Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Своеобразие художественного мира М.Ю. Лермонтова



• Лермонтов начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощая идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о светлом будущем, стал ярким творцом гражданственного, философско-психологического романтизма. Но уже в первых романтических произведениях Лермонтова возникали и росли реалистические тенденции (социальная среда в «Маскараде»). Отражая более сложный период развития общественной мысли, Лермонтов, по мнению И.А. Гончарова, «опередил Пушкина глубиною мысли, смелостью и новизною идей и полета».

• Для Лермонтова характерно параллельное сосуществование романтизма и реализма, их хрупкое, но все же гармоническое равновесие. Например, поэма "Мцыри" - это романтизм, а "Песнь о купце Калашникове" - реализм. Обе поэмы написаны в 1838 году. Такой синхронности, параллельности, одновременности, такого гармонического двуединства не знал ни одни поэт 50-х годов. Именно это сплетение двух стилей, двух систем в творчестве Лермонтова и сделало его центральным поэтом 30-х годов. Лермонтов был и романтиком, и реалистом одновременно. Это двуединство вообще характерно для Лермонтова. Оно проявляется, не только в равновесии романтизма и реализма, но и в удивительном сосуществовании в его творчестве поэзии и прозы, религиозной веры и религиозного скептицизма. Еще раз подобное двуединство повторилось в литературе в конце 19 века в творчестве Максима Горького.

• Если для Пушкина характерно равно уважительное отношение к прошлому, настоящему и будущему времени, в каждом из которых он видит звенья единой цепи текущего времени и поэтому ценит каждое звено, т. е. показывает их равноправие и равновеликость и отказывается от абсолютизации какого-то одного времени (примером является стихотворение "Вновь я посетил... "), то у Лермонтова из трех времен почти всегда доминирует только прошлое. Оно властно, как тень, стоит за спиной его героев, которые страдают от того, что не могут ничего забыть из прошлого. Например, Печорин записывает: "Я странно устроен - ничего не забываю". Лермонтовские герои не знают забвения прошлого. Поэтому чаше всего лермонтовский герой презирает настоящее, не верит в будущее и испытывает странное состояние исчерпанности своей жизни. Такими показаны и Демон, и Печорин. Неспособный ничего забыть из прошлого, его герой не знает обновления, поэтому чаще всего он трагичен и мрачен. Если Онегин показан в развитии, в эволюции, то Печорин показан сложившимся человеком, его духовный мир стабилен, его духовное развитие остановлено, т. к. он вырван из динамики последовательного времени. Если у Пушкина нет абсолютизации какого-то одного времени, то Лермонтов абсолютизирует прошлое, во многих произведениях показывая власть прошлого над настоящим и будущим. Этот мотив власти прошлого особенно ярко явлен в стихотворении "Нет, не тебя так пылко я любил»... ": "люблю в тебе я прошлое страданье и молодость погибшую мою", т. е. даже в любимой женщине Лермонтов видит только свое прошлое страданье.

• Исследователь русской литературы Д. С. Мережковский писал, что, абсолютизируя прошлое, Лермонтов имеет в виду не только предшествующие земные годы своей земной биографии, а подразумевает жизнь своей души в предшествующие века, т. е. еще до того, как его душа вселилась в его земную оболочку. Для Лермонтова прошлое в стихах - это не только его ранние годы, но и какое-то большое прошедшее время, в которое страдала его душа до появления самого Михаила Юрьевича на свет, до его земного существования. Именно поэтому Мережковский называет Лермонтова поэтом сверхчеловечества. А Блок называл Лермонтова поэтом Боговидцем, или ясновидцем. При этом следует отметить, что ясновидение у Лермонтова, т. е. способность видеть свою душу и души других людей, направлено не в будущее, а в прошлое.

• Желая сжато сформулировать самое главное отличие Лермонтова от его гениального предшественника Пушкина и подчеркнуть то новое, что Лермонтов сделал в русской литературе, критик-демократ В.Г. Белинский писал в 1843 году: «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности». В творчестве Лермонтова проблема личности не только определяет весь комплекс его остальных идей, но во многом формирует его поэтическую систему. Изучение этого круга вопросов отчасти разъясняет своеобразие художественного метода Лермонтова.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 1208; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь