Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Псалом песни в день субботный, 91



Суббота по закону требовала бездействия телесного, но не совершенного, потому что в субботу повелевалось пребывать в молитвах и песнопениях, и приносить Богу двойные жертвы. Под субботою можно разуметь и упокоение, которое последует в будущем веке. В Новом Завете субботний праздник перенесен на Воскресение Спасителя – первый день света, в который мы стараемся усердно исполнять то, что содержится в рассматриваемом псалме (Василий В., Макарий В., Феодорит).

2 Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний:

Благо, т.е. полезно и плодотворно. Ибо как не благо есть исповедатися Тому, Кто благ и благодетельствует исповедающимся и отнюдь не наказывает их. Пророк справедливо призывает сначала исповедаться и потом уже петь, потому что воспевать Бога должно от чистого сердца; а как иначе кто может очиститься от грехов как не через исповедание? Хотя Бог и знает нужды наши, однако Ему благоугодно узнавать о них от исповедающихся (Златоуст).

3 Возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь

Повелевает днем и ночью памятовать о Боге. Одно только воздаяние благодетелю за Его неизреченную милость есть молитва и благодарность. Ибо хотя бы мы в продолжении всей жизни, беседуя с Богом, благодарили и молились Ему, мы столь далеки будем от достойного воздаяния Благодетелю, что не сделаем даже и начала воздаянию (Златоуст, Григорий Нисский).

4 В десятоструннем псалтири, с песнию в гуслех.

Исповедающиеся Господу должны петь не с какою-либо невнимательностью и представлением чего-либо вещественного, но со вниманием и трезвенностью и согласием пяти чувств телесных с пятью силами душевными (Иларий).

5 Яко возвеселил мя еси, Господи, в творении Твоем, и в делех руку Твоею возрадуюся.

Человек должен радоваться тому, что создан по образу и подобию Творца и является творением руки Божией от чудного соединения души с телом. Доставляют человеку веселие и творения Божии: красота неба, разнообразие звезд, блага земли, дары моря. Итак, мы веселимся творением, потому что получаем от него пользу. Этот стих мы должны читать по окончании трапезы, как написано и в Часослове, чтобы все христиане сказывали его после вечери (ужина) (Златоуст, Иларий).

6 Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, зело углубишася помышления Твоя.

Возвеличишася дела Господня в том смысле, что возросло наше познание о них, и мы узнали, что они непостижимы; подобно и помышления Его относительно нас зело углубишася, т.е. оказались глубокими и непостижимыми. Премудрость Божия недоступной глубины, и какой ум в состоянии исследовать основания божественного Промысла? О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытани судове Его и не исследованы путие Его. Кто бо разуме ум Господень? Или кто советник Ему бысть (Рим. 11, 33-34; Ис. 40, 13) (Златоуст, Феодорит).

7 Муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих.

В разных словах выражает одно и то же; потому что, кто болен умом и лишен смысла, тот вовсе не знает этого и не будет слушать об этом. Подлинно, только безумному свойственно не допускать премудрости Божией и не знать, что всем управляет Господь справедливо и с пользою, хотя бы мы временно и не знали причин происходящего (Златоуст, Афанасий).

8 Внегда прозябоша грешницы яко трава, и проникоша вси делающии беззаконие, яко да потребятся в век века.

Грешницы и вси делающие беззаконие подобно траве процвели временно благоденствием и поникли, наклонившись к земле, и смирились. Не хотели безумные разуметь, что после настоящего греховного благоденствия плодом своим будут иметь вечное мучение. Грешницы, прозябающие яко трава – есть также и страстные помыслы, подобно слабой траве, не имеющей силы. Но тогда же проникают, то есть познаются вси делающие беззаконие – самые страсти. И когда страсти делаются явными для подвизающихся, тогда они потребляются ими в век века. Вникни в последовательность речи: сперва возникают страстные помыслы, потом возникают страсти и тогда уже истребляются. Все это относится к подвизающимся (Феодорит, Дорофей).

9 Ты же Вышний во век, Господи.

Господь Вышний, т.е. непостижим (Златоуст).

10 Яко се врази Твои, Господи, яко се врази Твои погибнут, и разыдутся вси делающии беззаконие.

Врази Божии есть не только неверные, но и верные, нераскаянные в своих грехах (Златоуст).

11 И вознесется яко единорога рог мой, и старость моя в елеи мастите.

Под рогом разумеется Крест Христов, и вера во Христа; ибо как Крест прославился страданиями, так и вера благочестивых возносится через гонения и славится страданиями. Равным образом и старость будет безпечальной в надежде будущих благ (Златоуст).

12 И воззре око мое на враги моя, и востающыя на мя лукавнующыя услышит ухо мое.

Врагами называет демонов и лукавых людей, которых постигнет Суд Господень. Семьдесят два духоносных переводчика перевели этот стих прошедшим временем и этим засвидетельствовали непререкаемость предсказания. Ибо невозможно предсказанию Духа остаться неисполненным (Златоуст, Феодорит).

13 Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится.

14 Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут.

Наименование праведник означает все вообще добродетели. Жить добродетельно среди препятствующих добродетели – это особенное достоинство праведника. Этим изречением изображается, что плод добрых дел высок, прям и сладок. В финиксе (пальме) – одна сердцевина и вся внутренность ее белая: то же находим и в праведнике. У него несложное, простое сердце, всецело устремленное к Богу. Белизне тела пальмы подобно в нем сияние веры. Все делание праведного – внутри его сердца; там и меч его для сражения с диаволом. Эти два дерева (финике и кедр) – тверды и долговечны, но для возрастания требуют и долгого времени. Таково и насаждение добродетели, которое большим трудом и большим временем достигается. Насаждени в Церкви Господней, они в горних обителях процветут (Златоуст, старцы Египетского скита, Афанасий, Феодорит).

15 Еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут.

Старостию Пророк означил будущее совершенство: ибо совершенного мы называем старцем, а не совершенного – молодым. Итак, праведники достигнут старости и будут плодовиты в ней, потому что благочестие их постоянно умножается (Феодорит, Златоуст).

16 Да возвестят, яко прав Господь Бог наш, и несть неправды в Нем.

Новейшие учителя эти слова понимают буквально, то, что праведники будут счастливы еще в настоящей жизни, и наставлять будут юных на исполнение заповедей Божиих, как испытавшие многое по причине долголетия: ибо венец старцу – великая опытность (Сир. 25, 7).

В день предсубботный, внегда
населися земля, хвала песни Давиду, 92

Настоящее пророчество составлено в похвалу и песнословие Христу. День предсубботний есть пятница, когда утверждена была земля и начала заселяться человеком, в тот же день созданным. Но воистину земля утверждена утверждением в нее Животворящего Креста, с распятым на нем Христом Спасителем; и люди, обновляемые дражайшей кровью Его, начали населять землю в наследие жизни вечной (Златоуст, Афанасий).

1 Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится.

Пророк предсказывает воплощение Господа. Господь воцарися, вместо царства сатаны; в лепоту облечеся – в плоть, рожденную от Девы. А прибавление: облечеся Господь в силу и препоясася – чтобы показать, что первое облечение было от Марии, а второе – от воскресения из мертвых, когда Господь препоясася силою, т.е. божеством. Христос Свою плоть воедино соединил с Божеством, в одно единство духовное, недоступное разрешению. Вселенная утвердилась благодатиею Божиею (Епифаний, Златоуст, Иоанн Кронштадтский).

2 Готов Престол Твой оттоле: от века Ты еси.

Таинство воплощения Господа уготовано было оттоле – от вечности, от начала создания видимого мира. Творя тогда человека, Господь создал его по собственному образу, облек его царским подобием, так как знал, что должен воспринять его (Златоуст, Афанасий).

3 Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя.

Под реками подразумеваются действия Духа Святаго. Эти-то дары Духа воздвигли, т.е. возвысили гласы своя через уста пророков и евангелистов. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующии (Ин. 7, 38, 39) в Него (Златоуст, Афанасий).

4 Возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих.

Сотрениями называются русла (торные дороги на земле), которые делают реки, следовательно: Давид предсказывает, что верующие последуют по пути, проложенному евангелистами и апостолами (Феодорит).

Дивны высоты морския: дивен в высоких Господь.

Под морем Пророк разумеет множество уверовавших народов, которых высоты, т.е. возвышенные мудрования, соделались дивными, потому что дивное мудрствуют о Боге. И если дивны высоты морские, то как должен быть дивен в высоких Господь! (Кирилл, Афанасий).

5 Свидения Твоя уверишася зело: дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

Свидения есть свидетельства пророков о воплощении Христа Бога и о Его домостроительстве, которые оказались зело (сильно) непреложными. Дому Божию (Церкви Христовой) подобает святыня, т.е. совершенная чистота и непричастность никакой скверне. Домом Божиим называется и каждый христианин, в котором живет Дух Божий, и храм этот Божий должен быть святым (см. 2 Кор. 3, 16) (Афанасий, Дионисий, Феодорит).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь