Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема художественной формы. К истории вопроса.



 

Форма (Ф) и содержание - философские категории, которые находят применение в разных областях знания. В античной философии форма противопоставлялась материи. Последняя мыслилась как бескачественная и хаотическая, подлежащая обработке, в результате которой возникают упорядоченные предметы, являющиеся формами. Значение слова "форма" при этом (у древних, а также в средние века, в частности у Фомы Аквинского) оказывалось близким смыслу слов "сущность", "идея", "Логос". "Ф. я называю суть бытия каждой вещи", -писал Аристотель. Данная пара понятий (материя -Ф.) возникла из потребности мыслящей части человечества обозначить созидательную, творческую силу природы, богов, людей.

В философии Нового времени (особенно активно в XIX в.) понятие "материя" было оттеснено понятием "содержание". Последнее стало логически соотноситься с формой, которая при этом мыслится по-новому: как выразительно значимая, воплощающая (материализующая) некую умопостигаемую сущность: общебытийную (природно-космическую), психическую, духовную. Мир выразительных форм гораздо шире области собственно художественных творений. Мы живем в этом мире и сами являемся его частью, ибо облик и поведение человека о чем-то свидетельствует и что-то выражает. Эта пара понятий (выразительно значимая Ф. и воплощаемое ею умопостигаемое содержание) отвечает потребности людей уяснить сложность предметов, явлений, личностей, их многоплановость, и прежде всего -постигнуть их неявный, глубинный смысл, связанный с духовным бытием человека. Понятия формы и содержания служат мыслительному отграничению внешнего - от внутреннего, сущности и смысла - от их воплощения, от способов их существования, т.е. отвечают аналитическому импульсу человеческого сознания. Содержанием при этом именуются основа предмета, его определяющая сторона. Ф. же - это организация и внешний облик предмета, его определяемая сторона.

Так понятая Ф. вторична, производна, зависима от содержания, а в то же время является условием существования предмета. Ее вторичность по отношению к содержанию не знаменует ее второстепенной значимости: Ф. и содержание - в равной мере необходимые стороны феноменов бытия. Применительно к предметам становящимся и эволюционирующим форма мыслится как начало стабильнее, охватывающее систему его устойчивых связей, а содержание - как составляющее сферу динамики, как стимул изменений.

Ф., выражающие содержание, могут быть с ним сопряжены (связаны) по-разному: одно дело - наука и философия с их абстрактно-смысловыми началами, и нечто совсем иное - плоды художественного творчества, отмеченные образностью и преобладанием единичного и неповторимо-индивидуального. По словам Гегеля, в произведениях искусства содержание (идея) и его (ее) воплощение максимально соответствуют друг другу: худ. идея, являясь конкретной, "носит в самой себе принцип и способ своего проявления, и она свободно созидает свою собственную форму".

Эти обобщения были предварены романтической эстетикой. "Всякая истинная Ф.,-писал Авг. Шлегель,-органична, то есть определяется содержанием худ. произв.. Одним словом, Ф. есть не что иное, как полная значения внешность - физиономия каждой вещи, выразительная и не искаженная какими-либо случайными признаками, правдиво свидетельствующая о ее скрытой сущности". О том же языком критика-эссеиста говорил английский поэт-романтик С.Т. Колридж: "Легче вынуть голыми руками камень из основания египетской пирамиды, чем изменить слово или даже его место в строке у Мильтона и Шекспира ...> без того, чтобы не заставить автора сказать иное или даже худшее ...> Те строки, которые могут быть изложены другими словами того же языка без потери для смысла, ассоциаций или выраженных в них чувств, наносят серьезный ущерб поэзии".

Поистине худ. произв. исключает возможность переоформления, которое являлось бы нейтральным к содержанию.

По формулировке ряда ученых начала XX в. (начиная с представителей немецкой эстетики рубежа столетий), в произведениях искусства наличествует и играет решающую роль содержательная (содержательно наполненная) Ф.. В эту же эпоху была высказана мысль о значимости форм речевой деятельности как таковой. Здесь, писал Ф. де Соссюр, "материальная единица (т.е. слово в его фонетическом облике. - В. X.) существует лишь в силу наличия у нее смысла", а "смысл, функция существуют лишь благодаря тому, что они опираются на какую-то материальную форму".

В отечественном литературоведении понятие содержательной формы, едва ли не центральное в составе теоретической поэтики, обосновал М.М. Бахтин в работах 20-х годов. Он утверждал, что художественная форма не имеет смысла вне ее корреляции с содержанием, которое определяется ученым как познавательно-этический момент эстетического объекта, как опознанная и оцененная действительность: "момент содержания" позволяет "осмыслить форму более существенным образом", чем грубо гедонистически. В другой формулировке о том же: художественной форме нужна "внеэстетическая весомость содержания". Оперируя словосочетаниями "содержательная Ф.", "оформленное содержание", "формообразующая идеология", Бахтин подчеркивал нераздельность и неслиянность Ф. и содержания, говорил о важности "эмоционально-волевой напряженности формы". "В каждом мельчайшем элементе поэтической структуры, - писал он, -в каждой метафоре, в каждом эпитете мы найдем химическое соединение познавательного определения, этической оценки и художественно-завершающего оформления".

В приведенных словах убедительно и четко охарактеризован важнейший принцип худ. деятельности: установка на единство содержания и Ф. в создаваемых произведениях. Сполна осуществленное единство Ф. и содержания делает произведение органически целостным, как бы живым существом, рожденным, а не рассудочно (механически) сконструированным. Еще Аристотель отмечал, что поэзия призвана "производить удовольствие, подобно единому живому существу". Сходные мысли о худ. творчестве высказывали Ф.В. Шеллинг, В.Г. Белинский (уподобивший сотворение произведения деторождению), особенно настойчиво -Ал. Григорьев, сторонник "органической критики".

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь