Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Делах ас-Сыддика и о том, что он войдёт в Рай
1640 Передают, что Абу Хурайра сказал: [Однажды] посланник Аллаха спросил: «Кто из вас сегодня постится?» Абу Бакр сказал: «Я». [Пророк ] спросил: «А кто из вас сегодня принимал участие в похоронной процессии?» Абу Бакр сказал: «Я». [Пророк ] спросил: «А кто из вас сегодня накормил неимущего?» Абу Бакр сказал: «Я». [Пророк ] спросил: «А кто из вас сегодня навестил больного?» Абу Бакр сказал: «Я». Тогда посланник Аллаха сказал: «Любой человек, [который будет делать всё это], непременно войдёт в Рай»[2132]. Глава 5. О словах пророка «Поистине, мы с Абу Бакром и 'Умаром верим этому» 1641 Передают со слов Абу Хурайры , что [однажды] посланник Аллаха сказал: «[Как-то раз], когда один человек вёл свою корову, погрузив на неё [что-то], она повернула к нему [голову] и сказала [человеческим голосом]: "Я была создана не для этого, а для пахоты"». Люди стали говорить: «Преславен Аллах, [дела Которого внушают] удивление и страх! Разве корова [может] говорить?» Тогда посланник Аллаха сказал: «Поистине, мы с Абу Бакром и 'Умаром верим этому». Абу Хурайра сказал: [Потом] посланник Аллаха сказал: «[Как-то раз], когда один пастух [пас] своих овец, на них напал волк и схватил одну. Пастуху, [который погнался] за ним, [удалось отнять] у него [эту овцу], и тогда волк повернулся к нему и сказал [человеческим голосом]: "А кто станет [присматривать] за ними в тот день, когда [останутся одни лишь] дикие звери, в тот день, когда не будет для них иного пастуха, кроме меня?"» Люди воскликнули: «Преславен Аллах!» — а посланник Аллаха сказал: «Поистине, мы с Абу Бакром и 'Умаром верим этому». Глава 6. Ас-Сыддик и аль-Фарук[2133] сопровождают пророка 1642 Передают, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: [После того, как покойного] 'Умара ибн аль-Хаттаба положили на его ложе, обступившие его люди обращались к Аллаху с мольбами за него, восхваляли ['Умара] и совершали по нему заупокойную молитву, пока [тело] не подняли. Я тоже находился среди них, как вдруг какой-то человек взял меня за плечо сзади. Я повернулся к нему, и оказалось, что это 'Али , который произнёс слова «Да помилует его Аллах!», а потом сказал: «[Из тех, кого] ты после себя оставил, нет [человека], дела которого я хотел бы [иметь в запасе, когда] встречу Аллаха, больше [дел, совершённых тобой]! Клянусь Аллахом, я всегда считал, что Аллах поместит тебя вместе с двумя твоими товарищами[2134], ибо чаще всего я слышал, как посланник Аллаха говорит: "Мы вместе с Абу Бакром и 'Умаром пришли" "Мы вместе с Абу Бакром и 'Умаром вошли", "Мы вместе с Абу Бакром и 'Умаром вышли", и поэтому я всегда надеялся (или: считал), что Аллах поместит тебя вместе с ними». Глава 7. Назначение преемником ас-Сыддика 1643 Передают, что Ибн Абу Мулейка сказал: «Я слышал, как 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, которую спросили, кого посланник Аллаха оставил бы своим преемником, если бы он [сделал это], сказала: "Абу Бакра". Её спросили: "А кого после Абу Бакра?" Она сказала: '"Умара" Потом её спросили: "А кого после 'Умара?" Она сказала: "Абу 'Убайду ибн аль-Джарраха" на чём и остановилась». 1644 Мухаммад ибн Джубайр ибн Мут'им передал со слов своего отца, что одна женщина спросила о чём-то посланника Аллаха , и он велел ей [прийти] к нему [в другой раз]. Она сказала: «О посланник Аллаха, скажи, а если я приду, но не найду тебя?» [Мухаммад ибн Джубайр сказал]: «Мой отец сказал: "Похоже на то, что она имела в виду смерть"». [На это пророк ] сказал: «Если не найдёшь меня, иди к Абу Бакру».
1645 Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Во время своей болезни посланник Аллаха ж сказал мне: "Позови ко мне Абу Бакра, твоего отца, и твоего брата, чтобы я написал [завещание], ибо, поистине, я боюсь, что [найдутся] желающие и кто-нибудь скажет: "Я более достоин"[2135], но Аллах и верующие отвергнут [любого], кроме Абу Бакра». Глава 8. Достоинства 'Умара ибн аль-Хаттаба 1646 Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри что [одна.жды] посланник Аллаха сказал: «[Во сне] я увидел людей, одетых в рубахи. Некоторые из них доходили [им только] до сосков, иные же были ещё короче. И [рядом со мной] прошёл 'Умар ибн аль-Хаттаб, на котором рубаха была [такой длинной, что] он волочил её [по земле]». [Люди] спросили: «Как же ты истолковал это, о посланник Аллаха?» — и он сказал: «[Это] — религия»[2136]. 1647 Передают со слов 'Абдуллаха ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что [однажды] посланник Аллаха сказал: «Во сне я увидел, что мне поднесли чашу молока, и я пил его, пока не заметил, что влага выделяется у меня через ногти, после чего отдал оставшееся 'Умару ибн аль-Хаттабу». [Люди] спросили: «И как же ты истолковал это, о посланник Аллаха?» — и он сказал: «[Это ] — знание». 1648 Передают, что Абу Хурайра сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал: "[Однажды] во сне я увидел себя у колодца, на [краю] которого стояла бадья, и я вычерпал [столько воды], сколько пожелал Аллах. Потом [эту бадью] взял Ибн Абу Кухафа[2137] и вытащил несколько бадей (или: две бадьи), [однако, делая это], он проявил слабость[2138], за что Аллах простит его. Потом эта бадья превратилась в огромную кожаную бадью, которую взял Ибн аль-Хаттаб, и я не видел, чтобы кто-нибудь из предводителей людей черпал бы так, как это делал 'Умар ибн аль-Хаттаб, продолжалось же это до тех пор, пока люди не отогнали скот на отдых"». 1649 Передают со слов Абу Хурайры , что [однажды] пророк сказал: «Мне приснилось, что я нахожусь в Раю. [Там я увидел] женщину, совершавшую омовение (вуду) у какого-то дворца, и спросил: "Кому принадлежит этот [дворец]?" [Мне] сказали: '"Умару ибн аль-Хаттабу". Тут я вспомнил о ревности 'Умара и вернулся». Абу Хурайра сказал: «[Услышав это], 'Умар заплакал, как и все мы, [то есть] те, кто находился в этом собрании вместе с посланником Аллаха , а потом 'Умар сказал: "Да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о посланник Аллаха, [могу] ли я ревновать, [если речь идёт о] тебе?!"» 1650 Передают, что Са'д ибн Абу Ваккас сказал: «[Однажды] 'Умар попросил разрешения войти к посланнику Аллаха . [В это время] у [пророка ] находились женщины-курайшитки, которые разговаривали с ним и громко[2139] просили его дать им больше [того, что он уже дал][2140]. Когда 'Умар попросил разрешения войти, [женщины] встали и поспешили [спрятаться за] занавеской, а посланник Аллах позволил ему войти. [Увидев, что] посланник Аллаха смеётся, 'Умар сказал: "Да порадует тебя Аллах, о посланник Аллаха!" Посланник Аллаха ж сказал: "Я дивлюсь [женщинам], которые у меня были, — услышав твой голос, они поспешили [спрятаться за] занавеской" 'Умар сказал: "О посланник Аллаха, ты более достоин того, чтобы тебя боялись". Потом 'Умар сказал: "О врагини самих себя, неужели вы боитесь меня и не боитесь посланника Аллаха ?'" [Женщины] сказали: "Да, ведь, в отличие от посланника Аллаха , ты груб и суров!" [После этого] посланник Аллаха сказал: "Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, встретив тебя идущим по широкой дороге, шайтан всегда будет [переходить на другую] дорогу и идти по ней!"»
1651 Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк говорил: «Среди [членов] религиозных общин, [существовавших] до вас, были такие, которым [нечто] передавалось (мухаддасуна), и если есть в моей общине один [такой], то им является 'Умар ибн аль-Хаттаб». Ибн Вахб[2141] сказал: «[Слова] "такие, которым [нечто] передавалось" [следует] толковать как "такие, которым [нечто] внушалось [свыше]"». 1652 Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что 'Умар сказал: «Мои [желания] совпали с [волей] моего Всемогущего и Великого Господа в трёх [случаях: когда дело касалось] места Ибрахима[2142], покрывала и пленных, [захваченных в битве при] Бадре».[2143] 1653 Передают, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Когда 'Абдуллах ибн Убай ибн Салюль[2144] умер, его сын 'Абдуллах ибн 'Абдуллах пришёл к посланнику Аллаха и попросил дать ему его рубаху, чтобы завернуть в неё [тело] отца, как в саван, и [пророк ] дал ему [свою рубаху]. Потом он попросил его совершить заупокойную молитву по [отцу], и посланник Аллаха встал, чтобы [сделать это]. Тогда 'Умар поднялся [со своего места, потянул] посланника Аллаха за одежду и сказал: «О посланник Аллаха, неужели ты совершишь заупокойную молитву по нему [после того, как] Аллах запретил тебе [делать это]?!» [В ответ ему] посланник Аллаха сказал: «Аллах предоставил мне право выбора, ибо Он сказал: "Будешь ты просить для них прощения или нет, [не имеет значения, ибо], даже если ты попросишь для них прощения семьдесят раз, Аллах никогда не простит им" (9:80), а я [сделаю это] больше семидесяти [раз]». ['Умар] сказал: «Он ведь лицемер!» — но посланник Аллаха всё же совершил заупокойную молитву по ['Абдуллаху ибн Убайю, а потом] Всемогущий и Великий Аллах ниспослал аят, [в котором было сказано]: «Никогда не молись ни по кому из них, когда он умрёт» (9:84). Глава 9. О достоинствах 'Усмана ибн 'Аффана 1654 Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «[Однажды, когда] посланник Аллаха , бёдра (или: голени) которого были обнажены, лежал у меня дома, позволения войти [к нему] попросил Абу Бакр . Он позволил ему [войти] и побеседовал [с ним], оставшись в том же [виде]. Потом позволения войти попросил 'Умар . Он позволил ему [войти] и побеседовал [с ним], оставшись в том же [виде]. Потом позволения войти попросил 'Усман , и тогда посланник Аллаха сел и [поправил] одежду». Мухаммад[2145] сказал: «Я не утверждаю, что всё это было в один день». [Передатчик этого хадиса сказал]: «['Усман] вошёл и побеседовал [с пророком ], а когда он вышел, 'Аиша сказала: "[Когда] вошёл Абу Бакр, ты не выказал радости и не проявил внимания к нему. Потом вошёл 'Умар, и ты [тоже] не выказал радости и не проявил внимания к нему. Потом вошёл 'Усман, и ты сел и [поправил] твою одежду". [На это пророк ] сказал: "Как же мне не стыдиться человека, [в присутствии] которого испытывают стыд [даже] ангелы?"» 1655 Передают, что Са'ид ибн аль-Мусайяб сказал: «Абу Муса аль-Аш'сфи сообщил мне, что [однажды] он совершил у себя дома омовение (зуду, а потом вышел наружу и сказал [себе]: "Я не расстанусь с посланником Аллаха и обязательно буду находиться вместе с ним [весь] этот день, [чтобы служить ему]". [После этого] он пришёл в мечеть и спросил, [где можно найти] пророка , [на что люди] сказали [ему]: "Он вышел [отсюда] и направился туда"». [Абу Муса] сказал: «Я вышел [из мечети] и шёл вслед за ним, расспрашивая о нём [людей, пока не узнал, что] он [находится у колодца] Бир Арис. Тогда я сел у ворот, сделанных из голых пальмовых ветвей, [и ждал], пока посланник Аллаха не удовлетворил нужду и не совершил омовение (вуду). [После этого] я направился к нему [и увидел, что] он сидит на середине края колодца Арис, обнажив голени и свесив [ноги] в колодец. Я поприветствовал его, а потом отошёл, сел у ворот и сказал [себе]: "Сегодня я непременно буду привратником посланника Аллаха ", а [через некоторое время туда] пришёл Абу Бакр и толкнул ворота. Я спросил: "Кто там?" Он ответил: "Абу Бакр". Я сказал: "Подожди" и он сказал: "Хорошо". Потом я пошёл [к пророку ] и сказал: "О посланник Аллаха, Абу Бакр просит позволения войти". [Пророк ] велел: "[Впусти] его и порадуй вестью о [том, что его ждёт] Рай" Я пошёл и сказал Абу Бакру: "Входи и [знай, что] посланник Аллаха сообщает тебе радостную весть о Рае!" Тогда Абу Бакр вошёл, сел на том же краю справа от посланника Аллаха , обнажил голени и свесил ноги в колодец, как это сделал посланник Аллаха , а я вернулся [на своё место] и сел. [Что же касается] моего брата, который [хотел] присоединиться ко мне, то я покинул его в то время, когда он совершал омовение. Я сказал [себе]: "Если Аллах желает такому-то (он имел в виду своего брата) блага, Он приведёт его [сюда]", и [в это время] какой-то человек стал [толкать] ворота. Я спросил: "Кто там?" Он ответил: '"Умар ибн аль-Хаттаб" Я сказал: "Подожди", пошёл к посланнику Аллаха , поприветствовал его и сказал: '"Умар просит позволения войти". [Пророк ] велел: "[Впусти] его и порадуй вестью о [том, что его ждёт] Рай" Я пошёл к 'Умару и сказал: "Он позволил [тебе войти], и [знай, что] посланник Аллаха сообщает тебе радостную весть о Рае!" [Тогда 'Умар] вошёл, сел на [том же] краю слева от посланника Аллаха и свесил ноги в колодец, а я вернулся [на своё место], сел и [снова] сказал [себе]: "Если Аллах желает такому-то (он имел в виду своего брата) блага, Он приведёт его [сюда]". [В это время] пришёл какой-то человек и стал [толкать] ворота. Я спросил: "Кто там?" Он ответил: '"Усман ибн 'Аффан" Я сказал: "Подожди" а потом пошёл к пророку ж и сообщил ему [о приходе 'Усмана]. [Пророк ] велел: "[Впусти] его и порадуй вестью о [том, что его ждёт] Рай [после того, как] его постигнет беда". Я пошёл и сказал ['Усману]: "Входи и [знай, что] посланник Аллаха сообщает тебе радостную весть о Рае, [куда ты войдёшь после того, как] тебя постигнет беда!" И ['Усман] вошёл, увидев же, что на краю [колодца уже нет места], он сел на другом [краю] напротив них». Шарик[2146] сказал: «Са'ид ибн аль-Мусайяб сказал: "И я истолковал это как [указание на расположение] их могил"».
Глава 10. О достоинствах 'Али ибн Абу Талиба 1656 Передают, что Са'д ибн Абу Ваккас сказал: «[Перед выступлением] в поход на Табук посланник Аллаха оставил [в Медине за старшего] 'Али ибн Абу Талиба. Тот спросил: "О посланник Аллаха, неужели ты оставишь меня среди женщин и детей?" [Пророк ] сказал: "Разве не согласен ты занять при мне такое же место, какое Харун занимал при Мусе, [с той разницей, что] после меня пророков уже не будет?"» 1657 Передают со слов Сахля ибн Са'да, да будет доволен Аллах ими обоими, что [накануне овладения] Хайбаром посланник Аллаха сказал: «Я непременно вручу это знамя человеку, через которого Аллах дарует [нам] победу, который любит Аллаха и Его посланника и которого любят Аллах и Его посланник». [После этого] люди провели ночь, препираясь относительно того, кому из них он его вручит, а наутро они явились к посланнику Аллаха , и каждый из них хотел, чтобы [знамя] вручили [ему], однако [пророк ] спросил: «Где 'Али ибн Абу Талиб?» [Ему] сказали: «О посланник Аллаха, у него болят глаза». [Пророк ] велел: «Пошлите за ним», и когда его привели, посланник Аллаха поплевал ему на глаза и обратился к Аллаху с мольбой за него, после чего боль прошла, будто её и не было. [Потом пророк вручил ему знамя, а 'Али спросил: «О посланник Аллаха, следует ли мне сражаться с ними, пока они не станут такими же, как мы?»[2147] [Пророк ] сказал: «Двигайся не спеша, пока не [встретишься с ними], а потом призови их к исламу и сообщи о том, что является для них обязательным по отношению к Аллаху, [ибо], клянусь Аллахом, если Аллах через тебя выведет на прямой путь [хотя бы] одного человека, это будет для тебя лучше [обладания] рыжими верблюдами!»[2148] 1658 Передают, что Сахль ибн Са'д, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «[В своё время] наместником Медины был назначен один человек из рода Марвана».[2149] [Абу Хазим[2150]] сказал: Он вызвал [к себе] Сахля ибн Са'да и велел ему подвергнуть поношению 'Али, но Са'д отказался [выполнить его приказ]. 'Гот сказал: «Если ты отказываешься [от этого], тогда скажи: "Да проклянёт Аллах Абу ат-Тураба!"» [В ответ на это] Сахль сказал: «Не было у 'Али [прозвища], более любимого, чем "Абу ат-Тураб", и он радовался, когда к нему так обращались». [Тогда наместник] сказал ему: «Расскажи нам, почему его стали называть Абу Турабом». [Сахль] сказал: «[Однажды], зайдя в дом Фатимы, да будет доволен ею Аллах, посланник Аллаха не нашёл там 'Али и спросил: "А где же сын твоего дяди?" [Фатима] ответила: "Мы повздорили, и он рассердился на меня и ушёл, [отказавшись] спать у меня днём". Посланник Аллаха ш велел одному человеку: "Посмотри, где он". [Вскоре тот вернулся] и сказал: "О посланник Аллаха, он спит в мечети". Тогда посланник Аллаха пришёл [туда и увидел], что накидка упала с бока ['Али], а сам он лежит, испачкавшись в пыли, и посланник Аллаха принялся стряхивать с него [пыль], приговаривая: "Вставай, о Абу ат-Тураб[2151], вставай, о Абу ат-Тураб!"» 1659 Передают, что Абу 'Усман сказал: «В один из тех дней, когда посланник Аллаха сражался[2152], не осталось рядом с посланником Аллаха никого, кроме Тальхи [ибн 'Убайдуллаха] и Са'да [ибн Абу Ваккаса]». [Передатчик этого хадиса[2153] сказал, что он передал это] с их слов[2154]. Глава 11. О достоинствах аз-Зубайра ибн аль-'Аввама 1660 Передают со слов Мухаммада ибн аль-Мункадира, что он слышал, как Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В один из дней [Битвы у] рва посланник Аллаха позвал [людей на бой, и на его призыв] откликнулся аз-Зубайр. Потом он [снова] позвал [их, и на его призыв] откликнулся аз-Зубайр. Потом он [снова] позвал [их, и на его призыв] откликнулся аз-Зубайр, и тогда пророк сказал: «Поистине, у каждого пророка [был] свой апостол, а моим апостолом[2155] является аз-Зубайр!» 1661 Передают, что 'Абдуллах ибн аз-Зубайр сказал: «В один из дней [Битвы у] рва мы вместе с 'Умаром ибн Абу Салямой находились в укреплении Хассана [ибн Сабита], где [прятались] и женщины[2156]. Мы [с 'Умаром] поочерёдно наклонялись, взбирались друг другу на спины и смотрели [по сторонам], и когда мой отец на своём коне проезжал с оружием [в сторону бойцов племени] бану курайза[2157], я узнавал его». [Передатчик этого хадиса сказал, что] 'Абдуллах ибн 'Урва сообщил ему, что 'Абдуллах ибн аз-Зубайр сказал: [Потом] я рассказал об этом отцу, и он спросил: «Так ты видел меня, сынок?» Я ответил: «Да». Тогда он сказал: «Клянусь Аллахом, в тот день посланник Аллаха [помянул] из-за меня своих родителей, воскликнув: "Да станут отец мой и мать выкупом за тебя!"» 1662 Передают, что 'Урва ибн аз-Зубайр сказал: 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала мне: «Клянусь Аллахом, твои отцы были из числа "тех, которые откликнулись [на призыв] Аллаха и Его посланника после того, как получили ранения" (3:172)».[2158] В [другой] версии [этого хадиса сообщается, что] она имела в виду Абу Бакра[2159] и аз-Зубайра. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы