Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальный организм Г.Спенсера. Типология общества. Природа социальной эволюции.



Английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903) - последователь позитивистских идей О. Конта, является основателем органической школы в социологии. Его социологический труд -Социальная статика. Основой его взглядов являлась аналогия между биологическим и социальным организмами. Общие черты социологии Спенсера:1широкое использование историко-сравнительного метода в обосновании социологических взглядов 2.По мнению Спенсера, каков характер индивидов, таков и характер общества.

Важнейший принцип его социологии — уподобление общества организму. %BE" \o "Общество" Общество —совокупность " \o "Индивид" индивидов, характеризующийся определённым сходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому организму — растёт (а не строится, поэтому Спенсер выступал противником всяких реформ) и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции. Общество состоит из 3-х относительно автономных частей (систем «органов»):1поддерживающая — производство необходимых продуктов 2дистрибутивная (распределительная) — разделение благ на основе разделения труда (обеспечивает связь частей социального организма) 3регулятивная (государство) — организация частей на основе их подчинения целому. Типы обществ 1Военный тип общества — военные конфликты и истребление или порабощение побежденного победителем; централизованный контроль. Наихудший тип — выживание и процветание слабейших. 2Промышленный тип — где побеждает самый сильный в области интеллектуальных и моральных качеств. Борьба в таком обществе — благо для всего общества, так как в результате растёт интеллектуальный и моральный уровень общества в целом. Социальная эволюция Три формулы объяснения социальной эволюции: «%BE%D%80" \o "Естественныйотбор" естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего». Правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. %A%D%BE%D%86%D%B%D%B%D%BB%D%B%D%B%D%BC" \o "Социализм" Социализм и %%BC" \o "Коммунизм" коммунизм — невозможны. Людям свойственны любовь к власти, честолюбие, несправедливость и нечестность. Распространение на общества принципа «борьбы за существование» создает основу для одного из одиозных течений социологии, так называемого %A%D%BE%D%86%D%B%D%B%D%BB%D%C%D%BD%D%B%D%B_%D%B%D%B%D%80%D%B%D%B%D%BD%D%B%D%B%D%BC" \o "Социальныйдарвинизм" социального дарвинизма.

 

Социология марксизма. Материалестическое понимание истории. Понятие общественно-экономической формации. Род, племя, народность, нация как исторические формы общности людей. Классы и классовые отношения.

1Общество – социальная форма движения материи 2Траектория движения – это восходящая линия (от первобытного и рабовладельческого к феодальному, потом капиталистическому, затем к коммунистическому). Каждая ступень – это – общ.-экономич. этап развития общества. Важнейший факт - переход от присваивающего хозяйства к производящему. Смена формаций определяется уровнем развития %F%D%80%D%BE%D%B%D%B%D%B%D%BE%D%B%D%B%D%82%D%B%D%BB%D%C%D%BD%D%B%D%B_%D%81%D%B%D%BB%D%B" \o "Производительныесилы" производительных сил, . Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»). Базисом ОЭФ явл-ся производственная сила в лице людей, предметов труда, орудий труда, и производственные отношения, т.е. отношения по поводу произ-ва, распределения, обмена и потребления материальных благ. Сверху – надстройка из всего того, что не имеет прямого отношения к экономики: характер морали, религии, тип семьи, гос-ва, она зависит от базиса. 3История до сих пор сущ-х обществ была историей борьбы классов» >>> логическим завершением такого хода истории будет социальная революция, кот. может протекать в 2х формах: в форме вооруженного восстания и в мирной форме, ведь 2 класса – буржуа и пролетариат не могут существовать вместе, у них разные морали, а >>> и общества не может быть единого, основанного на единой морали. Стадии ком-ма: 1Социализм – начальная, низшая ступень ком-ма, когда труд обязателен для всех – принцип: от каждого по способностям, каждому по туду. 2диктатура пролетариата - не опирается на законы. 3Ком-м: не будет частной собственности на средства производства, (а будет общественная собственность на эти средства) и товарно-денежных отношений, труд будет выбираться не по размеру оплаты, а по интересам >>> различие между умственным и физическим трудом, общество социально-однородное, различие между городом и деревней исключительно как между типами поселений (т.к. везде будет комфортно жить), государство отмирает и заменяется общественным самоуправлением (т.е. функции государства передаются обществу. Человек: 1Человек – продукт социальных обстоятельств (при ком – чел – гармонично развитая личность: моральная чистота, физич совершенство и высокий уровень умственного развития. Этическое учение М и Э: 1В классовом обществе не может быть общечел морали, у каждого класса своя мораль. 2.В классовом обществе 2а класса: буржуа и пролетарий (прогрессивный) 3Пролетариат класс прогрессивный. 5Добро – все, что служит победе соц революции, зло – все, что ей мешает. ?Э. Бернштейна (1850-1932)?

Род, племя, народность и нация являются социальными общностями, исторически возникшими первыми и составившими первую социальную структуру общества.

В марксистском учении классы – это общественные группы людей, различающиеся отношением собственности, к средствам производства и способами получения доли общественного богатства. в первобытнообщинном обществе классов не было, потому что первобытнообщинному строю не была свойственна частная собственность.А вот рабовладельческое общество, феодализм и капитализм характеризуются наличием частной собственности, и, следовательно, эти общества характеризуются формированием господствующих эксплуататорских классов (рабовладельцев, феодалов и буржуазии) и наличием эксплуатируемых классов (рабов, феодальных крестьян и пролетариата). Эксплуатируемые классы ведут классовую борьбу с эксплуататорскими классами, а историческая роль класса пролетариев состоит в том, что он свергнет класс буржуазии и создаст бесклассовое общество – коммунизм.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь