Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Псалом Давиду, в четвертый субботы, 93
В этом псалме Давид ведет речь о Промысле Божием, поучая не скорбеть и не тревожиться, если и бывают на время грешникам благоденствия, а благочестивым гонения: потому что и то и другое непостоянно, и изменяется для одних вечным наказанием, а для других – наслаждением благами. Четвертый субботы означает день недели – среду, когда Иуда предал Спасителя, а иудеи начали составлять против Него совет – с этого времени Он начал совершать суд над смертью и выступил на дело мщения за нас диаволу (Афанасий, Григорий Богослов). 1 Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть. Пророк как бы так говорит: ободритесь, находящиеся в скорби! Ибо есть Бог, Который непреложно видит все беззакония людей и производит достойное отмщение неправедным открыто и явно (Евсевий). 2 Вознесися Судяй земли, воздаждь воздаяние гордым. 3 Доколе грешницы, Господи, доколе грешницы восхвалятся; 4 Провещают и возглаголют неправду, возглаголют вси делающии беззаконие; 5 Люди Твоя, Господи, смириша и достояние Твое озлобиша. 6 Вдовицу и сира умориша и пришельца убиша. 7 И реша: не узрит Господь, ниже уразумеет Бог Иаковль. Вот высшая степень нечестия! Не бояться Бога своего, назирающего всю вселенную и дела каждого человека в частности. С самого начала бытия человечества грешники притесняли праведных: так, первоубийца Каин – брата своего Авеля, допотопные исполины – современников своих, Исав – Иакова, Иосифа – братья его. Таким образом, следя по временам, можешь увидеть, что в каждом роде грешники восставали на праведных. Итак, доколе, Господи, это будет? (Феодорит). 8 Разумейте же безумнии в людех, и буии некогда умудритеся. 9 Насаждей ухо, не слышит ли; или создавый око, не сматряет ли; 10 Наказуяй языки, не обличит ли, учай человека разуму; 11 Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна. Царепророк обличительными вопросами приводит в стыд говорящих подобное. Должно знать, что хотя ты и один говоришь, ты говоришь в слух Бога; хотя наедине что-либо делаешь – подробно видит это Бог; хотя помышляешь что, будь уверен, что Бог надзирает движения сердца... Все открыто пред очами Его! Будь мужественен во всех случаях и Сам Бог будет твоим Учителем в молитве. Нельзя словами научиться зрению – ибо это есть природная способность; так и благолепия молитвы нельзя познать из одного учения. Ибо она в самой себе имеет Учителя – Бога, учащего человека разуму (Василий В., Лествичник). 12 Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его. Во многих отношениях блажен тот, кто наказывается Богом, ибо становится он лучше и благоразумнее. Бог вразумляет человека как Отец, а поэтому человек подвергается не казни, а наказанию (воспитанию), потому что подвергать казни свойственно судьям, а наказывать – учителям (Златоуст). 13 Укротити его от дней лютых, дондеже изрыется грешному яма. Под днями лютыми разумеет мучения. Бог укрощает, то есть облегчает мучения сообразно с исправлением человека, происходящим от божественного наказания. Ямою называет Пророк будущие мучения, которые готовятся диаволу (Златоуст). 14 Яко не отринет Господь людей Своих, и достояния Своего не оставит. Господь наказывает некоторых, чтобы они и сами покаялись и спаслись, и для других послужили поводом и примером обращения. А если бы Он отверг Свое достояние – верных, мысленным врагам, то Он не наказывал бы нас, предоставляя погружаться в еще большее нечестие (Златоуст). 15 Дондеже правда обратится на суд, и держащиися ея вси правии сердцем. Показывает до каких пор нужны наказания верным. Когда Христос – истинная правда придет судить живых и мертвых, тогда праведники в качестве слуг окружат Судию. Тогда все частные наказания прекратятся, так как суд Божий будет совершаться не ради наказания, а ради воздаяния (Златоуст). 16 Кто востанет ми на лукавнующыя; или кто спредстанет ми на делающыя беззаконие; Пророк указывает на предлежащую нам трудную и жестокую борьбу со злыми силами. Он просит и требует Божией помощи (Златоуст). 17 Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя. Очевидный же признак души, не очищенной еще от скверных страстей у того, кто не имеет чувства соболезнования к чужим прегрешениям, но произносит на них строгий суд, забывая, что и сам дотоле был одолеваем подобными страстями, пока не спасло его милосердие Божие. Не гнев, а сострадание должно изъявлять к согрешающим, ибо – аще не Господь помогл бы ми, то вмале вселилася бы во ад душа моя. И всякий знает, в какие впадал искушения, и как тотчас обретал Бога помощником себе в скорбях своих (Кассиан, Студит). 18 Аще глаголах: подвижеся нога моя, милость Твоя, Господи, помогаше ми. Аще глаголах (Богу): Господи, поколебалась нога моя, т.е. твердость души, нахожусь в опасности, в искушении: и когда я исповедал немощь свою, – (тотчас) милость Твоя, Господи, помогаше ми. Этими словами Давид учит, что кто находится в опасности пасть в грех, но борется и исповедует немощь свою – вскоре получает помощь от Бога (Златоуст). 19 По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою. Множество болезней – есть следствие греха; но Врач употребляет равносильные уврачевания и утешения. Поэтому будучи уязвляемы обличениями, будем вспоминать грехи свои, пока Господь, видя терпение наше, не соблаговолит изгладить грехи наши; и скорби, угрызающие сердце, претворит в радость (Григорий Нисский, Лествичник). 20 Да не прибудет Тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление. 21 Уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят. Беззаконие царствует и покоится в диаволе, который старается сделать для нас трудным закон Божий, возбуждая в нас удовольствия и праздность. Бог попускает это, желая увеличить награду подвизающимся. Но во время суда диавол не будет предстоять пред Богом; потому что Бог судит как человеколюбец, а диавол, лишившись своего достоинства, является величайшим человеконенавистником, и дерзает уловить даже душу праведника, за его прежде допущенные по неведению грехи. Поэтому Бог не позволяет диаволу обвинять нас, когда Он судит наши поступки, а призывает в качестве обвинителей наши помыслы, а в качестве свидетеля нашу совесть (Златоуст). 22 И бысть мне Господь в прибежище, и Бог мой в помошь упования моего. 23 И воздаст им Господь беззаконие их, и по лукавствию их погубит я Господь Бог. Беззаконные соберут плоды своих трудов и получат достойное по лукавствию их воздаяние. Написано это не для них только, но и для всех людей; потому что человеколюбивый Господь, промышляя о всех людях, всем предлагает полезное уврачевание (Феодорит). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы