

бранному объекту: я не жалуюсь (чтоб и пожалели , ; не прошу под-

держки, когда трудно; не иЯу  ласкт) когда хочу ее; не добиваюсь

любви того,, кого люблю 4девизомг является самодостаточность:

мне  от вас ничего ве нужно  сам управлюсь?‘. Нередко такая по-


                                               Теория ЭЕii                                               

 


*
зиция обозначается почти словами Воланда вЭ


Мастера и Нарта-


рити..:  Никогда и ничего не просите,. особенно тех, кто сильнее

вас. Сами предложат и сами  все дадут...  Гордая жея5Iина?. Это осрал смвая проекция. Забывается  только, что слова принадлежат Сата-

не, да и в отношении того, что сами дадуг, да еще и сейчас даже

у гордих бивает элемент сомнения. проще удовлетворять себя сал мому

Ретрофлексвя катарсиса  когда я делаю себе то, что хотел (а, би сделать другим. В простейших варваягах  человек гризет ног- ти, когда хочет ?(Тгкусить? что-то  из внешнего мира (например, ис- питивая острий интерес к происходя5Iему); в досаде лувит себя по голове, когда кто-то называет егоуродом, идя совершаегдругвеауго- агрессивiые действия. iногда человек вролкнаег горькие слепы в подушку, чувствует себя жутко одиноким, бесполезным и никому не нужным. он жалеет себя, воюму что не умеет  не собирается проявлять жалость к тому близкому человеку который страдает у него на глазах и которому он пе может помочь.

Чаще Эта цепочка устроева более сложво. приведем сильно со- кращенний пример вЭ сеалса, где представлен довольно распрост- раненний вариант регрофлекски катарсиса,  когда человек пережил вает вину, обвиняет себя вместо проживания обиды и обвинепия в

адрес другого.

Щелрессивная кляевтка Е. iвановой рисуеп ровным серим цве- том свою тоску потом она заглядивает под Этёт слой краскяь и обнаруживает черную вину которая 4еедавит. Терапент просит опи- сать вину она говорит с ожесточением, закусва губи, чтобы ве  расл влалсаться, ломая пальцы рук.


и. смитаю себя виноватой перед сином,









Неправильно воспи-


тала его, и теперь мне справедливо достается.

Т. Вг чем дефект воспитания, за которий виг себя обвиняете?

и. вирастила ею очень жестоким. он, как его отец,   прохол

дит мимо меня, как мимо пустого места.

Т. игак вы столкнулись с его жестокостгю?

К. Мы хоронили отца два месяца назад. он пропадал весь день

он играет в автоматы. А потом я вернулась совсем замергво. ов

бросил мне обвввение, что я даже толком ве органвжвала помялок,


что я как ни5Iенка.


снова ушел. Я была совсем одна. Все, что у


 

 

1


 

меня ва тот момент било, я отдала на похорони. Мне кажется, у меня в тот момент  внутри  что-то  сломалось ( лОМае Т  пальцы).






Т. Что?

Л. Надежда ла него. он меня бросил. Эго было нестерплмо бель-

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь