Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Разговор на ходу с Наталией Стеценко



(состоялся накануне 25-летия передачи «Что? Где? Когда?»)

На первые игры я сама набирала знатоков. Приходила в комитет комсомола факультета и просила дать мне ребят. Потом уже многие пришли к нам по письмам, прямо с улицы. Так пришли Саша Друзь, Никита Шангин, Андрей Козлов, Валя Голубева. Всех и не вспомнишь. Козлов говорит, что получил ответ на свое письмо через год. Но я отвечала абсолютно на все письма.

Сейчас это изменилось, существует огромная система клубов, через которые люди могут попасть на передачу. А обычному, не подготовленному человеку там делать просто нечего, он не потянет.

- А из первых знатоков кто-нибудь еще продолжает играть?

- Пожалуй, самый долгоиграющий знаток - это Саша Друзь, но он все-таки не был в числе первых, пришедших в клуб. Все прежние знатоки очень выросли, изменился их социальный статус. Сейчас они главные редакторы, президенты фондов и банков, у них совершенно другая жизнь. Но скоро у нас юбилейные игры "Что? Где? Когда?", и в них примут участие старые игроки. Мы их собираем. И, надо сказать, они очень трепетно отнеслись к этой идее. Но все-таки отношение к игре сейчас у них совершенно другое. Тогда они были ничем не обремененными по жизни молодыми ребятами, сейчас они солидные люди. Им страшно ошибиться и сыграть плохо. Ведь они были звездами союзного значения, а сейчас потеряна практика, потерян, может быть, кураж.    А ведь такая игра требует постоянного тренинга. Я сейчас собираю их, чтобы возобновить тренировки, хочу показать им кассеты старых игр, чтобы они почувствовали атмосферу игры, поймали азарт.

- А вообще случаи звездной болезни у игроков бывали?

- Что значит бывали? Они и сейчас есть. Звездная болезнь - нормальное заболевание знатока. В юном возрасте эти люди переживают оглушительный успех. Причем все это сваливается на людей, не стремящихся к славе. Это не актеры, не телеведущие, для которых успех был бы явлением закономерным. Проявляется это у игроков по-разному, но заболевает почти каждый - кто-то успевает вовремя осознать и начать с этим бороться. Кто-то – от ощущения собственной звездности - начинает разрушаться, как от настоящей болезни. Бывали случаи, когда совершенно разрушалась личность человека, люди просто нивелировались. Конечно, все мы с возрастом меняемся, но когда начинает мутировать суть человеческая - это страшно. Если человек не предчувствует это, если рядом нет другого человека, который мог бы ему помочь с этим справиться, то процесс становится необратимым. У нас были люди, которые с таким неправильным самоощущением и уходили "в жизнь" и переживали потом настоящий крах.

Избежать этой славы практически невозможно. На следующий день после эфира начинается шквал, каждый подходит и комментирует вчерашнюю игру. Игроки из телевизионной студии попадают в абсолютно реальную, документальную среду. Наши психологи рекомендовали им просто не реагировать на такой повышенный к ним интерес и уходить от подобных разговоров.

К тому же мы всегда очень внимательно за этим следила. Многие злились на меня, когда я не давала им играть в той или иной игре. А я знала, что у этого человека неприятности в семье, например, и сейчас ему на экран просто нельзя. А кого-то в той же ситуации, наоборот, нужно посадить за стол. Ведь отношение к игре - это состояние души, и даже у одного и того же человека оно может быть очень разным.

Экран - страшная вещь. Он высасывает из каждого все самое лучшее. Если у человека этого "хорошего" много или он умеет каким-то образом это восстанавливать, то ему и звездная болезнь не станет страшным испытанием, и на экране он сможет существовать очень долго.

- Но неужели были игроки, которые, чувствуя подобные вещи, могли сами отказаться сесть за стол?

- Да, бывали, и как ни странно, не так они редки, как может показаться. Самый яркий пример - это, пожалуй, Саша Бялко. Он такие вещи чувство вал идеально. Я допускаю, что это было не сознательно, а на уровне интуиции, но, тем не менее, он себя тормозил. После блестяще проведенной игры он отказывался участвовать в следующей, мне приходилось его долго уговаривать. И не всегда, надо сказать, удавалось. Он понимал, что в первую очередь нужно беречь себя.

 

Вопрос.

Назовите главное слово в современных телефонных разговорах и объясните связь между ним и английскими моряками XVIII века.

Минута обсуждения.

- Давайте вспомним телефонные реплики!

- Алло! Да! Слушаю!

- А как еще можно обратиться по телефону?

- Если вежливо, то "Простите, это..." или просто "Это ты, Наташа?"

- Скорее всего, дело в ответе... Как мы обычно отвечаем по телефону?

- Как угодно! "Да". "Совершенно верно". "Да, это я". Или: "Сейчас он подойдет. Подождите минутку!"

- Нет. Мы отвлеклись. Мы зашли в тупик. Есть же еще и английские моряки.

- Безусловно. Это какое-то приветствие.

- А как можно морскими флажками сказать "Это я!"?

Ответ.

До прошлого века слово "алло" употреблялось в морской практике и означало "слушай" («АЛЛО! Сие слово кричат в рупор на корабль, с коим хотят переговаривать, дабы на нем внятно слушали...» Из толкового словаря начала XIX века).  "Алло!" - так чаще всего начинаем мы свой телефонный диалог.

 

Вопрос.

Куда смотрели древние римляне перед тем, как отдавать свои долги?

Ищите правильный ответ.

- Как вы считаете, куда смотрят современные люди перед тем, как отдавать свои

долги?

- Не знаю, я смотрю в свои записи.

- Давайте вспомним, как велись записи в Древнем Риме!

- Я считаю, что это долговая яма или долговой камень. Это точно!

- Извините, мне кажется, вы не правы. Это может быть связано со сроком отдачи долга...

- Есть мнение, что надо смотреть в календарь, чтобы не забыть число отдачи долга. Но я никогда так не делаю...

- Неправильно! Надо смотреть в кошелек. Несомненно, что древние делали именно так!

Ответ.

В Древнем Риме должники платили долги в день календ - первый день месяца.

Календарь - (от латинского calendarium) буквально - долговая книжка. Календарь - у древних римлян первый день месяца.

 

Вопрос.

Какую туфельку потеряла Золушка - с правой или с левой ноги?

Шарль Перро (1628-1703) - французский писатель. Всемирно известны его сказки "Кот в сапогах", "Золушка", "Синяя борода".

Ищите правильный ответ.

- Насколько я помню, обувь в то время была самой разной...

- Сапоги, туфли... сабо.

- Простите, я считаю, что все проще: были туфельки - левая и правая.

- Безусловно! А потеряла она левую туфельку. Левая нога обычно меньше правой.

- Ерунда! Они могли быть одинаковыми?

- Вряд ли. Это неудобно.

- Значит, все-таки левую?!

- Нет, правую!

Ответ.

Туфельки на правую и левую ноги были одинаковыми.

При Шарле Перро ботинок просто обтачивали, не подгоняя по ноге. И только в середине XIX века при изготовлении обуви стали различать правую и левую ноги.

 

Вопрос.

Почему коровы любят пастись на железнодорожной насыпи? Версии игроков.

- Корове удобнее есть траву на склоне насыпи: не надо низко наклонять голову.

- Трава на насыпях сочнее: почва там удобрена лучше.

- Коров привлекает гудок локомотива. Он похож на бычье мычание.

- Коровы любят пищевые отходы.

- На насыпях меньше насекомых.

- Корова хочет понравиться быку, ее виднее на насыпи.

Ответ.

Железнодорожные шпалы обычно пропитывают гудроном - черной смолистой массой, состоящей из нефтяных смол. Гудрон отгоняет насекомых, комаров.

  

Из письма:

Известно ли вам, уважаемые знатоки, что до революции в России, в Петербурге, проходил один чрезвычайно престижный конкурс для девушек. Проводило его шведско-датско-русское акционерное общество. Причем победительницей его становилась не одна, а целых 948 девушек!

Участницы конкурса подвергались самым различным испытаниям. Они показывали свои способности в фонетике, в общей культуре, в хорошем воспитании, в эрудиции.

Затем девушки измеряли свой рост. Увы, он должен был быть не меньше                             155 сантиметров! А потом еще измерялся размах рук. Он должен был быть не менее                    154 сантиметров!

Внимание - вопрос.

Что это был за конкурс?

Ваш ответ.

Это был конкурс девушек-телефонисток.

It was a competition of telephone girls.

1 июля 1882 года в Москве, на Кузнецком мосту, телефонная станция связала между собой первые 28 абонентов. Спустя несколько месяцев их число достигло 200.

В 1915 году в Москве было около 60 тысяч номеров. На улицах можно было увидеть     70 телефонов-автоматов. Обслуживали их 228 монтеров, 72 администратора и 948 телефонисток.

Профессия телефонистки была престижной в то время. На конкурсе проверялись фонетические данные, уровень общей культуры, эрудиция, хорошее воспитание.

   

Вопрос.

Была женщина, которая могла не спать два года, восемь месяцев и четыре недели. Кто она?

Ищите правильный ответ.

- Я уверен, таких женщин нет.

- Мне кажется, есть люди, которые могут не спать долго. Это летаргический сон.

- Я предлагаю посчитать сколько дней в двух годах!

- Пустая затея! 730 дней. Ну и что?

- Не представляю, кто может так долго не спать?!

- Давайте продолжим наши подсчеты...

- У меня получилось более 1000 дней.

- Это фантастика, сказка.

- Пожалуй ты прав...

Ответ.

Женщина, которая могла не спать ночью 2 года, 8 месяцев и 4 недели - царица Шахразада.

Главная новелла арабских сказок "1001 ночь" - рассказ о персидском царе Шахрия-ре и его жене Шахразаде, которой по окончании сказки грозила казнь. Она, рассказывая сказку, останавливалась на самом интересном месте. Так продолжалось 1001 ночь, пока царь не полюбил свою жену. Свое название сборник получил от турецкого "бин бир" - "тысяча и один", т.е. очень много.

 

Вопрос.

Почему дуэлянты поднимали вверх левую руку?

Версии игроков.

- Для равновесия тела.

- Они что-нибудь держали в руке: плащ или колокольчик.

- Это знак готовности к дуэли.

- Для большего риска - обнажая сердце.

- Если дуэли происходили утром, чтобы лучше было видно дуэлянта.

- В знак приветствия.

Ответ.

В левой руке дуэлянтов был фонарь, так как дуэли обычно происходили в сумерках - на рассвете или к вечеру.

 

Вопрос.

Почему цапля клюет рыбу, не сходя с места?

Версии игроков.

- Цапля боится взбаламутить воду.

- Чтобы не вспугнуть рыбу.

- У цапли длинная шея, и ей не надо сходить с места, чтобы поймать рыбу.

- Цапля не хочет тратить силы.

- Цапля притворяется, обманывая рыбу.

- Цапля старается не привлекать внимание хищников.

- Цапля клюет одну рыбу, а думает уже о другой.

- Цапля очень ленивая.

В качестве правильного ответа предлагается наиболее достоверная с научной точки зрения версия.

Ответ.

С цапли падает "перхоть" - наживка для рыб и лягушек.

   

Однажды Ворошилова спросили:

- Есть люди, которым вам хочется что-нибудь доказать?

- Да, пожалуй. Сначала это были девочки. Потом... я сам.

Первый раз я влюбился в четыре года. Я так старался. Но мне так и не удалось ей ничего доказать.

Был другой случай, который мне запомнился. Когда я учился в школе-студии МХАТ, у нас была репетиция на шпагах, и меня поставили в пару с девушкой, о которой я мечтал. Мы фехтовали, и она задела меня шпагой.               "Ну, так и проколоть можно", - сказал я, на что она ответила: "Небольшая будет потеря". И до сих пор я это помню.

   

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь