Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Властелин теневого пространства Александр Крупенин
Московский театр теней успешно работает в наши дни. В его репертуаре не только теневые спектакли, но и обычные, кукольные Таинственное, страшное, смешное, грустное и непременно доброе - вот суть и форма спектаклей «царства теней», где свет и полутьма творят свои колдовские сюжеты. Гаснет свет, раскрывается занавес, и мы с вами попадаем в волшебное пространство. Куклы ожили, люди замерли в ожидании. Теневые фигурки на экране двигаются плавно, мягко и не очень четко очерчены. Поэтому зрителям кажется, что действие происходит ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
как бы в подводном царстве или каком-то другом мире с более густым воздухом. Любая сказка живет в одном мире, одном пространстве: книжной страницы, кадров кинопленки, студии звукозаписи, сценической площадке. Здесь же, в театре теней, персонажи осваивают сразу три совершенно разных мира: мир плоских теневых кукол, мир марионеток и, наконец, наш с вами настоящий мир. О том, как поладить с вечно изменчивой тенью, о закулисных секретах работы уникального театра «Цветному миру» рассказал художественный руководитель Московского детского театра теней Александр Крупенин - человек, до тонкостей разбирающийся в театральном механизме вообще и в специфике теневого театра, в частности.
Александр Крупенин Александр Геннадьевич Крупенин оформил больше 80 спектак лей в драматических театрах Моск вы , Кемерово , Омска , Тулы , Там бова , Иванова , Ставрополя и Яро славля . 1985-1986 годы - главный художник Московского театра эстрады . Участник выставок теат рально - декорационного искусства . Лауреат всероссийских и международных театральных фестива лей . С 1996 года - художественный руководитель Московского дет ского театра теней . В основу спектаклей театра легли лучшие произведения таких писателей, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Ершов, Андерсен, Гоцци, Лонгфелло, Сент-Экзюпери, Лин-гренд, Трэзерс, Чуковский, Маршак и многих других. Совсем маленькие зрители с удовольствием посмотрят такие спектакли, как «Айболит» и «Приходи, сказка!». Детей постарше заинтересуют «Золушка», «Калиф-аист», «Конек-горбунок». А спектакли «Страна превращений», «Маленький принц», и «Черная курица» театр рекомендует для семейного просмотра. Что же касается спектакля «Любовь к одному апельсину», то он поставлен в стиле итальянской комедии масок дел ьарте и рассчитан на детей среднего возраста. Кроме спектаклей с теневыми куклами, в репертуаре театра есть еще и спектакли с куклами объемными. Это -«Аленький цветочек», «Лисенок-плут», «Тайна степной колдуньи», «Алиса», «Канакапури» и другие. - От чего зависит выбор ре - пертура вашего театра ? 33'
- Все сделано для того, чтобы малыши, придя в театр, встретились с уже знакомыми любимыми героями своих первых сказок. Да, ребенок может знать наизусть сюжет, картинки в книжке ему нравятся, но, когда он видит, как персонажи известной ему книжки вдруг оживают, начинают действовать, говорить, реакция может быть очень острой... Если первая встреча приносит детям радость, они с удовольствием приобщаются к театральному искусству вообще и, подрастая, становятся уже зрелой публикой, для которой театр становится уже потребностью. - По Вашим наблюдениям , - Нет, я этого как-то не ощутил. 34
ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
- Помните ли Вы свою самую - Да, в детстве, в классе, ка - В чем специфика вашего - Теневой театр - это погранич китайские цветные тени. Есть еще черные тени, русские. Кроме этих средств выразительности, мы используем объемную куклу, перчаточную, тростевую, напольную, марионеточную и т.д. И, конечно, живой план, где играют артисты, сочетая все эффекты. Мы не ограничиваем себя в рамках и форме, как любой ГЛАВА I
театр мира. Все зависит только от фантазии режиссера-постановщика, художников, артистов, которые вместе творят чудеса. Наш театр очень специфичен и узконаправлен. У него своя эстетика, своя стилистика. Да и технология далеко не та, что применяется в других кукольных театрах. - Расскажите , пожалуйста , - Расскажу о фигурах, управ ТЕНЕВОЙ ТЕАТР дили слаженно, их, конечно, нужно хорошо отрепетировать. Теневая фигура имеет точные, скупые движения, количество которых сравнительно невелико. Поэтому их тщательно продумывают и отбирают. Полезно, чтобы актер сам проверял характерность фигуры, наблюдая ее тень на экране. - Между актерами не возни - Нет. Это театр. Все решает Большинство и объемных, и теневых фигур, «играющих» в спектаклях, изготовлены под руководством и при непосредственном участии Александра Крупенина. Александр Геннадьевич неустанно заботится о том, чтобы кукольные «артисты» были не только яркими и выразительными, но и удобными для актеров-кукловодов. Задача усложняется, когда кукла очень и очень непростенькая.
ГЛАВА I 37 \ И,. |
- При подготовке спектакля «Сказка о незадачливом драконе» я предлагал сделать дракона с одной головой - чисто технически и сделать такую фигуру, и управлять ею гораздо проще, чем многоглавым персонажем. Но режиссеру Владимиру Пронину захотелось, чтобы у дракона было три головы. Тем более, что автор пьесы (известный чешский драматург Ива Пержинова) старалась сыграть на разных характерах этих голов -одна поумнее, другая поглупее, а третья вообще все время спит. И вот - у актера две руки - он может управлять двумя головами, второй актер управляет третьей головой и туловищем, третий - лапами, четвертый - хвостом... Только представьте себе, какое согласье должно царить между актерами, играющими такого персонажа, чтобы спектакль получился!
- Теневой театр может поз волить себе делать такие вещи , которые не подвластны театру объемных кукол . Например ...
В кукольном балете «Руслан и Людмила » по сцене бродит, как положено, сказочный кот на цепи, приплясывает, мигая рыжими огнями, изба на курьих ногах, и вообще творятся чудеса. Наина легким взмахом головы оборачивается то Людмилой, то вороной. Холм открывает глаза, поднимает голову и беседует с Русланом. И летают над Головой вороны и галки - хищные, совершенно живые, шаркающие крыльями по экрану. Блюда, кубки, волшебные гусли, шапка-невидимка весело отплясывают на свадьбе Руслана и Людмилы под музыку Глинки. Черномора без бороды выносят к столу на блюде. И дети очень веселятся, когда посрамленный злодей дерется с жареным поросенком на соседнем блюде. Мощный зеленый дуб со «златой цепью», который буквально держит на себе всю постановку, готов мгновенно превратиться и в стольный Киев-град, и в дремучий лес, и в замок колдуна-Черномора. В нем помещается весь бездонный мир пушкинской сказки, а сам он помещается в небольшие мешки и занимает совсем мало места (а это очень важно для гастрольных поездок).
В спектакле по «Сказке о рыбаке ; и рыбке» и «Сказке о золотом петушке» режиссер В. Беляев и А. Крупенин нашли необычное постановочное решение. Гаснет свет, экран, на котором разворачивается
38 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
действо, превращается в стол, затянутый зеленым сукном. Чернильница, луковица часов, перо, брошенное на листы со знакомым летящим почерком, - реалистически воссозданная обстановка Болдино, где и были написаны эти сказки. Вот задвигалось перо, зазвучала прекрасная музыка Н. Римского-Корсакова, и на чистом листе-экране появились герои «Сказки о рыбаке и рыбке». Решена она философски-глубоко и вместе с тем озорно, остроумно и изящно. Маленькие зрители визжат от восторга, когда старое корыто, угрожающе разевая пасть, гоняется за стариком. У новой избы, из окошка которой выглядывает вредная старуха , вдруг выросли курьи ножки. Растут амбиции старухи, растет и она сама - вот уже сапоги ее размером со старика. Кульминацией становится поистине волшебное превращение церквей и колоколен стоящего на холме города в зубцы короны на голове зловещей старухи-царицы...
- Какими качествами должен
обладать художник теневого те
атра , чтобы в буквальном смыс
ле слова стать властелином про
странства теней ?
- В современной сценографии
становится сложно разделить ху
дожественную и технологическую
составляющие проекта. Профессия
«художник-технолог сцены» вклю
чает все, что связано с формиро
ванием сценического простран
ства: от понимания художествен
ной идеи до технологической раз
работки ее в конструкцию, от ор-
ганизации производства до сценического выпуска спектакля, включая сам его прокат. Пожалуй, в данную сферу деятельности входит вся «закулисная рутина» театральной жизни.
Поскольку я работаю в театре главным художником, то просто обязан быть специалистом во всех театральных профессиях. Нас в Школе-студии МХАТ учили: театральный художник должен уметь все. Он отвечает за каждый гвоздь, забитый на сцене и в декорации. Не говоря уже о том, что он должен знать, как устроить сценическое пространство, какими механизмами, светом, звуком. Ведь он вот в этой коробочке сцены творит свое пространство, свою Вселенную. Причем по всем компонентам: пространственным, цветовым, световым, музыкальным и актерским. Все это художник должен учесть и связать воедино. Иначе все развалится.
Адрес : Москва, Измайловский бульвар, 60/10 (Метро «Первомайская»).
ГЛАВА I
39
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы