Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Дивногорская-Сицилийская икона Божией Матери
День памяти: 5 / 18 Февраля Дивногорская-Сицилийская икона Божией Матери получила свое наименование по месту своего первоначального пребывания и прославления в Успенском Дивногорском монастыре[157], в бывшем Острогожском уезде, Воронежской губернии, а Сицилийской названа по месту своего происхождения, так как, по преданию, эта икона в Дивы (или Дивные горы) была принесена из Сицилии благочестивыми старцами-иноками Ксенофонтом и Иоасафом. Полагают, что они родом были православные греки и прибыли сюда, вероятно, не ранее конца XV века. Ксенофонт и Иоасаф основали монастырь в живописном месте над рекой Доном, при впадении в него реки Тихой Сосны. Дивами и Дивьими (дивными) горами местность названа от удивительных по своей форме меловых столпов, расположенных по горам. Предполагают, что Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере (где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи) и что первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они и поставили принесенную с собой из Сицилии икону Божией Матери. Здесь же они нашли и место своего вечного упокоения. На Сицилийской (Дивногорской) иконе Божией Матери Богоматерь изображена сидящей на облаках. В правой Ее руке - расцветшая белая лилия, а левой рукой Она поддерживает Богомладенца, Который восседает на Ее коленях. Спаситель в левой руке держит цветок (лилию), а правой - благословляет. Вокруг лика Богоматери изображено восемь Ангелов, из которых два, написанные внизу, изображены коленопреклоненными и с воздетыми горе руками. Над главой Богоматери - Святой Дух в виде голубя. Особенное прославление чудотворной иконы началось с 1831 года, когда свирепствовала холера. В Коротояке, находившемся от обители в 7 - 8 верстах (7,4676 - 8,5344 км.), одной престарелой жительнице, Екатерине Коломенской, во сне явилась Преблагословенная Дева (в том виде, как Она изображена на Дивногорской иконе) и приказала взять Ее икону и совершить перед нею молебен. Чудотворная икона была принесена в Коротояк, и после усердного общего моления перед святой иконой холера прекратилась. Заступлением Божией Матери тогда же был спасен от холеры и город Острогожск. Спасение от холеры в 1847 и 1848 годах жители Коротояка и Острогожска также получили по чудному заступлению Божией Матери, которое совершилось после крестного хода со святой иконой вокруг этих городов. По преданию, празднование чудотворной иконе 5 / 18 февраля было определено еще первоначальниками обители - Ксенофонтом и Иоасафом. После своего обретения с иконой совершались регулярные крестные ходы по окрестным городам и селам, так что икона более полугода отсутствовала. В советское время. с закрытием обители в 1924 году икона была утрачена. Ныне в обители находится список…. ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ»
Празднование 5 / 18 февраля Иконография
На иконах "Взыскание погибших" Матерь Божия, чуть наклонив голову влево, поддерживает сплетёнными руками стоящего на Её коленях Младенца Иисуса, чьи ноги свободно видны из под облачения, а Он прижимается к Её щеке и держится рукой за Её шею. История Название иконы связано с восходящей к IV веку истории о чудесном прощении эконома Феофила Аданского по его молитвам к Божией Матери, к Которой он обращался как к "Взысканию погибших" перед Её иконой. Инок, служил управителем (экономом) при архиерейском доме города Аданы в Киликии. Был благочестив и любим многими. После смерти Аданского епископа был избран на его место, но из смирения отказался принять избрание. Когда же новый епископ отрешил Феофила от должности, тот, уязвлённый в своём самолюбии, возроптал на Господа и, при содействии чернокнижника еврея, заключил союз с диаволом, подписав с ним хартию. После этого с помощью лукавого Феофил вернул себе должность и почёт, однако совесть не давала ему покоя. Раскаявшись в своём отступничестве, инок стал неусыпно молить Божию Матерь перед Её иконой о прощении, называя Богородицу "Взысканием погибших". Через сорок дней поста и молитвы, моление Феофила было услышано, и Пресвятая Богородица, возвестив о прощении ему грехов, вернула подписанную им хартию. На следующий день, в воскресенье, Феофил всенародно исповедовал всё случившееся в соборе и причастился Святых Христовых Таин. Случилось это в 538 году[158]. Посвятив остаток своей жизни покаянию, Феофил скончался. Повествование о Феофиле стало известно на Руси с XVII века, а в следующем столетии прославилось несколько чудотворных образов Богоматери, получивших наименование "Взыскания погибших". Наиболее ранним из русских образов Пресвятой Богородицы с этим названием можно считать образ, некогда находившийся в Георгиевском храме города Болхова Орловской губернии, написанный, по преданию, в 1707 году. Прославилась икона позднее, в середине XVIII века, через чудесное избавление от гибели благочестивого крестьянина села Бор Калужской губернии Феодота Обухова. Однажды, в день Крещения Господня, по пути из города Болхова этого крестьянина застигла страшная пурга с сильным морозом. Потеряв дорогу, лошади остановились у оврага. Обухов от стужи продрог и, не видя средств ко спасению, выпряг лошадь и привязал к саням; сам укутался, лёг в сани и стал засыпать, сознавая, что совсем замерзает. В эти страшные минуты он обратился к Божией Матери с молитвой о спасении и дал обет заказать список с иконы "Взыскание погибших", находившейся в Георгиевском храме в Болхове. Сердечная молитва его была услышана: в соседнем селении под окном одного крестьянина вдруг раздался чей-то голос: "Возьмите!" Крестьянин вышел и увидел в санях своего полузамерзшего друга Феодота Обухова. По выздоровлении Феодот Обухов немедленно выполнил свой обет, заказав список с иконы "Взыскание погибших" для своей приходской церкви. В память своего спасения в канун Богоявления он попросил изобразить вверху иконы сюжет Крещения Господня во Иордане. Вскоре, благодаря щедрым пожертвованиям почитателей иконы на месте бедного сельского храма была выстроена прекрасная каменная церковь. Борская икона "Взыскание погибших" прославилась многими благодатными знамениями и чудесами. Так, в 1871 году в соседнем городе Серпухове свирепствовала эпидемия холеры, которая прекратилась после того, как в город принесли чудотворную икону. С тех пор икону Божией Матери ежегодно торжественным крестным ходом приносили из села Бор в Серпухов. Обычай этот сохранялся до тех пор, пока Борский храм не был разрушен. Святая икона Божией Матери после этого бесследно исчезла. До настоящего времени сохранились несколько старых списков иконы Божией Матери "Взыскание погибших". Наиболее известные из них находятся в Москве - в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке, в Санкт-Петербурге - в Покровском храме в Мариенбурге, в Самаре - в Покровском кафедральном соборе. Известны также чудотворные списки с иконы "Взыскание погибших": из села Малижина Харьковской губернии, явленная в 1770 году, троекратно избавившая жителей от холеры; из села Красное Черниговской губернии, из Воронежа, а также из города Козлова (ныне - Мичуринска). В 1835 году при Московском Александровском Сиротском институте был освящён храм в честь иконы "Взыскание погибших"; впоследствии в честь святыни были освящены многие другие церкви. Особый интерес представляют сохранившиеся предания об иконе Божией Матери "Взыскание погибших", находящейся в храме Воскресения Словущего в Москве. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы