Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СЕМЕЙНЫЙ ТЕАТР : ПЕРВЫЙ В РОССИИ Семья по имени «Тень»
Театр «Тень» - московский театр теней,кукол и синтетического жанра - первый в России частный семейный театр, родившийся в Москве в 1988 г. Создатели и руководители театра - Илья Эпель-баум и Майя Краснопольская. В других странах таких маленьких семейных театров много, у нас он был первым. Сейчас он уже давно не единственный, но по-прежнему первый. В 1991 году театр получил статус муниципального, а в настоящее время имеет славу одной из самых ярких театральных групп России,признание профессионалов и критики, а также восемь национальных премий «Золотая Маска» Илья и Майя научились делать свой театр не только из бумаги, не только из рисунков Ильи, но еще из самих себя. В начале прошлого века художники мечтали сделать жизнь искусством, грезили о грандиозных невиданных театрах, в конце столетия это случилось в театре «Тень», маленьком и домашнем.
40 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
Илья по образованию - художник, окончил Строгановское художественное училище. В театре «Тень» Эпельбаум - художественный руководитель, главный режиссёр театра, художник и актёр. Его соратница и жена Майя Красно-польская - директор, актриса и режиссёр того же театра. Окончила Гнесинское училище, курс актёров театра кукол. Илья рисовал плакаты, был художником-постановщиком правительственных праздников-концертов. Майя играла в театре. Познакомились, поженились, в 1987 году сделали свой первый изысканный спектакль «Волшебная дудочка». Это был театр теней, что и определило название театра. А в 1988 году организовали семейный театр «Тень». Когда они поженились, никто сразу не догадался о том, что районный загс зарегистрировал факт искусства. Когда возник театр «Тень» -кто оценил в полной мере, что это факт семейной жизни? Главная деятельность Ильи Эпельбаума и Майи Краснополь-ской - генерация и воплощение самых неожиданных театрально-художественных идей, работа в любых оригинальных и разнообразных жанрах искусства. Театр теней, театр марионеток, опера, балет, мистерия, мультипликация, кино, изобразительная импровизация - всё это малая часть из арсенала художественных средств, используемых в спектаклях театра Эпельбаума и Краснопольской. Самые известные спектакли: проекты «Гастроли Лиликанского Большого Театра драмы, оперы и балета в России» и «Лиликанский Музей Театральных Идей» (с Тонино Гуэрро и Анатолием Васильевым), «Лебединое озеро. Опера», «Щелкунчик», кукольный спектакль «Апокалипсис», опера «Орфей 2006» (с ансамблем старинной музыки Т.Грин-денко), балет «Смерть Полифема» (с Николаем Цискаридзе), теневой спектакль «Метаморфозы». Театр «Тень» уникален не только тем, что возводит в ранг высокого искусства жанр домашнего озорства и веселых мистификаций, но еще и замечательным умением вовлечь в свои забавы половину театральной Москвы. Серьезные и знаменитые артисты, композиторы, художники, литераторы и режиссеры с удовольствием выкраивают из своего жесткого графика время, чтобы помочь Илье Эпель-бауму и Майе Краснопольской сочинить очередной спектакль и подарить себе и нескольким десяткам зрителей полчаса беспечности и абсолютно детской радости. Семья по имени «Тень» - это родители Майи, и это дети, тоже ставшие артистами и кукольниками. Так что это действительно в полном смысле слова семейный театр. А также это кукольные семейные театры со всего белого света. «Тень» наносит родственные визиты в Германию, Францию, Японию, Испанию и Америку. Их наперебой приглашают самые солидные фестивали. Каждый раз к заграничным гастролям Майя учит весь конферанс на языке страны. В Москве в их доме-театре всегда
ГЛАВА I 41
полно студентов-кукольников, мечтающих бесплатно им помогать. В фойе лежит книга записи на спектакли с открытой датой. Желающие иногда ждут очереди месяцами. - В чем секрет театральной - Мы просто занимались этим чился, а то, как мы живем. Просто I у меня есть ощущение того, что если делать что-то, что не противоречит смыслу жизни, то все и складывается как-то удачно. К нам приходили люди, которые бывали у нас на спектаклях, будучи детьми, а сейчас уже приводят своих детей. И говорили, что не уехали в 90-е только потому, что понимали - своим детям они ни в одной стране такого не покажут. «Если вы здесь, то и мы пока тоже остаемся». А мы остались, так как у нас здесь свое любимое дело, которым мы можем заниматься в конкретном месте, в конкретное время и в конкретных условиях. Остаются еще такие зрители, которым все это действительно интересно, есть с кем поговорить после спектакля, есть для кого работать, желание не пропадает. Работаем-то мы для себя, нам это 42ТЕНЕВОЙ ТЕАТР нравится. Но театр - это такая зона, что очень хочется, чтобы то, что ты делаешь, нравилось еще и зрителю, чтобы трогало его. В своём театре Илья и Майя делают практически все: от административно-хозяйственной работы до встречи зрителей; от оформления спектаклей до исполнения ролей; от изготовления декораций, кукол и реквизита до любых невероятных акций, сопутствующих спектаклям. - При этом никакого жесткого распределения, кто у нас в театре бутафор, кто осветитель - нет. Кто может - готовит еду, остальные репетируют. Этот принцип работы у нас сохраняется все годы существования театра. То, что «Тень» - театр семейный, чувствуется уже с порога. Атмосфера маленького фойе ассоциируется не с преддверием храма искусства, а с теплым уютным домом, в котором всегда рады гостям. Тех, кто пришел в театр впервые, знакомят со всем, что должны знать «опытные театралы». Перед началом Майя, как воспитательница детского сада, на схеме со стрелочками покажет, что от входа нужно идти сначала к вешалке, с которой начинается театр, потом - к двери с буквами «М» или «Ж», а уж после - в буфет. В фойе, все рассматривают пол, расписанный специально к «Гамлету». На каждой половице - знаменитая фраза из мировой драматургии: «Я пригласил вас, господа...», «Что за комиссия, создатель...». У входа крупнее: «Что вы читаете, принц? На стенах - огромные листы бумаги, на которых зрители могут рисовать. Иногда в самом центре фойе оказывается бассейн с настоящей водой, и можно гонять по нему самодельные кораблики. Дети играют в расставленных везде слоников (это у Ильи и Майи священное домашнее животное, символ театра «Тень»). Смелым девочкам-зрительницам выдают юбки и предлагают поучаствовать в канкане. На смелых мальчиках показывают, что такое грим и костюм. Из больших корзин выдают бутафорские цветы и помидоры и объясняют, когда и куда кидать (уточняют: цветок должен быть без горшочка, а помидор - испорченный). Все сами себе наливают чай и кофе, а потом смотрят спектакли, о которых взахлеб рассказывают всем своим знакомым. В спектаклях «заняты» любые куклы - профессиональные (перчаточные, тростевые, марионетки) и домашние (среди них - не совсем куклы, а просто игрушки: кегли, мячик, экскаватор; а то и домашняя утварь). В «живом плане» на сценической площадке работают актеры - как профессиональные, так и зрители - от мала до велика. В постановках широко используются приемы и самых разных жанров театра(теневого, оперного, балетного и даже мистериального), и других видов искусства (изобразительного, кино и т.д.). Каждый новый спектакль принципиально не похож на предыдущий. Спектакль Парус был целиком выстроен на музыкально-изобра-
ГЛАВА I 43
зительном ряде: в ритме и характере прихотливо меняющейся музыкальной партитуры перед зрителем возникали рисунки, создаваемые Ильей Эпельбаумом каждый раз заново. В Концерте пре вращений визуальный ряд дополнялся графическими изображениями, сиюминутно созданными из песка. Щелкунчик - «спектакль-угощение», на протяжении которого каждый из зрителей получал солидную порцию сладких «обитателей» Кон-фетенбурга. А в финале спектакля из декоративных сценических фонтанов разливались не только пепси и фанта, но и вино (ведь нужно угостить не только маленьких гостей, но и их родителей). Красные шапочки - спектакль, во время которого происходили съемки нового мультфильма на всем известный сюжет. При этом в создании фильма участвовал весь зрительный зал, - и дети, и взрослые: кто рисовал декорации; кто создавал звуковую партитуру (вплоть до озвучения разнообразных домашних животных и скрипа двери); кто оживлял кукол; кто командовал световыми эффекта- ми. Зрители проходили кинопробы, работали не только волком, но и шорохом леса, юпитером и дровосеком - он добыл бабушку из чрева волка, не прибегая к кровожадной хирургии, но по договоренности. Бородатый папа играл Красную Шапочку, дочка - дровосека, попробуй не играть! будешь играть, как миленький. Тут магия семейных предприятий, все заняты в домашних увлечениях, хоть в шарадах, хоть в кукольном театре. Заканчивался спектакль демонстрацией только что отснятого фильма, в финале которого на экране возникали «авторы» - сегодняшние зрители, которых успевали заснять перед входом в зрительный зал. Со спектакля Гастроли Большого Королевского Лиликанского театра в России в театре «Тень» началась новая эра - эра мистификации. И.Эпельбаумом и М.Кра-
44ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
снопольской была придумана страна маленьких, но весьма значительных людей (потому-то они и называются не «лилипуты», а «ли-ликане»; а вот мы, те, кто не может попасть внутрь театра и вынужден смотреть представление через окна, зовемся «велипутами»). Однако, неожиданно для авторов, часть зрителей отнеслась к слову «гастроли» совершенно серьезно. Оправа спектакля—это не только сам помпезный, полный крошечной нарядной публики королевский театр, умещающийся на столе, в окошки которого смотрят пятеро больших, «людских» зрителей. Это и весь обожаемый детьми ритуал, который существует вокруг лили-канских гастролей. Все начинается с чаепития в фойе театра, потом краткая лекция о крошечных ли-ликанах и велипутах (это мы), затем покупка визы (длительностью на 45 минут) и для желающих обмен валюты (к монеткам размером с зернышко выдают сундучок). Перед спектаклем еще предстоит лекция об истории и культуре лиликан-ского народа на лиликанском языке (с синхронным переводом), осмотр выставки микроскопического монументального искусства, оружия и т.д. Ну и, конечно, отдельное счастье—антракт, когда из подвала театра на повозке, запряженной двумя крошечными лошадьми, выезжает буфет с мини-пирожными, бутербродами с колбасой размером с ноготь и малюсенькими чайными приборами. - Интерактивная работа со - Ничего необычного в этом
ГЛАВА 1 45
нет, сейчас это считается самым правильным, самым нормальным приемом общения. Не считая, конечно, каких-то больших спектаклей - оперных, балетных, обреченных своей формой обходиться без плотного контакта со зрителем. Когда выходишь к детям, то работаешь не так, будто варишься, плаваешь в своем собственном внутреннем мире, а они просто допущены на это посмотреть. Дело в том, что маленьких зрителей нужно призвать к этому контакту при помощи сказок, увлекательных историй, игр... Хотя и это не совсем верно. У нас есть спектакль «Метаморфозы», казалось бы, спектакль исключительно для взрослых, так как там рисуются абсолютно абстрактные вещи, без истории и музыки. И оказалось, что дети это прекрасно смотрят. Мы раздавали зрителям карточки в антракте, что- бы они написали, что они увидели, о чем думали во время просмотра. Очень интересные, разные, неожиданные вещи писали и дети, и взрослые. - От чего зависит выбор ре - - Очень часто выбор спектакля Новый спектакль для малышей в «Тени» - «В поисках Синей птицы». Начинается он с лекции, как в музее: демонстрируя картины на стенах, Майя с важным видом несет очень смешную псевдонаучную ахинею, начиная с истории про птицелова Папагено (из моцартовской «Волшебной флейты»), который и ловил эту самую синюю птицу счастья. Далее оказывается, что были еще
46ТЕНЕВОЙ ТЕАТР Папагено второй, третий (показывают на стенах портреты исторических знаменитостей), которые тоже занимались поисками Синей птицы. Было известно, что птица эта прилетает к человеку в момент наивысшего счастья, но глазом ее не увидеть. И вот один из предпоследних Папагенов придумал прибор типа фотоаппарата, который может эту самую птицу зафиксировать. В общем, в тот момент, когда ребенок слегка обалдевает от этих небылиц, появляется ныне живущий Папагено XI, который готов всех, пришедших на спектакль, отвести в царство Королевы Ночи, в ту ее облачную часть, где живут души сказок и наиболее вероятно появление Синей птицы. Ну, а дальше начинается настоящее сафари - для начала и взрослых, и детей обряжают в длинные белые рубашки (в честь Тильтиль и Митиль, которые путешествовали за Синей птицей в ночных сорочках), дают белые носочки и фонарики, и длинной вереницей запускают в темный лабиринт из шелковых облаков. И там, где Папагено решается присесть на остановку, на окружающих группу охотников белых облаках возникают движущиеся теневые картины - кусочки известных сказок. И каждый раз находится новая причина, почему именно сейчас птицы счастья не дождаться и нужно идти дальше. Пройти зрителям придется через многое, включая разочарование от понимания того, что птицы счастья не бывает и финального счастья оттого, что ее все-таки удалось поймать. - Многие убеждены в том , - Давно так повелось - что те - Что бы вы хотели пожелать - Никаких пафосных или осо Адрес : Москва, ул.Октябрьская, 5 (Метро «Достоевского»). ГЛАВА I 47 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы