Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Уровни культурнозначимых сведений



 

Особенностью рекламного текста, в том числе и сопоставляемого материала, является избыточность функционально значимых средств, нацеленных на побуждение потребителя воспользоваться услугой. Более того, специфика исследуемого материала, а именно туристическая направленность, обуславливает избыточность культурнозначимых единиц, которые могут выполнять различные функции.

В данном параграфе мы предлагаем выделить два основных способа передачи культуроносного слоя, а именно денотативный уровень и ассоциативный. Так же культурнозначимая информация может быть эксплицирована на коннотативном и метафорическом уровне, как было заявлено в первой главе [Добросклонская 2004]. Однако, два последних уровня представлены крайне узко в исследуемом материале. Поэтому было предложено представить ассоциативный уровень с элементами метафоричного контекста.

Денотативный уровень.

Поскольку анализируемым материалом является медиатекст туристического содержания, то большая часть культурнозначимых единиц, встречающихся в тексте, будет относиться к денотативному уровню лексики. Денотативный культурологический контекст, широко представленный разнообразными видами реалий, выступает в данном случае средством когнитивной информации. Репрезентативности перевода достигается на обозначенном уровне посредством однозначных соответствий, найти которые можно в страноведческих словарях, справочной литературе или Интернет-источниках. Если в переводящем языке отсутствует соответствие какой-либо реалии, то следует применить транскрипцию или транслитерацию. Речь идет о случаях, когда принимающая культура просто не знает пришедшего из ИЯ и его культуры понятия, явления, предмета и т.п.

Приведем примеры культурно специфичных единиц, используемые в качестве денотативного контекста в журналах " Афиша-Мир" и " Europe". Классификация реалий была выполнена, опираясь на работы Виноградова В.В. " Введение в переводоведение":

Топонимы:

Названия стран и государств: Andorra (Княжество Андорра), Austria (Австрия), Croatia (Хорватия), Egypt (Египет), England (Англия), France (Франция), Germany (Германия), Greece (Греция), Hungary (Венгрия), India (Индия), Ireland (Ирландия), Israel (Израиль), Italy (Италия), Jordan (Иордания), Monaco (Княжество Монако), Montenegro (Республика Черногория), Morocco (Королевство Марокко), Poland (Польша), Russia (Россия), Slovakia (Словакия), Slovenia (Словения), Spain (Испания), Switzerland (Швейцария), Thailand (Таиланд), the Vatican city (го c-во Ватикан).

Названия городов (столицы, провинции, земли): Abu Simbel (район Абу Симбэл), Ammam (г. Аммам), Amsterdam (г. Амстердам), Aswan (г. Асуан), Athens (г. Афины), Bangkok (г. Бангкок), Barcelona (г. Барселона), Brugge (г. Брюгге), Budapest (г. Будапешт), Cairo (г. Каир), Casablanca (г. Касабланка), Fez (г. Фес), Florence (г. Флоренция), Granada (г. Гранада), Kerala (штат Керала), Killarney (штат Килларни), Krakow (г. Краков), London (г. Лондон), Luxor (г. Луксор), Madrid (г. Мадрид), Moscow (г. Москва), Munich (г. Мюнхен), Novgorod (г. Великий Новгород), Paris (г. Париж), Prague (г. Прага), Rabat (г. Рабат), Rome (г. Рим), St Petersburg (г. Санкт-Петербург), Salzburg (г. Зальбург), Seville (г. Севилья), Tirana (Тирана), Tikhvin (г. Тихвин), Toledo (г. Толедо), Tyrol (Тироль - земля в Албании), Uttar Pradesh (штат Уттар-Прадеш), Valencia (г. Валенсия), Venice (г. Венеция), Vienna (г. Вена).

Названия островов: Island of Delos (о-в Делос), Paros (о. Парос), Mykonos (о. Муконос), Maldives (Мальдивы), the Crimea (полуостров Крым), Bali (о. Бали), Velidhy Island (остров Велиду)

Названия портов и аэропортов: Heathrow Airport (аэропорт Хитроу),

JFK Airport (аэропорт Кеннеди), Roissy Charles de Goulle (аэропорт Руасси), Bordeaux (порт Бордо), Casablanca (порт Касабланка).

Названия водоемов: the Red Sea (Красное море), Rhine Valley, Jordan (р. Иордан), the Dead Sea (Мертвое море), the Adriatic Sea (Адриатическое море), Ganges (р. Ганг), Indian Ocean (Индийский океан), Lake Baikal (о. Байкал)

Названия гор: Jungfrau Mountain (г. Юнгфрау), the Alps (Альпы) Pyrenees (Пиренеи).

2. Ономастические реалии:

Антропонимы: Moses (Моисей), Christopher Columbus (Христофор Колумб), King Tutankhamun (король Тутанхамон), Caesar (Цезарь).

Названия музеев, дворцов, соборов: Marvel at Gaudi' s (Собор Св. Гауди), Alhambra Palace (Альгамбра, " Райский Дворец" ) Museo del Prado (Музей Прадо), Nou Camp (Кэмп Ноу - футбольный стадион), Sagrada Familia (церковь Святого Семейства), Large Monastery of Dormination (Тихвинский Большой Успенский Монастырь), Wedenskiy Convent (Введенский женский монастырь).

Праздники: ‘ Oktoberfest’, St Pat’ s Day (День Святого Патрика), Venice Carnival (Венецианский Карнавал), ‘ La Tomatina ’, ‘ Las Fallas’, Makar - Sankranti (Макар-Санкранти).

Достижения репрезентативности:

Как мы отмечали выше, однозначные соответствия данной лексике можно найти в страноведческих словарях, справочной литературе или Интернет-ресурсах. Это будет основным приемов достижения репрезентативности перевода на уровне денотативного контекста. Если культурнозначимые единицы выступают в качестве экзотического обрамления, то они переносятся в текст перевода без изменений (название испанских праздников ‘ La Tomatina ’, ‘ Las Fallas’). Дополнительными приемами выступают транскрипция и транслитерация, если принимающая культура просто не знает пришедшего из ИЯ и его культуры понятия, явления, предмета или названия (Ammam - г. Аммам).

Далее перейдем к анализу контекста в рамках ассоциативного уровня, обозначающего ключевые для определенной культуры понятия, которые складываются в национальном самосознании на притяжение многих лет.

Ассоциативная лексика:

Ассоциативный контекст, который частично включает лексику денотативного уровня, может быть выражен эксплицитно, либо совмещая в себе элементы метафоричности, - имплицитно [Добросклонская 2005]. К обозначенному уровню относится лексические единицы, обозначающие реалии того или иного языкового коллектива и отражающие устойчивые ассоциативные связи. Помимо лексических единиц ассоциативные связи могут создавать экстралингвистические средства изображения гербов, флагов, национальной одежды или традиционных блюд определенных стран и народов.

Ассоциативный контекст выполняет не только функцию когнитивной информации, но и усиливает эмоциональную и эстетическую нагрузку текста.

Приведем примеры культурноспецифичных единиц, которые формируют различные ассоциации в сознании реципиента:

 

Журнал " Europe"

France: Paris, Champagne, the Eiffel Tower, cabaret show, Arc de Triomphe, Louvre, frogs legs   Франция: г. Париж, шампанское, Эйфелева башня, шоу кабаре, Триумфальная Арка, Лувр, лягушачьи лапки.
Russia: Moscow, Red Square, ‘Medovukha’, Russian vodka, caviar. Россия: г. Москва, Красная Площадь, Медовуха, водка, икра.
Spain: Flamenco show, tapas, bull ring, sangria. Испания: шоу Фламенко, тапас, коррида, вино (Сангрия)

Журнал " Афиша-Мир"

Швейцария: швейцарский франк, электромобили, конные экипажи, шоколад " Тоблерон", конное поло на снегу, фрирайд, цугер-киршторт, фондю. Swiss: Swiss frank, electro mobile, horse-drawn cab, chocolate " Tablerone", snow polo, free riding, Zuger KirschTorte, fondue
Австрия: канатная дорога, конные упряжки, шоколад " Милка", Ягерте, штрудель, свиная рулька.   Austria: aerial ropeway, harness, chocolate Milka, Jagertee, strudel, Knusprig gebratene Stelze
Англия: Лондон, пабы, бекон, яичница, тосты, консерватизм. England: London, pubs, bacon, fried eggs, toasts, conservatism.

Приведенные в качестве примеров ассоциативные единицы, передаются в ПЯ однозначными соответствиями.

Необходимо отметить, что использование культуроносного слоя предполагает определенных " фоновых знаний" целевой аудитории, особенно если в цепь повествования включены элементы метафоричности:


Журнал " Europe"

European odyssey Одиссея по Европе
Caesar’s footsteps По стопам Цезаря…
Vodka+Caviar Знай наших!

Приведенные примеры являются заголовками рекламных сообщений. В яркой и образной форме они отражают содержание текста:

заголовок " Одиссея по Европе", представляет собой аллюзию на произведение древнегреческого писателя Гомера, что настраивает реципиента на длительное, скорей всего необычное путешествие;

заголовок " По стопам Цезаря…" - подразумевает путешествие по Италии, тогда как заголовок " Знай наших! " (дословно водка+икра), в имплицитной форме отображает тему сообщения - Россия.

Достижением репрезентативности в данных примерах будут служить соответствия, за исключением последнего примера, который отражает культуру ПЯ. В таком случае допустимым переводческим решением может служить лексическая замена.

Из российском журнала " Афиша-Мир" можно привести ряд примеров ассоциативной лексики, включающей описание " старомодных" клубов Англии, переданная в ПТ вариантными соответствиями:

 

Old bank of England. Характерный паб в старом здании банка Англии. Высоченные потолки, громадные окна, массивные канделябры, мраморные лестницы, картины в рамках и работники Сити в строгих костюмах. Old bank of England. A typical pub in the old building of the Bank of England. Sky-high ceilings, enormous windows, massive candelabra, marble stairs, framed paintings and City’s stuff in strict suits.  
Punk club: на танцполе можно встретить Кейт Мосс и Лили Аллен. Punk club: on the dance-floor you can meet Kate Moss or Lily Allen.

В последнем примере стоит обратить внимание на упоминание знаменитостей: известная модель Кейт Мосс и поп-певица Лили Ален. Включение в цепь повествования ономастических реалий выполняет аттрактивную функцию, усиливая воздействие на рецептора.

Рассмотрев примеры ассоциативного уровня, приходим к выводу о том, что носителями ассоциативной информации, помимо топонимов, могут выступать бытовые реалии [Виноградов 2001]:

пища: tapas (фирменная закуска/тапас), frogs legs (лягушачьи лапки), bagels (бейгл), burrito (буррито), fondue (фондю), Jagertee (ягерте);

виды деятельности: bull ring (коррида), camel ride (прогулка на верблюдах) cabaret show (шоу кабаре) vaporetto ride (прогулки на гондолах), конное поло на снегу ( polo);

музыкальные и народные танцы:

Flamenco (Фламенко), Waltz (Вальс), Танец живота ( Belly dance).

Ономастические реалии:

Кейт Мосс ( Kate Moss), Лили Ален ( Lily Allen)

Ассоциативный уровень лексики рисует определенные образы в сознании рецептора, подкрепляя их изображениями, обозначающими ключевые явления и понятия определенной культуры. Приемами достижения репрезентативности перевода служат однозначные соответствия, а также транскрипция и транслитерация, если в ИТ присутствуют имена современных известных личностей, соответствия для которых, зачастую остаются вариантными. Правила транскрибирования можно найти в различных учебных пособиях [Алексеева 2004, 223].

Если ИТ содержит культурноспецифичные единицы в качестве экзотического обрамления, то такие единицы переносятся в ТП без изменений. Более того, если ИТ включает метафорический контекст, то кроме соответствий, в качестве приема достижения репрезентативности, может выступать замена на лексическом уровне. Происходит это в том случае, если метафоричная единица культуроносного слова ИТ выражает явление ПТ.

Результаты исследования культурноспецифицных единиц можно представить в виде двух таблиц:

Количественное и качественное соотношение

лексики денотативного уровня

 

Таблица №1

Приемы Примеры Количество %
Однозначные соответствия Paris / Париж Москва/ Moscow 130 65%
Транскрипция/ транслитерация Ammam/ г. Аммам г. Тихвин/ Tikhvin 46 23%
Перенос в ПТ без изменений ‘Las Fallas’ ‘La Tomatina’ 24 12%

Общее количество примеров

200 100%

 

Количественное и качественное соотношение лексики ассоциативного уровня.

 

Таблица №2

Приемы Примеры Количество %
Однозначные соответствия Ягерте/ Jagertee пабы/ pubs 81 81%
Транскрипция/ транслитерация Kate Moss/ Кейт Мосс 3 3%
Перенос в ТП без изменений ‘ooh la laaa! ’ 9 9%
Лексическая замена ‘ Vodka+ caviar’/ ‘Знай наших! ’ 7 7%

Общее количество примеров

100 100%

 

Культуроносный слой, по результатам исследования, широко представлен в анализируемом материале, информируя адресата необходимы сведениями посредством денотативного уровня лексики и создавая положительные образы посредством ассоциативного уровня. Так же важно еще раз подчеркнуть роль экстралингвистических средств (см. приложение № 5, 6), которые могут упрощать восприятие текста (изображения географических карт) и выступать в качестве усилителей воздействия на реципиента (изображения национальных явлений, понятий и символов).

В данной главе мы провели сопоставительный анализ американских и русских медиатекстов туристического содержания. Специфика рекламного текста, а именно избыточность лингвистических, паралингвистических средств и культурноспецифичных сведений, обусловила порядок проведения анализа. В первом параграфе второй главы мы рассмотрели текст с точки зрения содержащихся в нем видов информации, во втором - анализировали культуроносный слой исследуемого материала. Так же мы проследили роль паралингвистических средств и обозначили их функцию в тексте. Более того, учитывая критерии репрезентативности перевода, мы выявили приемы ее максимального достижения, которые подробно изложены ниже.

 

Выводы

 

Во второй главе был проведен анализ русских и американских медиатекстов. Спецификой рекламного текста является его избыточность функциональными средствами. Туризм, выступая в качестве медиатопика данного исследования, обусловил изобилие текста культурноспецифичными единицами. Медиатопик и специфика рекламного текста предопределили ход исследования: выделение четырех видов информации (когнитивной, эмоциональной, эстетической и оперативной) и культурноспецифичных уровней медиатекстов, что упростило сравнительно-сопоставительный анализ исследуемого материала.

В ходе исследования мы определили, способ производства анализируемого материала - коллегиальный. Это послужило корректировкой стратегии перевода: ориентация на тип текста, а не на авторство. Также весь исследуемый материал можно отнести к устному тексту по форме создания и письменному по форме воспроизведения, что объясняет наличие признаков устной речи (восклицания, обращения, риторические вопросы). Канал распространения - печать - обусловил наличие не только вербальных средств воздействия на адресата, но и невербальных - графическое оформление, иллюстрации и т.д. Изображение, являясь средством визуальной рекламной коммуникации, выполняет аттрактивную, иллюстративную, информативную, эстетическую, экспрессивную функции, способствуя нужной рекламодателю интерпретации товара, выступая фактором повышения индекса убедительности и воздействия рекламного текста.

Определение коммуникативного задания исследуемого материала - прагматическое воздействие на реципиента - обусловило основную цель переводчика, а именно - формирование положительной оценки услуги в сознании реципиента посредством лингвостилистических средств.

Т.е. переводчик должен передать содержание, эмоциональную нагрузку и общий фон ИТ, что отвечает критериям репрезентативности перевода.

Более того, для правильного определения коммуникативного задания был установлен адресат ПТ - конкретный реципиент, обладающий определенными " фоновыми знаниями" в области географии, туризма и культуры. Определение реципиента позволило сформулировать речевые жанры, которые конкретизируют прагматическую функцию определенного стиля. Американским рекламным текстам свойственна более агрессивная форма воздействия, о чем свидетельствует широкое использование повторов (названия компаний), которые действуют на суггестивном уровне психологического воздействия. Так же для американских медиатекстов характерен больший динамизм - обширное использование повелительного наклонения, побудительных предложений. Это объясняется принадлежностью американской культуры к низкоконтекстным. Для российской традиции, напротив, характерным остается более объемный стиль изложения, изобилующий носителями эмоциональной и эстетической информации, что объясняется промежуточным положением российской культуры между низкоконтекстными и высококонтекстными уровнями. Несмотря на различия русской и американской культуры, реклама рассчитана на массового потребителя. Более того, важно отметить, что на развитие российской рекламы, как вида деятельности, существенное влияние оказывают западные традиции. Поэтому в целом, в рекламных текстах обеих культур присутствуют одинаковый перечень стилистических средств воздействия, которые позволяют сформулировать приемы достижения репрезентативности перевода:

1) Если ИЯ служит английский язык, то основными приемами выступают транскрипция/ транслитерация, конкретизация, лексическая замена, членение предложения и дословный перевод.

2) Напротив, если английский язык выступает в качестве ПЯ, а русский, в свою очередь, ИЯ, то основными приемами достижения репрезентативности перевода будут выступать модуляция, опущение, генерализация, объединение предложений, а также перенос ИТ в ПТ без изменений.

3) Для русского языка, характерным приемом достижения репрезентативности перевода реалий служит прием конкретизации, а именно слова-добавления типа " королевство", " княжество", " город", " район" и т.д. Однако особенностью текстов туристического содержания является опущение слов-добавлений. Объяснить это можно тремя причинами: во-первых, - избыточность разнообразных средств туристических медиатестов не позволяет перегружать ПТ; во-вторых, - специфика туристического медиатекста обуславливает наличие комментариев и пояснений культуроносного контекста; в-третьих, - дополнительным средством воздействия выступают изображения географической карты, которая выполняет две функции:

1. усиливает эмоциональную нагрузку, действуя на паралингвистическом уровне;

2. упрощает визуальное восприятие текста рекламы.

4) Наличие комментариев и пояснений значительно упрощает задачу переводчика, поскольку возможным становится отказ и от описательного перевода.

Далее необходимо определить общие приемы достижения репрезентативности перевода для русских и американских медиатекстов.

В ходе исследования мы приводили количественные данные, наглядно подтверждающие широкий спектр приемов достижения репрезентативности перевода и их качественное и количественное соотношение. Обобщив эти данные, мы получили следующие результаты:

1. Из рассмотренных 550 примеров, 319 из них переданы в ПТ с помощью однозначных и вариантных соответствий, что составило 58% от общего числа примеров (см. приложение № 7).

2. Оставшиеся 42% приходятся на прием компенсации (11%) и остальные лексико-грамматические приемы (31%).

На основании приведенных выше данных можно выделить основные приемы достижения репрезентативности перевода: однозначные/ вариантные соответствия и прием компенсации. Такое широкое использование соответствий объясняется наличием большого объема когнитивнозначимой информации (по своим характеристикам близкой к терминологии), а так же изобилием культурноспецифичных единиц. Когнитивнозначимые компоненты текста, так же как и культурнозначимые единицы ИТ передаются посредством однозначных соответствий, в то время как вариантными соответствиями на лексическом и грамматическом уровне могут быть переданы:

эмоционально-оценочная лексика с семантикой положительной оценки;

средства выражения гиперболы положительной оценки: превосходная степень прилагательных и наречий, наречия и частицы с функцией усилителей, морфемы с семантикой усиления качества, местоимения с обобщающей семантикой;

стилистически окрашенная лексика: просторечие, жаргон, высокий стиль и др. (с сохранением окраски, которая этой лексике присуща в подлиннике);

специфика синтаксиса: риторические вопросы, восклицания ит.д.;

Если контекст ИТ обуславливает невозможность использования соответствия, то на первое место выходит прием компенсации. С помощью указанного приема в ПТ могут быть переданы игра слов, метафоры, сравнения, авторские парные словосочетания, повторы всех уровней (фонетический, морфемный, лексический, синтаксический) и многие другие фигуры стиля.

Приведенные выше итоги исследования позволили сформулировать следующие выводы:

Интенцией любого медиатекста является прагматическое воздействие.

Прагматическое воздействие может быть выражено различным набором лингвостилистических средств в зависимости от культурной принадлежности ИТ.

Влияние Запада на российскую культуру обусловило сходный перечень лингвостилистических средств.

Основными приемами достижения репрезентативности послужили однозначные и вариантные соответствия и прием компенсации.

Остальные лексико-грамматические трансформации выступают в качестве дополнительных приемов достижения репрезентативности перевода.

Являясь многомерным текстовым комплексом, реклама вбирает в себя широкий спектр лингвостилистических, семиотических средств и культурнозначимых единиц. Основным фоном, на котором выступают языковые средства, оформляющие когнитивные, эмоциональные и эстетические компоненты информационного комплекса рекламы является письменная литературная норма языка, которая вобрала в себя многочисленные черты устной речи.


Заключение

 

В настоящей работе была предпринята попытка выявить приемы достижения репрезентативности перевода американских и русских медиатекстов с позиций прагматики, лингвокультурологии и семиотики.

Тщательно изучив литературу, посвященную проблемам перевода рекламных текстов, мы выявили специфику медиатекста, а также критерии достижения репрезентативности перевода, что позволило сформулировать стратегию перевода на микроуровне - на уровне компонентов текста.

В ходе работы мы установили, что рекламный текст содержит культурноспецифичные сведения, лингвостилистические и паралингвистические средства, которые нацелены на прагматическое воздействие на адресата. Рекламный текст отличается от других типов текста наличием одновременно когнитивной, эмоциональной, эстетической и оперативной информации. Туризм как медиатопик исследуемых текстов предопределил избыточность культурноспецифичных единиц.

С целью определить приемы достижения репрезентативности перевода был проведен сравнительный анализ русских и американских медиатекстов и выявлены сходства и различия прагматического воздействия рекламы на носителей русской и американской культур. Как было установлено в процессе анализа, способы воздействия на носителей исследуемых культур оказались практически идентичными. Это объясняется влиянием западной традиции на развитие российской рекламы.

По результатам исследования мы установили универсальные приемы достижения репрезентативности перевода для сопоставляемых языков. Приемами, которые широко используются как в американских, так и в русских медиатекстах, послужили однозначные и вариантные соответствия.Т. к. информационной доминантой рекламного текста являются когнитивнозначимые и культурнозначимые сведения. Также широко применим прием компенсации, поскольку исследуемый материал насыщен широким спектром стилистических фигур, передать которые на ПЯ редко удается без потерь.

Нехарактерным является прием описательного перевода, несмотря на высокую концентрацию культурноспецифичных единиц исследуемого материала, поскольку специфика туристического медиатекста обуславливает наличие комментариев. Так же отказ от описательного перевода обеспечило наличие географических карт, которые относятся к паралингвистическим средствам и выполняют информативную функцию. Другие экстралингвистические средства, к которым можно отнести шрифтовое выделение, цветовую гамму, графические символы, рисунки и фотографии, могут выполнять иллюстративную, аттрактивную и орнаментальную функции. Т.е. своеобразие рекламного текста заключается в органичном соединении лингвистических и паралингвистических средств.

Таким образом, рекламный текст представляет собой сложное комплексное образование, перевод которого включает три составляющих: передачу содержания, сохранение прагматики и общего фона исходного текста. В ходе работы нам удалось сохранить данные параметры на уровне компонентов текста посредством установленных приемов достижения репрезентативности перевода.

В заключении следует отметить, что все поставленные задачи выполнены, а основная цель достигнута.


Библиографический список

 

1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. - М., " Аспект Пресс", 2001г.

2. Алексеева И.С. Введение в переводоведение: Учеб. пособие для студ. филол. и лингв. фак. высш. учеб. заведений. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр " Академия", 2004г.

3. Алимов В.В. Теория перевода. Перевод в сфере профессиональной коммуникации: Учеб. пособие. Изд.2-е, испр. - М.: Едиториал УРСС, 2004г.

4. Аракин В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков: Учеб. Пособие. - М.: ФИЗМАЛИТ, 2005г.

5. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): Учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов. - М.: Издательский центр " Академия", 2003г.

6. Арефьев В.Е. Введение в туризм: Учебное пособие. - М.: Изд-во АГУ, 2002г.

7. Бархударов Л.С. Язык и перевод (Вопросы общей и частной теории перевода). - М.: " Международные отношения", 1975г.

8. Бернадская Ю.С. Основы рекламы: Учебник/ Ю.С. Бернадская, С.С. Марочкина, Л.Ф. Смотрова. Под ред.Л.М. Дмитриевой. - М.: Наука, 2005г.

9. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - М., СПб., 2001г.

10. Бове К., Арене.У. Современная реклама. Тольятти, 1995г.

11. Борисова Л.И. " Ложные друзья" переводчика с английского языка. Под ред. Комиссарова В.Н., М., 1982г.

12. Бурак А.Л. Translating Culture: Перевод и межкультурная коммуникация. Этап 1: уровень слова. - М.: Р. Валент, изд.2-е, стереотипное, 2005г.

13. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М., - 1997г.

14. Вейзе А.А. Чтение, реферирование и аннотирование иностранного текста. - М.: Библиотека преподавателя, 1982г.

15. Виноградов В.С. Введение в переводоведение. - М.: Издательство института общего среднего образования РАО, 2001г.

16. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1950г.

17. Гальперин И.Р. О понятии " текст". - ВЯ, 1974г.

18. Гарбовский Н.К. Теория перевода: М.: Издательство МГУ, 2004г.

19. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации - М.: Юнити, 2003г.

20. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов. - М.: Едиториал УРСС, 2005г.

21. Добросклонская Т.Г. Что такое медиалингвистика? / Т.Г. Добросклонская // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2004. - N 2. - С.1-15.

22. Ильина Е.И. Основы туристической деятельности. - М.: 2000г.

23. Кафтанджиев Х. Тексты печатной рекламы. - М.: 1995г.

24. Комиссаров В.Н. Современное переводоведение. - М.: ЭТС, 2004г.

25. Комиссаров В.Н. Теория перевода (лингвистические аспекты). Учебное пособие. - М.: " Высшая школа", 1990г.

26. Комиссаров В.Н. Современное переводоведение. Учебное пособие. - М.: " ЭТС", 2002г.

27. Кохтев Н.Н. Стилистика рекламы. Учебно-методическое пособие. - Изд-во Московского университета, 1991г.

28. Латышев Л.К., Семенов А.Л. Перевод: теория, практика и методика преподавания: Учеб. пособие для студ. перевод. фак. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2003г.

29. Левицкий Ю.А. Лингвистика текста. - М.: Высшая школа, 2006г.

30. Леонтович О.А. Введение в межкультурную коммуникацию: Учебное пособие. - М.: Гнозис, 2007г.

31. Медведева Е.В. Рекламная коммуникация. - М.: Изд.2, 2004г.

32. Молчанова Г.Г. Английский как неродной: текст, стиль, культура, коммуникация: Учеб. пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007г.

33. Нелюбин Л.Л. Наука о переводе (история и теория с древнейших времен до наших дней): Учеб. пособие. - М.: Флинта: МПСИ, 2006г.

34. Пирогова Ю.К., Паршин П.Б. Рекламный текст, семиотика и лингвистика. - М.: изд. Гребенникова 2000. - 250с.

35. Сорокин Ю.А. Переводоведение: статус переводчика и психогерменевтические процедуры. - М.: BNLUR Гнозис, 2003г.

36. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб. пособие - М.: Слово, 2000г.

37. Тюленев C.В. Теория перевода: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2004г.

38. Федоров А.В. Основы общей теории перевода. - М.: Филология Три, 2002г.

39. Швейцер А.Д. Теория перевода. Статус, проблемы, аспекты. - М.: Наука, 1998г.

40. Hall E. T. The Silent Language. - N. Y.: Doubleday, 1959.

41. http: //www.world-tourism.org/ruso/about_wto_updated2003. htm

42. http: //www.kubsu.ru

Словари:

43. Бобров В.Б. Англо-русский словарь по рекламе и маркетингу. - М.: Слово, 1999г.

44. Большой энциклопедический словарь под ред.А.М. Прохорова - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998г.

45. Иванова К.А. Англо-русский словарь по рекламе и PR. - Спб.: Политехника, 1998г.

46. Лингвистический энциклопедический словарь. / Под ред. Ярцевой В.Н. - М.: Советская энциклопедия, 1990г.

47. Мюллер В.К. Англо-русский словарь. - М.: Русский язык, 2000г.

48. Новый учебный словарь фразеологии современного английского языка/ Под. ред. Опаленко М.Е. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2004г.

49. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: " А ТЕМП", 2004г.

50. Longman Dictionary of English Language and Culture. - Oxford University press, 1997.

51. http: //slovari. yandex.ru/dict/brokminor/article/34/34144.html


Приложения

Приложение 1

 

Образец типичной страницы журнала " Europe".



Приложение 2

 

Образец обзорной статьи журнала " Афиша-Мир".


Приложение 3

 

Образец сравнительной статьи журнала " Афиша-Мир" (Австрия - Швейцария).


Приложение 4

 

Образцы формул, графических знаков и шрифтового выделения, сопутствующих оформлению когнитивной информации.

 

Журнал " Europe"

 

Журнал " Афиша-Мир"


Приложение 5

 

Примеры изображений, выполняющие орнаментальную функцию.

 

1. Побережье Эгейского моря. 2. Италия, Рим

 

Примеры изображений, сопутствующих ассоциативному контексту.

 

1. изображение национальных блюд: фондю (Австрия), свиная рулька (Швейцария).   2. изображение национального флага
3. изображение шотландских символов (килт, волынка). 4. изображение российской символики  

 


Приложение 6

 

Образцы изображений, выполняющих информативную функцию.

 

1. географическая карта

Журнал " Афиша-Мир" Журнал " Europe"
 

 

2. Таблицы и графики

Журнал " Афиша-Мир" Журнал " Europe"
 

 


Приложение 7

 

Таблица качественного и количественного соотношения основных приемов достижения репрезентативности перевода.

Прием количество %
соответствия (однозначные и вариантные) 319 58%
компенсация 61 11%
перенос в ПТ без изменений 56 10, 1%
транскрипция/транслитерация 54 9, 8%
описательный перевод 0 0%
остальные трансформации 60 10, 9%
общее количество 550 100%

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.131 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь