Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Оборудование для теневого театра



Схема изготовления экрана.                          Примерные размеры экрана для домашнего театра.


 



см


Размер экрана и всего театра, в первую очередь, - ко­робки и декорационной рамы; зависит от размеров ак­тёров и количества зрителей.

Театр-избушка (из коробки).

Ящик для источника света с окошком.


54


ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


ширину двери прикрепляется ткань или матовая калька. Подойдёт любой материал белого цвета, к примеру, из простыни (лучше без шва посредине) получается отличный экран размером 160x210 см. Планки, как рама, должны быть со стороны зрителей, а экран-простыня - со стороны «артистов», чтобы теневые фигуры прикасали­сь к экрану вплотную. Внизу полотна (по верху нижней планки) надо прочертить фломастером линию «земли» для контроля уровня сцены, чтобы фигуры не летали по воздуху (если это не предусмотрено сюжетом). Просветы выше и ниже экрана желательно завесить плотной тканью или одеялами.

В свободном пространстве . Экран можно также подвесить с помощью бельевых прищепок на бельевую верёвку или проволоку, протянутую между стенами ком­наты, террасы, садовой беседки, прогулочной веранды в детском саду и т.д.

Всё no - взрослому . Если размеры помещения и материаль­но-технические возможности позволяют, можно создать теневой театр «по всем правилам» этого вида искусства.


Для такого театра нужен большой экран из белого полотна (размером не менее 3-4 м в ши­рину и 2 м в высоту), идущий от самого пола сцены. Скорее всего, такой экран придется сшить из нескольких кусков ткани. Лучше, если швы будут идти в вертикаль­ном направлении. По сторонам экрана размещаются непроница­емые для света кулисы, откуда появляются и куда уходят герои теневого представления. В верхней передней части ширмы находится занавес, скрывающий экран во время смены декораций и по окончании спектакля. Он может быть один в центре ширмы. Такой занавес поднимается вверх или «отъезжает» в сторону. Занавес из двух половин раздвигается в обе стороны синхронно или поочерёд­но, если это обусловлено сюжетом.

Экранов может быть и два, расположенных симметрично, и даже три, размещенных так, что боковые экраны (обычно меньших размеров, чем центральный) нес­колько выступают вперед или отступают назад по отношению к основному. Действие может происходить одновременно на всех трех экранах или попеременно на каждом из них. В последнем случае тот экран, на котором в данный момент ничего не показывается, либо закрывают занавесом, либо не освещают.

Заглянем за ширму . На рас­стоянии одного или двух метров от экрана находится стол или несколько маленьких столиков, на которых расположены теневые


ГЛАВА II

55



 


 


фигуры, сменные экраны и декорации. Между столиком и ширмой находятся артисты-теневоды. В небольшом театре они садятся на стульях по бокам рамки. Артисты-теневоды управляют фигурками и говорят от их лица. Они берут то одну, то другую фигуру, прислоняют её к повер­хности экрана и «оживляют», по­буждая действовать.


Световое оформление спектаклей

Свет играет очень важную роль в теневом театре. Именно контраст света и тени определяет специфику этого вида искусства, особенности его воздействия на зрителей. В любом теневом театре сзади эк­рана, обычно на некоторой высоте, находится источник света, скрытый от зрителей. От непрозрачных фи­гур и декораций на экран падает густая чёрная тень, создавая ла­коничные, но при этом предельно выразительные образы.

Выбор источника света зависит от вида и размеров театра.

Если экран небольшой, напри­мер, размером 25x40 см, то ис­точником света может служить любая лампа. Сзади экрана, на столе или на тумбочке, устанав­ливается фанерный (внутри зачер­ненный) ящичек с лампой. В


56ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


ящичке следует вырезать окошко размером 2,5x4 см или 5x8 см. При таком размере театра и типе освещения бумажные декорации прикрепляются к самому экрану. Фигурки тоже приставляются к экрану и образуют на нём тени такой же величины, как сами фигурки.

На большом экране тени фигу­рок и декораций могут изменять свой размер при удалении от экрана и приближении к нему. Но для большого экрана обычные лампы не годятся, так как нити на­кала в них расположены полу­кругом и при проекции фигурки образуют на экране хоть и увеличенные, но расплывчатые силуэты. Хороший источник света - 100-ваттная лампа, применяемая в проекционных фонарях. Просты и удобны 12-вольтовая лампа от фильмоскопа и 6-вольтовая авто­мобильная лампочка. Но к ним нужен понижающий трансформа­тор, дающий напряжение 6 вольт, или аккумулятор, или батарея. Подойдёт и лампочка от карман­ного фонаря, но без рефлектора -у неё тоже короткая нить накала. Можно также использовать филь­москоп: поставить боком к экрану и открыть задний кожух с рефлек­тором. При том следует закрыть лампочку сверху и сзади тёмными картонками, чтобы избежать посторонних теней.

Установка света - важный момент для теневого театра. Свет должен падать сзади и сверху, находясь между кукловодом и экраном. В этом случае тени рук


не попадут на экран, а изображения будут оптимально чёткими. Для получения особых эффектов можно перемещать свет: отодвигать или приближать лампу к экрану, пере­мещать в стороны. Так можно изо­бразить вихрь танца, ветер, метель. Лампу устанавливают на высоте 1,4-2 метров от пола и в 1,5 метра от экрана (если позволяет сцена, - в 4-5 м) со стороны «актёров». Голова, руки, плечи кукловода всё время должны быть ниже уровня «земли» (линии на рабочей рамке), чтобы не появлялись лишние тени. Место установки источника освещения отвечает следующим условиям:

• световая точка от лампы или
объектива включённого диа­
проектора не должна быть
видна сквозь полотно экрана
зрителям первого ряда;

• лампа не должна быть распо­
ложена слишком высоко и
слишком близко к экрану;

• световая точка должна быть
расположена так, чтобы на
экран не падала тень от головы
кукловода, и между ним и эк­
раном было небольшое рассто­
яние, позволяющее свободно
работать с теневой фигурой.
Если не соблюдать эти правила,

то свет будет падать под очень острым углом к поверхности экрана, и поэтому тень даже при самом незначительном отводе фигуры от экрана будет деформи­роваться. Кроме того, если вы даёте какие-то элементы проекци­онной декорации, она будет сильно искажена.


ГЛАВА II

57


 

Надо упомянуть еще об одном условии освещения в теневом театре. Важно, чтобы за экраном не было светлых или блестящих предметов, которые отражают лучи проектора или лампы и создают рассеянный свет. Большое коли­чество света, отраженного за эк­раном, заметно снижает чёткость тени на экране.

На рисунке вы видите распо­ложение источника света (при высоте нижнего края экрана 140 см от пола). На этом же рисунке показано, как работает актёр при таком положении источника осве­щения.

Количество источников све­ та . Как правило, источник света в теневом театре бывает один, хотя для некоторых специальных и трюковых эффектов их может быть и больше.

Световые и цветовые эффек­ ты . Театр теней может вызвать у детей ещё более яркие эмоции, если будет продуман контраст тёмных силуэтов и цветного освещения. Фон, на котором действуют персонажи, может быть


слегка подцвечен, а отдельные детали декораций и фигурок загорятся цветными огоньками, если на их месте приклеить кусочки целлофана, цветного стекла или окрашенной папиросной бумаги. Для световых эффектов и цветного освещения теневого спектакля рекомендуем подобрать комплект цветных стёкол или плёнок. Проще всего в нужный момент (по сюжету спектакля) поднести к лампе кусочек цветной плёнки или тонированного стекла. Но еще лучше и удобнее исполь­зовать выдвижные рамочки на коробке с источником света и вставлять в них цветную плёнку или тонированное стекло. Напри­мер, жёлтого или розового цвета, если вы хотите показать восход солнца; тёмно-синего или фиоле­тового цвета, если по сюжету нас­тупает ночь. С помощью подсветки можно изобразить луну, солнце, звёзды, радугу и даже вспышки молнии. Например, вы вставляете кусочек чёрной или фиолетовой бумаги с вырезанным в нём серпом месяца, направляете подсветку на

О *.


 

зрители


экран


кукловод


источник света


58ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


экран и начинаете медленно двигать плёнку с месяцем. Зрители видят на экране месяц, плывущий по тёмному небу. Или солнце, выходящее из-за туч. Или сверка­ющую молнию.

Если соединить вместе нес­колько плёнок и поворачивать их перед источником света из сторо­ны в сторону, по экрану побегут цветные лучи, будто это салют или прожектор в цирке. На экране «пойдет» дождь, если перед све­тильником сыпать из коробочки с мелкими отверстиями манку или песок, пудру, мелкую соль, зубной порошок. Разумеется, внизу нужно своевременно разместить поддон или коробку.

Стеклянные декорации -«диапозитивы» - легко изготовить самим. Для этого нужно вырезать кусочки стекла по величине стандартных диапозитивов (напри­мер, 4,5x6 или 8,5x8,5 см). Стёкла нужно вымыть в воде с содой, тщательно протереть сухой тряп­кой и покрыть цветной эмульсией. Получатся «цветные стекляшки», позволяющие окрашивать свет, направленный на экран. Сегодня в продаже можно найти любые художественные материалы, но эмульсию для декорирования стекла можно приготовить и самим. Вот самые простые рецепты основы, в которую добавляются красители:

• Сахарная пудра смешивается
с сырым яичным белком в про­
порциях 1/5.

• Небольшое количество столяр­
ного клея разводится в стакане
горячей воды и доводится до


кипения (пока смесь не станет прозрачной).

• Белок одного яйца взбивается, отстаивается 5-6 минут и сме­шивается с двумя чайными лож­ками горячей воды.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь