Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные темы и мотивы творчества М.Ю. Лермонтова



• тема судьбы поколения (отрицание существующей действительности, бездуховность общества);

• тема одиночества (мотив непонятости, усталости и безысходности);

• тема Родины (обращение к отечественной истории и поиск идеалов в прошлом);

• тема природы (природа как одухотворенная красота и как отражение трагических моментов жизни человеческой души);

• тема любви и дружбы (страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания);

• тема самопознания (противоборство земных и небесных сил, мотив духовных посков);

• тема избранности (судьба поэта и его творений).

 

Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

• жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);

• разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»);

• любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...»);

• критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия...», «Смерть поэта»); осмысление судьбы своего поколения («Дума»); положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);

• трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»

 

Основные черты «лирического героя» Лермонтова

 



ТЕМА РОДИНЫ, ЭПОХИ, ПОКОЛЕНИЯ

Тема Родины занимает в творчестве М.Ю. Лермонтова одно из ведущих мест, но раскрывается им неоднозначно. Лермонтов создает конкретно-исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для творчества поэта. Особенность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна: духовной жизни лирического героя противопоставлена общественная, и они не гармонируют друг с другом. В стихотворении «Родина» он говорит: Люблю отчизну я, но странною любовью! - а в стихотворении «Прощай, немытая Россия…» поэт презирает «страну рабов, страну господ».

1837 – «Бородино»

• Тема исторической судьбы поколения 30-х годов раскрыта в стихотворении «Бородино». Это отклик на события 1812 года, поэт говорит о героическом прошлом России. Стихотворение представляет собой как бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны, в лице старого солдата. Устами старого солдата автор упрекает «нынешнее племя» в бессилии:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

 

• При этом Лермонтов явно делает на этом акцент, повторяясь. Прославляя подвиги предшественников, поэт осуждает современников за бесславно прожитую жизнь.

              1841 - «Прощай, немытая Россия...»

• Одно из самых острых политических выступлений поэта. По пафосу оно в одно и то же время оскорбительно-дерзкое, и скорбное, проникнутое душевной болью. Емкая историческая характеристика, инвектива, в которой отмечены отсталость, неразвитость, нецивилизованность современной поэту России, гнет рабства и произвол полицейской государственной системы. Впервые в русской литературе выносится приговор не каким-то отдельным сторонам русской действительности, а всей николаевской России, которая здесь изображена как социально-историческое целое.

• Первая строфа - тема России, вторая - тема личности и ее «побега». Лаконизм, резкая афористическая отточенность, близость к жанру эпиграммы.

Родина»

• Стихотворение было задумано по пути на Кавказ весной 1841 года - это было путешествие на лошадях через всю Россию, когда ясно был виден трагический контраст между блеском петербургских салонов и нищетой деревень, в которых после страшного неурожая 1839 года ели даже кровельную солому.

• Понятие «квасного» официального патриотизма Лермонтову чуждо. Образчиком такового можно считать, например, высказывание Бенкендорфа: «Прошлое России было блестяще, ее настоящее более чем великолепно, а что касается ее будущего, оно превосходит всё, что может представить себе самое смелое воображение».

• Первоначальное название - «Отчизна». Отчизна - декабристский термин, связанный с идеей гражданского долга; Лермонтов изменяет название и подчеркивает, что его любовь к Родине не определяется ни идеями декабристов, ни концепцией официальной народности, ни идеалами славянофилов. Это чисто личное чувство, причем именно чувство. Лермонтовское стихотворение представляет собой декларацию СТРАННОЙ любви «РАССУДКУ ВОПРЕКИ», чувство Родины здесь иррационально, оно дано как явление философское и психологическое, оно отличается от патриотизма «официальной народности (самодержавие, православие, народность). Холодность к тому, что обычно составляет предмет поэтического воодушевления. Расставание с романтическим взглядом на мир (демонический взгляд сверху вниз, взгляд презрения и горькой насмешки), здесь - своего рода снисхождение к человеческому взгляду на мир с его земными радостями и печалями; даже вместо традиционно романтических образов гор, одинокой сосны или чинары, пальмы появляются реалистические в своей простоте образы берез, причем это «чета белеющих берез». В основе стихотворения антитеза казенного патриотизма и естественного чувства. Феномен человека 30 годов в том, что он начисто ЛИШЕН ИМПЕРСКОГО СОЗНАНИЯ, столь присущего предыдущему поколению. Это как раз и есть главный атрибут СТРАННОСТИ любви. Здесь начало одной из основных традиций русской литературы, в рамках которой патриотизм воспринимался как чувство антагонистичное рассудку и глубоко личное. Продолжение этой традиции – Ф. Тютчев:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Ю. Шевчук:

Родина.
Еду я на родину,
Пусть кричат - уродина,
А она нам нравится,
Хоть и не красавица








Предсказание»

• Мрачное пророчество было написано Лермонтовым в 16-летнем возрасте. Картина революции нарисована черными красками (кровь, смерти, беззаконие, голод, страдания и, очевидно, гибель многих невинных жертв, которые попадают под колеса истории, печальные села, зарево в речных водах - всё это нарисовано в духе апокалиптической иллюстрации).

• В финале стихотворения - загадочный мрачный образ «мощного человека», олицетворяющего кару, возмездие. Кто он и откуда -непонятно, что будет означать его возмездие - неизвестно, ясно только, что едва ли это будет благодатно.

• Лермонтовское пророчество сбылось спустя немногим меньше века, и первую часть стиха можно считать историческим предвидением революционных событий 1917 года.

• Позиция автора, который называет год, «когда царей корона упадет», ЧЕРНЫМ годом России, на самом деле противоречива, она сложнее, о чем, например, может свидетельствовать следующий биографический комментарий: несмотря на ясное понимание жестокости гражданской войны, неизбежно сопровождающей революцию, в черновике стихотворения рядом с заглавием Лермонтов написал: «(Это мечта)»

Дума»

• 20-30 годы 19 века в России многие признавали как эпоху мрачную. Боязнь свободомыслия, нетерпимость ко всякому проявлению независимости, произвол и деспотизм, крушение многих надежд, связанных с прогрессом и гуманностью - все это дало повод многим говорить о ней как об «эпохе безвременья», эпохе реакции, утраты былой революционности, равнодушия к общественным вопросам, смирение перед властью и отказ от борьбы. Очень большая часть русского дворянства вела бесплодную и бессодержательную жизнь, в которой главное внимание уделялось парадам и балам, чинам и разгулу, роскоши, что дало повод оценить его как «общество танцоров и парадёров», апатичных и душевно состарившихся, беспутно прожигающих жизнь в мотовстве и скуке. В творчестве Лермонтова это одно из итоговых произведений. Личная трактовка темы обреченности заменена исторической, лирическое Я обобщено, расширено до поколения. Связь с «Философическим письмом» ПЯ.Чаадаева» («Мы живем в каком-то равнодушии ко всему, в самом тесном горизонте, без прошедшего и будущего. Мы растем, но не зреем; идем вперед, но по какому-то косвенному направлению, не ведущему к цели ... Во все продолжение нашего общественного существования мы ничего не сделали для общего блага людей; ни одной полезной мысли не возросло на бесплодной нашей почве; ни одной великой истины не возникло из среды нас ... Мы жили, мы живем, как великий урок для отдаленных потомств, которые воспользуются им непременно, но в настоящем времени, что бы ни говорили, мы составляем пробел в порядке разумения») Убийственные оценки поколения, причем СВОЕГО (стихи написаны от 1 лица («МЫ»), траурные мрачные пророчества, создание обобщенного образа. Трагедия его осмыслена прежде всего как утрата духовных ценностей, равнодушие, душевный холод. Позиция автора таит в себе парадокс: конфликтуя с поколением, обличая его, он конфликтует и с собой как частью его. Тон стихотворения - внешне бесстрастная констатация, подчеркнуто лишенная эмоциональных всплесков. Нагнетание настроения - огромное число союзов И. Обилие негативных эпитетов (печально, пусто, постыдно равнодушны, позорно малодушны, презренные, бесплодный, завистливый, бесполезный, скучный, угрюмый, позабытый, презрительный, горький, обманутый). Множество символических образов. Важны параллели с «Героем нашего времени»)

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ

• Тема традиционна, возникает как продолжение пушкинской традиции. В центре - мысль об избранности, об особом пути поэта, о его трагической судьбе. Важнейшие мотивы и образы здесь - поэт и толпа, назначение творчества, свобода, поэт и эпоха, вдохновение, одиночество

1832 - «Я жить хочу! Хочу печали...»

• Жизнь поэта без страданий, как океан без бури, - это не жизнь. Поэтическое творчество - жизнь «ценою муки», а награда - земная слава и способность слышать «звуки неба». Любовь, счастье, спокойствие - не тот желанный удел, которого ищет лирический герой; настоящая жизнь для него проникнута печалью и невозможна без страданий.

Смерть Поэта»

• Распространялось в списках, не было опубликовано до 1858 года. Сначала была написана первая часть, затем в ответ на клеветнические толки о Пушкине и попытки оправдать Дантеса - последние 16 строк, которые оказались более резкими по тематике и пафосу. Они послужили основанием для ареста и ссылки на Кавказ в действующую армию. Эти стихи были громким дебютом, они принесли автору широкую известность - и литературную, и общественную.

• По жанру - сочетание признаков оды («На смерть ...»), скорбной элегии, эпитафии, надгробного слова и гражданской инвективы, обличительного памфлета, высокой сатиры.

• По настроению - богатство интонаций (негодование, презрение, грусть, элегическая скорбь, размышление, страсть, сарказм, горечь, гнев проклятий) По способу отражения мира - это и попытка создать нечто вроде исторического документа, посвященного гибели конкретного человека, и аллегория, ибо в названии - «Смерть Поэта», кроме того, ни разу не названы в тексте ни Пушкин, ни Дантес, ни кто бы то ни было другой из современников, то есть ситуация берется в предельном обобщении, Поэт - не только Пушкин, но и Поэт вообще, и в более широком смысле - выразитель человеческого достоинства, чести, «Свободы, Гения и Славы», мученик; а убийца - жалкое орудие ничтожной завистливой светской толпы, черни.

• Композиционно выделяется 3 части:

• 1. Образ Поэта (отмечены гениальность, свободолюбие и смелость, вольное
сердце и пламенные страсти, чувство собственного достоинства, независимость, непонятость и одиночество, благородство, мудрость, знание людей, простодушная доверчивость по отношению к врагам, тяжесть перенесенных физических и нравственных страданий) и история его гибели глазами Лермонтова. Это не просто гибель, а убийство. Рассуждения об историческом смысле трагедии. За образом убийцы встает более значимый образ всех врагов и гонителей «свободного, смелого дара» (нарисованы как палачи, как жадная толпа у трона, как наперсники разврата; отмечаются завистливость, клеветничество, ничтожность, невежество).

• 2. Другая интонация, другая стилистика - надгробной элегии. Здесь больше личного чувства любви и боли, эта часть наиболее лирична. Рисуется яркий поэтический облик Пушкина, здесь отзвуки пушкинских тем и образов. Муки поэта перед гибелью символически уподобляются мукам Христа перед казнью. Важен образ тернового венца (ассоциации с образом Христа), увитого лаврами (ассоциация с образом Аполлона), -символика гонений под маской восхвалений и почестей.

• 3. Обличительный пафос политического памфлета. Адресатами оказываются люди, приближенные ко двору. Усложненный прерывающийся синтаксис, острая афористичность, гневный пафос. Обвинения вырастают в проклятия. Тема возмездия, суда (высший суд - Божий суд, суд Истории)

• Среди наиболее ярких художественных средств следует отметить яркость метафор и эпитетов, использование анафоры. Стихи написаны высоким стилем, они демонстративно публицистичны (ораторская интонация, множество обращений, риторических вопросов, восклицаний)


Поэт»

• стихотворение о смысле и назначении поэзии, о месте поэта в обществе. В основе текста композиционный прием сравнения. Первая часть -аллегорическое описание воинского кинжала, его в прошлом славной судьбы и бессмысленного настоящего, когда он превратился в бесполезную дорогую золотую игрушку. Этот кинжал напоминает автору об участи поэта в современном обществе. Вторая часть - памфлет, посвященный современности, когда поэзия утратила свою некогда значимую социальную роль, превратившись в салонное развлечение, «золотую игрушку». В стихотворении аллегорически изображается кризис современной поэзии, объясняемый социальной апатией. Характерно, что себя Лермонтов не отождествляет с таким «поэтом», а, напротив, обращается к нему с гневной филиппикой. Обличением-отповедью, призывая его «проснуться» и сновавернуть себе «достоинство пророка». В стихотворении звучит и мысль о том, что настоящее искусство чуждается «богатой резьбы», и уверенность в том, что развлекательная поэзия никого, в сущности, утешить не может, и понимание того, что никакие «румяна» не помогут скрыть истину и «морщины века». Гимн активной гражданской литературной позиции, беспощадная оценка светской черни, которая тешится блестками и обманом. Аналогия поэзии и оружия. Понимание того, что литература в любую эпоху является мощным средством воздействия на читателей, средством формирования общественной позиции.

1840 - «Есть речи - значенье...»

• Стихотворение посвящено «слову, рожденному из пламя и света». Его судьба трагична и высока. «Средь мирского шума» оно затеряно и безответно, но в храме и средь боя оно может и должно быть услышано. Обращение к чувству, а не к разуму. Искусство воздействует на душу в большей степени, чем на сознание.

Пророк»

• Судьба христианского пророка осмыслена Лермонтовым в связи с евангельским рассказом апостола Павла («Я был в трудах, безмерно в ранах, более в темнице и многократно при смерти ... меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, много раз был в
путешествиях, в опасностях ... в труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и наготе»). Павел, тринадцатый апостол, бывший гонитель христиан, имя которого было Савл и которому явился в сиянии сам Господь - и тогда умер Савл и родился Павел - для того, чтобы повернуть историю человечества на другой путь. Став апостолом, он совершил три тяжелейших миссионерских похода, Евангелием и крестом покорял людей. Важно, что стихи являются своеобразным откликом на пушкинские, ибо Лермонтов начинает их с того, на чем заканчивает одноименное стихотворение Пушкин. Лермонтовские стихи трагичнее, безысходнее. Образ Пророка - гонимый, непонятый, «худ и бледен», в рубище, нищий, его слышит лишь природа; он несет в мир ученье любви, правды, но встречает лишь насмешки и гонения. Общее с пушкинским Пророком - божественное происхождение дара, миссия на земле («бог гласит его устами»), «всеведенье». История пророка дана от первого лица. Груз насмешек самолюбивой пошлости, не способной понять высокого,
аскетического инакомыслия, а способной лишь презирать его, - такова судьба Божьего избранника в изображении Лермонтова.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь