Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Какие и как действуют ловушки, соблазны, препятствия, демоны и обольщения на йогов-отшельников, предающихся аскезе в уединенном ритрите, и как их избежать



Какие и как действуют ловушки, соблазны, препятствия, демоны и обольщения на йогов-отшельников, предающихся аскезе в уединенном ритрите, и как их избежать

 

(практические советы начинающим монастырским, пещерным, лесным и горным отшельникам)

 

Преданность, вера, верность прибежищу, Гуру, чистая самайя, общество святых Мастеров и понимание воззрения Адвайты – были и будут самыми лучшими защитниками и друзьями садху, которые помогут ему одолеть все искушения, любые помехи, избежать ловушек и стать победителем в своей битве

 

Предисловие

 

Когда начинающий садху пытается выполнять аскетические практики – начитывать мантры, много медитировать в уединенном ритрите, он проходит через разные искушения, соблазны и испытания.

 

Эти переживания связаны с его тонкими кармическими следами пребывающими в памяти тонкого тела и каналов и являются обычными переживаниями в период очищения.

 

Эти испытания порождаются отчасти его тонким телом, и кармами в нем сокрытыми, отчасти демонами и духами тонкого мира, отчасти тем и другим.

 

Садху, вступая на путь освобождения, должен понимать, что это путь подобный духовной битве, в которой нелегко одержать победу.

 

Занимаясь интенсивной садханой, медитируя, выполняя тапас, пребывая в уединении, соблюдая обет молчания, садху в некотором смысле идет против привычного течения своей кармы, против воли низшей природы материального мира, из которой состоит его тело.

 

Все кармы, которые находятся в тонком или причинном состоянии в потоке его сознания пробуждаются и активизируются в этот момент, поскольку они должны быть сожжены и очищены за одну жизнь, если садху стремится к Освобождению.

 

В период аскезы и уединения напряжение сознания в тонком теле, энергии в каналах возрастает в десятки, сотни раз. Вспениваясь, циркулируя, эта энергия порождает многочисленные вибрации, возбуждая любопытство, зависть или беспокойство различных существ внутреннего микрокосмоса – от демонов до полубогов.

 

И хотя все эти существа в чистом видении являются проявлениями божеств, а в абсолютном смысле являются проявлениями тонкого ума садху, по неопытности он может испытывать разнообразные препятствия соблазны и искушения, сталкиваясь с ними.

 

Иногда подобные существа, чей интерес пробужден садханой отшельника ищут причину магического напряжения в тонком мире, а обнаружив ее и, оценив качества садху, они избирают тактику и способ воздействия на него, и докучают отшельнику с целью, чтобы он прекратил свою аскезу.

 

Все это именуется «кармические кредиторы», карма, составляющая тонкое и грубое тело. Выполнять тапас означает идти наперекор карме, идти против обычного течения кармы, формировать новое течение праны и новое направление ума.

 

Садху должен понимать, что если он решил выполнять тапас, то сансара не пожелает отпускать его так просто, без усилий, очищения и духовной битвы. В тонком теле садху, в причинном «свернутом виде», содержатся все непрожитые события, которые он должен прожить, все эмоции, чувственные удовольствия и желания, которые он должен испытать, все родственники, дети, супруги, отцы и матери, которых он должен получить в этой и следующей жизни, согласно закону кармы, болезни и препятствия, с которыми он должен столкнуться, виды деятельности, обязанности и долги, которые он должен пройти, все недовольные существа, которым он должен отдать старые кармические долги из прошлого, все любящие существа которых он должен одарить своим вниманием и привязанностью, все книги, которые он должен написать.

 

Все это будет проявляться и выходить из тонкого тела йога в процессе интенсивной практики.

 

В зависимости от заслуг, у дивья-садху кармы будут проявляться мягко и гармонично, освобождаясь в своей пустотной Основе в момент возникновения, у вира-садху – интенсивно и динамично, усмиряясь его волей и силой бесстрашного намерения, у пашу-садху кармы будут вызывать искушения, соблазны и трудности в процессе их преодоления.

 

Все это кратко именуют – «препятствия».

 

Таких главных препятствий всего шесть, они таковы:

1. Внешние препятствия

2. Блуждание ума, искушения, желания и соблазны

3. Помехи тонкого плана: подавленность сознания, утрата веры и силы духа

4. Обольщение марами

5. Обольщение собой

6. Болезни от расстройства праны

 

Рассмотрим их подробнее.

 

Глава 1

Внешние препятствия и как от них избавиться

 

Эти препятствия могут проявляться в физическом мире в самом начале ритрита, когда садху только переселяется в келью, пещеру, палатку и т.д.

 

Ни с того ни с сего ухудшается погода, дует ветер, на место ритрита приходят посторонние люди, звери, птицы, насекомые, докучая своим вниманием, или возникают странные сны, где отшельнику могут угрожать неведомые существа выражающие свое недовольство, слышатся звуки и появляются необъяснимые чувства беспокойства, подавленности и страха по ночам.

 

Это указывает что местные существа – хранители местности недовольны вашим присутствием и их следует умилостивить, сделав подношения угощением – фруктами, сладостями, йогуртом и чем имеется, представив местных божеств или духов-хранителей как форму своего божества и если есть возможность, обратившись к ним с соответствующим именем. Например, если ваше божество покровитель – Шива, и вы практикуете в горах, то следует обращаться с именем Шивы, предающегося садхане в горах: «Ом гири садханайя намаха».

 

Садху высшей категории

 

Садху высшей категории могут устранить эти препятствия, просто находясь в созерцании своей изначальной природы, пребывая в естественном присутствии, однонаправленном и глубоком естественном самадхи, божественной гордости, чистого видения и единого вкуса до тех пор, пока не появятся признаки очищения местности от помех и не проявятся благоприятные знаки – хорошая погода, радуги, благоприятные сновидения, звуки колокольчиков и т.д.

 

Как применять чистое видение:

 

Следует рассматривать внешние помехи как даршан, благословение, исходящее от особых божеств, испытывающих веру и решимость садху и благодарить их за это.

 

Глава 2

Блуждание ума, искушения, желания и соблазны, и способы их превзойти

(мара клеш)

 

Если садху приступил к отшельничеству рано, и в обыденном монастырском житии, служении не сумел достаточно очистить себя от страстных желаний и соблазнов, блужданий ума, и только подавил их силой воли, то в отшельничестве, там, где нет суеты и отвлечений для ума, все они усилятся и начнут выходить наружу, по очереди, или все сразу из глубин души отшельника.

 

Его поочередно могут одолевать желания развлечений, разговоров, обжорства, сексуальной близости, долгого сна, лени и праздного гуляния по окрестностям ритрита, разглядывания картин природы, фантазии ума и многое другое.

 

Иногда на него могут накатывать приступы старых воспоминаний с чувствами вины, привязанности, обиды или гнева. Иногда он может поглощаться фантазиями, представляя красивых женщин и страстные постельные сцены, которые будут идти перед его взором, либо если у него силен гнев, его ум может впасть в вынашивание планов мести своим обидчикам, либо если у него есть соответствующие склонности, он может воображать как он мог бы обрести влияние в духовных кругах, власть и могущество, доказав другим свое превосходство в знаниях и сверхъестественных силах, или его посетят идеи развернуть торговлю, бизнес в миру, успешное предприятие и добившись успеха разбогатеть.

 

Иногда он, даже не замечая, будет словно бы вести непрерывные мысленные разговоры, дебаты с оставленными в миру родителями, женами, детьми, друзьями или членами монашеской сангхи будто бы пытаясь им что-то доказать или объяснить в своем уме. Иногда он будет бодр и решителен в тапасе, а иногда пребывать в лени, сне и безделии.

 

Все это может быть присуще начинающим садху и отчасти садху средней категории. Это происходит поскольку в затворе все каналы ума по которым поступают чувственные впечатления резко ограничиваются и давление тонких карм, находящихся в памяти тонкого тела, пран-ветров на ум увеличивается многократно.

 

Не находя удовольствий от наслаждения объектами чувств, прана беспокоит ум, тот возбуждаясь, начинает работать в гиперактивном режиме, создавая напряжение в тонком мире, и часто провоцируя разнообразные тонкие силы и существ вокруг.

 

Иногда в ум могут приходить самые абсурдные фантазии и желания для садху в отшельничестве, например,

стать полубогом и наслаждаться на Небесах в прекрасных дворцах,

стать великим асуром и, затеяв битву с кем-либо, возглавить огромную армию,

похвастаться перед друзьями своими достоинствами,

есть какую-либо изысканную пищу,

посмотреть на демонов и их силы,

обрести власть над миром,

отомстить сопернику или недругу в миру и т.д.

 

Этим абсурдным фантазиям и деланиям ума не будет конца, если садху не научится пресекать подобные мысли в самом зародыше, практикой самоисследования, самоосвобождения и отрешения. Иногда отшельнику, обладающему заслугами, могут приходить в ум сверхинтересные идея, открытия, изобретения, оригинальные проекты решения всех проблем человечества и т.д. Все эти идеи естественно исходят из читты – склада, в котором хранятся воспоминания и умственные тенденции. Они могут захватывать дух и «перемалываться» умом с утра до вечера, днями и даже месяцами, опустошая и обессиливая неопытного садху.

 

Применение противоядий

 

Если же он неумел или набор мыслей и желаний силен, то ему следует сосредотачиваться на изучении священных текстов, размышлять о непостоянстве, пагубности клеш и страданиях сансары, читать молитвы святым, своему божеству с просьбой об усмирении ума и представлять на макушке иллюзорное тело коренного Гуру в чистом божественном облике, посылающего благословения с мудрами защиты и исполнения желаний.

 

Он может применять как противоядие:

- раскаяние,

- читать защитные тексты-кавачи,

- молитвы божествам,

- подношения на алтарь,

- простирания,

- практики очищения памяти тонкого тела (самскара-шуддхи) и другие садханы чтобы очистить и усмирить ум.

 

Чтобы ни делал садху, ему следует поддерживать:

- воззрение недвойственности,

- нерушимую веру,

- самайю,

- равновесие,

- чистоту и гармонию (самйогу) в сознании, пранах и теле, не нарушая их.

 

Если такое равновесие поддерживается долгое время, оно успокаивает ум и очищает его от желаний и мыслей.

 

Как применять чистое видение:

 

Следует рассматривать клеши и желания как украшения естественного состояния, пустые и чистые в своей основе игры энергий Всевышней Сущности, которые неспособны затмить лучезарную природу Высшего Я.

 

Глава 3

Болезни и уныния от расстройства праны и как это поправить

(мара, забирающий жизненную силу)

 

Бывает, неопытный садху начинает соблюдать целибат, усердно и по многу часов медитирует, мало двигается, ест мало и пищу, которая относится к конституции «вата», отрешается от многих желаний, выполняет аскетические практики, но делает это не умело, не умея поддерживать в теле баланс и гармонию – белой и красной сущности, Агни и Сомы, солнца и луны, оджаса и теджаса.

 

Тогда связь его ума с землей и водой в теле, с нижними чакрами ослабевает. Поскольку эти центры, содержат красную каплю, жизненную силу, дарованную ему вселенной, отвечают за здоровье, иммунитет и благополучие, то его здоровье и иммунитет начинают слабеть, уменьшаться.

 

Если ум садху беспокоен и он склонен впадать в интенсивные размышления, он также теряет связь с землей и баланс пран в его теле нарушается.

 

Его прана ветра идет вверх вслед за умом. Его прана воды и земли стремится опуститься вниз, а прана огня, не сдерживаемая ни снизу, ни сверху опаляет тело. Его энергия оджаса уменьшается и иссушается силой неконтролируемого теджаса, а прана покидает привычное место поднимаясь вверх.

 

Тогда садху становится слабым, болезненным, ленивым, ветреным, уязвимым, мнительным, у него появляются дурные и странные сны, он чувствует тяжесть во всем теле, апатию и вялость и головокружение. Из-за всего этого он приходит в уныние, волнение, дурные мысли начинают атаковать его и он теряет путь, будучи не способным выполнять даже простую садхану.

 

В этом случае ему нужно прекратить затвор, ритрит, отшельничество и уделить внимание своему здоровью, гармонизации праны и заземлению.

 

Он не должен впадать в панику, уныние и терять свою веру, ему следует с верой молиться своему божеству о благословении, здоровье и долголетии, он должен включить свое воображение и воображать себя радостным, полным сил, обладателем долголетия, нерушимого здоровья, с крепким и мощным телом, гармоничной энергией. Он должен прекратить медитацию и большую часть времени заниматься ходьбой с заземлением, выяснив методы заземления праны у своего Гуру.

 

Ему следует поклоняться женским божествам, таким как Прана-шакти, Лакшми и божествам, дарующим долголетие, таким как Дханвантари, Шива, дарующий нектар бессмертия и др.

 

Ему следует мысленно обратиться с молитвой к своей красной сущности (бинду) в области копчика с Кундалини мудрой, представляя ее в облике Прана-шакти попросить ее насытить тело жизненной силой.

 

Когда садху ложиться спать, ему следует представлять, как он отправляется во сне в чистые страны для получения от божественных существ благословений и волшебных эликсиров, дарующих здоровье и сиддхи долгой жизни.

 

Такому садху благоприятно:

- медитировать с шамбхави мудрой на элемент земли, сидя и в движении, объединяя созерцание с качествами земли,

- медитировать у воды или на шум текущего ручья, чтобы усилить элемент воды и оджас в своем теле,

- заниматься ходьбой, объединяя созерцание с муладхара-чакрой и свадхистана-чакрой в пропорции 2х1,

- концентрироваться на чакрах в следующей последовательности: муладхара, свадхистана, анахата и манипура, в пропорции 2х3х1х1, чтобы сгармонизировать и восстановить праны,

- делать омовения, масляные массажи,

- есть плотную пищу конституции «капха».

 

Бывает так, что в одно время случается дисбаланс ветров, помехи из тонкого мира от вредоносных существ, влияние дурных планет и искушения от собственных клеш и ума. Это означает, что неблагоприяные планеты захватчики – грахи оказывают негативное труднопреодолимое влияние на судьбу садху, его тонкое тело.

 

Садху, если его вера слаба, в это время может испытывать болезни, сомнения и уныние. Ему нужно начать с восстановления и укрепления веры, ибо вера это фундамент жизненной силы и всего, что существует во вселенной. В это время, если он не опытен, ему не следует практиковать интенсивную садхану, находиться в ритрите.

 

Ему необходимо читать защитные тексты кавачи, гимны, молитвы о здоровье и долгой жизни, делать подношения своему главному божеству и др. божествам, таким как Лакшми и Прана-шакти.

 

Постоянно следует практиковать заземление, т.е. выполнять медитацию пространства, божественной гордости, соединяя созерцание с муладхара-чакрой и внешней землей, свадхистана-чакрой и внешней водой. Так же, если есть возможность, следует умилостивить планетарных божеств подношениями, гимнами, ношением астрологических амулетов и защитных шнуров.

 

Таким образом, праны будут полностью восстановлены, неблагоприятное влияние тонкого мира – нейтрализовано, и садху успешно продолжит свою практику.

 

Как применять единый вкус:

Этот период следует использовать для тренировки в отсечении надежд, цепляний и страхов за «я», рассматривая равностно блаженство и страдания, успехи и болезненные состояния, как проявление единой сущности.

 

Как применять чистое видение:

Следует рассматривать болезни и расстройства как даршан, отсекающий цепляния за эго, как искусный метод, ускоряющий духовное созревание.

 

Глава 4

Помехи тонкого плана: подавленность сознания, утрата веры и силы духа и как их одолеть

(мара скандх)

 

Иногда садху в ритрите может чувствовать себя угнетенным и подавленным без каких-либо видимых причин.

 

Ему может казаться, будто его покинула вера, сила духа и он пребывает в унынии, разочаровании и замешательстве.

 

Это может быть обусловлено:

- влиянием собственных карм, хранящихся в памяти тонкого тела в виде отпечатков;

- влиянием духов;

- помехами от других людей;

- неправильной практикой;

- потерей веры в себя.

 

Влияние собственных карм

 

Если это влияние собственных карм, вызванные стрессом от неудовлетворенных мирских желаний, то нужно на некоторое время уменьшить интенсивность садханы, прекратить сидячую медитацию пустоты и заняться ходьбой в созерцании, разглядывая приятные ландшафты, горы, открытые пространства, моря, реки или озера.

 

Также благоприятно заняться тем, к чему склонен садху по своей природе, то есть делать то, что нравится в рамках практики, например, читать тексты, заняться приятной физической работой к примеру – работой в саду или в поле рядом с кельей. Когда его тело утомится и придет расслабление, в уме воцарится покой и безмятежная радость.

 

Как применять чистое видение:

Следует понять, что даже кармы и клеши в своей основе пусты, нереальны, чисты по своей природе и реально не могут принести никакого вреда Основе твоего ума, так же как не может обжечь огонь, видимый в зеркале или укусить собака пригрезившаяся во сне.

 

Как применять воззрение божественной гордости:

Влияние собственных карм следует рассматривать как украшение своего Высшего Я, как пустотную и совершенную игру Его лучезарных энергий. При этом не следует путать воззрение с поведением, то есть даже имея воззрение божественной гордости на кармы и клеши, в относительном поведении мы с ними работаем как обычно.

 

Влияние духов

 

Если на садху влияют духи местности, внутренние кармические кредиторы, то ему могут сниться дурные сны с вредящими существами, насекомые или змеи, а поутру он будет просыпаться разбитым и опустошенным.

 

Он может чувствовать неприятное давление на макушке, во лбу. У него может быть тягостное настроение, гнетущее восприятие реальности и страх. Он может чувствовать будто ему на голову натянут вязкий колпак, вызывающий тупость, тяжесть, подавленное настроение и плохое пищеварение.

 

В этом случае ему нельзя впадать в панику, и несмотря ни на что следует хранить несокрушимую веру и оставаться невозмутимым, радостным и бесстрашным, черпая силу из более тонкого сознания, которое не подвластно никакому влиянию.

 

Глава 5

Обольщение марами и как от этого избавиться

 

Садху категории «пашу»

 

Начинающему отшельнику в ритрите ни в коем случае не следует ввязываться в такие диспуты и разговоры, ибо само такое ввязывание означает факт признания реальности мар и наделяет их силой и влиянием большей чем они обладают в самом деле.

 

Он может вместо участия в диспутах мар, выполнять защитные садханы, призывать Прибежище, читать мантру своего божества с просьбой о защитных благословениях.

 

Демоны могут быть очень изощрены в логике, софистике, рабулистике, черной риторике и им ничего не стоит одолеть начинающего с помощью своих аргументов. Правильнее всего вообще не вступать в диспуты и общение с ними ни во сне, ни наяву, ни в медитации, ни в мыслях, а просто сохранять спокойное созерцание, медитируя на иллюзорность всего проявляющегося.

 

Неверие в демонов – их рассеивает, а ведение с ними дебатов только укрепляет их, ибо допускает факт их самобытия. Но если уж доведется вести такой диспут, например, во сне или в тонком видении при медитации, садху следует безупречно держаться веры и воззрения адвайты за пределами логики и понятий. Ему следует пребывать в осознанности вне мыслей, медитируя на иллюзорность всего проявляющегося, в том числе и мар.

 

Пребывая в такой осознанности, он не будет подвергаться никакому влиянию и легко одолеет демонические уловки, логику, софистику, риторику мар. Он сможет легко возразить в ответ, что в этом мире нет ничего реального, а реальны лишь наши вера и убеждения. Ибо все есть Бесконечное сознание. Логика и рациональный подход в вопросах веры неуместны, ибо священные тексты являются сосудами и телами божеств-видьядхаров, сами же они многомерны и существуют вне времени, логики, понятий, хода истории и пространства, также как и святые.

 

Ему следует возразить, что они недоступны тем, кто не имеет видения за пределами двойственности и понятий и не очистил свое сердце верой, преданностью, созерцанием и самоисследованием.

 

В любом случае садху никогда не должен слушать демонов, поддаваться их уловкам, помня, что они бессильны пока у него есть вера и созерцание и они не могут причинить ему никакого вреда, только если он сам не запутается и не впадет в сомнения.

 

Садху категории вира

 

Подобный садху никогда не слушает, что говорят мары, поскольку обладает истинным воззрением и самоосвобождающим созерцанием. Он не видит мар как что-то реально существующее, для него они не более чем иллюзорная игра энергии на зеркале Бесконечного сознания, которая принимает антропоморфный облик.

 

Если же они докучают ему, то выполнив преображение в иллюзорное тело и зародив великую божественную гордость, ему следует усмирить их, произведя различные очаровывающие действия, такие как вдохновляющие, подавляющие, вводящие в заблуждение, покоряющие, обольщающие и умиротворяющие. Если ему не удается усмирить мар очаровывающими действиями, он должен прибегнуть к активным усмиряющим действиям, таким как контроль над сознанием (вашикарана), атака (устадана), изгнание – экзорцизм (уччатана), обездвиживание (стамбхана) и т.д.

 

Усмирив, таким образом, мар, он связывает их клятвами служить Дхарме и не чинить вреда садху.

 

Садху категории «пашу»

 

Такой садху должен защищать свою веру, самайю и преданность любыми доступными средствами – чтением священных писаний, чтением мантр своего божества, защитных текстов, совершением подношений на алтарь, раскаянием, аналитическими медитациями, призыванием защиты святых, Гуру и Прибежища. Он не должен слушать и воспринимать в серьез ни единого слова из того, что говорят мары.

 

Но, если уж его ум все таки ввязался в дебаты с марами в сновидении, в медитации или наяву в виде внутренних мысленных диалогов с самим собой, такой садху должен возразить, что Прибежище, объекты веры – абсолютны, чисты и священны по своей природе и ничем не могут быть запятнаны, ни рассуждениями, ни логикой, ни хулой.

 

Ему следует возразить, что понятие учителя, Гуру как драгоценности указывает не на человеческую личность, а на принцип проявления Абсолюта и его благословляющей силы и милости в человеческом теле в относительном измерении, и оно не может быть охвачено и понято логическим мышлением и описано материальными определениями.

 

Ему также следует возразить, что понятие сангхи как драгоценности многомерно и включает в себя всю вселенную от богов, риши, сиддхов, святых до людей и судить истинно о сангхе можно лишь пребывая в измерении чистого видения, а любые попытки ее обсуждать в нечистом состоянии ума бесплодны и являются заблуждением, ибо сангха есть проявление чистого видения и понять ее возможно лишь поднявшись на уровень чистого видения.

 

Что касается Дхармы, то, не слушая никаких уловок, ему следует возразить, что о Дхарме истинно судить могут лишь святые, ее излагающие, те, кто познал Бога, усмирил свой ум и достиг истинного пробуждения.

 

А мары наверняка к таковым не относятся. Затем следует перейти в наступление, указав, что демонам лучше самим обратится к самоисследованию, практике учения и чистому видению, вступив на путь Освобождения, чем усугублять свою карму, пытаясь мешать садху.

 

Наяву же ему никогда не следует вести подобные беседы, рассеивая любые помехи, наблюдением за мыслями, внимательностью к чистому сознанию, устойчивостью в шамбхави мудре, а если это не удается следует применять краткий слог «пхат», пребывание в созерцании «подобное горе» и другие методы.

 

Садху категории «дивья»

 

Лучший садху однонаправлено и безусильно держится совершенного воззрения адвайты подобного небу, пребывая без отвлечений, в проницательном созерцании вне концепций, и не покидая чистого видения, единого вкуса и божественной гордости. Он переживает «Я есть Всевышний», «Все есть Абсолют» и у него нет даже тени сомнений.

 

Для него нет никаких мар и никаких иллюзий, которые надо рассеивать или соблазнов которые надо избегать. Он настолько предан воззрению, что не разделяет недвойственное воззрение и свое «я» даже на самую малость.

 

На него подобные уловки не производят ни малейшего впечатления, как птицы, летая, не могут оставить следов в небе или как капли дождя, падая в океан, не могут вызвать в нем волны и заставить выйти океан из своих берегов. Для него не существуют ни одного понятия, которое надо опровергать, ни одного мары которого надо усмирять, а есть только одна неделимая Сущность, изначально чистая, святая и спонтанно совершенная.

 

Он не желает никого усмирять, но это происходит само собой силой одного только пребывания в недвойственном воззрении и естественной осознанности.

 

Когда он объединяется с элементом земли все мары обездвиживаются и теряют свою активность, когда он соединяется с элементом воды, все те, кто пытался его обольстить, сами подпадают под его влияние, и он может контролировать их сознание.

 

Когда он объединяется с элементом ветра, любое влияние мар рассеивается силой распространяющегося во все стороны тонкого ветра.

 

Когда он объединяется с элементом пространства, все влияния прекращаются, поскольку все, чинящие помехи существа впадают в ментальный ступор, прострацию, апатию, узнают свою пустую природу и растворяются в пустоте чистого сознания, обнаруживая свое изначальное несуществование.

 

Как следует применять чистое видение:

 

Рассматривать влияние мар, как шактипат гневных божеств, проверяющих и укрепляющих веру, стойкость, крепость, силу духа йога-отщельника.

 

Обольщение псевдовидениями

 

Если садху одолеет предыдущие искушения и обольщения, то мары его могут искушать псевдовидениями.

 

Отшельнику может казаться, что он видит богов и ангелов в медитации и наяву, посещает райские обители, видит чудные пейзажи, но во всем этом будет как бы тонкая рассеяность, отвлечение от естественного присутствия, уводящая в сторону. У садху будет желание забыться в этих видениях, погрузиться в них, поэтому они ложны.

 

Все эти видения есть заблуждения и одна из форм обольщения, то есть, это будут не истинные боги или ангелы и не истинные райские миры, а творения мар подсознательного ума.

 

Если садху сохраняет трезвость и бдительность, не поддается видениям, они исчезнут, тогда его мудрость углубится, и он преодолеет еще один барьер на пути к Великому пробуждению,

 

Глава 6

Обольщение собой и как его избежать

 

Когда садху прошел испытания в виде предыдущих семи разновидностей обольщений от действий внешних мар, и они перестали действовать на поток его ума, наступает еще более тонкий период – обольщение от себя, то есть, от своего ума, эго.

 

Обольщение собой бывает следующих разновидностей:

- обольщение самомнением и своими якобы большими успехами, «высоким уровнем» святости,

- обольщение блаженством, ясностью и пустотой,

- обольщение сверхчеловеческими ощущениями и магическими силами богов,

 

Обольщение ясностью

 

Превзойдя, захваченность блаженством и восторгом и продолжая медитацию, садху может погружаться в тонкие состояния ясности, переживания всеведения, всезнания, всепонимания.

 

У него могут быть видения небесных стран, переживание нисхождения божественного света, его озаряют многочисленные интуитивные прозрения о природе реальности, взаимосвязанности событий, строении вселенной, о принципах мироздания, сущности времени, творения, возникновения вселенной и т.д.

 

По сравнению с ними предыдущие опыты блаженства кажутся грубыми и незрелыми. Сила ума садху возрастает так необыкновенно, что он может видеть, слышать на отдаленном расстоянии, прозревать будущее, видеть прошлое.

 

Иногда ему может казаться, будто он, взглянув на песчинку или листок дерева, может познать всю историю жизни вселенной силой своего проницательного разума. Его могут увлечь невероятные тайные знания о вселенной и он чувствует, что ему доступно все для познания чего бы он ни пожелал. У него может появиться непреодолимая тяга к творчеству, самовыражению в возвышенной поэзии, в философских трактатах, в масштабных проектах, желании наставлять и духовно поучать других.

 

У него может появиться желание рисовать неведомые божественные миры, спонтанно пробудиться интуитивные знания древних языков, священных текстов и желание их комментировать и излагать.

 

У него может быть множество видений божественных существ, учителей, сиддхов, полубогов, ришей, он даже может видеть Брахму, Вишну, Шиву, Даттатрейю, Будду, Христа и т.д. Все это явно указывает на успехи в созерцании, очищении ума и прогресс в медитации, самоисследовании.

 

Однако, если возникает захваченность подобными переживаниями, она может затмить созерцание природы я и самоосвобождения, тогда будет нарушено тонкое равновесие (самйога) и садху собьется с истинного пути, утратит истинное воззрение и медитацию.

 

Он может оставить свою садхану созерцания и самоосвобождения, чтобы наслаждаться открывшейся мудростью и знанием, бродить по астральным измерениям, чистым небесным мирам, разглядывать существ их населяющих.

 

Вместо высшего пути Освобождения, Просветления и слияния с Абсолютом, он пойдет по пути богов мира форм (рупа локи), поглощенных привязанностью к разнообразным возвышенным состояниям. Если он будет захвачен подобными состояниями в течение своей жизни, то в следующей жизни он родится богом мира формы, наслаждающимся тончайшими состояниями ума, но не достигнет Освобождения от сансары. Если не реализовано истинное воззрение и единый вкус, то Всевышняя Сущность не познана, а наслаждение состоянием мира форм рано или поздно исчерпается. Когда уйдут наслаждения формой возникнут страдания.

 

Мудрый отшельник не захватывается переживаниями внутренней ясности и продолжает созерцание, игнорируя открывшиеся знания и способности.

 

Здесь следует заметить, что под словом «игнорируя» учение предполагает не отрицание, а самоосвобождение. Как известно между отрицанием и самоосвобождением существует разница как между небом и землей. Самоосвобождение означает распознавание светоносного пространства Великой Основы, Природу Ума внутри каждого переживания. Джняна-садху может использовать опыты ясности, например, писать стихи, музыку, творить картины, излагать учение, составлять трактаты, но он должен понимать их относительный двойственный характер, однонаправлено пребывать в воззрении за пределами понятий и созерцать источник всех переживаний тщательно и искусно поддерживая равновесие сознания и мысленной энергии - самйогу.

 

Если самйога поддерживается, значит садху находится на истинном пути и уверенно идет к Освобождению.

 

Как определить существует истинная самйога или нет?

 

Если самйога поддерживается, садху:

- всегда пребывает в недвойственном воззрении,

- в естественной созерцательной медитации за пределами понятий,

- его поведение необусловлено кармой, миром, а является игрой (лилой), спонтанным выражением танцующей и свободно текущей энергии его недвойственного воззрения и медитации на благо всех живых существ,

- его энергия, духовная сила, возрастает и очищается день ото дня,

- его воззрение и осознавание, самоотдача и отрешение от обусловленного видения сансары углубляются непрерывно без перерывов и отвлечений,

- его сострадание, равностность, чистое видение возрастают без препятствий и перерывов.

 

Такого садху, находящегося в превосходном равновесии трех измерений тела, праны и ума и внешнего мира, называют «текущий с рекой», «летающий с ветром», «парящий с облаками», «танцующий в пространстве».

 

Чтобы не впасть в обольщение ясностью, отшельник должен смирять себя и подносить свою тонкую мудрость и ясность Всевышней Сущности и благу всех живых существ.

 

Обольщение пустотой

 

Тот благородный и лучший из отшельников, кто преодолел ловушки блаженства и ясности, приближается к самому великому из переживаний – Пустоте, сути Бытия.

 

Войдя в него, садху чувствует, что все иллюзии покидают его, все старые представления о мире переворачиваются с ног на голову и все что он считал ранее внешним, не имеет никакого собственного существования, значения, иллюзорно и является представлениями ума. Садху чувствует, что достиг Просветление и отчасти это верно.

 

Он чувствует, что нет ничего реального в трех мирах и, следовательно, нет нужды что-либо делать. Все иллюзии и привязанности оставляют его. У него возникает стремление созерцать пустоту за пределами форм и понятий и поглощенность, привязанность к созерцанию такой пустоты.

 

Имена и формы проявленного мира кажутся ему ограниченными и примитивными, поэтому у него возникает желание, постоянно закрыв глаза, находиться в медитации пустоты, пребывая в бесконечном и бесформенном сознании.

 

Он чувствует жизнь в форме невежественной, бесполезной, бесцельной иллюзией, в которую не следует попадать.

 

Он может пожелать всю жизнь пребывать только в покое вне мыслей (аманаска) и пустоте, отрицая любую мыслительную активность и не желая проявляться.

 

Любые мысли, движения ума, деятельность, выводят его из пустоты и кажутся ему пагубными, поскольку он не научен пребывать в естественном сахаджа-самадхи, когда самадхи не прерывается, независимо от того, думает, говорит или действует джняни.

 

Вследствие этого у него появляется отвращение к формам, проявлениям, действиям, мышлению и всему, что не является бесконечной пустотой. У него могут возникнуть различные состояния нигилизма, например, он может подумать: «Раз все пусто и иллюзорно, то ни к чему сострадание, коль все не реально и обладает пустотностью – закон кармы не существует, поэтому нет нужды придерживаться пути очищения, можно принять сторону грехов и омрачений».

 

Садху должен избегать подобных опасных тенденций нигилизма, медитируя на чистое видение, сострадание и божественную гордость, обучаясь искуству интеграции внутреннему и внешнему – формы и пустоты, в соответствии с указаниями своего учителя.

 

Пустота завораживает, притягивает и манит садху, и он себе как бы не хозяин, в том смысле, что переживание пустоты как бы парализует его волю и энергию, втягивая его в непроявленное состояние. Все прошлое из жизни садху до этого переживания, вызывает сожаление или смех ибо садху понимает, что его как бы и не было, все это было иллюзией.

 

Несомненно, эти опыты являются знаками высокой стадии медитации, свидетельствуя об успехе.

 

Однако, садху впадает в обольщение непроявленной пустотой, если поддается желанию быть вечно в непроявленном, бесформенном состоянии.

 

Отрицая игру проявленной энергии, как божественную лилу, форму, как мандалу, различные движения энергии, как манифестацию божественных сил он впадает в крайность нигилизма и создает причины для рождения богом, бесконечным космическим духом в бесформенных сферах причинного мира.

 

Это состояние не является истинным Освобождением, поскольку из него возможно падение в сансару, ибо у садху, игнорирующего единство пустоты и формы, не будет опыта просветленных деяний в проявленном измерении среди имен и форм.

 

Чтобы превзойти эту последнюю ловушку йог-отшельник должен тщательно внимать наставлениям своего Гуру, философским священным текстам своей традиции и следовать им с усердием и верой. Так же ему следует разделять воззрение и поведение, абсолютное и относительное, не смешивать.

 

С умом, бескрайним как небо, ему нужно постигать искусство просветленных игр-деяний, овладевая всесвершающей мудростью и различными божественными силами Абсолюта – творения, поддержания, разрушение, сокрытие, проявление божественного и т.д.

 

Избегнув ловушки непроявленной пустоты, нигилизма, отрицания формы и энергии садху вступает на путь древних риши, великих богов и сиддхов. Он уверенно достигает высшего Пробуждения, Освобождения, становясь, в конце концов, подобным Брахме, Создателю.

 

6.3 Обольщение сверхъестественными магическими силами богов (мара - сын богов)

 

Если садху практикует в ритрите успешно и длительное время, преодолев все препятствия, искушения и соблазны, в свое время к нему приходят различные силы подобные тем, которые присущи богам.

 

Он со временем сможет:

- стать бессмертным,

- оживлять умерших,

- восстанавливать свою силу до юношеского возраста,

- быть неуязвимым для любого оружия, стихий, ядов, укусов змей и болезней,

- обездвиживать вредоносных существ,

- подавлять, вытягивать или рассеивать их силу,

- изгонять, отбрасывать нежелательных, вредных существ или уничтожать их магической силой,

- летать по воздуху, мгновенно перемещаться из одного места в другое, в любую точку вселенной,

- двигаться по воде и под водой,

- ходить по облакам, по лучам света, радуге,

- летать на луну и др. планеты солнечной орбиты, путешествовать в пределах галактической орбиты,

- делать тело легким подобно перышку или подобным горе,

- увеличивать его до огромных размеров или уменьшать до микроскопических размеров,

- общаться с небожителями и посещать обители богов-хранителей мира – Индры, Брахмы, Ямы, Варуны, Нараяны, Шивы и др.,

- он сможет менять ход времени, ускоряя его или замедляя,

- распространять себя во множество форм, принимать любой облик от божества до зверя или птицы, становится невидимым

- удлиняя свои руки доставать любой предмет на расстоянии,

- проходить сквозь стены и скалы,

- контролировать пять великих элементов вселенной: землю, воду, огонь и т.д,

- менять погоду по желанию,

- вызывать иллюзии в умах других существ, ложные воспоминания, видения того чего нет, наводить радость или испуг,

- выполнять семь очаровывающих действий: вдохновлять, подавлять, вводить в заблуждение, покорять, обольщать, вызывать иллюзии, умиротворять,

- благословлять на исполнение желаний,

- создавать все, что не захочет от предмета до вселенной силой ума,

- менять причины и следствия,

- создавать любые варианты событий хода истории,

- читать мысли на расстоянии, знать прошлое и будущее, понимать сущность любых явлений,

- читать записи мировых событий существующие с момента творения вселенной,

- исцелять,

- менять качества металлов, камней,

- призывать магическое оружие и владеть им,

- призывать любое существо, например, Гаруду, Нарасимху, слона Индры – Айравату, питающегося амритой, Учайхшраваса – мистического коня Индры,

- менять реальность по своему желанию, отменять законы гравитации, общаться с богами и духами и многое другое,

- материализовывать любые вещи и воплощать любое свое намерение.

 

Пусть садху не обольщается этими силами, не впадает в гордость, не считает это великими достижениями и применяет их только на благо других. Эти силы естественно присущи многим духам, богам, ракшасам, асурам, сиддхам, видьядхарам, апсарам, гандхарвам, киннарам и многим др. мистическим существам.

 

Они не должны стать препятствием ни воззрению, ни созерцанию, садху не должен цепляться за них или страстно их добиваться.

 

Он должен считать их частью духовной практики, не отделять их от естественной осознанности и применять их в основном для углубления созерцания за пределами субъекта и объекта, считая такие силы пустотной, радужной игрой света на зеркале изначального ума.

 

Если же он будет относиться иначе к этим силам, и увлечется ими, впав в обольщение и прекратив свою главную практику, он может уподобиться магу, шаману или могущественному духу, ищущему не Освобождения, а различных благ для своего эго. Если же при применении магических сил йог поддерживает недвойственное осознавание, пребывая без отвлечений в Великой Основе, поддерживая самйогу и сострадательную мотивацию, он будет свободен от обольщения сиддхами.

 

Заключение

 

В заключении следует сказать, что преданность, вера, верность Прибежищу, Гуру, чистая самайя, общество святых мастеров и понимание воззрения адвайты – были и будут самыми лучшими защитниками и друзьями садху, которые помогут ему одолеть все искушения, любые помехи, избежать ловушек и стать победителем в своей битве.

 

Да исчезнут все иллюзии и препятствия и да будет ваш ритрит успешным!

Да послужат эти наставления благу всех учеников – последователей драгоценного учения Лайя-йоги, практикующих в ритритах и в обычной жизни.

Я выражаю свое почтение своему Гуру Дэву. Я выражаю почтение величайшему святому Гуру, покровителю всех йогов и отшельников авадхуте Даттатрейе.

 

Ом. Ом. Ом шанти!

Самайя.

9 ноября 2009 года

Дивья Лока

Свами Вишнудевананда Гири

 

Какие и как действуют ловушки, соблазны, препятствия, демоны и обольщения на йогов-отшельников, предающихся аскезе в уединенном ритрите, и как их избежать

 

(практические советы начинающим монастырским, пещерным, лесным и горным отшельникам)

 

Преданность, вера, верность прибежищу, Гуру, чистая самайя, общество святых Мастеров и понимание воззрения Адвайты – были и будут самыми лучшими защитниками и друзьями садху, которые помогут ему одолеть все искушения, любые помехи, избежать ловушек и стать победителем в своей битве

 

Предисловие

 

Когда начинающий садху пытается выполнять аскетические практики – начитывать мантры, много медитировать в уединенном ритрите, он проходит через разные искушения, соблазны и испытания.

 

Эти переживания связаны с его тонкими кармическими следами пребывающими в памяти тонкого тела и каналов и являются обычными переживаниями в период очищения.

 

Эти испытания порождаются отчасти его тонким телом, и кармами в нем сокрытыми, отчасти демонами и духами тонкого мира, отчасти тем и другим.

 

Садху, вступая на путь освобождения, должен понимать, что это путь подобный духовной битве, в которой нелегко одержать победу.

 

Занимаясь интенсивной садханой, медитируя, выполняя тапас, пребывая в уединении, соблюдая обет молчания, садху в некотором смысле идет против привычного течения своей кармы, против воли низшей природы материального мира, из которой состоит его тело.

 

Все кармы, которые находятся в тонком или причинном состоянии в потоке его сознания пробуждаются и активизируются в этот момент, поскольку они должны быть сожжены и очищены за одну жизнь, если садху стремится к Освобождению.

 

В период аскезы и уединения напряжение сознания в тонком теле, энергии в каналах возрастает в десятки, сотни раз. Вспениваясь, циркулируя, эта энергия порождает многочисленные вибрации, возбуждая любопытство, зависть или беспокойство различных существ внутреннего микрокосмоса – от демонов до полубогов.

 

И хотя все эти существа в чистом видении являются проявлениями божеств, а в абсолютном смысле являются проявлениями тонкого ума садху, по неопытности он может испытывать разнообразные препятствия соблазны и искушения, сталкиваясь с ними.

 

Иногда подобные существа, чей интерес пробужден садханой отшельника ищут причину магического напряжения в тонком мире, а обнаружив ее и, оценив качества садху, они избирают тактику и способ воздействия на него, и докучают отшельнику с целью, чтобы он прекратил свою аскезу.

 

Все это именуется «кармические кредиторы», карма, составляющая тонкое и грубое тело. Выполнять тапас означает идти наперекор карме, идти против обычного течения кармы, формировать новое течение праны и новое направление ума.

 

Садху должен понимать, что если он решил выполнять тапас, то сансара не пожелает отпускать его так просто, без усилий, очищения и духовной битвы. В тонком теле садху, в причинном «свернутом виде», содержатся все непрожитые события, которые он должен прожить, все эмоции, чувственные удовольствия и желания, которые он должен испытать, все родственники, дети, супруги, отцы и матери, которых он должен получить в этой и следующей жизни, согласно закону кармы, болезни и препятствия, с которыми он должен столкнуться, виды деятельности, обязанности и долги, которые он должен пройти, все недовольные существа, которым он должен отдать старые кармические долги из прошлого, все любящие существа которых он должен одарить своим вниманием и привязанностью, все книги, которые он должен написать.

 

Все это будет проявляться и выходить из тонкого тела йога в процессе интенсивной практики.

 

В зависимости от заслуг, у дивья-садху кармы будут проявляться мягко и гармонично, освобождаясь в своей пустотной Основе в момент возникновения, у вира-садху – интенсивно и динамично, усмиряясь его волей и силой бесстрашного намерения, у пашу-садху кармы будут вызывать искушения, соблазны и трудности в процессе их преодоления.

 

Все это кратко именуют – «препятствия».

 

Таких главных препятствий всего шесть, они таковы:

1. Внешние препятствия

2. Блуждание ума, искушения, желания и соблазны

3. Помехи тонкого плана: подавленность сознания, утрата веры и силы духа

4. Обольщение марами

5. Обольщение собой

6. Болезни от расстройства праны

 

Рассмотрим их подробнее.

 

Глава 1

Внешние препятствия и как от них избавиться

 

Эти препятствия могут проявляться в физическом мире в самом начале ритрита, когда садху только переселяется в келью, пещеру, палатку и т.д.

 

Ни с того ни с сего ухудшается погода, дует ветер, на место ритрита приходят посторонние люди, звери, птицы, насекомые, докучая своим вниманием, или возникают странные сны, где отшельнику могут угрожать неведомые существа выражающие свое недовольство, слышатся звуки и появляются необъяснимые чувства беспокойства, подавленности и страха по ночам.

 

Это указывает что местные существа – хранители местности недовольны вашим присутствием и их следует умилостивить, сделав подношения угощением – фруктами, сладостями, йогуртом и чем имеется, представив местных божеств или духов-хранителей как форму своего божества и если есть возможность, обратившись к ним с соответствующим именем. Например, если ваше божество покровитель – Шива, и вы практикуете в горах, то следует обращаться с именем Шивы, предающегося садхане в горах: «Ом гири садханайя намаха».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.311 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь