Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Герменевтика как наука. Возможности её использования при исследовании литературных произведений.



 

Герменевтика - один из основополагающих методов толкования скрытого (внутреннего) смысла текста; = разъясняющий, истолковывающий, искусство толкования текстов (классической, древней библии и т.п.), учение о принципах их интерпретации, экзегетика; искусство истолкования, перевода преимущественно древних литературных текстов, основанное на грамматическом исследовании языка, изучении закономерностей конкретных типов литературных произведений и соответствующих данному тексту исторических памятников, на выяснении подстрочного, замаскированного по каким-либо причинам смыслового содержания и т.п.

 Теоретический интерес к герменевтике, как к основному среди всех до сих пор существовавших методов осмысления текста, особенно возрос в последнее время в связи с бурным развитием нового, когнитивного направления в изучении языка. Считается, что феномен герменевтики помогает вскрыть сложный процесс взаимодействия языка и мышления. Герменевтика имеет давнюю историю. Своими корнями она уходит в мифологию Древней Греции и связана с именем Гермеса. Гермес в древнегреческой мифологии известен как бог скотоводства и пастухов, а позднее как вестник олимпийских богов, который как бы истолковывал людям божественное предназначение. Фактически герменевтика родилась (или скорее ожила) в эпоху немецкого теолога и философа Ф.Шлейермахера (1768-1894 гг.) из сплава библейской экзегезы, классической филологии и юриспруденции, считает профессор Чикагского университета П.Рикер. В теологии и философии того времени герменевтику пытались превратить в специальный метод использования “исторических процессов духа”.

В идущих от В.Дильтея, виднейшего после Ф.Шлейермахера теоретика, философских течениях конца 19 века - начала 20 века герменевтика трактуется как учение о “понимании” (целостном духовно-душевном переживании - comprendre), как методологическая основа гуманитарных наук в отличие от “объяснения” (expliquer) в естественных науках.

Основной целью герменевтики прошлого века являлось раскрытие авторской интенции, лит. тенденция автора и его зависимость от конкретных и социальных условий. С начала 20 века понимание смысла текста развивается вне зависимости от социальных и субъективных условий как самостоятельная структура. В центр внимания исследователя попадает языковой феномен - метод, ориентированный на рефлексию. Основоположниками этого метода считаются две важнейшие школы: структурализм и феноменологическая школа немецкой герменевтики после второй мировой войны.

В наши дни понятие “герменевтика” широко применяется в истории культуры. В тех случаях, когда необходимо выразить процесс истолкования, объяснения, разъяснения, применяется наряду с “пониманием” термин “интерпретация”, который распространяется как на истолкование древней, так и совр. литературы и ее текстов. Подтверждение этому мы находим, обратившись к словарям, дающим толкование герменевтики. 

C недавнего времени произошел возврат герменевтики как теории понимания, а именно осуществляется попытка найти ответ на вопрос, какие основополагающие условия влияют на процесс понимания через органы чувств при трактовке (истолковании) художественных текстов. Виновником ренессанса герменевтики как “смыслоистолковывающего” метода (по В.Дильтею) явился немецкий философ Г.Г.Гадамер. Кроме того, П.Рикер вносит существенные дополнительные уточнения понятий “понимание” и “интерпретация”, дает их философскую основу. Так, под герменевтикой он понимает “теорию операций понимания в их соотношении с интерпретацией текста”. Слово “герменевтика” (по П.Рикеру) означает не что иное, как последовательное осуществление интерпретации. Причем под “пониманием” имеется в виду искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями через их внешнее выражение текста (жесты, поза, речь). Цель понимания- совершить переход от этого выражения к тому, что является основной интенцией знака, и выйти вовне через выражение. Основополагающим для понимания и интерпретации он считает, вслед за В.Дильгеем, тот момент, что операция понимания становится возможной, благодаря способности, которой наделено каждое сознание, проникать в другое сознание, не непосредственно путем “пере-живания” (re-vivre), а опосредованно, путем воспроизведения творческого процесса, исходя из внешнего выражения (например, письменная фиксация текста, или дискурс). Отсюда следует, что понимание (по П.Рикеру “verstehen”) - это общее проникновение в другое сознание внешнего обозначения. Слово “интерпретация” (по П.Рикеру “erklä ren”) употребляется по отношению к пониманию, направленному на зафиксированное в письменной форме знание. Интерпретация остается некой периферией понимания и сложившееся отношение между письмом и чтением своевренно напоминает об этом. Чтение сводится к овладению читающим субъектом смыслами, заключенными в тексте. Это овладение позволяет ему преодолеть временное и культурное расстояние, отделяющее его от текста, таким образом, что читатель осваивает значения, которые по причине, существующей между ним и текстом дистанции, были ему чужды.

Таким образом, заключая вышесказанное, можно сделать вывод, что герменевтику трактуют сегодня как теорию (учение) о понимании смысла текста, т.е. она изучает (исследует), каким образом читатель воспринимает текст как единое смысловое целое и как конкретно воссоединяется его представление с действительностью, актуальный и исторический смысл текста.

К герменевтике целесообразно прибегать в том случае, когда мы имеем дело с действительно сложными, запутанными философскими или психологическими текстами, принадлежащими, например, таким известным авторам, как Г.Клейст, Ф.Кафка, И.Бахман и т.д. Необходимым условием является знание биографии автора и исторического контекста, что может несомненно облегчить понимание текста.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь