Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава пятая. Безличная природа Аллаха
Аллаху нурус: "Аллах - это свет" Шри Чаитанйа Махапрабху согласился с учёным мусульманином, что "Коран" без сомнения утверждает безличность природы Абсолютной Истины (Ч.ч., Мадхйа-лила, 18.189). В начале своей речи Махапрабху признал, что "Священный Коран", безусловно, устанавливает теорию имперсонализма, что значит, что Верховная Абсолютная Истина не имеет формы и не является личностью. У Господа нет ни рук, ни ног, ни рта, ни ушей, ни глаз. Согласно этой концепции, дух это отрицание материи: то, что относится к материи, не может относиться к духу. Дух - это прямая противоположность материи. Материальный мир - это царство форм и личностных характеристик. И в противоположность ему, духовное царство - это пустое пространство, где не существует ни форм, ни личностей. Например, в 35-ом айате 24-ой суры "Священного Корана" говорится: "Аллаху нурус-самавати вал-ард" - "Аллах есть Свет земли и неба". Таким образом, "Коран" описывает безличие Аллаха. Во-первых, утверждается: "Аллаху нуру" (Аллах - это свет). И действительно Аллах - это изначальный духовный свет, пронизывающий всю вселенную. Все светящиеся объекты этой вселенной имеют своим началом этот духовный свет. Известный учёный и устаз (духовный наставник) Абдуллах Юсуф Али в своём комментарии (9, 1015) к стиху (24, 35) пишет: "Физический свет - есть не что иное, как отражение истинного Света из мира Реальности. И этот истинный Свет - Аллах". Солнце и Луна отражают этот истинный Свет. Изначальный духовный Свет пронизывает всё сущее, он вездесущ. Кроме того, в "Священном Коране" есть такое утверждение: "Инналлаха васи ун алим" - "Во власти Бога и восток и запад. Куда б ни повернулись вы, лик Господа везде - Ведь Всеобъемлющ и Всезнающ наш Владыка" (2,115). Таким образом, Аллах-васи (Всеобъемлющ), что означает, что всё существует в Нём. Кроме того, Он - Алим - Всезнающ, что значит, что нет пределов Его познаниям, что они совершенны, абсолютны и вечны. Наше же знание ограниченно, несовершенно, относительно и временно. В суре "Аль-Бакарах", или "Корова", утверждается: "Аллаху ла илаха иллаллаху-аль-Хаййул Каййум. Ла та 'хузуху сина ту ууа ла наум…Хувал Алийул Азиим" - " Аллах - нет божества, кроме Него, живущего и самосущего извечно, - не склоняет Его ни сон, ни дремота, ...в своём могуществе велик Он и (в высшей степени) возвышен" (2.255). Это Айат-ул-Курси, "Стих Трона". Атрибуты Аллаха не имеют ничего общего с качествами этого материального мира. Он живёт, но его жизнь вечна, она не ограничена временем и пространством. Его существование абсолютно и самодостаточно. Оно не зависит от других живых существ. В действительности Его жизнь - это источник и поддержка всех существующих форм жизни. Совершенная жизнь - это совершенная деятельность, в противоположность жизни несовершенной, которую можно наблюдать повсюду в этом мире. Такая жизнь подлежит не только уничтожению смертью, но также нуждается в отдыхе и сне. Однако Аллах не нуждается ни во сне, ни в отдыхе. Его деятельность, как и Его жизнь совершенна и самодостаточна. В той же суре "Аль-Бакарах", или "Корова", говорится: "Свободен Бог от всяких нужд и кроток" (2.263). Таким образом, Аллах - Гани (Абсолютен), что подразумевает свободу от всяческих желаний. Он Высшая Истина и Абсолютное Совершенство. Кроме того, в "Коране" утверждается: "Хува аль-аввалу валь-ахируваз-захируваль-батин" - "Начало и конец Он, Явь и тайна, и преисполнен знанья всякой вещи" (57.3). Это ещё одна ссылка на безличный аспект Аллаха. Он - "аль-аввал ва аль-акхир"- "Первый и Последний", а именно, Он и есть начало и конец всего сущего. Он также "аз-захир ва аль-батин" - "Внешний и Внутренний", т.е. Он присутствует как внутри всего сотворённого, так и вне его. Устаз Абдуллах Йусуф Али так комментирует этот стих (9, стр. 1687): "Существование Аллаха очевидно так же, как и существование его вездесущего присутствия и провидения. С другой стороны Аллах сокрыт так тщательно, что разуму просто не под силу познать Его сущность, и Его невозможно увидеть в этом мире. Приведённая ниже традиция в "Сахих Муслим" также важна для понимания данного стиха. Пророк (В.М.Н.) сказал: "Ты - Первый, что значит, что не было никого прежде Тебя; и Ты также - Последний, ничто не существует после Тебя; и Ты Всеобъемлющ, т.е. ничто не может существовать вне Тебя; и Ты - Тайна, Знаток всех тайн, поэтому, Ты - то, что не скрыто от Твоего взора". В суре "Ан-Ниса", или "Женщины", утверждается: "Инна Илааха кана Алийан Кабира" - "Поистине, Господь возвышен и велик! "(см. 4.34). Таким образом, Аллах - "Али" - Всевышний. Никто не равен Ему и не превосходит Его. Аллах это "Кабир" - Великий. Также в суре "Аль-Хашр", или "Собрание", можно найти такой айат. "Хуваллаа...Саламул…Азизул…Мутакабир" (59.23). Таким образом, Аллах - это "Салам", Мир. Этот атрибут "Салам" содержит в себе не столько идею мира, как противоположности конфликта, сколько идею Целого, которому противостоит незавершённость. Аллах - это "Азиз", Великолепный и "Мутакабир", Всесовершенный. Он находится выше всего творения. В суре "Аль-Анам", или "Скот", утверждается: "Ла тудри-кухул-абсару, ва хува йудрикул-абсар, ва хувал-Латифул Кхабир" (6.104). Итак, Аллах - "Латиф" - Тонкий. Он настолько тонок, что не доступен для нашего чувственного восприятия. Никто не может узреть Его, никто не способен понять Его. Аллах-это также: "Нур" - "Свет", "Васи" - "Всеобъемлющий", "Мутакабир" - "Всесовершенный", "Азиз" - "Великолепный", "Каййум" - "Вечный", "Али" - "Наивысший", "Кабир" - "Величайший" и "Латиф" - "Тонкий". Все эти имена описывают безличную форму Аллаха. Его имперсональный аспект - это сияющий духовный свет, непроявленный и недоступный для чувственного восприятия и интеллектуального понимания. У имперсонального аспекта Аллаха нет ног и рук, однако он способен передвигаться быстрее всего и принимать всё, что предлагают Ему с преданностью. Он - сияющий; Он лишен тела, недостижим, чист и самодостаточен. Он движется и Он неподвижен. Он в недоступной дали и в то же время очень близко. Он - внутри всего, Его могущество непостижимо. Постоянно пребывая в своей обители, Он, тем не менее, быстрее ума и способен обогнать любого бегуна. Он превосходит абсолютно всех. Он безграничен. Никто не способен описать трансцендентальную форму Аллаха, Абсолюта. Он не доступен для ума и речи. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы