Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Развитие жанра очерков у писателей народников.



РЛ 1870-х гг. крепко связана с общественно-политическим движением в стране, и эта связь особенно рельефно проявляется в творчестве второстепенных писателей, в так называемом социологическом течении литературы. К нему относится проза писателей-демократов и народников, увлеченных художественным исследованием общественных отношений. , психологией народа, пропагандой социальных и народнических идеалов. Среди них выделяется группа писателей-просветителей, попавших под влияние Чернышевского и следовавших за программой и творческими принципами его романа «Что делать»: Бажин, Благовещенский, Мордовцев, Федоров-Омулевский и др. главные герои их романов – мыслящие пролетарии, которые изучают жизнь народа, люди честные и прямые. Несколько особняком среди них стоит Кущевский(про карьериста). Другую видную группу писателей-социологов представляли прозаики-народники: Златовратский, Засодимский, Каронин-Петропавловский, Наумов, Степняк-Кравчинский. Названным писателям были свойственны народнические иллюзии: представление о капитализме как силе разрушительной, вера в особый уклад, в общинный строй русской жизни, в возможность перехода к социализму, минуя капитализм. Однако народничество как литературное течение совсем не то, что народничество как теоретическая концепция. Литераторы стремились к изучению народной жизни, не боялись сомневаться в народнических догмах и нередко расшатывали их. Лучшее, своего рода программное произведение литературного народничества – роман Златовратского «Устои». В нем представлена идеальная сельская община и образцовый тип мирского благомысленного мужика: это Мосей Волк – основатель общинного поселка, его дети – Вонифатий и Ульяна. Они - хранители исконно патриархальных общинных заветов: делать все сообща и по совести. Однако этот идеальный быт взрывается изнутри при появлении нового типа крестьянина – умственного мужика. Это Петр – внук Мосея, который в свое время ушел в город, обогатился там. Главным в произведении является не изображение распада мужицкой общины, а идеализация ее. Плюс, Успенский. .

Проблематика и поэтика очерков Успенского. Родился в семье провинциального чиновника. Учился в гимназии —в Туле, потом — в Чернигове. Окончив курс гимназии в 1861, Успенский уехал в Санкт-Петербург и поступил на историко-филологический факультет университета. Это было время студенческих волнений, и занятий почти не было. Успенский, увлечённый революционными идеями, мало думал о занятиях; его тянуло к широкой общественной работе. В 1862 Успенский переехал в Москву, но и здесь из учения в университете ничего не вышло. Литературную деятельность Глеб Иванович Успенский начал летом 1862 в педагогическом журнале Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» (псевдоним — Г. Брызгин). Затем работал в маленьком московском журнале «Зритель». В 1863 году Г. И. Успенский снова уехал в Петербург и здесь начал печататься уже в толстых журналах: в «Библиотеке для чтения» (очерк «Старьевщик»), в «Русском слове» (очерк «Ночью» и др.). По приглашению Некрасова в 1865 он стал сотрудником «Современника» («Деревенская встреча», «Нравы Растеряевой улицы»). Несмотря на свой сразу выявившийся крупный литературный талант, не имел постоянной работы ни в одном крупном журнале, уделяя время написанию мелких очерков в различных мелких журналах: «Зритель», «Северное сияние», «Искра», «Будильник», «Женский вестник», «Новый русский базар», Невский сборник «Грамотей», «Неделя», «Модный магазин». В 1864—1865 Г. И. Успенскому приходилось ради заработка регулярно сотрудничать с изданием «Северное сияние», где он писал тексты к литографиям картин. Нужда заставляла писать очень много и спешно. По его словам, за это время им было написано около 60 мелких очерков, начатых и неоконченных, вследствие крайней нужды набросанных кое-как, за 3—5 рублей. Закрытие правительством в 1866 «Современника» и «Русского слова» поставило Успенского, как и многих других писателей, в ещё более трудное положение. Получив после долгих мытарств возможность печататься в «Женском журнале», Г. И. Успенский «был в большом затруднении» с героями своих начатых произведений: с пьяницами, сапожниками и пр. Он вынужден был переименовывать героев «Нравов Растеряевой улицы», начатых публикацией в «Современнике», — кромсать и портить свои произведения.В литературу Успенский вступил как новатор в сфере изображения народной жизни. Первым крупным произведением стала книга очерков «нравы Растеряевой улицы»(1866)В этом произведении автор изображает тульский мастеровой люд, который уже давно находился в плену голода и нищеты. Автор показывает пореформенные времена, когда открывается возможность для инициативы, для реализации собственнических планов делового человека. Таким является Прохор Порфирыч – бывший оружейный мастер, сейчас промышляющий перекупкой револьверов и другой продукции. Он с презрением относится к рабочим. Категория нового времени входит на страницы очерков с самого начала. Примечательна сцена, в которой Прохор излагает свои взгляды знакомому чиновнику: этот диалог ярко выявляет контраст между человеком, живущим старыми представлениями, и новым человеком. Чиновник может лишь вздыхать и сетовать на неразбериху, а Прохор великолепно разбирается в том, что дает новое время. Жертвы Прохора – та самая забитая масса, которая привыкла размыкать свое горе в кабаке. Успенский изобразил психологию рабочих, еще не знающих цену своему труду, робеющих, трусящих при расчете с хозяином. Они легко становятся жертвами предприимчивых людей, обирающих их, где только можно. Растеряевцы уповают только на Бога. Понятие «растеряевщина» стало термином нарицательным, обозначающим типологию людей, растерявших человеческий облик. Писатель здесь изображает иную, чем в пьесах Островского, форму самодурства, вытекающую из своеобразного взгляда на человеческое достоинство. Этих самодуров по принципу следует отличать от самодуров по природе. Именно такой тип самодура представляет из себя Семен Иванович Толоконников – материально обеспеченный, но сомневающийся в своей нравственной состоятельности. «Растеряевщина» - понятие, близкое горьковскому термину «окуровщина» - символу дремучего мещанского быта, жизни, в которой нет условий для формирования личности, где мир человека сужен до предела. Успенский и Горький по-разному изображают этот мир: у Успенского преобладает скорбно-сострадательный юмор, а у Горького- трагизм жизни и сатира на нее одновременно. У успенского сцены дикого и печального быта поданы с интонацией наивного недоумения, сочувственной и горестной насмешки. Эту интонацию создают разные повествовательные приемы, прежде всего сказ, местами акцентированный автором, подчеркивающий абсурдность рассуждений и поступков персонажей. Автору удается передать особый бытовой колорит рабочего поселка, Автору удается передать особый бытовой колорит рабочего поселка. В произведении нет сквозной интриги, единого сюжета, автор использует принцип циклизации, объединяя очерки или рассказы одним героем, общей проблематикой. В раннем творчестве Успенского особо следует выделить очерк «Будка»(1868), в котором предстает художественный образ будочника Мымрецова, весьма преуспевающего в своей полицейской службе благодаря собственной ограниченности. Этот характер построен на психологическом парадоксе. Писатель заостряет внимание на непостижимой умственной неповоротливости, проявляющейся в том, что в каждом человеке он видит одно – шиворот, а главной обязанностью считает тащить и не пущать. У него были свои огорчения: когда отсутствовала практика или когда шиворот, уже попавшийся в руки, оказывался не шиворотом. На рубеже 1760-1870-х гг. Успенский пишет цикл повестей «Разорение». Название определяется темой разрушения патриархально-крепостнических порядков, гибели «лихоимных гнезд», разорения семей, прежде открыто живших подношениями и взятками. Другая тема – изображение первых проблесков самосознания у рабочего человека. Главный герой – Михаил Иванович – доходит до прямого бунта против прижимки и обдерки. Он махнул камнем в арендатора оружейного завода, сидел в тюрьме, лишился работы и остался без куска хлеба, но не успокоился. Писателя занимает формирование особого нравственного сознания низов в пореформенную эпоху, в начинающийся век толпы. Успенский исследует интересный процесс приобщения рабочего к демократическим порядкам, к элементарной цивилизации. С 1873г. начинается второй период литературной деятельности Успенского, ознаменованный сближением с народниками. Он знакомится с русскими революционерами-эмигрантами Лопатиным, Лавровым, Клеменцем и др. Успенский переезжает в деревню. Тесное соприкосновение с народной жизнью позволило создать ряд циклов-очерков о деревне. Они оригинальны по форме: это смесь образа и публицистики. Писатель не просто изображает картины жизни, а вводит читателя в круг своих размышлений. Сквозная тема деревенских циклов – социальный антагонизм деревне и расслоение крестьян. Главные социологические открытия для Успенского, воспринятые читателем как подрыв народнических доктрин, были сделаны им при исследовании отношений между крестьянами внутри деревни. Этой теме он посвятил ряд очерковых циклов. : «Из деревенского дневника», «Крестьянин и крестьянский труд», «Власть земли». В этих очерках дается не только объективный анализ пореформенного деревенского быта, но и исповедь самого писателя. Несостоятельность народнических упований успенский обнаруживает на своем опыте общения с крестьянами и рассказывает читателю о постепенном и мучительном процессе освобождения от собственных иллюзий. Со второй половины 1880-х гг. Успенский все чаще обращается к проблемам, вызванным развитием капитализма. Цикл «Живые цифры», где предметом художественного анализа была официальная статистика, средние показатели благосостояния русского человека, спроецированные на новую жизнь. Успенский оказал сильное влияние на русскую литературу не только своими произведениями, но и своей личностью.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь