Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 7. Рассказ о Мусе и аль-Хадире, мир им обоим



1627 Передают, что Са'ид ибн Джубайр сказал:

[Однажды] я сказал Ибн 'Аббасу, что Науф аль-Бикали утверж­дает, будто Муса , который сопровождал аль-Хадира[2111], не являлся [пророком] израильтян[2112]. [Услышав это], Ибн 'Аббас воскликнул: «Враг Аллаха солгал!»

[Как сообщает Са'ид ибн Джубайр, после этого] Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал, что Убай ибн Ка'б  пере­дал им, что он слышал, как посланник Аллаха  сказал:

[Однажды] Мусу, который обратился с проповедью к израильтя­нам, спросили: «Кто из людей является самым знающим?» Он сказал: «Я», и [за это] Аллах выразил ему порицание, ибо [Муса должен был ответить, что это известно только Аллаху]. Затем Аллах ниспослал ему в откровении: «Поистине, у места слияния двух морей [ты встретишь] одного из рабов Моих, который знает больше, чем ты». Муса спросил: «О Господь мой, как мне [найти его]?» — и ему было сказано: «Возьми с собой рыбу и положи её в корзину, [а раб этот] будет там, где ты её потеряешь». [После этого Муса] отправился в путь вместе со своим молодым [слугой] по имени Юша', сын Нуна. Муса которого сопро­вождал его молодой [слуга], нёс корзину, и они шли, пока не добрались до одной скалы, где Муса и его слуга заснули. [Тем временем] рыба стала биться в корзине, выскочила из [неё], упала в море [и уплыла, будто] по подземному ходу (18:61). Аллах сделал так, что вода, [в кото­рой она плыла], оставалась спокойной, ибо над ней появилось [нечто] вроде свода, и это удивило Мусу и его молодого слугу. После этого они отправились в путь [и шли] остаток дня и всю ночь, а [слуга Мусы] забыл сообщить ему [об исчезновении] рыбы. Наутро Муса  велел своему слуге: «Принеси нам наш обед, ведь мы утомились в пути» (18:62), а до того, как он миновал то место, куда ему было велено [идти], Муса не испытывал усталости. [Слуга] сказал ему: «Разве ты [не пом­нишь], как мы укрылись у скалы? Поистине, я забыл о рыбе, и только шайтан заставил меня забыть [сказать тебе] о ней, а она чудесным образом уплыла в море своим путём» (18:63). Муса сказал: «Этого-то мы и желали!» — и они вернулись назад по своим следам (18:64). [Таким образом], они возвращались по своим следам, а когда добра­лись до той скалы, [увидели] человека, облачённого в [свои] одежды. Муса пожелал ему мира, а аль-Хадир спросил: «Откуда в твоей стране [знают о таком приветствии]?» [Муса] сказал: «Я — Муса». [Аль-Хадир] спросил: «Муса [из числа] израильтян?» — [и Муса] ответил: «Да». [Аль-Хадир] сказал: «Ты знаешь то, чему научил тебя Аллах, передав тебе [часть Своего] знания, и чего не знаю я, а я знаю то, чему Аллах научил меня, передав мне [часть Своего] знания, и чего не знаешь ты». Муса  сказал: «[Могу] ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня тому, что было дано знать тебе о прямом пути?» [Аль-Хадир] ска­зал: «Поистине, у тебя не хватит терпения, [чтобы быть] со мной, Как сможешь ты проявлять терпение, [сталкиваясь] с тем, чего не объемлешь знанием?» [Муса] сказал: «Если пожелает Аллах, ты увидишь, что я буду проявлять терпение и [ни в чём] не ослуша­юсь тебя» (18:66-69). Аль-Хадир сказал ему: «Если ты последуешь за мной, ни о чём меня не спрашивай, пока я сам не расскажу тебе об этом» (18:70), и [Муса] сказал: «Да». Затем аль-Хадир и Муса двинулись в путь по берегу моря. [Через некоторое время они увидели] какой-то корабль и попросили [находившихся на нём людей] взять их на борт. [Эти люди] знали аль-Хадира и взяли их, не потребовав никакой платы. [Когда они сели на корабль], аль-Хадир выломал доску из [борта]. Муса сказал ему: «[Эти] люди взяли нас с собой, не требуя платы, а ты специ­ально сделал [в борту] корабля дыру, чтобы потопить тех, кто [нахо­дится на корабле]? Ты совершил нечто [неподобающее]!» [Аль-Хадир] сказал: «Разве я не говорил, что у тебя не хватит терпения, [чтобы быть] со мной?» [Муса] сказал: «Не укоряй меня за то, что я забыл, и не возлагай на меня тяжкое бремя» (18:71-73). Потом [Муса и аль-Хадир] покинули корабль, и когда они шли по берегу, [аль-Хадир] увидел мальчика, игравшего с [другими] детьми. Аль-Хадир схватил его за голову, оторвал её своими руками и убил его, а Муса сказал ему: «Неужели убил ты невинного человека не [в качестве возмездия за убийство]? Ты совершил неслыханное дурное дело!» [Аль-Хадир] сказал: «Разве я не говорил, что у тебя не хватит тер­пения, [чтобы быть] со мной?» (18:74-75). Это [обвинение, предъяв­ленное Мусой аль-Хадиру], было более серьёзным, чем первое. [Муса] сказал: «Если я спрошу тебя о чём-либо и после этого, больше не сопровождай меня, [ибо, если ты поступишь так] со мной, это уже [заслуживает] оправдания», [После этого Муса и аль-Хадир про­должили свой] путь, когда же они пришли к жителям одного селе­ния, то попросили [этих людей] накормить их, но те отказались ока­зать им гостеприимство. [В этом селении] они обнаружили готовую обрушиться стену, и [аль-Хадир] поправил её (18:76-77). Аль-Хадир сказал: «Она покосилась», и собственноручно поправил её. Муса ска­зал ему: «Мы пришли к этим людям, а они не накормили нас и не ока­зали нам гостеприимства. При желании ты мог бы получить за это плату». [Тогда аль-Хадир] сказал: «Это [значит, что] нам с тобой [пришла пора] расстаться, [но] я объясню тебе смысл того, что ты не смог стерпеть» (18:77-78).

[Затем] посланник Аллаха  сказал: «Да помилует Аллах Мусу! Поистине, я хотел бы, чтобы он проявил [больше] терпения, и тогда нам [больше] поведали бы о них!»

Посланник Аллаха  также сказал:

В первый раз Муса [поступил так] по забывчивости[2113]. [Через неко­торое время прилетел] воробей, сел на борт и зачерпнул клювом воды из моря. [Увидев это], аль-Хадир сказал [Мусе]: «Моё и твоё знание по сравнению со знанием Аллаха всё равно что [та малость воды, кото­рая уместилась в клюве] воробья, [по сравнению] с морем!»

Са'ид ибн Джубайр передал, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, читал: «...за ними находился царь, который силой отбирал [у владельцев] каждый [целый] корабль» (18:79), и он гово­рил: «Что же касается мальчика, то он был неверным».[2114]

Глава 8. О словах пророка  «Не отдавайте одним пророкам предпочтения перед другими»

1628  Передают, что Абу Хурайра  сказал:

Одному иудею, продававшему свой товар на рынке, [предложили за него какую-то цену], по которой он не пожелал [продавать его] (или: которая его не устроила), и он сказал: «Нет, клянусь Тем, Кто избрал Мусу, [отдав ему предпочтение] перед [всеми] людьми!» Услышав это, кто-то из ансаров дал ему пощёчину и сказал: «И ты говоришь "Клянусь Тем, Кто избрал Мусу, [отдав ему предпочтение] перед [всеми] людьми!" когда среди нас находится посланник Аллаха !» После этого иудей пошёл к по­сланнику Аллаха  и сказал: «О Абу аль-Касим, поистине, я нахожусь под защитой, и [на меня распространяется действие] договора!» Он также ска­зал: «Такой-то дал мне пощёчину». Посланник Аллаха  спросил [ансара]: «За что ты дал ему пощёчину?» Тот сказал: «О посланник Аллаха, он сказал "Клянусь Тем, Кто избрал Мусу, [отдав ему предпочтение] перед [всеми] людьми!" когда среди нас находишься ты!» Тут посланник Аллаха  раз­гневался так, что это стало видно по его лицу, а потом сказал: «Не отда­вайте одним пророкам Аллаха предпочтения перед другими! Поистине, после того, как в трубу вострубят [в первый раз], будут поражены насмерть [все] обитатели небес и земли, кроме тех, кого Аллах пожелает [оставить в живых]. Потом вострубят [в трубу] во второй раз, и я стану первым (или: одним из первых), кто будет воскрешён, и [увижу] Мусу, который будет держаться за [одну из опор] престола [Аллаха]. Я не знаю, станет ли это воздаянием ему за то, что он уже был поражён в [земной жизни], в тот день, [когда рассыпалась] гора[2115], или он будет воскрешён раньше меня, и я не говорю, что кто-либо достойнее Юнуса, сына Матты».

Глава 9. О кончине Мусы

1629 Передают со слов Абу Хурайры что пророк Аллаха  сказал:

[В назначенный час] ангел смерти явился к Мусе  и сказал ему: «Отвечай твоему Господу!» — но Муса  ударил ангела смерти и выбил ему глаз[2116]. Тогда ангел вернулся к Аллаху Всевышнему и сказал: «Ты по­слал меня к рабу, который не желает умирать, ибо он выбил мне глаз!» Аллах вернул ему глаз и велел: «Вернись к рабу Моему и скажи: "Ты хо­чешь жить? Если хочешь жить, положил руку на спину быку, и ты про­живёшь ещё столько лет, сколько волосков накроет твоя рука"». [Когда ангел выполнил, что ему было велено, Муса] спросил: «А что потом?» [Ангел] сказал: «Потом ты умрёшь». [Муса] сказал: «Тогда [пусть это случится] сейчас», [и попросил Аллаха]: «Господь мой, умертви меня, приблизив к Святой земле на расстояние броска камня».

Посланник Аллаха  сказал: «Клянусь Аллахом, если бы я нахо­дился [там], то обязательно показал бы вам его могилу, [которая нахо­дится] у дороги рядом с красным холмом».

Глава 10. О словах пророка  «Я прошёл мимо Мусы , который молился в своей могиле»

1630 Передают со слов Анаса ибн Малика , что посланник Аллаха  сказал: «[Во время] ночного путешествия я пришёл к Мусе[2117], который молился в своей могиле у красного холма».

Глава 11. Упоминание о Юсуфе »

1631 Передают, что Абу Хурайра сказал: «[Однажды пророка ] спросили: "О посланник Аллаха, кто является благороднейшим из лю­дей?" — и он сказал: "Самый богобоязненный из них". [Люди] сказали: "Мы спрашиваем тебя не об этом" [Посланник Аллаха ] сказал: "Тогда — Юсуф, пророк Аллаха, сын пророка Аллаха, сына пророка Аллаха, сына любимца Аллаха"[2118]. [Люди] сказали: "Мы спрашиваем тебя не об этом" [Посланник Аллаха ] сказал: "Так вы спрашиваете меня о предках ара­бов? Те из них, которые были лучшими во времена джахилии, останутся лучшими и в исламе, если усвоят [установления Шариата][2119]"».

Глава 12. Упоминание о Закарие

1632 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха  ска­зал: «Закария[2120] был плотником».

Глава 13. Упоминание о Юнусе

1633 Передают со слов Абу Хурайры , что пророк  сказал: [Всемогущий и Великий Аллах] сказал: «Не должно рабу Моему говорить: "Я лучше Юнуса, сына Матты"».

 

Глава 14. Упоминание об 'Исе

1634 Передают со слов Абу Хурайры что [однажды] посланник Аллаха  сказал: «Из [всех] людей в мире дольнем и в мире вечном я наиболее близок[2121] к 'Исе, сыну Марьям». [Люди] спросили: «Как это, о посланник Аллаха?» [Пророк ] сказал: «Пророки — братья от [одного отца] и разных жён. Матери у них разные, а религия — одна, и не было пророка между мной и им».[2122]


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь