Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 4 / 17 февраля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Бутовских новомучеников



Родился в 1871 году в селе Прудки Касимовского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Луки Павловича и его супруги Александры Федоровны Пальшковых.

В 1894 году окончил Московскую духовную семинарию и стал безвозмездно преподавать в московской Скорбященской двухклассной церковноприходской школе в Ямской Коломенской слободе.

В 1896 году была освящена Скорбященская церковь при Алексеевской психиатрической больнице на Канатчиковой даче в Москве и Федор Лукич был назначен туда псаломщиком.

Церковь и некоторые здания больницы начали строиться в 1890 году в соответствии с решением Московской Городской Думы на средства благотворителей и, в частности, городского головы Николая Александровича Алексеева. В 1896 году епископ Можайский, викарий Московской епархии Тихон (Никаноров) освятил здание храма, расположившегося в верхнем этаже центрального административного здания.

В 1901 году был избран членом Комиссии по устройству публичных народных чтений в Москве.

С 1903 года он стал преподавать в воскресной школе при чайной Даниловского отделения 1-го Московского Общества трезвости, а с 1904 года стал учителем церковноприходской школы при этом обществе. Всё это время он продолжал служить псаломщиком в Скорбященской церкви, а с 1905 по 1935 год был псаломщиком в храмах Московской епархии.

В 1914 году был псаломщиком храма Воскресения словущего, что в Даниловской слободе.

В 1935 году он попытался поселиться в Москве, но уже скоро, в 1936 году, был вызван в паспортный стол, где у него отобрали паспорт и велели выезжать из Москвы, и он поселился у брата в Можайске. Незадолго перед арестом, в 1937 году, он устроился работать сторожем конторы Водоканалпроекта.

17 января 1938 года был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.

– Будучи активным участником тихоновского течения – "истинноправославной церкви", с появлением обновленческой церкви вы на сегодняшний день какое признаете течение правильным – тихоновское или обновленческое? – спросил следователь.

– Будучи активным деятелем и почитателем патриарха Тихона, я, по своим убеждениям, считаю правильным тихоновское течение, которое поддерживаю по настоящее время, и в нем, как единственно правильном, достаточно убежден.

– Таким образом, вы советскую власть как власть, не данную Богом, не признаете?

– Хотя я и являюсь активным деятелем и почитателем патриарха Тихона, но я советскую власть как таковую признаю.

– Ваше отношение к советской власти?

– Мое отношение к советской власти враждебное.

– Скажите, в чем выражается ваше враждебное отношение к советской власти?

– В том, что я, будучи ущемлен политикой советской власти как служитель культа гонениями советской власти на религию и духовенство, был лишен избирательных прав, лишен свободного проживания в Москве и получения паспорта. Все это приводило меня к тому, что я неоднократно высказывал свое недовольство советской властью и проводимой ею политикой среди окружающих меня лиц.

– Скажите, когда, где, в присутствии кого и что именно вы говорили против партии и советской власти?

– Когда, где и в присутствии кого я говорил против партии и советской власти, я не помню, но знаю, что я говорил: "Советская власть жестоко расправляется с религией и духовенством. Духовенство сейчас повсеместно арестовывается и выселяется в отдаленные места, церкви разрушаются. Раньше при царском правительстве этого не было..." О конституции я говорил: "В конституции написано, что Церковь отделена от государства, а на самом деле государство вмешивается в церковные дела и разрушает церкви, а духовенство и верующих арестовывает только за то, что они веруют в Бога". Отсюда как вывод, что советская власть пишет одно, а на деле делает обратное.

– Скажите, кто из ваших единомышленников поддерживал ваши высказывания?

– Мои высказывания никто не поддерживал, а, наоборот, меня предупреждали, чтобы я был осторожен в этих высказываниях, так как это могло привести к тому, что я буду арестован.

После допросов Федора Лукича были допрошены дежурные свидетели, которыми оказались его соседи по улице; они подписали необходимые протоколы, и 9 февраля 1938 года следствие было завершено.

14 февраля тройка НКВД по Московской области приговорила его к расстрелу за "контрреволюционную монархическую агитацию, восхваление царского строя, враждебное отношение к советской власти и советскому государству".

Расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 6 октября 2003 года для общецерковного почитания.

Использованные материалы

  • http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/martyrs.htm?ans/ - БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института
  • http://www.fond.ru/book/me_book7.htm

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.

2Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.

3Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

4Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

5Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума.

6Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.

7Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; 8а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем,- всегда Господни.

9Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.

10А ты что́ осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.

11Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.

12Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.

13Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.

14Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.

15Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.

16Да не хулится ваше доброе.

17Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.

18Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.

19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.

20 Ради пищи не разрушай де́ла Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.

21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.

22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что́ избирает.

23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.

24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, 25но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, 26Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.

Все, что ни делает христианин, должно служить пользе не только для него, но и для окружающих. Речь не о том,

чтобы демонстрировать всем свое благочестие, но о том, чтобы не подавать повода для соблазна через свои поступки, будь то режим питания человека или что другое….

Евангелие (от Матфея): 1Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, 4чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; 8не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; 10да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 11хлеб наш насущный дай нам на сей день; 12и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; 13и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

14Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Против совершения добра напоказ. Делающий так, творит его не столько для помощи ближнему или прославления Бога через исполнения заповедей, сколько для ублажения собственной гордости, любящей похвалы и от похвал питающейся. Хорошо делает любящий милостыню (эх, самому этого не хватает), хорошо делает и любящий молитву, но творящий слова молитвы, обращая внимания не на саму молитве и беседу с Богом, а на то, как он выглядит пред людьми, не молится. Творящий же милостыню, возвещая всем, какой он добрый, ублажает свою гордость и если ближнему и помогает, то вредит себе, притом, бывает, что такой не поможет ближнему¸ если это не сулит ему очередной порции похвал. Короче говоря, человек, творящий добро, возгревает в своей душе любовь к ближнему, учится сострадать ему, по слову апостола: «Ибо вы тело Христово, а порознь члены…. страдает ли один член, и с ним страдает все тело. Славится ли один член, с ним радуется и все тело…». Христиане призываются быть единым целым. Любовь же – есть свойство Божества, а потому стремящийся к стяжанию ее, приобщается к Божеству. Если же человек творит милостыню только ради того, чтобы прославить свое имя, то никакой пользы он не получает. Любовь не преобразует его душу, но в ней воцаряется иной дух, отдаляющий человека от Бога. Таким образом, гордость способна погубить даже самое добро дело.

И чтения праздника преподобных Отцов. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу.

14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6.

1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2 Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

«Поступайте по духу и вы не будете исполнять вожделений плоти….» - Апостол увещевает паству, призывая отвергать греховные влечения, называя их делами плоти. И это точно так, ибо человек склонен ко греху. Греховные влечения сделались естественными для него. Для нас с вами естественно гневаться, естественно осуждать. Гордость и вовсе сегодня в миру считается добродетелью, просто потому что она слишком свойственна падшему человека. Любое попечение о плоти человек склонен превращать в похоти, так что грех в человеке сидит прочно. Но поступать не по плоти, а по духу – это значит, поступать так, как велит нам Дух Божий, вещающий нам через Священное Писание. А это значит – отсекать греховные влечения, насаждая добрые. А так как многие из них стали естественными, то для этого человеку придется серьезно побороться не только с диавольскими внушениями, но с самим своим естеством. Поистине, употребленное здесь апостолом выражение «плоть распяли со страстями и похотями», как нельзя актуально, ибо отражает тяжесть этой самой борьбы. Плоды же, о которых говорит апостол, явятся уже к концу жизни. Таковые плоды, как написано, любовь, которая обнимает всех ближних, без деления на ближних и дальних, друзей и врагов (по слову некоего из Отцов, сказавшего: «враг у нас один – диавол»), всем одинаково желая добра, а прежде всего – спасения. Стяжавший такую любовь, поистине, подражает Богу, творя добро ближним, охотно истощая себя. Из этой любви проистекает доброта, милосердие, готовые истощать себя ради помощи ближним. На таком человеке почивает Дух Божий, низводящий на него мир и радость, которые неспособны поколебать никакие скорби века сего. Отсюда и кротость и незлобие такого человека. Но также он, познав благость Божию, уже не променяет радость общения с Ним, а потому с гневом будет отвергать все попытки его снова склонить ко греху. Отсюда и способность такого человека к воздержанию, какого мы, с нашей слабой волей, не имеем. Перед нами открывается величайшая высота, глядя на которую, ты впадаешь в ужас. Но она показывается нам не для того, чтобы мы в ужасе отпрянули, но чтобы мы сами стремились к ней….

Евангелие (от Матфея): 27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Господь никого не отвергает, но всех призывает к Себе, обещая обретение покоя. Речь о том, покое, который человек обретает, когда от него отступают страсти, и в нем воцаряется Дух Божий. Этот покой неспособны поколебать никакие скорби века сего. Это состояние, когда душу эту уже ничто не изымет из рук Божиих. Увы, до этого нам с вами далеко. Поэтому и слова о легкости бремени Христова кажутся нам неактуальными. Они для нас неактуальны, так как мы не предались всецело в волю Божию, не отсекли от себя греховные влечения, которых исполнен наш ум. Но человек, отсекший их, предавшийся воле Божией, познает легкость бремени Христова. Тогда сам Господь несет его в руках своих, а всякая скорбь, выпадающая на его долю – несущественной, в сравнении с наградой, ожидающей его по смерти. Но прежде человеку предстоит серьезная борьба, борьба самим естеством своим, склонным ко греху. Он должен непрерывно отсекать греховные влечения, борясь за очищение души своей. Лишь в конце жизни своей он познает истинность слов Христа, которые ныне читаются нам. Они читаются в праздники преподобных, так как они прошли этот путь, на деле познав благость ига Христова. К этому этот текст призывает стремиться и нас, находящихся еще в самом начале пути….


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь