Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Представления о труде в древности и в эпоху феодализма



Е. А. Климов и О. Г. Носкова [3] выделяют разные варианты отражения психологического знания о труде в неписьменных функ­циональных средствах фиксации опыта:

1. Мифологическое знание как разновидность модельных пред­ставлений о психической регуляции труда. Как отмечают истори­ки и этнографы, «...магический танец оказывается средством об­щественного воспитания всех участников — воспитания физичес­кого, профессионального и эстетического»; сами орудия труда придавали человеку «особую силу», власть над природой, поэто­му они часто выступают как фетиши, обладающие сверхъесте­ственными силами; многие божества древних так или иначе свя­заны с трудовой деятельностью (богиня виноградарства, земледе­лия; божества, покровительствующие воинам, мореходам, куп­цам... — у разных народов свои божества). В современном произ­водстве также по-своему мифологизируется каждое новое сред­ство труда. Например, появление компьютерной техники породи­ло множество надежд и иллюзий относительно всесилия ЭВМ.

2. Отражение психологических знаний о труде в сказках, ле­гендах, заговорах, обрядах: образы Марьи-искусницы, Василисы Прекрасной, Иванушки (ухаживающим за Коньком-Горбунком).

3. Изобразительные средства фиксации представлений о труде — это, например, изображения животных (объектов охоты), сцен самой охоты (как передача успешного «опыта» другим поколени­ям, выступающая в качестве своеобразных инструкций) и т. п.

4. Песня и ритм — как средство управления функциональным состоянием человека в труде. В этой связи известный историк и этнограф К. Бюхер своей в книге «Работа и ритм» писал, что само содержание песен часто имело второстепенную роль, главное — это ритм песни. Заметим, что и сейчас ритм рассматривается как важное условие создания особого настроения — в производствен­ной деятельности и вне ее. Ритм особо важен при выполнении коллективных трудовых действий.

5. Психологическое знание о труде в народных пословицах и пого­ворках соотносится со многими собственно психическими регуля­торами трудовой деятельности. Например: «Масло само не родит­ся», «С разговоров сыт не будешь» — утверждение обязательности труда; «Трутни горазды на плутни»- (т. е. негодяи — люди довольно неглупые), «Праздность — мать пороков» — этические аспекты труда; «На бога уповай, а без дела не бывай» — важность труда в жизни человека (даже по сравнению с верой в Бога); «Три дня молол, а в полтора съел», «Пошел черных кобелей набело пере­мывать» — осуждение низкопроизводительного труда; «Кто мно­го лежит, у того и бок болит» — ценность именно общественно полезного (а не любого!) труда как основы здоровой жизни; «Ма­стер мастеру не указ» — идея индивидуального стиля деятельнос­ти; «Старого учить, что мертвого лечить» — идея возрастных ог­раничений в ходе профессионального обучения; «Учи других, и сам поймешь», «Мудрено тому учить, чего сами не знаем» — не­которые идеи самого профессионального обучения.

Выделяются также психологические регуляторы труда в памят­никах материально-производственной культуры и письменности [3]. В частности, в работах видных политических и общественных дея­телей XI—XIX вв. (Петр I, В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов и др.) тема труда тесно связана с социально-экономическими преобра­зованиями.

Например, в работах М. В.Ломоносова выделяются фрагмен­ты, в которых содержатся эмоционально насыщенные образы-цели, смысла, стимулирования труда (это и труд для «умноже­ния счастья человечества», и «увеселение, удовольствие от нахождения истины», «труды предпринимаются не для получения выгоды, но ради науки» — это о труде ученого в лаборатории — сравним с современным пониманием труда ученого), затрагива­ются вопросы волевой саморегуляции труда (трудящемуся как бы «доверяется» «произволение» и «рассуждение», т. е. ответствен­ность, способность регулировать свои действия), проектирования средств и условий труда с учетом психологических особенностей людей (предлагая новый способ «находить полуденную линию», он пишет: «Обыкновенный способ требует раздвоения внимания наблюдателя... а наш не требует часов, не отвлекает внимания»), проектирования больших систем с учетом психологических осо­бенностей труда (например, его проекты «исправления» Акаде­мии наук, где фактически он говорит о ней как о «системе», где важную роль играют конкретные люди), а также проблемы опти­мизации межчеловеческих отношений (в заметках об «исправле­нии» Академии наук он пишет: «ошибки замечать не многого сто­ит; дать нечто лучшее — вот что приличествует достойному чело­веку»).

Следует особо отметить роль религии в формировании отношения людей к труду, в частности влияние идей Реформации на пред­ставления о труде. Многие авторы считают, что современная ев­ропейско-американская культура во многом основывается на идеях Реформации (протестантской этики) [2].

Еще М. Вебер в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» отмечал, что с развитием капиталистических отношений и идей реформации работник все больше ощущает свою роль не как отчужденную по отношению к собственной лич­ности, извне навязанную профессиональную категорию, а как «призвание сверху», от Бога, и ее, этой роли, максимально усерд­ное исполнение рассматривает как священный долг.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь