Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Композиция литературного произведения.
Композиция лит. произв., составляющая венец его формы, – это взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и худ.-реч. средств, «система соединения знаков, элементов произведения». Композ. приемы служат расстановке нужных автору акцентов и определенным образом, направленно «подают» читателю воссозданную предметность и словесную «плоть». Композ. осуществляет единство и целостность худ. творений, совокупность композ. приемов и средств стимулирует и организует восприятие лит. произв.. Фундаментом композиции является организованность (упорядоченность) вымышленной и изображенной писателем реальности, т.е. структурные аспекты самого мира произведения. Но главное и специфическое начало худ. построения – это способы «подачи» изображенного, а также речевых единиц. Композ. приемы обладают прежде всего выразительной энергией. «Выразительный эффект обычно достигается в произведении с помощью не какого-либо одного средства, а нескольких средств, направленных к той же цели». Композ. средства составляют своего рода систему. Повторы и вариации. Без повторов и их подобий («полуповторы», вариации, дополняющие и уточняющие напоминания об уже сказанном) словесное искусство непредставимо. Эта группа композиционных приемов служит выделению и акцентированию наиболее важных, особенно значимых моментов и звеньев предметно-речевой ткани произведения. Всякого рода возвраты к уже обозначенному выполняют в составе художественного целого роль, подобную той, что принадлежит курсиву и разрядке в напечатанном тексте. Мотив - простейшая повествовательная единица, смысловое пятно, появилась у Веселовского в "поэтике сюжетов". Он считал, что композиция мотивов дает индивидуальный сюжет. Повторяющие мотивы, например, кавказский пленник. Мотив – это компонент произв., обладающий повышенной значимостью (семантической насыщенностью). Он активно причастен теме и концепции (идее) произв., но им не тождественен. Каждый мотив обладает устойчивым набором значений. Мотив так или иначе локализован в произв., но при этом присутствует в формах самых разных. Он может являть собой отдельное слово или словосочетание, повторяемое и варьируемое, или представать как нечто обозначаемое посредством различных лекс. единиц, или выступать в виде заглавия либо эпиграфа, или оставаться лишь угадываемым, ушедшим в подтекст. Прибегнув к иносказанию, правомерно утверждать, что сферу мотивов составляют звенья произв., отмеченные внутренним, невидимым курсивом, который подобает ощутить и распознать чуткому читателю и литературоведу-аналитику. Важнейшая черта мотива – его способность оказываться полуреализованным в тексте, явленным в нем неполно, загадочным. Лейтмотив - повторяющийся мотив в одном произведении. Детализированное изображение и суммирующие обозначения. Худ. воссоздаваемая предметность может подаваться обстоятельно, детал., в подробностях или, напротив, обозначаться суммирующе, итогово. Здесь правомерно воспользоваться терминами кинематографистов: жизненные явления воспроизводятся либо «крупным планом», либо «общим планом». Распределение и соотнесенность крупных и общих планов составляют весьма существенное звено построения лит. произв.. Детал. картины, играющие, как правило, главную, решающую роль в лит. творчестве, могут строиться по-разному. В одних случаях писатели оперируют развернутыми характеристиками какого-либо одного явления, в других – соединяют в одних и тех же текстовых эпизодах разнородную предметность. За рамками детал. изобр. находятся не только беглые и суммарные характеристики, но и всевозможные умолчания, которые делают текст более компактным, активизируют воображение, усиливают интерес читателя к изображаемому, порой его интригуя, благодаря чему произв. придается занимательность. Умолчания имеют разный характер. В ряде случаев за ними следуют прояснение и прямое обнаружение дотоле скрытого от героя и/или читателя –то, что издавна именуется узнаванием. Подтекст – предметно-псих. данность, лишь угадываемая в словах, которые составляют текст произв.. Субъектная организация. "Точка зрения". Существенной гранью построения произведений является соотнесенность и смена носителей речи, а также ракурсов видения ими окружающих и самих себя. Этот аспект композиции малозначим там, где имеет место одноголосие, – где худ. речь фиксирует лишь один тип человеческого сознания и единственную манеру говорения, что присуще традиционному эпосу, в частности гомеровскому. Но он неизменно актуализируется в тех случаях, когда в произв. присутствуют разноречие и многоголосие, –когда автором запечатлеваются различные манеры говорения и сказывающиеся в них типы сознания. Соотнесенность носителей речи и их сознаний составляет субъектную организацию произведения (термин Б.О. Кормана). Со- и противопоставления. В построении произведений едва ли не определяющую роль играют сопоставления предметно-речевых единиц. У истоков композиционных аналогий, сближений и контрастов (антитез) – образный параллелизм, характерный прежде всего для песенной поэзии разных стран и эпох. Этот прием построения тщательно изучен А.Н. Веселовским. Он исследовал сопоставления между явлениями внутренней жизни человека и природы в исторически ранней поэзии, прежде всего народной. По его мысли, первоначальной и «простейшей» формой «аналогий» и «сравнений» в поэтическом творчестве является двучленный параллелизм, осуществляющий сопоставление природы и человеческой жизни. Наряду с параллелизмом синтаксических конструкций, в словесно-худ. произв. укоренены сопоставления (как по контрасту, так и по сходству) и более крупных текстовых единиц: событий и, главное, персонажей. Монтаж. Этот термин возник и упрочился в киноискусстве на заре его существования. Монтаж здесь способ построения литературного произведения, при котором преобладает прерывность (дискретность) изображения, его «разбитость» на фрагменты. Монтаж при этом связывается с эстетикой авангардизма. И его функция понимается как разрыв непрерывности коммуникации, констатация случайных связей между фактами, обыгрывание диссонансов, интеллектуализация произведения, отказ от катарсиса, «фрагментаризация» мира и разрушение естественных связей между предметами. Например, «Улисс» Дж. Джойса. Временная организация текста. Одной из важнейших граней композиции лит. произв. является последовательность введения в текст единиц речи и воссозданной предметности. Временная организация текста составляет, если воспользоваться терминологией структурализма, синтагматическую сторону композ. произв.. Она (в отличие от парадигматики, т.е. не фиксированных последовательностью текста, сопоставлений, вариаций) обладает полнотой определенности и всецело задана, предначертана автором каждому из читателей. Особую роль во временной организации текста играют его начало и конец. В основе временнóй организации текста лежат определенные закономерности. Каждое последующее текстовое звено призвано что-то приоткрывать читателю, обогащать его какими-то сведениями, главное же – будить его воображение, чувство, мысль, не разбуженные сказанным ранее. Чтение при этом оказывается постоянным (вплоть до финала) разгадыванием некоей тайны: тайны как основы развертывающихся событий, тайны души героя, главное же –тайны творческой устремленности автора и худ. смысла. В произведениях, обладающих концептуальной глубиной и оригинальностью, худ. содержание развертывается постоянно и неуклонно. Содержательность композиции. Композ. приемы, как видно из сказанного, связаны со всеми уровнями предметности и речи. Композ. средства (повторы, антитезы и подобия, смена «точек зрения», «монтажные фразы» и т.п.) определенным образом корректируют и углубляют те значения и смыслы, которые несут предметный и речевой пласты произведения – его мир и словесная ткань. При этом композиция привносит в сферу лит. свои, особые, специфические смыслы, одновременно худ. (эстетические) и философские.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы