Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Биографические очерки о русских писателях. Флорентий Павленков и его деятельность.
Флорентий Федорович Павленков родился в 1839 году в Тамбовской губернии в дворянской семье. Воспитывался в Александровском кадетском корпусе в Царском селе, затем окончил Первый кадетский корпус (1859) и Михайловскую артиллерийскую академию (1861). Служил в конной артиллерии в Киевском и Брянском арсеналах. Выйдя в отставку в 1866 г., он переехал в Петербург, где одним из первых открыл книжный магазин и занялся издательской и книготорговой деятельностью. Первой книгой, которую издал Флорентий Федорович, был «Полный курс физики» А. Гано. Издательская деятельность Ф. Ф. Павленкова носила идейный, демократический характер. Он выпускал научную переводную литературу, научно-популярные библиотеки, рассчитанные на широкий круг читателей, иллюстрированные библиотеки русской и западноевропейской литературы для детей, сочинения русских классиков. Всего Павленков выпустил свыше 750 названий книг тиражом более 3,5 млн. экземпляров. Коллекция изданий биографической серии «Жизнь замечательных людей» Ф.Ф.Павленкова включает биографические очерки о выдающихся деятелях науки, культуры, литературы древнего мира и последующих столетий, вышедшие в издательстве Ф.Ф. Павленкова в 1890-1915 гг. Объем коллекции составляет 129 (биографии) названий. Большинство изданий снабжены гравированными портретами, иллюстрациями. У основной части книг сохранены издательские обложки. Среди биографируемых - Аристотель, Демосфен, Г. Галилей, Леонардо да Винчи, И. Ньютон, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, Аксаковы и др. Авторы очерков известные литературоведы, критики, историки конца XIX - нач. XX вв. Примечательно, что в годы Великой Отечественной войны эта серия издавалась под названием «Великие русские люди» и «Великие люди русского народа». С 1938 года и по настоящее время серия выпускается издательством «Молодая гвардия», которое параллельно издает серии «Жизнь замечательных людей: Серия биографий», «Жизнь замечательных людей. Малая серия: Серия биографий». С 2005 года выходит серия «Жизнь замечательных людей. Биография продолжается...», в которой в отличие от классической «ЖЗЛ» выходят книги о ныне живущих людях. Книги серии «ЖЗЛ» характеризуются научной достоверностью, высоким литературным уровнем и увлекательным изложением. Многие создатели книг этой серии со временем становились её героями. В 1899 г. Флорентий Федорович издал «Энциклопедический словарь», снабжённый большим количеством рисунков, портретов и карт.
15. Структурализм как направление в литературоведении.
Структурализм в литературоведении – один из научных подходов к изучению литературы как искусства слова в системном аспекте. Основы структурной поэтики состояли в области лингвистики на основе идей Фердинанда де Сосюра, значительный вклад в их разработку и применение сделали члены пражского лингвистического кружка (Роман Якобсон, Я. Мукаржовский и другие), которые выдвинули тезис «бинарных оппозиций» (двойных противопоставлений), что дают возможность точно понять функции элементов любого высказывания. Рассматривая текст литературного произведения через призму достижений семиотики, сторонники структурализма в литературоведении стремились приблизить литературоведение к точным наукам, избежать расплывчатости и субъективизма, характерных для психологической и культурно-исторической школы в литературоведении. Структурализм в литературоведении не был однородным направлением; конкурировали между собой французская (Ц. Тодоров, Ролан Барт и др.) и англо-американская (Ч.-С. Пирс, Ч. Моррис) школы, выделялись психоаналитическая (Жак Лакан) и социологическая (Л. Гольдман) тенденции. Структурализм в литературоведении активно практиковался литературоведами Польши, Чехии, Венгрии. В бывшем СССР структуральные подходы к культуре, в частности к художественной литературе, осуществляли представители Тартуского-московской семиотической школы. При различных модификациях и интерпретациях структурализма в литературоведении оказались плодотворными попытки подробного анализа внутритекстовых отношений, бинарных оппозиций на различных уровнях структуры художественного произведения, особенно в исследованиях художественной речи, стихосложения, композиции, сюжета произведения. Структурализм не мог стать универсальным методом исследования художественных явлений, свидетельством чего является его собственная эволюция - появление уже в начале 70-х XX века так называемого постструктурализма, начатого трудами Жака Дерриды и Юлии Кристевой во Франции. Структурализм в литературоведении, изучающий словесное искусство как такую систему, элементы которой способны к интеграции и трансформации, возник под влиянием смежных дисциплин (в первую очередь лингвистики, семиотики, логики, этнологии) и за счёт переосмысления наследия русского ОПОЯЗа, феноменологической эстетики (см. Феноменология, P. Ингарден) и пр.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы