Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Критика нигилизма у Лескова



По убеждениям Лесков был демократ-просветитель – враг крепостного права и его пережитков, защитник просвещения и народных интересов. Он считал главным прогрессом – прогресс нравственный. «Не хорошие порядки, а хорошие люди нужны нам», - писал он. Писатель осознавал себя литератором нового типа, его школой была не книга, а сама жизнь. Современная Лескову критика считала его анекдотистом. В 1862г. лесков просил разобраться, причастны ли нигилисты к пожарам в Петербурге. Это заявление было воспринято демократической молодежью как прямой донос, оно надолго разлучило Лескова с передовым литературным движением. Разлад этот усилили такие произведения писателя как повесть «Овцебык», цикл очерков «Русское общество в Париже» и роман «Некуда», а позднее повесть «Загадочный человек» и роман «На ножах». В них он открыто осудил революционную борьбу русских нетерпеливцев, прямо заявил, что народной революции в России никогда не будет. Объективно эти произведения примыкали к антинигилистической литературе. Хотя он пытался отделить настоящих нигилистов от шальных шавок. В повести «Овцебык» автор изобразил трагедию одного из первых агитаторов-народников – сына дьячка Василия Богословского – глубоко честного и порядочного человека: он пытался поднять мужиков на купцов, а крестьяне донесли на него подрядчику, Василий повесился. В романе «Некуда» лесков представил революционное движение шестидесятников как явление, неорганичное для России. По Лескову, русский человек втягивается в оппозицию к властям вследствие мучительных поисков путей к изменению собственной жизни, к деятельности, которая бы удовлетворяла его, - и приходит в революцию потому, что больше некуда идти. Трагедия русского нигилиста в том, что он не верит до конца в свои идеи и не способен лгать самому себе. Это не трагедия тщетного героического сопротивления, а трагедия мучительного неведения, трагедия бессмысленной жертвы жизнью, положенной на алтарь ложной теории. У Лескова с первых глав романа разделение персонажей идет не по критерию прогрессисты – консерваторы, а по принципу серьезности и последовательности уели либо отсутствию таковой. В зависимости от цельности\нецельности характера лесков делит людей на натурных и ненатурных. Писатель сразу же выделяет ряд характеров высшей пробы – мать Агния Бахарева, Женни Главацкая. Дом Женни противопоставлен искусственному домусу – общежитию нигилистов Белоярцева. Домус Лескова представляет карикатуру на знаменитую Знаменскую коммуну Слепцова. Коммуна представлена как сознательное как сознательное разрушение семьи, совершаемое , якобы, для полного освобождения человека. В «Некуда» лесков использовал сомнительный литературный прием: он сделал своих нигилистов внешне похожими на известных деятелей революционного движения – Слепцова, Левитова, Машу Коптеву, сестер Новосильцевых, Салиас де Турнемир и др. после публикации романа Писарев открыто объявил о литературном остракизме Лескова. (его никто не напечатает)

Изображение национального характера у Лескова + положительный тип русского человека

Главная сквозная тема – возможности и загадки русского национального характера. . отличительные свойства русского человека он искал во всех сословиях и классах. Ранние рассказы Лескова (Житие одной бабы, воительница, Леди Макбет Мценского уезда) основаны на сюжетах и образах, почерпнутых из народных любовно-бытовых песен и баллад. С годами писателя все больше привлекают люди, живущие по законам совести и сердца. Его любимым персонажем становится тип русского праведника. Лесков, по словам Горького, начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников, он «как бы поставил себе цель ободрить и воодушевить Русь». Общими

Для праведников Лескова является их незначительное социальное положение, либо непричастность к власти. Это новая разновидность маленького человека - маленькие великие люди, которые представляют созидательные силы русского народа. В создании таких героев автор опирался на дрл. Как выразители авторских представлений об идеальной личности, нравственность которой определяется верой в Христа, праведники Лескова близки положительным героям Достоевского. Но Лесков поэтизирует активную личность, и религиозность его героев – это практическое христианство.

В повести «Очарованный странник» (1873) писателя в большей мере занимает не благочестие, а богатырство русского человека. Чары провидения Иван ощущает на себе, поэтому очарованный. По Лескову, русскому человеку не свойственна систематическая рассудочность, что не свидетельствует о его дуовной бедности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь