Четвертая Книга Корнелиуса Агриппы
Сегодня считается бесспорным, что Четвертая Книга Оккультной Философии, приписываемая Кор-нелиусу Агриппе, — подделка. Подлинность известных трех книг никогда не подвергалась сомнению, и это справедливо; вопрос, кому лее принадлежит авторство четвертой книги, возможно, интереснее, чем само ее содержание. В то же время, эта работа выполнена намного более мастерски, чем обычные подделки под магию; она, несомненно, имеет отношение к оригиналу, который является специальным магическим произведением; учитывая это, казалось бы, нет серьезных причин отрицать авторство Агриппы. Но здесь возникают три возражения. Первое — время; работа появилась после смерти плодовитого мыслителя из Неттерсхейма (Nettersheim). Конечно, посмертная публикация не обязательно должна вызывать подозрение, но в подлинность трактата по Магии, написанного в то время и не опубликованного при жизни автора, начинаешь самым серьезным образом сомневаться, хотя бы из-за той «плохой» компании, в которую он сразу же попадает. Второе возражение исходит из рассмотрения внутренней структуры работы, и я думаю, что его-то как раз нельзя с легкостью опровергнуть. Этот трактат, в значительной степени, являет собой rechauffe (повтор) различных частей первых трех книг, принадлежность которых бесспорна, и, даже во времена Агриппы, маловероятно, чтобы какой-нибудь автор мог так беззастенчиво заниматься компилированием собственных работ. Третий аргумент состоит в том, что эту работу признал подделкой Виерус, ученик Агриппы, а кому это лучше знать, если не ему; мнение лее других авторов, которые просто вторят Вие-русу, многого не стоит. Это — основное возражение, но и другие не менее серьезны. Хотя трактат и не принадлежит Агриппе, но все же написан он был, очевидно, незадолго до его смерти или вскоре после нее. Сама книга, написанная в весьма вольном стиле, состоит из нескольких частей. Во-первых, это разработанный в деталях трактат о методе извлечения добрых и злых имен духов, соответствующих семи планетам, и дальнейшее развитие темы, затронутой в третьей книге Оккультной Философии. Сам метод не имеет отношения к данному исследованию, но хочу сказать, что те, кто стремились разобраться в нем, признают, что были поставлены в тупик. Я хочу заверить своих читателей, что не стремился состязаться с ними в рвении — пусть этот метод останется тайной. Возможно, Агриппа и его последователь лишь дурачили читателей и не раскрывали никаких тайн. За трактатом об Именах следует трактат о Символах, который, поскольку он вытекает из первого, тоже не совсем ясен. Оставим его тем, кого он интересует. Затем — таблицы, построенные по определенным правилам, со всеми известными образами, близкими духам планет, а также исследование о Магических фигурах и Знаках, и еще одно — об освящении инструментов, используемых в магических церемониях, об освящении огня, воды и т. д. Работа заканчивается рассказом о методах вызывания добрых и злых духов и кратким изложением процессов Некромантии. Поскольку во Второй части мне придется ее часто цитировать, можно ограничиться установлением ее связи с дьяволизмом и его проявлениями.
Подобно Lemegeton, Четвертая Книга предлагает конкретные предписания по общению со злыми духами, без всяких сомнений в законности таких опытов, что, на мой взгляд, похоже на ситуацию, когда критик судит о художнике, ни разу не взглянув на его картину. Такой подход не характерен для магии пятнадцатого столетия. Далее я несколько отойду от традиции пользоваться только собственным переводом и обращусь, с некоторыми необходимыми сокращениями, к версии Роберта Тернера, которая является абсолютно достоверной и, более того, от нее веет духом старины.
О ВЫЗОВЕ ЗЛЫХ ДУХОВ
Если мы вызываем в круг некий злой Дух, наш первый моральный долг— изучить его природу и узнать, какой из планет он соответствует и какими полномочиями планета его наделяет. Далее следует отыскать, согласно характеристикам планеты и полномочиям Духа, пригодное для его вызова, то есть как бы «созвучное» его возможностям, место. Например, если он властвует над морями, реками или наводнениями, то место должно быть выбрано на берегу, и т. п. Подобным лее образом выбирают и удобное время, которое зависит, как от состояния атмосферы — воздух должен быть чистым, безмятежным, тихим и подходить для принятия Духом какого-то образа, — так и от характеристик планеты и самого Духа, а именно: необходимо принимать во внимание, как того требуют звезды и духи, его ли это день и час, благоприятное время или нет, день это или ночь. Учтя все эти моменты, в избранном месте рисуют круг, который будет служить защитой вызывателю и подтверждением Духу. Внутри круга должны быть написаны главные Божественные Имена и названия вещей, служащих для нас талисманами; Божественные Имена, которые управляют нужной планетой, и полномочия Духа; наконец, имена добрых Духов-правителей, способных приструнить тот Дух, которого мы намереваемся вызвать. Если оператор желает «укрепить» круг, можно добавить подходящие символы и магические фигуры. Также в пределах круга или вне его мы можем нарисовать многоугольник7 с вписанными в углы числами, соответствующими нашим действиям. Кроме того, у оператора должны быть свечи, благовония, мази и другие средства, составленные согласно характера планеты и Духа; чтобы выказать Духу религиозное и суеверное поклонение, естественные и планетарные свойства всех этих средств должны соответствовать Духу. Оператор должен также иметь освященные предметы, необходимые как для защиты вызывателя и его товарищей, так и для подчинения Духов. Эти предметы — освященная бумага или пергамент, специальное оружие, рисунки, магические фигуры, мечи, скипетры, предметы одежды из особого материала и особого цвета и т. д. Когда все необходимое уже подготовлено, мастер и его помощники становятся в круг, и заклинатель, настроившись, начинает громко молиться, сопровождая свою речь специальными жестами. Он должен произнести торжественную речь Богу и затем — обращение к добрым Духам. Если оператор предполагает прочесть молитвы, псалмы или проповеди для своей защиты, то это надо сделать в самом начале. Затем следует обратиться к вызываемому Духу, восхваляя его силу и власть, и, кротко выразить восхищение всей магией мира. После этого немного отдохните, посмотрите вокруг, не появился ли Дух, и если он задерживается, трижды повторите призыв. Если Дух все еще упрямится и не желает появляться, начните заклинать его Божественной Властью, но так, чтобы заклинания не расходились с характером и полномочиями самого Духа. Повторите их трижды, с большим чувством, используя упреки, оскорбления, проклятия, угрозы и т. п.
Проделав все эти действия, можете снова отдохнуть, а если какой-нибудь Дух появится, необходимо повернуться к нему лицом, поприветствовать и вежливо попросить назвать себя. Затем выскажите ему свои требования. Если же Дух заупрямится или начнет хитрить, воспользуйтесь соответствующими заклинаниями, и если его поведение все еще вызывает у Вас сомнение, начертите освященным мечом за пределами круга треугольник или другую магическую фигуру и заставьте Духа войти в нее. Если Вы хотите, чтобы Дух подтвердил свое обещание клятвой, проведите мечом над кругом воображаемую линию и пусть Дух, положив свою руку на меч, повторит обещание. Получив от Духа желаемое, или хотя бы что-то, учтиво разрешите ему покинуть Вас, приказав не причинять при этом никакого вреда. Если он не пожелает уйти, заставьте его подчиниться при помощи могущественных заклинаний, а если потребуется, воспользуйтесь заклинанием об изгнании нечистой силы и окурите его специальными благовониями. Когда он удалится, то вы, не выходя из круга, прочтите молитву о вашей защите и сохранности и поблагодарите Бога и добрых ангелов. Выполнив все это должным образом, вы можете уйти.
Но если вашим надеждам не суждено было сбыться, и Дух не появился, не отчаивайтесь, выберите для обращения к духам другое время. И если Вы допустили какую-либо ошибку, то в следующий раз исправьте ее; регулярное повторение всех шагов процедуры, с одной стороны, увеличит вашу власть и могущество, а с другой — усилит ужас Духов, что заставит их повиноваться.
Некоторые маги делают в круге символические ворота, чтобы входить в круг и выходить из него; ворота укрепляют Святыми Именами и магическими фигурами. Заметим также, что, когда Мастер, потерявший всякое терпение в ожидании так и не появившегося Духа, решит прекратить процесс, то ему следует сначала непременно отпустить Духов, поскольку, если ими пренебрегают, они становятся очень опасны. Часто Дух прибывает, оставаясь невидимым (чтобы испугать того, кто его призывает), или вселяется в предметы, которые использует вызыватель. В этом случае разрешение духу удалиться дается только после того, как дух выкажет свое повиновение.
Когда мы намереваемся совершить нечто с помощью злых Духов, но появление самих Духов при этом не обязательно, действия выполняются с помощью инструментов и предметов, необходимых для опыта, будь то изображение, кольцо, письмо, свеча, символ и т. д. На этом предмете пишут Имя Духа и его знак, причем для этого используют кровь или ароматизированную жидкость, приятную для Духа. Кроме того, прежде чем приступать к вызову злого Духа, следует призвать на помощь Божественную Силу, воздавая молитвы Богу и добрым ангелам.
Помимо описания формальной стороны этого ритуала Черной Магии, здесь приводятся указания по созданию церемониальной книги злых духов, в которой записываются их имена и принадлежность к тому или иному ордену. Считается, что при помощи «святой клятвы» обеспечивается повиновение того Духа, чье имя записано в ее тексте. Листы книги должны быть изготовлены из самой чистой бумаги, которая никогда ранее не использовалась (условие, возможно, актуальное во времена палимпсеста8, но едва ли необходимое в наши дни). В тексте клятвы должно быть названо имя Духа, его титул, место в иерархии, полномочия. Ниже, слева, располагается изображение Духа, а справа — его знак. Действие совершают в день и час планеты, к которой приписан Дух. Готовую книгу следует хорошо переплести, украсить, а также снабдить закладками и печатями, потому что, открыв ее наугад после освящения, оператор может подвергнуться опасности. К книге относятся почтительно и хранят в недоступном для других месте, иначе она потеряет свою силу. Освящение книги может вызвать некоторые затруднения, поскольку для этого каждый Дух, чье имя в ней записано, должен предстать перед кругом. В их присутствии перечитывают обязательства, и духи, один за другим, возложив руку на свое изображение и знак, обязаны «подтвердить и освятить их специальной и общей присягой». Иными словами, каждый должен правильно и законно произнести клятву, которая станет документом и обязательством. В течение этой церемонии книга должна находиться в пределах треугольника, который, в свою очередь, обязательно находится вне круга.
Без сомнения, автор этих предписаний хорошо знаком с Lemegeton, a Liber Spirituum схож с работой, о которой говорил Виерус. Образы, принимаемые вызываемыми Духами, несколько отличаются от описанных в Малом Ключе, в котором, по крайней мере, в части Goetic, нет речи о планетарном влиянии. Согласно псевдо-Агриппе, Духи Сатурна обычно являются в виде существа с высоким и худым телом, с сердитым выражением четырех лиц: одно — спереди, еще одно — на затылке и по одному справа и слева, с клювами вместо носов. Кроме этого, на каждом колене есть еще по одному иссиня-черному лицу. Их движения словно ветер и сопровождаются чем-то похожим на землетрясение. Их символ — белая глина, «белее снега». Они любят появляться в образе бородатого короля верхом на драконе9; бородатого старика; старухи, опирающейся на клюку; мальчика; дракона; совы; черного балахона; крюка или серпа; можжевельника. Как у крюка, серпа или можжевельника может быть шесть лиц— загадка, которая под силу лишь оккультным толкователям.
Духи Юпитера появляются в виде жизнерадостного существа с холерическим вспыльчивым нравом; они среднего роста; их движения «ужасны и страшны», но у них кроткое выражение лица и нежный голос. Все они цвета железа, что роднит их с духами Марса; движения напоминают вспыхивающие молнии во время грозы; их отличительный знак — появление возле круга человека, пожираемого львами. Их излюбленные образы — король верхом на льве10 и с мечом в руке; некий персонаж в длинном одеянии, похожем на епископское; девица, увенчанная лавровым венком и украшенная цветами; бык; олень; павлин; голубое одеяние; меч; самшит.
У Духов Марса высокий рост и холерический темперамент, смуглое, коричневое или красное лицо с гадким выражением; у них рога как у оленя, когти как у грифона, они ревут подобно диким быкам.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ V ЗНАКИ ЗЛЫХ ДУХОВ
Символы Злых Духов, из так называемой Четвертой Книги Корнелиуса Агриппы, описаны в тексте следующим, образом.:
1. Прямая линия; 2. Изогнутая линия; 3. Непроизвольная линия; 4. Простой знак; 5. Постичь; 6. Ломаная; 7. Правильная буква; 8. Буква, направленная назад; 9. Перевернутая буква; 10. Пламя; П. Ветер; 12. Вода; 13. Масса; 14. Дождь; 15. Глина; 16. Крылатое существо; 17. Ползающее существо; 18. Змея; 19. Глаз; 20. Рука; 21. Нога; 22. Корона; 23. Гребень; 24. Рога; 25. Скипетр; 26. Меч; 27. Плеть.
Их движения напоминают языки пламени, а их символ — гром и молния над магическим кругом. Образы, которые они обычно принимают, — король в доспехах, верхом на волке11; вооруженный человек; женщина со щитом; коза; лошадь; олень; красные одеяния; шерсть; головка сыра. Шерсть, соединенная с буйным темпераментом, — это, вероятно, Goetic модель взрывчатки.
Духи Солнца обычно имеют тело и конечности больших размеров, они жизнерадостны и грубы, их цвет — золото с оттенком крови. Их движения сродни молнии; оператор покрывается испариной, когда видит их знак, что, однако, можно считать нормальной реакцией на всю эту звездно-адскую невидаль. Их излюбленные образы— король со скипетром и верхом на льве; король в короне12; королева со скипетром; птица (не сказано, какая именно, но едва ли райская); лев; петух; золотые одежды; скипетр и наконец, нечто, мудро оставленное Робертом Тернером без перевода— caudatus, т. е. хвостатое.
Духи Венеры среднего роста с приятным лицом, верхняя часть которых золотого цвета, а нижняя — белого или зеленого. Они двигаются как сияющие звезды. Их символ — молодые девушки, танцующие вокруг круга и призывающие Мага присоединиться к ним. Как правило, они принимают следующие образы— король со скипетром, верхом на верблюде; обнаженная девушка; коза; верблюд (возможно, это отвратительный демон Cazotte); голубь; предмет одежды белого или зеленого цвета; можжевельник13.
Дух Меркурия обычно среднего роста, тело у него холодное, влажное и текучее, что, конечно, уже слишком, но это ссылка на свойства ртути (англ. Mercury— и «ртуть», и «Меркурий»); считается, что обычная ртуть не увлажняет рук, но меркурианские Духи, очевидно, способны и на это. К тому же, они красивы, говорят приветливо, имеют человеческую внешность и напоминают рыцарей в доспехах. Их движения можно сравнить с плывущими серебряными облаками. Они стремятся вселить оператору ужас и страх, что является их характерным признаком. Чаще всего они принимают следующие образы — король верхом на медведе14; миловидный юноша; женщина с прялкой (что не слишком приличествует вооруженному рыцарю: наблюдение, которое, по разумному рассуждению, применимо ко всем оставшимся персонажам); собака; медведица; сорока; одеяния, переливающиеся многими цветами; прут; небольшой жезл.
Наконец, у Духов Луны тело флегматика, большое и мягкое, цвета грозовой тучи. Лица их раздуты, голова лысая, красные глаза слезятся, а зубы как у дикого борова. Их движения подобны морскому шторму. Вокруг круга они любят устраивать сильный ливень, что их и отличает. Больше всего они любят принимать внешность короля с луком и стрелами и верхом на косуле; маленького мальчика; охотницы с луком и стрелами; коровы; маленькой косули; гуся; зеленых или серебряных одеяний; стрелка; многоногого существа — возможно, сороконожки.
Глупость этой путаной классификации выставляет поддельную Четвертую Книгу в свете еще более нелепом, чем она того заслуживает. Она в точности и мастерски воспроизводит манеру письма Агрип-пы, что позволяет ей занять важное место в ряду смешанных Ритуалов. Но чего здесь больше — Черной Магии или глупости — сказать трудно, хотя, впрочем, это одно и то же.
Heptameron
Четвертая Книга Корнелиуса Агриппы довольно неформальна и слишком многое оставляет на усмотрение оператора, чтобы удовлетворять требованиям науки столь точной, как Церемониальная Магия. Обычному, не умудренному теорией, магу нужна была такая форма процедуры, которая бы не давала простора воображению и не требовала ничего, кроме терпеливого и точного исполнения всех предписаний. Heptameron, или Магические Элементы, приписываемые Питеру Абано, — это попытка восполнить этот недостаток и предложить неофиту полный магический набор. Во введении, которое может быть, ex hypothesi, более поздней вставкой, говорится, что Корнелиус Агриппа, вероятно, пишет для ученых, многоопытных магов; он не описывает церемонии детально, а лишь в общих словах упоминает о ней. Те, кто еще не «испытал мистического чувства», найдет его здесь. «Иными словами, в этой книге представлены принципы магической практики». Отметим сразу, что процедуры расписаны скрупулезно; что и как должен делать оператор, чтобы «вовлечь в беседу духа», — все сформулировано настолькб ясно, что не ошибется даже человек непосвященный. Все инструкции настолько просты, что, учитывая священнический сан оператора, неудачу никак нельзя приписать его грубым промахам.
Назвать Питера Абано автором Heptameron было бы непозволительно; кто на деле является автором этого произведения столь ж:е неясно, как и в случае с Четвертой Книгой псевдо-Агриппы. Есть несколько серьезных причин, по которым ученик Тритеми-уса (Trithemius) не мог написать Четвертую Книгу; что же касается Питера Абано, то годы жизни этого человека и дата появления Магических Элементов не совпадают на каких-то три сотни лет. Можно согласиться с тем, что рукой Агриппы написаны работы по Магии, Астрологии и Геомантии (предсказание по географическим характеристикам), если только не все его труды по оккультизму являются подделками; но никто не слышал о книге Heptameron после смерти ее предполагаемого автора, то есть после 1316 года. Очевидно, она была написана значительно позже и является как бы продолжением другой, более ранней, работы15 — Четвертой Книги, приписываемой Агриппе.
Питер Абано родился в окрестностях города Падуя в 1250 году и был известным врачом своего времени, пытавшимся примирить различные медицинские системы; предположительно, он был первым из европейцев, кто цитировал Averroes (Аверроэс, 1126? - 98, испанский философ арабского происхождения). Он поселился в Париже, но в результате интриг своих коллег был обвинен в ереси и ему пришлось уехать в родной город. В Падуе он возглавил кафедру медицины, но и здесь вскоре последовали обвинения: одни обвиняли его в отрицании существования демонов, другие — в том, что он получил свои знания от семи чертей, которых держал в колбе. Как бы то ни было, начатый Инквизицией процесс был прерван смертью обвиняемого — говорят, как раз накануне казни. Члены Трибунала были в бешенстве, хотя завещание, оставленное Питером Абано, подтвердило его приверженность ортодоксальной католической вере. Городским властям было приказано, под страхом отлучения от церкви, не хоронить его по-христиански, но преданные друзья захоронили тело согласно христианским обрядам в тайном месте. Инквизиторы требовали наказать уже умершего обидчика Церкви, но, в конце концов, удовольствовались сожжением его портрета. Абано был реабилитирован спустя столетие, в здании городского управления Падуи даже был установлен его бюст. Бесспорные произведения этого автора, совершенно неудобочитаемые, не выдают его знакомства с оккультными науками, за исключением веры в астрологию, бывшей в то время таким же символом католицизма как Рим и влиятельной как Святой Трибунал. Он остается поэтому одним из моральных мучеников Магии, faussement accuse (фр. — ложно обвиненный). Его обвинение и способ судебного преследования не добавили славы Святой Церкви.
Итак, создание Heptameron относится к периоду его первой публикации; эта книга принадлежит к классу смешанных Ритуалов не потому, что открыто говорит о демонах, а потому, что природа ангелов и духов обнаруживается через способ их заклинания; другими словами, они описаны как ангелы, но угрожают им как демонам.
Процедура разделена на две части — общий метод для вызывания Духов Воздуха, несомненных демонов, и набор Ангелических заклинаний для каждого дня недели. Вторая часть, возможно, относится к Белой Магии, — если на мгновение принять правомерность этого различия, — поскольку разумные сущности, о которых идет речь, считаются добрыми и великими. Но полномочия этих добрых ангелов запутаны и неясны, включая способность обнаруживать сокровища, раскрывать тайны, разжигать войны, отпирать замки и задвижки, обеспечивать любовь женщин, склонять людей к роскоши и сеять ненависть и злые мысли. Очевидно, эта Магия не такая Белая, как хочет выглядеть. Хотя весь Heptameron приписывается одному автору, только в первой его части упоминается имя Питера де Абано. Все, что касается персональной подготовки оператора, представлено во Второй Части данной работы, а сам церемониал — если вообще его следует цитировать — необходимо привести in extenso, поскольку из него ничего нельзя изъять; этот ритуал слишком сложен, чтобы рассматривать его здесь, тем более, что в соответствующем разделе Lemegeton Смешанные Ритуалы представлены довольно полно, и тот факт, что различия носят весьма условный характер, показан со всей очевидностью.