Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Художественно - педагогический аспект становления театра теней




Театр любят дети и взрослые. Художественный мир пьес по­строен по законам красоты. Он до­вольно сложен, хотя эта сложность не всегда открыта поверхностному взгляду. И всё-таки мир, созда­ваемый драматургом, поэтом,ре­жиссёром, художником - это целая вселенная, где по-особому течёт время и воспринимается простран­ство. Даже если это самый первый театр для самых-самых маленьких.

Суть любой театральной пьесы - действие. Драматург и режиссёр не описывают героев, не выска­зывают к ним своего отношения. Они побуждают своих героев -действовать. Действия персона­жей, течение событий, движения сюжета, разрешение сюжетных конфликтов - всё это создаёт един­ственную в своём роде «живую»


стихию пьесы. Стихия театрального действа сродни движению самой жизни, где сокровенное обычно скрыто в глубине, а на поверхности

- увлекательная цепочка событий,
поступков, действий.

Хорошая пьеса напоминает ар­хитектурное сооружение, где всё подчинено общему замыслу, ис­полнено большого смысла и по­ражает воображение. Воздух пьесы

- особая «атмосфера», временами
тяжёлая, густая и напряжённая (в
ожидании развязки), временами
лёгкая, звонкая и светлая.

В чём же тот смысл и та правда, которую следует показать в театре даже самым маленьким детям? В серьёзности, истинности и необхо­димости поиска ответов на вопро­сы, которые задаёт спектакль! По­этому, что бы вы ни затевали вме-


76 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


 


 

 


сте с детьми - пальчиковую игру, теневой театр или кукольное пред­ставление - это должно быть ве­село и в то же время - всерьёз. Всерьёз для детей и, разумеется, для самих взрослых. Необходима гармония взрослого и детского, необходимо единение. Поэтому вовлекайте детей в сотворчество и содействие. Выражайте свою ис­креннюю заинтересованность играми и делами малышей. Помо­гите им смастерить фигурки и де­корации для теневого театра. Про­думайте, какую пьесу вы будете разыгрывать с детьми, и какие пер­сонажи понадобятся для вашего театра.

Важно учитывать то, что дети воспринимают и познают мир по-разному. Есть «зрители», которые быстро схватывают и запоминают, как выглядят предметы (цвет, фор­ма, размеры, характерные детали). Есть «слушатели», которые охотно и много разговаривают, быстро за­поминают всё, что слышат. И, на­конец, есть «деятели», которые предпочитают активные действия, хорошо ориентируются в простран­стве, однако не могут длительное время оставаться в покое и кон­центрировать внимание. Разуме­ется. Все эти характеристики до­вольно условны. К тому же в «чи­стом» виде «зрителей», «слушате­лей», «деятелей» также мало, как и обладателей «чистых» типов тем­перамента. Богатство и красота мира постепенно открываются де­тям, если они прислушиваются к звукам природы, всматриваются в её постоянно меняющиеся об-

ГЛАВА II


разы и картины. И теневой театр со своим лаконичным художествен­ным «языком» помогает детям учиться видеть и постигать смысл увиденного.

Помните, как в детстве вы спле­тали из пальцев затейливые фи­гуры, и на стене появлялись живые существа: собака, лошадка, ска­зочный дракон, змея, птица?.. А вот вы в лесу, вечером, смотрите на тени деревьев на снегу - это словно какой-то другой мир, живой и настоящий, только туда никак нельзя попасть. В этом мире мно­жество обитателей, они нам хоро­шо знакомы. Тень легко узнаваема и в то же время живет своей жизнью, будто кто-то похожий на вас находится рядом. Попробуйте последить за собственной тенью при ходьбе, понаблюдайте за тем, как она сжимается и растягивается, как перемещается то вправо, то влево. Мир теней, загадочный, пол­ный тайных смыслов, живет рядом с нами, неотделимый от нас. И зо­вёт к себе...

Может быть театр теней родил­ся как желание разгадать эту за­гадку? Ведь на время представ­ления мы получаем пропуск в этот чудесный мир. Движение тени от­кликается в душе, рождает в ней совершенно особые мысли, чув­ства. Мы словно встречаемся с са­мими собой, с безмолвным голо­сом своего сердца. Тень не может передать эмоции, её выразитель­ные средства скупы и сдержанны, но наше воображение мгновенно дорисовывает все недостающие полутона. И помогает лучше узнать

77


 

«...Чёткий, сияющий, древний, как первая тень на Земле; всем понятный, потому что даже мла­денец привык к тени вокруг: ре­ альнейший, потому что дает ре­ альную картину на плоскости; ос­ нованный на элементах и эффек­ тах, недоступных другим театрам; захватывающий и воспитывающий - потому что прекрасный; таков Театр теней», - так писала осно­ вательница первого в нашей стра­ не теневого театра Н. Я. Симоно­ вич- Ефимова.

Когда-то давно театр теней был отдельным видом искусства, а тень в нем была самодостаточным пер­сонажем. Целые представления разыгрывались на полотняных эк­ранах, освещенных изнутри силь­ным светом. Театр теней как от­дельный вид театра, причем как


 \л

вплоть до XX века, когда его бес пощадно вытеснил кинематограф. С другой стороны, принципами те­атра теней до сих пор пользуете театр драматический, вобравший в себя и его методы изображения, и его идею обнажения сущностии обобщения до схемы. Схеме в те-атре теней отведена огромная, ре­шающая роль. Действие здесь про­исходит только в одной плоскости, утрирующей и передние, и задние планы. Так же, как утрируюто обычные человеческие эмоции. В театре теней актёру бесполезно плакать - его слёзы не увидят. Плач выражается красноречивым же­стом или движением, и это будет лишь схематичное его выражение, обобщённое, как человек плачет вообще.

Для современного этапа раз­вития системы дошкольного об­разования характерны поиск и раз­работка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного исполь­зуется деятельностный подходи личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко ис­пользуемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная, кото­рая в полной мере позволяет pea-лизовывать принципы природосо-образности и культуросообразно-сти воспитания. Всё больше вни­мания уделяется педагогами рас­крытию средствами театрального искусства потенциальных возмож­ностей каждого ребёнка, его скры-

78 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


того тала

появилос

программ

дошколы

лизованн

ляется чр

точки зре

к развит

Ещё в

чественн

осознан!

как важн

ственног

тическог















Ческийи

Живаетс9

Статисти

необыкн*

Атруики

Ксамосп

Всевозм

Вестныё

Стенли j

Педагоге

Силы в ч

Польза,

От этой

Деле, ее

ваться е/

Сравним

гами, Ki

ЖИЗНИ Л 1

природь ГЛАВА



того таланта. В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театра­лизованной деятельности,что яв­ляется чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности.

Ещё в позапрошлом веке в оте­чественной педагогике сложилось осознанное отношение к театру как важнейшему элементу нрав­ственного и художественно-эсте­тического воспитания. «Драмати­ ческий инстинкт , который обнару­живается , судя по многочисленным статистическим исследованиям , в необыкновенной любви детей к те­ атру и кинематографу и их страсти к самостоятельному разыгрыванию всевозможных ролей , - писал из­ вестный американский ученый Стенли Холл , - является для нас педагогов прямо открытием новой силы в человеческой природе ; та польза , которую можно ожидать от этой силы в педагогическом деле , если мы научимся пользо­ ваться ею , как следует , может быть сравнима разве только с теми бла­ гами , какими сопровождается в жизни людей вновь открытая сила природы» .


Разделяя это мнение, Н.Н. Бах­тин рекомендовал учителям и ро­дителям целенаправленно разви­вать в детях «драматический ин­стинкт». Он считал, что для детей дошкольного возраста воспиты­ вающихся в семье , наиболее при­ годной формой театра является кукольный театр , комический театр Петрушки , теневой театр , театр марионеток . На сцене такого те­атра возможна постановка различ­ных пьес сказочного, историческо­го, этнографического и бытового содержания. Игра в таком театре способна с пользой наполнить сво­бодное время ребёнка. В этой игре можно проявить себя одновремен­но и автором пьесы, инсценируя свои любимые сказки, повести и сюжеты, и режиссёром, и актёром, играя за всех действующих лиц своей пьесы и мастером-рукодель-ником. От кукольного театра дети могут постепенно перейти к увле­чению театром драматическим. При умелом руководстве со сто­роны взрослых можно с огромной пользой для развития детей ис­пользовать их любовь к драмати­ческой игре.

Главная цель, высокое назначе­ние театра - духовное воспитание особого зрителя. Того, который едва только поднимается по сту­пеням жизни, обретая с помощью театра черты личности. Этот жанр многим кажется отжившим, неин­тересным, не соответствующим нашему времени. Однако дело со­всем не в современности или не­современности театра. Дело в во­просе воспитания. Если в самом


 


 


ГЛАВА 79 II


раннем детстве человек не почув­ствовал себя Зрителем и Слуша­телем, которого любят и ждут в те­атре, все дальнейшие воспита­тельные ухищрения будут беспо­лезными. Сейчас у детей, у под­ростков, у общества в целом по­явилась масса самых разных раз­влекательных соблазнов. «Фабрика звезд» или конкурс «Народный ар­тист», «Дом-2» или еще что-нибудь такое же... атрофирующее. И весь этот весьма доступный мир со­блазнов «выплеснул» за борт со­временного мироздания... ребёнка! По большому счету дети создате­лям этих соблазнов не нужны. Для кого же и для чего нужен детский театр?

Театр сочетает в себе несколько искусств: риторику, музыку, пла­стику. Он обладает удивительной способностью влиять на детскую психику «играючи». Ребенок вли­вается в действие на сцене, сопе­реживает героям, активно помо­гает вершить добрые дела. Он под­ражает мимике, голосовым инто­нациям, движениям актёров. Вследствие положительного эмо-


ционального настроя, появляюще­гося во время спектакля, ребёнок легко усваивает новые поведен­ческие модели, достойные подра­жания, а действия отрицательных героев воспринимает адекватно ситуации. Просмотр спектакля раз­вивает речь, насыщая её эмоцио­нально-выразительными оттенка­ми. Юный театрал легко запоми­нает новые слова и выражения, при этом в его сознании форми­руется грамматическая структура языка. Для ребёнка просмотр те­атрального представления обяза­тельно сочетается с огромной внут­ренней работой. Он учится чув­ствовать, улавливать чужие эмо­ции, переживать. Выражение «шко­ла чувств», которое употребляют применительно к театру, - вовсе не абстракция.

Среди элементов театрально­сти педагоги отмечают обычно сле­дующие.

Зрительство - сумма навыков театрального смотрения, питав­шего самосознание человека как зрителя, дающего возможность выразить своё отношение к про­исходящему на сцене (перед дру­гими или собой, во время сцени­ческого действия или после него).

Лицедейство - искусство вы­ражения внутреннего мира чело­века, движений и состояний его души в сценическом действии, где элементы обстановки и поведение партнеров доступны зрителю бла­годаря их наглядности.

Сценичность - обращённость лицедейства и взаимодействен­ности к зрителю, т.е. представлен-


 


 


80 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


 


ность их как бы на «сцене сознания (а не только театра-здания), отчего зритель в зале погружен - силою сценического действия - в мир вне сознания (под- или сверх-со-знания), включён в тот обмен сим­волами и энергиями, который со­ставляет основу зрительского пе­реживания.

Сюжетность действия - на­личие в нем сверхцелей и сверх-смыслов, определяющих сюжетную мотивированность каждого сце­нического хода и выявляющих в них единый поток сценического самодействия (сквозного и непре­рывного дыхания времени).

Когда ребенок сам играет в спектакле (при грамотно проду­манном курсе актёрского и режис­сёрского мастерства), он есте­ственным образом использует все свои ресурсы. Работая над этюдом или ролью, он неизбежно задей­ствует физический, эмоциональ­ный, нравственный, психический, интеллектуальный уровни своего существа, реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаж­дение. Именно этот навык «включе­ния» в нужный момент всех струн своего инструмента, то есть самого себя, и является залогом дальней­шего успешного развития ребёнка, посокльку прививает ему вкус к активной,яркой,творческой, пол­ноценной жизни. При режиссёр­ской работе, ребёнок осваивает азы режиссёрской композиции, учится подчинить мелочи - сверх­задаче, а случайно - режиссёр­скому замыслу. В результате он начинает ощущать себя творцом


и убеждается в том, что сам может быть режиссёром своей судьбы. Курс актерского мастерства - это эффективный педагогический ход для воспитания у ребёнка строгой внутренней психоэмоциональной самодисциплины. Театр учит вла­деть собой: своим телом, мыслями, чувствами, настроением. Не по­давлять их и не вытеснять, но, на­против, - выводить на свет про­жекторов, чтобы подарить их миру, обсудить, сделать предметом ис­кусства. И главное: приобщаясь к великому чуду театра, маленький человек начинает понимать, что он не одинок: отныне он принят в дру­жественную компанию единомыш­ленников, которые живут не только бытовыми ценностями, но чем-то гораздо более важным и удиви­тельным!


 


 


ГЛАВА 8182II




















Приложение «Сказочные персонажи»


82ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


Рисунки для изготовления простых силуэтных кукол. Детали (руки, ноги, хвосты) могут быть подвижными. Для этого их нужно выкроить отдельно и прикрепить к туловищу с помощью пуговиц, проволоки, резинки. Управлять можно с помощью ниток, лески, проволоки, деревянных па­лочек, спиц от зонта. Смотрите описание во второй главе книги.



ПРИЛОЖЕНИЕ

83
____


 



теневой театр


 



ПРИЛОЖЕНИЕ



теневой театр


 


 


 



ПРИЛОЖЕНИЕ


 


теневой театр


ПРИЛОЖЕНИЕ


теневой театр


 

ПРИЛОЖЕНИЕ


теневой театр


 


:



 


ПРИЛОЖЕНИЕ


93


1.

2. 3. 4.

5.

6.

7.

8.

9.
































10.

11.

12.

13. 14.

15. 16. 17. 18.

19.

20. 22.

22. 23.

24.



Литература

Адорно Т . Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. Арнхейм Р . Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. Бакушинский А . В . Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. Баттерворт Д ., Харрис М . Принципы психологии развития. /Пер. с англ. М.: Коги-то-Центр, 2000.

Воспоминания о В.А.Серове. М.: Художник РСФСР, 1964.

Выготский Л . С . Психология искусства / Общ. ред. В. Иванова. М.: Искусство, 1968. ГодерД . Дорогие гости // Итоги. 2000. № 40.

ГодерД . «Маска» ушла в «Тень» // Еженедельный журнал. 2002. № 47. Записки петрушечника. И.: ГИЗ, 1925. Изард К . Психология эмоций. СПб: Питер, 2001.

КрупенинА . Мы играем с двухмерным миром // Культура. 1998. 30 июля. Лыкова И . А . Теневой театр в детском саду // Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. М.: ИД «Цветной мир», 2012.

Лыкова И . А ., Васюкова Н . Е . Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература. Мир сказки. М.: ИД «Карапуз» -ТЦ «Сфера», 2009. Лыкова И . А . Театр теней и света в семейно педагогике. // Научно-практический журнал «Управление ДОУ». № 2. 2012. Магия царства тени // Ваш досуг. 2001. № 8. Малявин В . В . Китайская цивилизация. М.: ACT, 2001. Манифест проекта // Петербургский Театральный Журнал. 2001. № 23. Примерная основная общеобразовательная программа «Мир открытий» // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: ИД «Цветной мир», 2012.

Протасова Е . Ю . Тень и её использование в театре// Научно-методический журнал «Цветной мир». № 4.2010.

Симонович - Ефимова Н . Я . Записки художника. М.: 1982.

Симонович А . С , Детский сад. Практическое руководство. М.: Издательство «Издание Товарищества И. Д. Сытина», 1907. Тайны волшебных теней // «Мой кроха и я». 1999. Сентябрь. Шипунова В . А . Властелин теневого пространства. А . Г . Крупенин . // Научно-методический журнал «Цветной мир: изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье». № 4.2012.

Шипунова В . А . Семья по имени «Тень». И . Эпельбаум и М . Краснопольская . // Научно-методический журнал «Цветной мир: изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье». № 2.2012.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.07 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь