Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
История как трагедия, как борьба света и тьмы. Н.Я. Бердяев.
А что же понимать под небесной историей? Это не что иное, как глубины внутренней жизни духа, где и предопределяется история земная. Вывод отсюда весьма прост: земная судьба предопределяется небесной, в небесной жизни свершаются трагедия просветления и избавления через Божественные страсти, трагедия, которой определяется процесс просветления в истории мира. В свете двух историй - небесной и земной - история воспринимается теперь как трагедия, как драма. Это драма соотношений между человеком и Богом. И поскольку история - это откровение Бога человеку и ответное откровение человека Богу, постольку она и есть такая страшная и сложная трагедия. Бог захотел человека, т.е. захотел свободной любви его, а это и есть основание и основная тема истории, это и есть тема всемирно исторической судьбы. В свете всего выше сказанного, Бердяев делает вывод, что в истории происходит сложное взаимодействие трех начал: начала необходимости (как природная необходимость), начала свободы и начала Божественной благодати. Именно соотношение этих трех начал и определяет всю сложность исторической судьбы человека. Именно эти начала и есть, в конечном счете, первоначальные метафизические силы, действующие в истории. Если все это изложить кратко, то получается следующее: "Человек есть дитя Божье, претерпевающее трагическую судьбу в мире, в котором есть процесс ниспадения и процесс развития, потому что в основе этой судьбы, в самих ее источниках, лежит первородная свобода, которой дитя Божье было наделено. Эта свобода, которой наделен человек, как дитя Божье, потому и явилась источником его судьбы, трагизма истории, со всеми конфликтами и ужасами, что свобода по самому существу своему, предполагает не только свободу добра, но и зла... Мировой процесс и исторический процесс существуют потому, что в основе заложена свобода добра и зла, свобода отпадения от источника высшей Божественной жизни, свобода возвращения и прихождения к ней. Эта свобода зла и есть настоящая основа истории". И что же дальше? Вполне уместный вопрос. И Бердяев дает вполне однозначный ответ. "Я мыслю эту новую эру как раскрывающую два пути перед человеком. На вершине истории происходит окончательное раздвоение. Человек волен пойти путем самоподчинения себя высшим божественным началам жизни и на этой почве укрепить свою человеческую личность и волен подчинить себя и поработить себя другим, не божественным и не человеческим, а злым и сверхчеловеческим началам?... Бог вдет от человека свободного дерзновенного творчества. Но в исторической судьбе человека, в конкретной человеческой истории, постоянно происходят срывы с пути свободы на пути принуждения и необходимости. ... На этом развивается драма истории с ее постоянной борьбой начала свободы и начала принуждения и постоянным переходом от одного начала к другому... В грядущем предстоит небывалая борьба добра и зла, Бога и дьявола, света и тьмы. Смысл истории заключается в раскрытии этих противоположных начал, в их противоборстве и окончательном трагическом столкновении одного и другого начала... Вся метафизика истории ... ведет к сознанию неизбежного конца истории. ... Судьба человека, которая летит в основе истории, предполагает сверхисторическую цель, сверхисторический процесс, сверхисторичекое разрешение судьбы истории в ином, вечном времени. Земная история вновь должна войти в небесную историю, должны исчезнуть грани, отделяющие мир посюсторонний от мира потустороннего...". 27. Причины и механизм возникновения цивилизаций. "Творческое меньшинство" и "нетворческое большинство".. Арнольд Тойнби считается одним из величайших, столпов философии истории. Вслед за Н.Я. Данилевским и О. Шпенглером он стремился переосмыслить общественно-историческое развитие человечества в рамках теории круговорота локальных цивилизаций. Свою теорию исторического развития Тойнби изложил в 12-томном исследовании, которое называлось "Изучение истории" или "Исследование истории", что зависит от вкуса переводчика. Но более точно было бы назвать его исследование "Постижение истории", т.к. он стремится осмыслить, постичь суть исторического процесса. Здесь же мы отметим и тот факт, что Тойнби - мыслитель религиозный, христианский. Объектом исследования Тойнби избирает цивилизации, под которыми он понимает некоторые конкретные "виды общества" и насчитывает таких цивилизаций 26, которые могут быть связанными и несвязанными друг с другом. Вот некоторые из них: западная, две православно- христанских (в России и на Ближнем Востоке), иранская, арабская, индуистская, сирийская, синическая (древнекитайская) и т.д. Тойнби полагает, что генезис цивилизации нельзя объяснить ни расовым фактором, ни географической средой. Цивилизация возникает, по его мнению, в результате комбинации двух условий: наличия в данном обществе творческого меньшинства и географической среды, которая не слишком благоприятна, но и не очень враждебна. Где налицо эти условия, там и возникают цивилизации. Механизм рождения цивилизации определяется как взаимодействие вызова и ответа. Если среда умеренно неблагоприятна и бросает вызов обществу, то общество посредством своего творческого меньшинства отвечает на вызов, т.о. разрешает проблемы. Среда постоянно бросает вызов - общество постоянно отвечает и в силу этого находится в постоянном движении. Тойнби понимает рост цивилизации не как географическое распространение, расширение общества, а как прогрессивное аккумулирующее внутреннее самоопределение или самовыражение цивилизации, которое состоит в переходе от грубых форм религии к более возвышенным и сложным формам религиозного сознания и культуры. Природная экспансия ведет не к росту, а задержке развития и даже к разложению. Рост цивилизации не вызывается, скорее ограничивается, по его мнению, и техническим прогрессом, т.е. растущей властью общества над природной средой. Между прогрессом техники, полагает он, и развитием цивилизации нет прямой зависимости. Растущая цивилизация - это, прежде всего, единство творческого меньшинства и нетворческого большинства или как его еще называет Тойнби - пролетариата. "Пролетариат" здесь не означает ни рабочего класса, ни какого-либо другого. Это просто совокупность нетворческих элементов внутри данного общества и за его пределами. В нормально растущей цивилизации нетворческое большинство, пролетариат свободно следует за творческим меньшинством, подражает ему. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы