Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, ГЕРОЙ И ОБЩЕСТВО, ПОПЫТКИ ОСМЫСЛЕНИЯ ЖИЗНИ В СТИХАХ ЛЕРМОНТОВА
• Лирика Лермонтова глубоко романтична. Герой - сильная, яркая личность, он живет высокими идеалами и могучими страстями, но не находит в мире понимания и сочувствия, он в непримиримом конфликте с действительностью в ее самых разных проявлениях. Горечь одиночества - одно из самых сильных чувств поэта, мотив одиночества - один из самых характерных для лермонтовских стихов. Лермонтова отличают пессимизм, дисгармония, ощущение неудовлетворенности собственной судьбой и современной эпохой, трагическое мироощущение, чувство тревоги, тоски, безысходности, сомнения в смысле и ценности человеческой жизни. Основа романтического миропонимания поэта - осознание конфликта мечты и реальности, осознание недостижимости идеала, несовершенства человеческой природы и земного мира, утрата смысла жизни. Нищий» • Аллегория. • Сюжет первой строфы разворачивается «у врат обители святой», что делает всю картину более драматичной. Однако первая строфа менее важна, чем вторая, она (первая) дана, главным образом, для того, чтобы усилить впечатление от второй, так как страдания нищего и лирического героя оказываются сопоставлены. Стихи эти и о безответной любви, и о жестокости, и о человеческой разобщенности, неспособности к состраданию, о боли отвергнутого влюбленного. Образы камня и хлеба символичны. Композиционный прием, который лежит в основе стихотворения, - развернутое сравнение, делающее смысл стихотворения аллегоричным (образ нищего и образ лирического героя). Чаша жизни» • В основе стихотворения - развернутая метафора. Человеческая жизнь представлена в виде напитка, который пьет человек с повязкой на глазах все свои годы из чаши с золотыми краями. Красота, блеск, богатство жизненных впечатлений - все это оказывается иллюзией, может быть, сладкой, утешительной, но иллюзией, которая рушится перед смертью. Обольстительная прелесть жизни - лишь мечта, которой тешится слепец, не видящий, не знающий правды. Правда открывается герою перед смертью, и эта правда горька. Мой дом» • Декларация того, что пространство, в котором живет лирический герой, безгранично, как космос. Дом поэта - это вселенная без начала и конца, его кровля и стены - лишь условные границы того пути, который нельзя измерить ни взглядом, ни шагами, а только душой, кровля достигает звезд. Лермонтовский лирический герой бездомен в привычном, земном понимании этого слова, но лишь потому, что его дом - «везде, где есть небесный свод». В этом доме не тесно, в нем есть место чувству правды, которое названо «святым зерном вечности»; в нем же он страдает и находит утешение. В этом стихотворении звучат довольно редкие для лермонтовской лирики слова благодарности всемогущему Творцу за его творение; этот «прекрасный дом» описывается как божественный подарок. Парус» • Стихотворение, которое можно считать эпиграфом ко всей лермонтовской лирике. Олицетворенный парус - персонаж, отдельный от автора, и в то же время этот образ выражает авторское сознание. Одиночество - один из главных мотивов стихотворения, который пронизывает и почти все творчество поэта, и выражает его умонастроение. • Стихотворение символично, и этот символ многозначен. Парус, как и поэт, противостоят житейскому морю реальности. Буря противостоит штилю. Каждая строфа делится на «половинки»: сначала пейзаж, а потом - лирический отзыв на него. Человеческая жизнь описана как вечный конфликт мечты и реальности. • Характерна гамма красок (белый, золотой, голубой) и космический масштаб пейзажа (вид от земли до неба и пространство между ними как «туман». • Парус - одинокая фигура, странствующая в этом «тумане», белая, хрупкая, крошечная на фоне безбрежного океана, трепетная, незащищенная, - это романтическая эмблема лирического героя. Той 1837 - «Когда волнуется желтеющая нива...» • Синтаксически стихотворение построено как одно сложноподчиненное предложение, в котором в рамках 16 строк череда условно-временных придаточных приведена к ряду из 4 главных предложений, сосредоточивших в себе смысловой итог. • Это стихи, которые утверждают возможность гармонии вместо фатальной неизбежности войны между землей и небом. Когда в мире всё одушевлено и дематериализовано, тогда наступает то, ради чего написано все стихотворение: «когда» сменяется на «тогда», и оказываются вместе, в гармоническом единстве те сущности, которые в лирике Лермонтова «обычно между собой тайно враждуют или ведут отчаянные открытые войны, - Я, МИР, БОГ. По трем длинным ступеням-строфам человек словно, уходя из мира внешнего, постепенно погружается во внутренний, а по коротким ступеням-строкам последнего четверостишия поднимается на высшую ступень - к богу в небе. В стихотворении дан обобщенный мифологический пейзаж, развернутый как бы вне времени (поскольку в нем запечатлены сразу несколько времен года). Созерцание мира природы и погружение мысли «в ... смутный сон» - именно это оказывается залогом того, что тревога души затихает, смиряется и сменяется постижением земного счастья и верой в бога, которого герой теперь видит в небесах. 1840 - «Как часто, пестрою толпою окружен...» • Названия нет, есть лишь точное обозначение даты написания - 1 января, которое напоминает эпиграф. Традиции лирического дневника, тесная связь с живым переживанием, исповедальность. Стихотворение построено на антитезе светского мира ритуалов и бездушных развлечений, где «затверженные речи» производят впечатление «дикого шепота», а изящные танцы - шумной пляски; и воспоминаний героя о детстве и родных местах. Мир маскарада - мир фальши, неискренности, отсутствия сильных и живых чувств. Этот мир воспринимается как пестрый, душный и бездушный, он вызывает раздражение, досаду. • Вторая часть стихотворения рисует маршрут побега из того мира блеска и суеты, и этот маршрут - забытьё, мечта, воспоминание, полет памяти. Идеальный мир изображен как мираж сознания, как царство прошлого, реально вернуться в которое человек не властен. Единственное, что герой может противопоставить тягостному маскараду в реальности, - это, узнав свой обман, бросить миру «железный стих, облитый горечью и злостью». 1840 - «И скучно, и грустно...» • внутренний монолог, исповедь, горькие раздумья над жизнью, «глухой, могильный голос подземного страдания, нездешней муки, реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни, похоронная песня всей жизни» (Белинский). • В подтексте этих стихов - противоречие между живым, непосредственным чувством и беспощадным, холодным разумом, между стремлением жить полной жизнью и сознанием тщетности, бесплодности человеческих желаний и страстей. • В этом образце жанра интимной исповеди Лермонтов нарушает каноны старой «высокой» лирики: оно построено на очень простых, почти разговорных интонациях и оборотах речи. • Взгляд автора вокруг себя и в глубину собственной души видит только несовершенство - мира и свое собственное. Одиночество, тщета всех устремлений, бренность, неостановимый бег времени, ничтожность радостей и мук, яд холодного рассудка - все это отравляет жизнь, которая представляется герою «пустой и глупой шуткой». Благодарность» • Стихотворение удалось напечатать, лишь заменив написание «Тебя» на «тебя» - со строчной буквы, чтобы оно приобрело вид обращения к женщине, вид любовного послания, хотя маскировка была весьма призрачной, так как многое в тексте ей противоречит. • Трагическое чувство одиночества в мире и разлад с враждебной действительностью выливаются в дерзко-иронический вызов богу, основавшему несовершенный и парадоксальный мир. • Финал (о чем мольба) неоднозначен. Во многих произведениях Лермонтов говорит о Высшей воле с какой-то личною обидой, будто он видит в ней виновницу всех своих несчастий, глубоко его оскорбившую. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы