Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 5 / 18 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.



Родился 24 сентября / 7 октября 1893 г. в деревне Починки Ногинского района, где и прожил всю жизнь, - в семье крестьян-середняков, окончил сельскую школу, был женат, имел двух сыновей - Павла и Сергея - и дочь Клавдию.

С 1914 по 1917 г. - рядовой царской армии. Несколько лет регентовал церковным хором в храме Рождества Христова с. Ямкино, с июня 1937 г. служил в храме псаломщиком.

26 ноября 1937 г. был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, проходил по одному делу со священником Николаем Покровским, диаконом Николаем Широгоровым и священником Димитрием Беляевым. Виновным себя не признал. «Следствие» было проведено в течение одного дня. Свидетели допрашивались спустя два дня после ареста Михаила Амелюшкина, и их показания слово в слово совпадают с текстом справки на арест. Тройкой НКВД Амелюшкин был осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Скончался 18 февраля 1942 г.

Жалоба жены Михаила Спиридоновича в 1939 г. была признана «безмотивной» и оставлена без удовлетворения. В 1957 г. она вновь обратилась в Прокуратуру - с просьбой о реабилитации мужа. В 1959 г. дело Михаила Амелюшкина

было прекращено за отсутствием состава преступления.

Причислен к лику святых новомучеников российских постановлением Священного Синода 26 декабря 2003 года для общецерковного почитания.

Использованные материалы

  • Сведения краеведа Георгия Васильевича Ровенского, г.Фрязино.
  • http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHox...XEm

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА АЛЕКСАНДРА (КАСПАРОВА), ПОСЛУШНИЦА.

Память 5 / 18 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родилась в 1882 году. Подробности жизни источники не сообщают. 18 февраля 1942 года была казнена (подробности также пока не сообщаются). Причислена к лику святых определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2006 года.

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где бдение совершал о.Евгений Кузнецов. Чин полиелея возглавлял о.Антоний Новицкий в сослужении о.Евгения Кузнецова и о.Димитрия Осипова. Пели оба штатных хора собора (регентско-псаломщические курсы закончили свою работу), таким образом, распределение пения хоров было обычным. Лишь стихиры, в том числе, в конце утрени они пели попеременно.

Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[174] пело духовенство в алтаре.

Традиционно, на чине полиелея после «Хвалите имя Господне…» пелся упомянутый ранее 136 псалом, «На реках Вавилонских…». Пел его целиком верхний хор, избрав для этого некий протяжный и медленный распев. Если раньше при этом священник, кадящий храм, продолжал это делать, то теперь он на время пения псалма останавливается, как правило, в алтаре, пока пение не завершится, а уж потом продолжает.

Евангелие на бдении (от Луки): 1В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; 2но нашли камень отваленным от гроба.

3 И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.

4 Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.

5 И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?

6 Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, 7сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.

8 И вспомнили они слова Его; 9и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.

10 То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам.

11 И показались им слова их пустыми, и не поверили им.

12 Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.

Так же, как и во все воскресные дни, вплоть до 5 Недели Великого поста включительно, на службе поется «покаяния ми отверзи двери, Жизнодавче….»[175].

Служба воскресная и служба Недели сыропустной совмещались со службой отдания праздника Сретения Господня. На сей раз, после отпуста бдения стихира, исполняемая перед началом чтения 1 часа, не читалась, как это делали воспитанники регентско-псаломщических курсов, а пелась, как это было принято у нас всегда…

По окончании службы о.Евгений напомнил всем расписание служб воскресного дня, особо напомнил о вечерне с чином прощения, которая будет вечером, а также о том, что завтрашний день – последний перед началом Великого поста…. О возможном архиерейском служении в сам день ничего сказано не было. Вместе с тем, прошла информация о том, что завтра будет вручение дипломов воспитанникам регентско-псаломщических курсов.

Литургия.

В конце литургии.

Так как об архиерейском служении в сам день не было сказано ничего, то я, идя на позднюю литургию, не рассчитывал, что придется описывать архиерейское богослужение. Потому я и не стремился прийти в храм как можно раньше, идя, как обычно. Вот, и храм. Во дворе все, как обычно. Храм еще полупуст. Однако в центре…. стоит архиерейский амвон, а на амвоне обычном стоят аналои с иконами для чтения входных молитв, а также расстелены орлецы. Стало быть, архиерейское богослужение все-таки будет…

Вскоре начинается служба. Вначале часы читает один из чтецов, но потом в храм приходят упомянутые выше воспитанники регентско-псаломщических курсов, и один из них продолжает чтение. Проскомидия завершается еще в середине чтения 3 часа, и диакон кадит весь храм. Ближе к концу чтения 6 часа начинается суета. На амвон выходят иподиаконы с подсвечников и архиерейским жезлом. Вот, открываются Царские врата, и на амвон выходит Владыка Феогност в сопровождении совершавшего проскомидию о.Евгения Кузнецова и о.Антония Новицкого. Начинается чтение входных молитв, в которых духовенство испрашивает благословения Божия на совершение литургии (во время служения священство обязательно причащается Святых Таин, но чтение входных молитв не избавляет священника от чтения последования ко Святому причащению – священническое последование даже длиннее предназначенного для мирян). Наконец, чтение завершается. Духовенство просит прощения у верующих (в книгах написано: «примирившись со всем миром», так как и мы перед причащение должны примириться со всеми близкими нашими, с кем у нас есть какие-то трения, а духовенство – и подавно). Затем Владыка на три стороны благословляет народ, после чего уходит в алтарь. Царские врата закрываются. Тем временем, завершается чтение часов и те же будущие регенты начинают по очереди читать молитвы ко святому причащению. Проходит минут пять. В храме зажигается свет. Открываются Царские врата, и в центр выходит правящий архиерей (Царские врата временно закрываются) в сопровождении сослужащего духовенства. Читающий от молитв ко причащению начинает чтение заключительной молитвы 6 часа. А духовенство читает предначинательные молитвы. «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник (о.Евгений Кузнецов) и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (о.Евгений Кузнецов) «Благослови Владыко!» - Произносит диакон после архиерейского благословения и вот, следует начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Благословенное Царство Божие – это не только те райские обители, куда нам всем надлежит попасть (если мы не хотим угодить в ад, в место, уготованное не нам, но сатане), но и здесь, в здании храма, приготовленном Богу, но также, по слову Христову: «Царство Божие внутри вас есть». Каждый из нас созидает в себе то царство, которое и наследует: ад или рай, прежде чем человек войдет в них по смерти, он созидает в себе в течение жизни…. После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и обо всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. 

Диакон о.Александр Лысенко, исполняющий обязанности старшего иподиакона, стоит перед архиереем, в определенных случаях открывая и держа перед ним архиерейский чиновник (книга для служб, совершаемых архиерейским чином), по котором тот читает тайные священнические молитвы. По окончании ектении о.Евгений произносит конечное славословие, после чего, как всегда, воспитанники регентско-псаломщических курсов, разделившиеся на две фракции, находящиеся в двух боковых клиросах, начинают петь первый антифон – 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа!»

Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. После чтения молитв при этой ектении архиерею подносят умывальнцу и он умывает руки, при этом находящийся рядом диакон скороговоркой прочитывает ряд псалмов (умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой….. и т.д.)….. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: «Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».

Второй антифон также попеременно поют обе фракции хора будущих регентов. Архиерей в это время сидит в поставленном кресле. И верхний хор поет традиционную песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!»  И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона, который снова поют попеременно обе фракции хора будущих регентов. Он включает в себя пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя ( в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо

велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Это даже не заповеди, а указания на то, к чему подобает стремиться. О них я подробно пишу каждый раз, когда описываю литургию. Стоит ли писать о них опять? Наверно, все-таки приведу их вновь. Нишета духа – эта фраза дает повод неверующим злословить нас, но на деле это означает лишь видение своей нищеты пред Богом, что без Бога он не способен ни к чему доброму, что всякое добро его на поверку отравлено злом, а желая искоренить в себе грех, он видит, что…. не может это сделать. И он понимает, что он ничто пред Богом, что он может лишь просить о помощи и лишь с помощью Божией способен одолеть путь спасения. «Я есть червь, а не человек» - вопит он вместе с псалмопевцем, желая спастись от своей нищеты. Это и есть смирение, то есть, свобода от гордости, этого мертвящего дыхания сатаны, которым заражены мы все. Плачущие – здесь не все плачущие вообще, как клевещут неверующие, но плачущие о грехах своих, то есть видящие мерзость своих грехов и ненавидящие это зло и в этой ненависти стремящиеся изгладить его из души. Без Бога это невозможно, но прошедших этот путь до конца мы называем святыми, ибо их очистил и освятил сам Господь. О кротости я не скажу, она вытекает из всего, сказанного выше – видящему свою мерзость некогда смотреть на других и озлобляться. Жаждущий же правды, прежде всего, жаждет исполнения правды Божией, оправдания, не только в себе, но и в ближних, дабы грешник не погиб, но обратился и был жив. Также это и жажда праведности, стремление жить по заповедям Господним, что вытекает из предыдущего. Увы, в нас этого нет, мы с вами, живя по своей гордости, вовсе не горим желанием жить по повелениям Божиим. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это Мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами достигается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения, как проявления Промысла Божия, вразумляющего человека даже через явное зло. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием (рипиды не использовались) , диакона с кадилом, а затем – архидиакона Сергия с Евангелием, а затем – прочего духовенства. Все выстраиваются в центре. Во время пения антифона Владыка снова сидит, вставая в последний момент. Наконец архидиакон Сергий испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Воскресый из мертвых, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. Хор подхватывает со слов «Спаси ны….» По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем – духовенство, которое поет несколько нестройно и снова хор. Начинается пение тропарей и кондаков. Одна из фракций хора будущих регентов поет воскресный тропарь, другая – тропарь праздника Сретения Господня, первая – кондак Недели Сыропустной. В конце духовенство громогласно пропело кондак праздника Сретения Господня. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем попеременно двумя хорами, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом.

Возглашал прокимен и читал апостольское послание архидиакон Сергий (Пугач).

Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

2Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.

3Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 4ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.

5И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.

6Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.

7Итак отдавайте всякому должное: кому по́дать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.

8Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.

9Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.

10Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. || Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.

12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.

13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; 14но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.

Глава 14.

1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.

2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.

3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

5Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума.

6Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.

7Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; 8а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем,- всегда Господни.

9Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.

10А ты что́ осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.

11Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.

12Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.

13Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.

Наставления, крайне важные в преддверие поста. Начинаются наставления с призыва к бдительности, отсекая греховные влечения, «отвергнув дела тьмы», то есть, грех и облечься в свет, то есть, стяжать добродетель. Простые и… суровые слова, ибо все мы согрешаем и даже сам апостол в другом месте восклицает: «доброе, что хочу – не делаю, а злое, что не хочу – делаю». И еще здесь содержится призыв – попечения плоти не превращать в похоти, не злоупотреблять тем, что дано нам. Многое из того, что нас окружает не имеет в себе ничего худого, но злом эти вещи становятся в руках человека, неправильно их использующего. Именно поэтому нам дается лекарство в виде поста, дабы приучить себя к воздержанию, к умению отказывать своей плоти, дабы приучившись в течение определенных, предусмотренных уставом, дней делать это в отношении пищи, выработать в себе навык сдерживать себя и во всем. Притом, постясь, каждый постится так, как считает возможным, не оглядываясь на других. У каждого – свои силы, а потому каждый имеет и свою меру поста. Потому не следует заниматься наблюдением за тем, кто как постится….

«Аллилуиа» - возглашает зычный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Матфея): 1Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

2Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

3У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, 4чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

5И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

6Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

7А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; 8не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

9Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; 10да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 11хлеб наш насущный дай нам на сей день; 12и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; 13и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

22Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; 23если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

24Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне[176].

25Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться.

Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

26Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

27Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

28И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; 29но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; 30если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

34Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

И снова слова о том, чтобы не выставлять свои дела напоказ, ибо делающий так, ублажает свою гордость, занимаясь самолюбованием, таким образом, труд его остается бесплодным. Именно поэтому подвижники, ныне прославляемые нами в лике святых, скрывали свои подвиги, хоть Господь сам открывал их дела миру, дабы мы имели назидание и добрый пример, вразумляющий лучше всякой проповеди. И еще Господь призывает оставить гнев и злобу, эти удобнейшие орудия склонения человека к греху, хоть этим грехам мы предаемся постоянно (но от этого грех не перестает быть грехом). Бог прощает нас, а потому логчино, если Он требует и от нас прощать ближних наших, если мы хотим наследовать Царство Его. Подражая же Богу, мы приближаемся к Нему по состоянию своему, строя Царство Небесное в себе. Но это невозможно, если цель достижения этого Царства не становится главной. Если же она стала главной, то мы воистину собираем сокровище не на земле, а на небе, ибо все прочее тогда бы становилось лишь средством к достижению главной цели. В противном случае, наш труд остается бесплоден, ибо общение с Богом становится лишь средством достижения земных целей и тогда Бог может быть отодвинут на второй план. Но это – путь к погибели, а против этого нас с вами

Господь и предостерегает.

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение

«Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. После этого была и ектения с молитвой об усопших. Начинается ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий и трикирий, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной, архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя. В отличие от служб в прочие дни года, начиная с этого воскресного дня, освящается Агнец не только для причащения верующих на этой литургии, но и еще два – для литургии Преждеосвященных Даров, которые будут совершены в среду и пятницу (ведь полная литургия в будние дни поста не совершаются, за исключением праздника Благовещения, исключение не делается даже для престольных праздников). После этого предстоятель воспоминает всех святых, благодаря Бога за то, что дал их нам, как помощников и молитвенников и вслух воспоминает Божию Матерь, после чего хор поет задостойник праздника Сретения Господня: «Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих. В законе сени и писаний образ видим вернии: всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят Богу. Тем перворожденное Слово Отца безначальна, Сына первородящася Материю неискусомужно, величаем.». Обязательной для архиерейского богослужения выклички (в момент, когда духовенство молится о живых и усопших диакон выходит на амвон, призывая помолиться об этом и всех верующих, что, вероятно, было бы полезно, как сказано у апостола Павла: «молитесь друг за друга») не было. Далее служба уже не отличается от обычной. После еще одной просительно ектении народ поет Молитву Господню, а потом Царские врата закрываются, напоминая о Тайной вечери, прошедшей при закрытых дверях, ибо сейчас, после раздробления Агнца начнется причащение духовенство. В это время попеременно хоры будущих регентов, а также верхний хор поют «Покаяния ми отверзи двери, Жизнодавче…» и прочее, а также песнопения, посвященные Божией Матери.

Причастников в этот день было довольно много. Причащали народ на две чаши, при этом с южной стороны причащение шло еще несколько минут после того, как оно завершилось в центре. Оно еще продолжалось, когда началась завершающая часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению. Когда-то на этом литургия и заканчивалась – в древней литургии святого апостола Иакова, брата Господня, доныне совершаемом в Иерусалиме в день памяти апостола, а в Русской Церкви – в храмах духовных семинарий и академий и в некоторых приходах – с благословения начальства, до сих пор после этого звучит фраза «Отпущаетесь с миром» и служба кончается. У нас же выходящий из алтаря священник у амвона читает молитву с просьбой о благословении всех молившихся в храме и всех верующих по окончании литургии, когда они уйдут в мир с его страстями и грехами. Хоры попеременно пропевают «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века», и литургия заканчивается. Звучит отпуст.

После произнесения отпуста Владыка поздравил всех с воскресным днем и Отдание праздника Сретения Господня, а затем произнес проповедь на тему нынешнего дня. Нынешний день называется Неделей Адамова изгнания. В этот день завершается период подготовки к Великому посту. В эти дни Церковь нас постепенно готовила к принятию подвига поста. В предалагаемых словах из Евангелия Господь нас через притчи, через иносказания, простые образы, дает нам образ того, как надо спасать свою душу. Это – самое главное, а вовсе не то, как жениться, как рожать детей, как созидать дома, как высаживать леса, сажать деревья. Все это необходимо, но это – лишь средства, главное же для нас – это спасение душ наших. И путь, идя которым, мы спасаем наши души, нам указывает Господь. Вначале нам предалагался образ истинной молитвы: как мы должны молиться, либо произносить многословные молитвы, в «благодарении Богу» расписывая все наши добродетели, либо тихо и скромно молиться, вспоминая не добродетели, которых у нас нет, а грехи. Бог предупреждает человека, дескать, ты, человек, молишься не для того, чтобы покрасоваться перед людьми, но чтобы уврачевать, очистить свою душу, поскольку и желая исцелиться от болезни, ты идешь к врачу, а не показываешь публике – какой ты здоровый, хоть здоровья у тебя нет. Этим Господь нам дает образ правильной молитвы. Также всем нам дана заповедь: «Не судите, да не будете судимы…». Все, что в нас есть доброе – дано нам от Бога, асвои у нас только грехи, а потому не подобает судить ближних наших. На деле же мы только и делаем, что осуждаем то одних, то других: соседей, олигархов и прочих. Мы знаем, что это грех, но желая перестать осуждать, мы осознаем, что не можем делать это. Пройдет немного времени, и мы снова принимаемся за свое, начиная судить всех вокруг, и лишь потом, опомнившись, начиная каяться, дескать, я же обещал. Ведь и в читаемом ныне отрывке из послания апостола Павла к Римлянам есть слова: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает.» Стоит человек или падает – он сам ответит за свои поступки. А ты, осуждающий, не будешь отвечать за твоих соседей или тех, кого ты судишь, но лишь за себя, да за детей, которых тебе Бог вверил воспитывать. И почему ты присваиваешь себе право судить ближних твоих? Также сегодня говорилось и в Евангелии: «…. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших….». Осужден будет всякий, судящий ближнего, потому да не будем делать этого. Все это мы усваивали вначале. Потом Господь предлагал нам притчу о блудном сыне, в которой Он говорит о том, что не стоит отчаиваться, ибо он ждет каждого человека, как отец этого сына, как сказано, «увидев еще издалека, побежал, и пав на шею, обнял и поцеловал его…». Он не вспоминал, не осуждал сына за то, что он оскорбил его, нанес такую травму, при живом отце забрав свою долю наследства, а потом все промотав, пав до уподобления скоту, желая насытиться свиного корма, но не получая и его. Отец не отвергает, но с любовью принимает вернувшегос сына. Этими словами, ярко характеризующими порыв этого отца, Господь подчеркивает, что никому не следует отчаиваться. Но иной может сказать, дескать, я не забирал при живом отце свою долю наследства, не уходил в далекую страну, не проматывал полученное с блудницами и разбойниками. Я хороший человек, пусть и с недостатками. Но это заблуждение. Если я не соблюдаю заповеди, которые мне дал Господь, то я уподобляюсь этому сыну, то эта притча – обо мне. Господь дал нам великий дар – Благодать, которой омыл нас в Таинстве крещения, дал нам сами Таинства, дабы привести нас ко спасению. Даже если не упоминать это, то можно вспомнить, что Бог дал нам зрение, позволяющее видеть красоту этого мира, дал слух, позволяющий слышать дивную музыку природы, дал сердце – этот удивительный орган, который, без всякого нашего вмешательства сокращается, перегоняя кровь по нашему телу, дал удивительный дар разума. Бог, любя нас, дал нам очень много. Но, к несчастью, очень часто человек использует все это не для спасения, но для своих земных нужд, забывая о Боге. Имея дар голоса, человек использует его не для прославления Творца Своего, но чтобы развлекать публику. Имея творческие дары, человек создает свои «черные квадраты», подобно Малевичу, делает все, что не связано с прославлением Бога. Вступать в брак, рожать детей, строить дома и прочее – все это необходимо, но не как цель, а как средства. Цель же – спасение души. Но как бы человек ни пал, Бог не оставляет его, но ждет его обращения и покаяния. Потому нам не следует отчаиваться, но приступать к покаянию, зная, что Бог ждет нас. Увы, здесь стоит сказать и о многих, что говорят, дескать, я – хороший человек, я не согрешаю. Но это ложь, самообман человека, находящегося в слепоте и не видящего своих грехов. Без греха – один Бог. Сам человек не может обратиться всецело на путь спасения, но что невозможно человеку, возможно Богу. Можно сказать и о тех, кто говорит, дескать, у меня Бог в душе, этим оправдывая свое нежелание посещать храм Божий. Но если у человека Бог в душе, то он и делает все ради Бога, ибо где Бог, там нет места греху. Из такой души изгнана всякая страсть, всякое зло, а потому все движения этой души направлены к Богу. Бог был в душе таких людей, как преподобный Сергий Радонежский, Серафим Саровский, святитель Николай чудотворец. К этому состоянию надлежит стремиться и всем нам. Наконец, в следующее после упомянутого выше, воскресенье нам предалагается уже не притча, но рассказ, в котором Господь уже прямо говорит нам о Суде своем, о том, по каким критериям Он будет нас судить, дабы мы не оправдывались, как упомянутые Христом лукавые люди, которые говорили, дескать, мы не видели Тебя ни алчущим ни жаждущим, ни больным, ни в темнице.… Но Господь говорит о том, что Он скажет на это: «Поскольку вы не сделали это одному из малых сих, вы не сделали это Мне…». Милость Божия к нам будет зависеть то того, проявляли ли мы млость сами…. Наконец, настал нынешний день, в который мы вспоминаем изгнание Адама из рая. А из-за чего Адам был изгнан? Из-за невоздержания – он не удержался и нарушил единственную заповедь. Из-за непослушания – он не послушал повеление Божие и согрешил. А мы непрестанно согрешаем невоздержанием, а также непослушанием повелениям Божиим. Господь же, видя падение человека, сам благоволил принять человеческое естество, пострадал, и дал нам путь спасения. И ныне нам предалагается врачевание от наших греховных наклонностей, так как все это врачуется обратным: невоздержание – воздержанием, непослушание – послушанием повелениям Божиим. И всему этому мы можем посвятить начинающийся пост. Именно поэтому нам и напоминается об Адаме, чтобы пост мы посвятили очищению душ наших. Именно поэтому в посту чин служб меняется, уходит торжественность, а песнопения становятся более печальными, настраивающими на стезю покаяния, словно бы кто-то умер. А делается это для того, чтобы мы стали на путь покаяния…. Здесь Владыка сказал и о грядущей вечерне с чином прощения, заметив, что чин этот происходит от древней традиции, когда монахи в начале поста уходили в пустыню, посвящая себя подвигу, но прежде этого просили друг у друга прощения, ведь для кого-то этот подвиг мог оказаться последним. Миряне, разумеется, оставались и остаются в своих домах, занимаясь своими делами, но умение просить друг у друга прощения важно, ведь если мы не будем прощать друг друга, то и Бог не простит нам грехи наши. Но часто этот обычай становится формальностью, ведь мы просим прощения у кого попало, кого мы и не обидели. А надо бы просить прощения у тех людей, кого мы и вправду обидели, и кто на нас озлоблен. Мы должны найти в себе силы и попросить прощения у них, дабы примирившись, достойно вступить в Великий пост. Также неплохо в этот день посетить могилы наших усопших родственников.… Итак, пост. В эти дни, да и всегда девизом нашей жизни должны быть слова преподобного Амвросия Оптинского: «Никого не осуждай, никого не досаждай. И всем мое почтение». Аминь.

После этого он сказал о том, что сегодня завершилось обучение у воспитанников регентско-псаломщических курсов. Он заметил, что учредил эти курсы, дабы улучшить ситуацию в епархии, поскольку, если в городах ситуация более или менее нормальная, то в сельских приходах ситуация с хорами очень печальная. Поэтому курсы эти призваны подготовить специалистов, знакомых с церковным уставом, и еще способных еще и нормально пропеть то, что надлежит. Главное же для регента – знание устава, ибо в сельских храмах подчас с этим плохо – уставы не соблюдаются, да и вообще, незнакомы. Поэтому закончившие обучение будущие регенты призваны исправить это положение. И ради этого они усердно учились, дабы научиться пропевать хотя бы обиходный распев, хотя бы несчастные 8 гласов (напомню, гласы – это типы распевов в церковном пении – прим. моё). В древности набор песнопений был очень богатый – только в Свято-Троице-Сергиевой Лавре было около 500 подобных (тип песнопения – прим. моё), принятых среди монастырских распевов. Были созданы знаменное, столповое пение и так далее. Что-то было воспринято из Византии, а что-то появилось и на Руси. Но потом все это начало утрачиваться, в особенности в начале петровских реформ, когда в церковную жизнь начали вноситься веяния европейской моды: вместо традиционной иконописи, с ее канонами, отточенными веками, появились элементы мирской живописи, предельно натуралистичной, а в пение вошла чувственность. В храмах с росписью, созданной по древним канонам, новые распевы звучали, как нечто чуждое, но вот, в храмах, расписанных по-новому они звучали вполне достойно. Древние же распевы были утрачены. Однако древнее пение было сохранено в Греции, Грузии, частично в Болгарии.… Даже на Западе кое-где сохраняется григорианское пение, очень своеобразное, похожее на традиционное греческое. У нас ныне древние распевы начинают возрождаться…. Далее, говоря о древних традициях, Владыка говорил о наступающем Великом посте, говоря о том, что традиция менять в это время все убранство храма на черное также появилась не ранее XVIII века, а до этого в Великий пост даже священник служил в белом облачении, вполне соответствуя словам из Евангелия: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они помрачают лица свои, чтобы показаться перед людьми постящимися. Ты же умой лицо свое и помажь голову твою, чтобы явиться постящимся не перед людьми, а перед Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Именно этому отвечала древняя традиция. Новые же традиции были принесены с Запада…. Далее Владыка снова говорил о возрождении древних распевов, упоминая некоего архимандрита Матфея, который расшифровывал древние крючковые записи (которые не идентичны нотам, но каждый крючок означал целый аккорд), перелагая их на ноты. Также Владыка говорил о своей мечте создать в епархии мужской хор (в епархии ранее создавался хор духовенства, какой существует во всех епархиях Русской Церкви, но потом его содержание признано разорительным и он был распущен – прим. моё). После довольно длительной вступительной речи началось вручение дипломов. Пять или шесть человек получили первый разряд, большинство других – второй, в конце еще нескольким был вручен диплом третьего разряда. После вручения дипломов Владыка напутствовал выпукников, призвав достойно нести регентсчкий крест, заметив, что хор церковный стоит на одном уровне со священником в алтаре (речь идет о клиросе, примыкающей к солее), что означает и равную ответствееность. Читающие и поющие должны читать и петь разборчиво, что не было так, чтобы молящиеся не понимали того, что звучит на службе. И также задача певчих не только петь, но молиться, ибо если регент и певчие думают и говорят о своем, то и порядка в пении не будет. Точно также и когда священник всю службу вместо молитвы думает о кирпичах, да о том, где он будет доставать деньги на строительство храма, то вся служба будет скомкана, все будут ошибаться, словом, порядка не будет. Чтобы понимать, что нужно петь, регент с певчими должны прийти заранее и изучить текст, а не листать книги во время службы, не создавать ненужные паузы. Для этого лучше приходить минимум за полчаса до службы, а также проводить перед службой спевки. Также он сказал о том, что каждому из выпускников выданы некие учебники. Тут же он вспомнил о советском времени, когда не было возможности издавать церконую литературу, которая переписывалась вручную, либо нанималась машинистка, и печаталась книга. Часто этим занимались студенты семинарий, скидываясь на книгу, ибо власти чинили препятствия подобной работе. Таким образом, было написано много книг. Часто так переписывались труды Святых Отцов. Здесь он также упомянул некоего из бывших духовников Свято-Троице-Сергиевой Лавры, который курировал подобную работу. После того, как он пожелал выпускникам всего наилучшего, слово взял один из них, поблагодарив правящего архиерея за попечение о них….

Наконец, по окончании всех речей, Владыка, благословив всех, под пение многолетия, ушел в алтарь. вышедший о.Евгений напомнил всем расписание служб на предстоящую первую седмицу поста, также снова напомнив о грядущей сегодня вечером вечерне с чином прощения.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.07 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь