Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные этапы и направления развития социологической мысли.



1.Двуречье(XXVIII век до н.э.)vНаиболее древний социальный документ - Законы царя Хаммурапи. Раскрывается специфика социальных отношений, классовая структура того общества (существовало 3 класса свободных людей и класс рабов.2. Древний Египет(XVIII-IVвв. до н.э.) Древнейшие письменные документы (папирусы, поэмы, повести писцов) дают ряд социальных фактов, мы узнаем о первых социальных конфликтах. 3. Древняя Индия. (XVIII-IVвв. до н.э.) Законы Ману - появляются зачатки социальной аналитики, попытки определить причинно-следственные связи в социальных явлениях. Период накопления социальных фактов, их фиксации. 4.Древний Китай. (VIII-VII век до н.э.) Пятикнижье - впервые сформулированы диалектические принципы познания. Из Пятикнижья выросли шесть главных направлений древнейшей китайской философии: 1.Школа Инь - Ян - важнейшие философские понятия, развернута роль противоречия в качестве основной движущей силы взаимодействия и развития в обществе и его духовной жизни. Пять остальных школ китайской философии сосредоточены на социальной проблематике, их непосредственная цель - помощь государственным деятелям в управлении социальными процессами. 2.Конфуцианство 3.Школа моизма. 4.Школа 5.Школа Дао (Даосизм). 6.Школа легизма, или школа закона 5.Античная цивилизация. (Древняя Греция, Древний Рим, V век до н.э.-II век н.э.) Высшего расцвета достигла во времена золотой классики. В это время началось формирование двух традиций в объяснении возникновения общества и сущности социальности. 1) Аристотель. Сенека. Утверждали, что человек-существо общественное, так как обладает речью. В качестве элементарного социального объединения рассматривали семью. Государство считали естественным образованием, абсолютно необходимым условием существования человека.. 2) Платон. Эпикур Лукреций. Считали, что общество-результат изобретения и целенаправленной деятельности людей. 6.Эпоха европейского средневековья. (IV-XIIIвв.) Продолжена и развита идея единства человеческого рода и общества. Августин Блаженный .Фома Аквинский. Понятие общества носило конфессиональный характер, оно относилось, прежде всего, к католической церкви и ее приверженцам, понималось как наднациональная и вненациональная сущность. 7.Арабская цивилизация. (X-XIIвв.) Ибн Хальдун. Вывел основной постулат социологического знания об обществе: История есть непрерывный закономерный процесс, на который воздействует совокупность социальных факторов. 8.Эпоха Возрождения. (XVII-XVIIIвв.) Основные черты: 1.Универсализм личности, то есть равенство людей по отношению друг к другу. 2.Научный скептицизм, то есть необходимость создания стройной и полной картины мира, не прибегая к мистике и оккультизму. 3.Гедоним и эйдетизм, то есть признание благополучия и счастья личности как высшей формы ценности и цели существования общества. Вольтер, Монтескье, Вико. Последователи теории общественного договора: Локк, Гоббс(1588-1679), Руссо(1712-1778). Возникновение научной социологии - выдающихся направлений в европейской социологической мысли: -шотландская политическая экономия (Смит, Фергюсон) -французский утопический социализм (Сен-Симон, Бабеф, энциклопедисты) -немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель)

Современный этап развития социологии. На этом этапе можно свидетельствовать о появлении социологической науки как таковой. 40-е года XIX в. - Конт третий том работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Его основной вклад в развитие социологии это учение о трёх стадиях развития общества. На первой, теологической, стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений. На второй, метафизической, стадии он отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей. Последний этап означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных - надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.

Классический тип научности социологии. Наиболее четко принципы классического типа научности были сформулированы в работе французского социолога 3. Дюркгейма «Правила социологического метода» (1895 г.). Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта.

Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология». Г. Зиммель и М. Вебер разработали неоклассический тип научной социологии. В основе их методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания).

К. Маркса и Ф. Энгельса. Своеобразный синтез классического и неклассического типа научности в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь