Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тучи» 1841- «Дубовый листок»



Стихи о судьбе романтического героя, неудовлетворенного жизнью и одинокого.

• Развивается тема скитаний, бездомности, изгнанничества. Идеология романтизма - бегство от скуки обыденной жизни при заведомой невозможности обрести идеал.

Центральный образ имеет символический смысл.

• В «Листке» звучит мотив утраты жизненных корней, оторванности от них, невозможности заново обрести на чужбине утерянную родину, найти родительский кров: младой чинаре не нужен чужой дубовый листок: он, весь в пыли дальних странствий, не может стать братом.

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА

  • Любовная тема пронизана мотивами страдания, неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд. Неразделенная любовь, начиная с самых ранних стихов и на протяжении всего творчества, выступает как лейтмотив, наряду с темой страдания от измены любимого человека или от обманчивости всей жизни, разочарования, неверия в прочность женского чувства, ревности. Скорбные настроения, чувство оскорбленной гордости, отчаяние. Лирический герой - человек презрительно гордый, саркастичный, язвительный, не смиренно преклоняющий колени перед возлюбленной, а словно бы бросающий ей вызов, не благословляющий ее, а пророчащий ей муки или жизненную пустоту
  • Если в пушкинских стихах любовь - это светлое чувство, дарующее человеку ощущение гармонии, просветление, надежду, счастье, богатство душевных переживаний, то в лермонтовской лирике любовь чаще окрашена в мрачные тона. Темы-спутники - обман, измена, одиночество. В любви лирический герой не находит счастья, он мечтает о нем, надеется, но не обретает, а краткие мгновения счастья так мимолетны, что вызывают сомнения в своей неиллюзорности, отсюда - важность образов сновидения, мечты, воспоминания, то есть всего того, что может увести человека от реального мира или дать ему возможность на время забыть о нем, погрузившись в мир грез, фантазии, мечтаний. В стихах Лермонтова блуждает сюжет о том, что светское общество (с ним обычно связаны символические мотивы маски, маскарада, фальши) губительно для любовного чувства, светские женщины в любви коварны и жестоки, а искреннее и живое чувство становится в свете предметом насмешек, злословия. Стихи о любви часто рисуют лирического героя как человека презрительно гордого, саркастичного, язвительного, не смиренно преклоняющего колени перед возлюбленной, а словно бы бросающего ей вызов, не благословляющего ее, а пророчащего ей муки или жизненную пустоту.
  • Из немногих исключений - стихотворение «Молитва» 1837 года, где звучит мольба о счастье любимой женщины, о ее душе, где внутренняя драма героя, одинокого странника с пустынной душой, отступает перед образом героини с ее чистотой и беззащитностью перед враждебными
    силами «мира холодного». Интонация просветленной грусти, звучание религиозной темы - важные приметы стихотворения.

 

1838-«Как небеса твой взор блистает…»

• Поэт рассказывает о «трепещущей душе», о «голосе нежном», которые встретил. Лирический герой считает, что если любить, то на всю жизнь, самозабвенно и жертвенно. Но властвующая в жизни дисгармония делает любовь трагической, приносящей лишь муки. Сплетни, интриги светского общества способны опошлить и растоптать самую чистую и прекрасную земную любовь.


Отчего»

• Любовь для Лермонтова неразлучна с печалью. В его художественном мире высокое чувство всегда трагично. Лирический герой одинок, не понят, но это лишь усиливает в нем сознание своей избранности и предназначенности для высшего счастья – творить. Стихотворение посвящено Наталье Ивановой, в которую он был безнадежно влюблен(ей посвящен цикл стихов – история неразделенного и оскорбленного чувства).

1837 – «Расстались мы, но твой портрет…»

Стихи посвящены Варваре Лопухиной, которую поэт любил всю жизнь, она отвечала на его чувства, но замуж вышла за другого. В 1835 году, для Лермонтова как будто прозвучал гром среди ясного неба! – пришло известие о замужестве Вареньки Лопухиной.

Под влиянием родителей, Варвара Александровна выходит замуж за Николая Фёдоровича Бахметева, человека ревнивого, старше ее на семнадцать лет. Именно непредсказуемое поведение поэта приводит Лопухину к алтарю, где она стоит в подвенечном платье, бледная и красивая, как все невесты, и необычайно грустная... Рука об руку с другим, которому она говорит «да». Потому что Лермонтов не расслышал и не разгадал ее... Или не смог сказать ей своего «да», спрятавшись в вихре утех и развлечений. Варенька же, как пушкинская Татьяна, повинуется судьбе и выходит замуж за нелюбимого. И вот тогда поэт очнулся… В одно мгновение вдруг оказалось, что любовь к Вареньке жива, ревность и негодование распаляют это чувство до предела. В один миг Мишель вспоминает, что она – самый дорогой для него человек и он тяжело переживает эту, по его мнению, измену любимой женщины. Горечь утраченной любви надолго окрашивает его творчество, а Варенька становится единственной властительницей его израненного сердца. Лермонтов понял это всей душой, но понял, вид

имо, поздно.

А что же Варвара?.. Может быть, она любила мужа, была верной женой, хорошей матерью, но она никогда не могла забыть Лермонтова, как и он ее. Муж запретил ей общаться с поэтом, да к тому же в приказном порядке «предложил» уничтожить все его письма (и все остальное, что имело отношение к Лермонтову, – а это также были рукописи, рисунки). Варенька все-таки успела во время отдыха на курорте передать часть этих милых сердцу вещей Александре Верещагиной, благодаря которой многое уцелело...

В 1841 году, после гибели поэта, здоровье Вареньки ухудшилось.

Именно смерть Лермонтова стала для женщины сильнейшим потрясением, от которого она так и не смогла оправиться. В 1851 году в возрасте 36 лет Варвара Бахметева скончалась, пережив своего героя-поэта на 10 лет. Похоронили её в Малом соборе Донского монастыря. Её муж пережил её больше чем на тридцать лет. Николай Фёдорович Бахметев умер 3 марта 1884 года и был похоронен рядом с супругой..

•  «Среди ледяного, среди беспощадного света» счастье поэта было невозможным, но пережитое ими чувство будет всегда озарять жизнь – об этом стихотворение.

1841 – «Нет не тебя так пылко я люблю…»

• Для поэта любовь – прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью. Стихи о любви здесь превращаются в философские размышления. Лирический герой будто сам бежит от безмятежности и покоя, испытывает противоречивые чувства:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

О любви…

«Люблю, люблю!» - вот постоянный рефрен лермонтовской лирики. Любовь – всепроникающая тема и один из основных мотивов лермонтовской лирики; выступающий в конкретном воплощении, как любовь к отечеству, природе, детям и прежде всего – как любовь к женщине в различных ее проявлениях: от бескорыстно-идеального, «небесного» чувства до всепоглощающей любви-страсти или демонического соперничества.

Безусловно, кристаллизация в творчестве Лермонтова любовных мотивов основана на биографических фактах из жизни поэта, хотя нельзя сводить их только к осмыслению собственных переживаний Лермонтова.

«Если бы Лермонтов прожил хотя бы столько же, сколько Пушкин, еще не известно, кто бы из них был Пушкин!» - восклицал Ираклий Андроников, один из лучших специалистов по творчеству Лермонтова. Действительно, судьба Лермонтова – страшная трагедия русской литературы, ибо талант его, его огромный дар не успел реализовать себя полностью: ему отпущено было лишь 27 лет жизни.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь