Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Оптимисты и пессимисты в мире автоматов
Рассмотрим еще один способ введения неоднородности в коллектив автоматов, решающий некоторую задачу. Как всегда, начнем с некоторой содержательной интерпретации задачи. Пусть некто решил жениться. Но поскольку женитьба — шаг серьезный, то жених намеревается принять решение только после того, как он будет иметь некоторую информацию о своей будущей спутнице жизни. Пусть для него жизненно важны две 100 вещи: наличие квартиры у его избранницы и умение ее готовить вкусные обеды. Такой меркантилизм не должен смущать читателя. Авторы книги вовсе не идеализируют героя этой истории, а может быть, и осуждают его за невнимание к вещам куда более серьезным, чем жилплощадь и пища. Но что поделаешь. Иногда для наглядности приходится мириться с некоторыми недостатками героя примера. Степень информированности жениха об интересующих его предметах будем выражать следующим образом. Если квартира у избранницы есть, то Х1 = 1, в противном случае Х1 = 0. Если же жених пока не обладает сведениями о наличии у своей избранницы отдельной квартиры, то полагаем X1 = 0,5. Аналогично считаем, что умение готовить обеды приводит к Х2 = 1, неумение — к Х2 = 0, а значение Х2 = 0,5 свидетельствует об отсутствии у жениха необходимой информации. Введем еще переменную Y, которая будет отражать решение жениха. Если он твердо решил жениться, то Y=1. Значение Y = 0 свидетельствует об его отказе от избранницы, а Y = 0,5, означает, что жених колеблется, не зная, что ему делать. Составим отражающую эту ситуацию табл. 3.4. Она задает пять функций троичной логики, зависящих от двух аргументов X1 и Х2. Наиболее проста из них функция Y1 Как видно из таблицы, Y1=min(X1,X2). В логике такую функцию принято называть конъюнкцией. Если жених использует для принятия своих решений эту функцию, то он соглашается на брак только при условии выполнения двух своих требований: наличия квартиры и умения готовить вкусные обеды. Если хотя бы одно из этих условий не выполнено, то он отказывается от брака. При наличии неопределенности в условиях, когда остальные требования выполнены, или в условиях полной неопределенности (X1 = 0,5; X2 = 0,5) жених медлит с решением и не говорит ни да, ни нет. По-видимому, он ждет новой порции информации. Такое поведение жениха можно назвать объективным или бесстрастным. Остальные функции в нашей таблице описывают способ принятия решений несколько иного типа. Функции Y2 и Yз отражают пессимистическую точку зрения. Жених такого типа всегда предполагает, что мир устроен не лучшим образом и всегда надо ждать 101
Таблица 3.4
от него подвоха. Поэтому он склонен интепретировать незнание как отрицательную оценку. Такой жених — пример явного пессимиста. При этом, если он руководствуется функцией Y2, то его пессимизм достигает крайней степени. При наличии любой неопределенности происходит отказ от дальнейшего накопления информации, и общение жениха с невестой прекращается. В случае функции Yз пессимизм не столь категоричен. Лишь в случае полной неопределенности жених прекращает свои попытки устроить свою личную жизнь. При частичной неопределенности он стремится продолжить сбор интересующей его информации. Оставшиеся две функции характеризуют противоположный взгляд на мир. Это взгляд оптимиста, всегда надеющегося, что природа принесет ему неожиданную удачу. Оптимист, руководствующийся в своем выборе функцией Y5, представляет собой случай крайнего (пожалуй, даже «оголтелого») оптимиста, ибо в своих рассуждениях он заменяет все оценки 0,5 оценками, равными 1. Функция Y4 характеризует более осторожного оптимиста, который склонен заменять единицей не более одной оценки 0,5. Таким образом, подобно рангам рефлексии можно ввести ранги пессимизма — оптимизма. Будем считать, что бесстрастный жених имеет ранг, равный нулю. Жених, заменяющий т и более оценок 0,5 на 0, имеет ранг пессимизма п —m+1, где п —число, учитываемых условий, а жених, заменяющий т и менее оценок 0,5 на 1,—ранг оптимизма т. В случае двух аргументов, который отражен в нашей таблице, 102 возможны ранги пессимизма и оптимизма 1 и 2. Число возможных рангов растет линейно с ростом числа аргументов n. При принятии своего решения о браке жених может руководствоваться и несколько иными соображениями, чем было описано выше. Весьма возможно, что он не такой уж и экстремист и готов жениться и в том случае, когда у его избранницы есть либо квартира, либо она относится к числу хозяек, готовящих весьма вкусные обеды. Наличие того и другого одновременно рассматривается таким претендентом на ее руку как редкая удача. Описание процесса принятия решений о браке таким женихом можно представить в виде табл. 3.5. Таблица 3.5
Функция Z1=max(X1,Х2) в логике называется дизъюнкцией. Она определяет бесстрастный выбор жениха, согласного на выполнение хотя бы одного своего требования. Функции Z2 и Z3, отражают пессимистическую точку зрения, a Z4 и Z5 — оптимистическую точку зрения при дизъюнктивном выборе. Подобно тому как при конъюнктивном выборе мы ввели в рассмотрение ранги пессимизма —оптимизма, их можно ввести и при дизъюнктивном выборе. Введенные нами функции, кроме Y1 и Z1, можно соответственно называть пессимистическими или оптимистическими квазиконъюнкциями и квазидизъюнкциями тех или иных рангов пессимизма — оптимизма. Для иллюстрации воздействия введенных нами характеристик на коллективное поведение автоматов рассмотрим модель, являющуюся, известным 103
обобщением модели игры в размещения, которая обсуждалась для однородного коллектива автоматов в начале данной главы. Каждое утро пастух, выгоняющий стадо на выпас, решает довольно сложную оптимизационную задачу: куда гнать стадо? Он знает п участков, пригодных для выпаса. Но и другие пастухи, пасущие свои стада в том же районе, осведомлены о них не хуже его. И вполне может случиться, что, пригнав свое стадо в прекрасную долину недалеко от деревни, он увидит, что кто-то уже опередил его еще накануне и вся пища уже уничтожена. А в более высокогорной котловине травы может быть совсем немного, ибо дожди в последнее время были редки и трава, по всей видимости, не набрала там силу. Есть, правда еще одно прекрасное место, но там почти наверное придется делить его с соседями и животным его стада придется съесть меньше, чем они бы смогли. Как же пастуху добиться своей цели: увеличить живой вес своего стада? Говорят, что в соседнем районе пастухи договорились между собой и составили план выпаса. Но в их районе об этом только поговаривают. И о чем только думает районное начальство, которое должно заботиться о суммарном весе всего поголовья животных в стадах района? Оставим на время пастуха с его нелегкими раздумьями. Формализуем постановку задачи о поиске наиболее благоприятного места для выпаса стада. Вместо пастуха с его стадом будем рассматривать некий автомат, который имеет п различных действий, смысл которых сводится к выбору одного из п участков для выпаса. Каждый такой участок автомат априорно оценивает двумя оценками: оценкой вероятности наличия в этом месте достаточного количества пищи для того, чтобы животные не голодали X1i (i здесь номер участка), и оценкой посещаемости участка, отражающей прогноз о среднем числе автоматов, которые могут одновременно с ним оказаться на участке с номером i(X2i). Эти две оценки могут формироваться за счет накопления некоторого предшествующего опыта, знания о характере участков и погодных условий или на основании «голого эмпириз-ма». Несколько огрубляя задачу, будем считать, что все оценки имеют троичный характер. Тогда X1i=1 104 означает, что на участке i имеется достаточно пищи для прокорма стада, X1i=" 0 — что пищи на участке i явно мало, a X1i==0,5 — что у автомата нет информации о вероятности нахождения на участке i достаточного количества пищи. Вторые оценки имеют следующий смысл: X2i== 1 — на участке с номером i предполагается такое количество одновременно пасущихся автоматов, которое при равном распределении ресурсов (пропорционально числу пасущихся автоматов, пришедших на этот участок) обеспечивает нашему автомату необходимое количество пищи; X2i==0 означает, что пищи при дележе с соседями по участку будет явно недостаточно, а X2i==0,5 свидетельствует об отсутствии информации по этому вопросу. Таким образом, при принятии решения о выборе участка автомат может действовать как наш гипотетический жених, принимающий решение о браке. Что же показали результаты моделирования на ЭВМ? Коллектив автоматов выходил на оптимум с точки зрения районного начальства лишь при определенных распределениях рангов пессимизма — оптимизма. При этом, если в модели допускалось «вымирание» автоматов — т. е. они в течение некоторого числа тактов распределений по участкам не набирали порогового значения количества пищи, то с течением времени моделирования в коллективе возрастал процент умеренных пессимистов, которые оказывались более жизнеспособными, чем оптимисты всех рангов. Процентный состав пессимистов и оптимистов в коллективе, распределение их по рангам во многом зависят от истинных параметров среды. Но в любом случае крайние пессимисты и оптимисты приносят мало пользы коллективу и при наличии вымирания быстро из него исчезают. Наиболее устойчивыми в среднем оказываются совокупности, в которых около 40 % бесстрастных автоматов, около 40 % умеренных пессимистов и 20 % умеренных оптимистов. Этот феномен связан с тем, что в однородных коллективах без организации какого-либо взаимодействия между автоматами (например, общей кассы или случайного парного взаимодействия) все автоматы кучно переходят от одного выбора к другому. Если же в коллективе имеются различные автоматы, то пессимисты и оптимисты выбирают те 105
участки, которые не выбрали бы бесстрастные автоматы, что приводит к «размазыванию» коллектива автоматов по участкам. Тот же эффект, как было показано, достигается введением общей кассы в однородном коллективе автоматов, решающем задачу размещения. В рассмотренной нами модели «игроки» оперировали не с самими значениями тех или иных параметров среды, а с их оценками. В одном из экспериментов, например, предлагалось, что X1i==1, если вероятность наличия нужного количества пищи на участке с номером i больше 0,75. Если она была меньше 0,25, то полагалось, что X1i=0. В остальных случаях принималось, что X1i=0,5. Для второго параметра X2i=1> если на i-м участке было менее 1/4 всех стад, имеющихся в районе. А когда это количество увеличивалось до 3/4 или превосходило это число, полагалось, что X2i=0. В остальных случаях оценка второго параметра была равна 0,5. Субъективизм. этих границ очевиден. Люди в своей практике принятия решения в конфликтных ситуациях используют многие виды таких субъективных оценок. На рис. 3.18 показаны кривые, характеризующие отношения игрока-человека к получаемым им в процессе игры выигрышам. По оси абсцисс на графиках отложены величины выигрыша — проигрыша игроков, а по оси ординат—субъективные оценки этих значений игроком. Названия, приведенные на рисунке, говорят сами за себя. Дж. Кемени и Дж. Томпсон, проанализировав эти функции оценок, показали, что в коллективе из игроков с различной психологической доминантой решения, принимаемые ими в одних и тех же условиях, могут быть весьма различными. Приведем одну из моделей, предложенную ими. Пусть некто устраивает лотерею. Он выбирает такую стоимость одного лотерейного билета s, приобретя который участник лотереи может с вероятностью g выиграть некоторую сумму l. Математическое ожидание проигрыша для устроителя лотерея равно g{-l)+(l-g)s. Конечно, он не захочет проигрывать и сделает так, чтобы выполнялось неравенство 0<g<s/(l+s) 106 Величина g мала, так как l велико по сравнению с s. Пусть человек, купивший лотерейный билет, оценивает свои выигрыши и проигрыши с помощью одной из тех оценочных функций f, которые показаны на рис. 3.18. Тогда он оценивает математическое ожидание полезности покупки лотерейного билета как
Естественно считать, что человек покупает лоте-рейный билет только в том случае, когда эта оценка положительна. Тогда разные типы игроков примут 107 различные решения. Легко представить себе, что при определенных значениях s, l и g их решения распределятся следующим образом: решение играть примут азартный игрок и бедняк; заурядный игрок будет играть в лотерею лишь при малых значениях l, а отчаянный при l, большем, чем абсцисса точки разрыва; объективный, осторожный, выигрывающий и богач откажутся от участия в лотерее; заурядный откажется при больших значениях l, а отчаянный — если l меньше абсциссы точки разрыва на графике его оценочной функции. Материал двух последних параграфов свидетельствует о том, что в моделях коллективного поведения введение неоднородности служит тем же целям, что и дополнительные механизмы по целенаправленному воздействию среды на участников коллектива. Поэтому можно считать, что разнородность, столь часто встречающаяся в природе и технических системах, не является чем-то случайным, «нарушающем гармонию», а отражает фундаментальную идею о лучшем функционировании разнородных коллективов, решающих общую задачу в условиях децентрализации, по сравнению с однородными коллективами, решающими ту же задачу. Еще три простые модели D животном мире и мире растений неоднородность помогает регулировать соотношение тех или иных видов в биоценозах и фитоценозах. В качестве иллюстрации приведем две простенькие модели, хорошо известные в экологии. На рис. 3.19,а показана ситуация, сложившаяся в среде, где живут бактерии, изображенные в виде овалов. В некоторые из них проникли частицы, называемые плазмидами. Эти органические образования стоят на грани живого и неживого. Плазмиды самовоспроизводятся и имеют обмен с внешней для них средой. Этой средой служат для них тела бактерий. В условиях неперенаселенности, когда бактерии имеют достаточное количество пищи, плазмиды выделяют в окружающую их среду вещество, называемое иммунопротеином. На рис. 3.19, а плазмиды показаны зачерненными кружками, а иммунопротеин — точками. Но вот количество бактерий увеличилось на 108 столько, что они начинают испытывать голод. Голодают и плазмиды. Это приводит к тому, что плазмиды, оказавшиеся за граничным значением голодания, начинают вырабатывать не иммунопротеин, безвредный для бактерии-хозяина, а комицин. На рис. 3.19,6 показана такая ситуация, когда одна из плазмид начинает вырабатывать комицин (зачерненные квадратики в теле бактерии). Комицин убивает бактерию и плазмиду. Но комицин, попадая во внешнюю среду, убивает в определенной окрестности все бактерии, не содержащие в своем теле иммунопротеин (рис. 3.19, б), после чего в среде остается уже меньшее число бактерий (рис. 3.19,г), Если их все еще слишком много, то найдется такая плазмида, которая опустится ниже «порога жизни" и начнет срабатывать комицин, что приведет к дальнейшему сокращению популяции бактерий. Плазмиды же делятся вместе с бактериями только тогда, когда пищи становится «слишком много", выше некоторого 109
порога, превышение которого вызывает деление у «чистых» бактерий. Эту реальную модель саморегулирования численности организмов можно представить и в виде неоднородного коллектива автоматов, живущего в некоторой среде, в которой поддерживается постоянный уровень пищи. Вся пища делится поровну между членами коллектива. Автоматы - плазмидоносители делятся в том случае, когда количество поглощаемой ими пищи превышает некоторый порог Q1. Остальные автоматы производят деление при более низком пороге Q2. Когда автомат - плазмидоноситель получает пищи меньше, чем Q3 < Q2, то он погибает и уничтожает все обычные автоматы, которые находятся от него на определенном расстоянии (например, на торе в клетках, отстоящих от данной на расстоянии, не превышающем 5-кратного размера клетки). Для того чтобы одновременно не погибли все автоматы - плазмидоносители в модели, случайным образом выбирается один из них. Если после этого уровень пищи все еще не превосходит Q3, то случайным образом выбирается еще один автомат, способный уменьшить величину популяции. Моделирование такого процесса на ЭВМ показало почти точное совпадение процесса регулирования с тем, что происходит в природе у бактерий. Вторая модель регулирования численности чуть-чуть сложнее. Пусть члены коллектива могут использовать друг относительно друга при столкновениях (например, при случайных парных взаимодействиях) две стратегии: агрессивную и угрожающую. Если оба члены коллектива применяют агрессивную стратегию, то это напоминает драку двух петухов или схватку оленей. Оба противника наращивают усилия и не желают уступать друг другу. И лишь гибель или позорное бегство одного из них выявляет победителя. Если один из членов коллектива применяет агрессивную стратегию, а другой лишь угрожающую, то при достижении определенного уровня агрессивности тот, кто придерживался угрожающей стратегии, спасается бегством. Встреча собаки и кошки — яркий пример этой ситуации. Собака сначала всегда придерживается агрессивной стратегии, а кошка отвечает ей угрожающей (выгибает спину, издает шипение и т. д.). Если собака пугается и переходит на угрожающую страте- 110 гию, то после взаимных угрожающих поз животные расходятся. Если же собака продолжает наращивать усилия в рамках агрессивной стратегии, то кошка спасается бегством. Противники с самого начала могут оба придерживаться угрожающих стратегий. Они принимают различные ритуальные угрожающие позы, и этот процесс продолжается до тех пор, пока один из них не признает себя побежденным (для этого он, как правило, принимает специальную ритуальную позу подчинения). Подобное соперничество можно наблюдать у собак, серых гусей, тетеревов и многих других животных. Рассмотрим модель подобного соперничества. Агрессивную и угрожающую стратегии будем обозначать соответственно буквами А и У. Составим таблицу, в которой оценены все возможные комбинации парного соперничества (табл. 3.6). Таблица 3.6
На пересечении строк и столбцов таблицы стоят пары чисел. Это условные оценки выигрышей — проигрышей соперников при выборе той или иной стратегии поведения. Если, например, один из них (первый) выбрал стратегию А, а второй — стратегию У, то первый получает выигрыш, равный 10 условным единицам, а второй остается при «своем интересе». Поясним теперь, как возникли эти оценки. Сначала мы условно оцениваем победу при соперничестве как выигрыш, равный +10, серьезное повреждение или гибель, которые могут произойти при наращивании усилий в стратегиях А, оцениваем как (—20). Поскольку при встрече двух агрессоров исход поединка мы считаем равновероятным, то математические ожидания поощрения — наказания при паре стратегий (А,А) есть 0,5*10+0,5*(—20)= --5. Аналогично для встречи со стратегиями (У,У) это ожидание 111
вычисляется как 0,5*10+(—3)=2. Здесь оценка (—3) есть плата за нервное напряжение в длительном конфликте при стратегии У. Эта стратегия приводит к значительному расходу нервных и других ресурсов животного. Таким образом, таб. 3,6 задает платежную матрицу некоторой игры. Рассмотрим организм, который может по своему желанию менять свою стратегию в зависимости от обстоятельств. Этот организм можно смоделировать в виде автомата с двумя состояниями, соответствующими стратегиям А и У, использование которых определяется вероятностями РA и Ру . При этом, конечно, РA+Ру=1. Рассмотрим коллектив, состоящий из подобных автоматов, и предположим, что он неоднороден, причем неоднородность задается различными значениями РA. В частности, при РA==1 автомат является чистым агрессором. Он во всех случаях жизни придерживается стратегии А. При РA==0 автомат всегда придерживается стратегии У. Как и в предшествующей модели, зададим некоторые пороги Q1 и Q2. Если автомат накапливает выигрыш, превышающий Q1, то он «размножается». Вместо него появляются два автомата с тем же значением РA у каждого. Если же накопленное наказание становится по абсолютной величине больше Q2, то автомат «вымирает». Возникает вопрос об оптимальном значении РA при случайном парном взаимодействии автоматов в коллективе. При моделировании на ЭВМ было показано, что коллектив из достаточно большого количества описанных автоматов, в котором значения РA имели распределение, близкое к равномерному, эволюционирует в сторону однородного коллектива, для которого РA приближается к значению 8/13. Из теории игр следует, что смешанная стратегия, при которой стратегии А и У выбираются с вероятностями 8/13 и 5/13, является для игрока в определенном смысле наилучшей. Она обеспечивает игроку максимально возможный гарантированный выигрыш (при самых наихудших для него действиях противника). Интересно было бы получить экспериментальные данные из наблюдений за животными (например, кошками), которые давали бы оценки частоты выбора ими стратегий А и У при встрече с противником, равным по силе. К сожалению, такими данными мы не располагаем. 112 Вернемся к тому, с чего мы начали настоящую главу. События в Арбатове побудили нас рассмотреть ряд моделей коллективного взаимодействия и соглашений. Эти модели, будь дети лейтенанта Шмидта образованными в области децентрализованного управления, позволили бы им извлекать из участков куда больший доход, чем тот, которого они достигли. И в этом сила моделей, с которыми мы познакомились. В заключение укажем еще на одну модель распределения участков, которой можно было бы воспользоваться при экспансии детей лейтенанта Шмидта на территориях, на которых они никогда не бывали и сведений о которых у них нет. Такие участки кажутся равноценными, и распределение их вряд ли кого-нибудь взволнует. Жеребьевка их чисто формальна. Но вот участники дележа разъехались на места и начали «работу». Через некоторое время они уже могут оценить средний доход с доставшегося им участка. Повторный съезд участников конвенции должен восстановить справедливость (например, за счет отступных или общей кассы). Но владельцам богатых участков этого не хочется. Они не альтруисты. Тогда можно использовать механизм направленной лжи. При вопросе о среднем доходе с участка спрашиваемый говорит истинную цифру лишь тем, чей доход выше, или тем, кому невыгодно переходить на его участок. Остальным он врет, снижая истинный доход до того уровня, когда переход для спрашивающего становится невыгодным. В этой модели участники должны располагать различной информацией о реальных доходах других участников. При этом увеличение объема информация способствует улучшению условий функционирования данного автомата. Обратим внимание читателей на это важное свойство обсуждаемой модели. В модели рефлексивного поведения такая прямая зависимость не наблюдается. Все модели, которые мы предложили в данной главе, обладают одной особенностью. Если рассматривать коллектив автоматов как прообраз некоторой биологической, социальной или технической системы, то эта система функционирует в параллельном режиме, все ее подсистемы действуют независимо друг от друга и им не приходится ждать каких-либо 113
результатов работы других подсистем. Такое положение дел встречается не столь уж часто. В сложных системах работа подсистем часто взаимоувязана, существуют определенные временные зависимости, отражающие порядок срабатывания подсистем. Эти зависимости могут носить как вероятностный, так и детерминированный характер. Поэтому в последующих двух главах мы рассмотрим децентрализованное управление, осуществляемое при таких дополнительных ограничениях. Г л а в а 4 КОГДА "ВСЕ ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ"
«Мы холодны душой к нелепым чудесам. И лишь возможное всегда по вкусу нам». Буало |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы