Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 7. Формирование отечественной школы художественной педагогики
• Художественное образование в 18 веке • Первая светская система обучения рисунку И. Д. Прейслера 18 в. - время перехода от древнерусской культуры к культуре Нового времени. Появилось понимание того, что изоляционизм, отставание России в культурном, научном и техническом отношении может в будущем стать серьезной проблемой. Трансформация русской культуры опиралась на идеи западноевропейского рационализма и Просвещения, в основе которых были секуляризация, приоритет научного знания над религиозными догмами, культ разума и просвещения народа, развитие буржуазных отношений. Укрепление могущества России, реформы Петра I вызвали общий подъем культуры в стране. Важным направлением и условием реформирования страны было повышение уровня образования населения. С этой целью началось создание системы светского государственного образования в России. Главной задачей учебных заведений было подготовить специалистов в различных областях знаний. Впервые образование стало в России государственным делом. Были открыты несколько специальных (профессиональных) школ: " Навигационная школа" артиллерийская, инженерная, горные школы, медицинское училище, на базе которых впоследствии образовались высшие учебные заведения. Появилась большая потребность в людях, которые умели бы составлять карты, выполнять рисунки и иллюстрации к книгам по военному и инженерному делу, по медицине, ботанике и другим наукам. Необходимость овладения навыками рисования стала остро ощущаться почти во всех профессиях. В 1711 году при Петербургской типографии Петр I организует светскую школу рисования, где учащиеся не только копировали оригиналы, но и рисовали с натуры. Из-за границы приглашаются педагоги-художники, с которыми заключаются контракты. Рисование начинает широко внедряться в общеобразовательные учебные заведения. Так, рисование было включено в число учебных предметов в Морской академии, в хирургической школе при Санкт-Петербургском военном госпитале, в Кадетском корпусе, в гимназии при Академии наук. Для правильной организации методики преподавания рисования в этих учебных заведениях была издана книга И. Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству». Это было первое серьезное методическое пособие по рисунку в России. Книга была издана одновременно на русском и немецком языках. Особый интерес книга Прейслера представляет с методической точки зрения. В пособии намечается определенная система обучения рисунку. Книга давала наставления не только начинающим художникам, но и тем, кто обучал рисованию. Обучение по системе Прейслера начинается с объяснения назначения в рисунке прямых и кривых линий, затем геометрических фигур и тел и, наконец, правил их использования на практике. Автор с методической последовательностью указывает ученику, как можно, переходя от простого к сложному, овладеть искусством рисунка. Какой бы объект для рисования Прейслер ни предлагал, он, прежде всего, старается помочь ученику справиться с трудностями анализа формы предмета и построения его на плоскости. Он наглядно показывает, как следует методически последовательно строить изображение. В основу обучения рисунку Прейслер кладет геометрию. Геометрия помогает рисовальщику видеть и понимать форму предмета, а при изображении ее на плоскости облегчает процесс построения. Однако, предупреждает Прейслер, применение геометрических фигур должно сочетаться со знанием правил и законов перспективы и пластической анатомии. Большое значение Прейслер придает умению владеть линейным рисунком и способам выявления формы предметов средствами светотени. Более обстоятельной и четкой методической разработки по учебному рисунку в то время не было, поэтому труд Прейслера в России долгое время использовался не только в общеобразовательных учебных заведениях, но и в специальных художественных школах. Большую методическую помощь книга Прейслера оказала в дальнейшем и воспитанникам Академии художеств. Следует отметить, что учителя-иностранцы стали использовать пособие Прейслера не как методическое руководство, а как книгу образцов для копирования. Очевидно, учителям-иностранцам было сложно объясниться по-русски с учениками, и они просто заставляли своих воспитанников перерисовывать иллюстрации из книги Прейслера. Это дало повод в дальнейшем исследователям назвать метод Прейслера «копировальным», «догматическим» и «вредным». Однако для своего времени это было лучшее руководство. Те знания, которые ученик получал на основе изучения курса Прейслера, помогали ему в дальнейшем рисовать с натуры, а также рисовать по памяти и по представлению, что так важно для художника. Но самое главное - Прейслер нигде не пишет, что его книга предназначается для срисовывания. Наоборот, он пишет, что иллюстрации даны не для копирования, а для того, чтобы ученик мог наглядно увидеть принципы и методы изображения. Необходимо подчеркнуть, что общеобразовательные учебные заведения не ставили своей целью воспитание художников-профессионалов, не стремились приблизить рисование к задачам художественною обучения. Оли давали своим воспитанникам только элементарные навыки, чтобы те смогли их использовать в различных случаях. В первой половине 18 века специальное художественное образование можно было получить в основном в частных мастерских или за границей. Среди частных мастерских того времени широкой известностью пользовались мастерские живописца И. Аргунова, скульптора Л. Роллана, живописца П. Ротари, где обучение рисунку было поставлено на высоком уровне. Будучи хорошим рисовальщиком и прекрасно зная технику живописи, Аргунов своим ученикам давал отличную профессиональную подготовку. Он был неплохим педагогом. Из мастерской Аргунова вышел такой замечательный художник, как А. П. Лосенко, который в 1759 году был принят из мастерской сразу в качестве ассистента в Академию художеств. Однако в некоторых частных мастерских обучение молодых художников было поставлено крайне плохо. У многих еще не была выработана система и методика обучения рисунку, живописи, композиции. Часто руководитель художественной мастерской использовал своих воспитанников в качестве слуг. Частные мастерские не могли предоставить своим ученикам условия для нормальной учебной работы, да и их назначение было иным: они выполняли мелкие частные заказы. Вполне естественно, передовые люди России стали думать о создании специальных художественных заведений. Так с 1724 года в составе Петербургской Академии наук начала действовать Гравировальная палата. Основное внимание в Академии наук в тот период было обращено на гравюру и исполнение правительственных заказов и поручений Двора по художественно-увеселительной части. А в конце 1738 года была организована Рисовальная палата Академии наук. Через 15 лет Академия наук была переименована в Академию наук и художеств. Преподавание искусств расширяется: основываются скульптурный и архитектурный классы, а рисовальная палата разделяется на три отдела: с рисунков, с гипсов и с натуры. Тема 8. Академическая система художественного образования в России
• Императорская академия художества в России XVIII – в первой половине XIX • Становление академической системы художественного образования в России, А.П.Лосенко • Методы преподавания изобразительного искусства в первой половине 19 в. В.К.Шебуев. Метод А. П. Сапожникова В 1757 году в Москве по инициативе куратора Московского университета И. И. Шувалова была учреждена Академия трех знатнейших художеств - живописи, ваяния и зодчества, числившаяся при Императорском Московском университете (была отделена от университета в 1763 году), где впервые стали серьезно обучать изобразительному искусству русских художников. В 1758 году Академия художеств была переведена в Санкт-Петербург с шестнадцатью учениками и ещё 20 студентов набирают в Санкт-Петербурге. Первоначально она размещалась в особняке Шувалова на Садовой улице. Средства академии были предоставлены сначала весьма скудные, но на личные средства Шувалову удалось сразу высоко поднять авторитет академии. Шувалов на собственные деньги пригласил из-за границы педагогов - художников из Франции и Германии. Чтобы развивать у учащихся хороший художественный вкус и возбудить интерес к искусствам, Шувалов решил окружить воспитанников блестящими произведениями. Он жертвует академии свое собрание картин и рисунков, а также личную библиотеку, положив начало библиотеке и музею академии художеств. Шувалов разработал принципы приема в академию. Ни возраст, ни происхождение кандидатов при зачислении в академию роли не играли - ставка делалась на талант. Учебный курс включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры. В основу педагогической системы Академии художеств были положены принципы, выработанные Королевской академией живописи и скульптуры в Париже, однако во многом она ориентировалась на деятельность итальянских академий, прежде всего — Болонской. Однако национальные приоритеты всегда имели первостепенное значение. Академия сыграла важную роль в подготовке национальных кадров мастеров архитектуры, скульптуры и живописи. Охват явлений жизни изобразительным искусством в это время значительно расширился. Появились новые жанры в живописи, причем рождение русской исторической картины связано как раз с Академией. В картинах, представляемых к выпускным экзаменам, античные или библейские сюжеты непременно чередовались с эпизодами из русской истории. Именно исторический жанр считался здесь главным, вершинным в иерархии. Чтобы заслужить право на создание такого рода произведений, следовало пройти долгий путь. Уже в пять-шесть лет детей принимали в Воспитательное училище при академии. Курс обучения для художников всех специальностей делился на пять разрядов, или классов. Пройдя два низших разряда обучения, воспитанники становились студентами и начинали приобретать специализацию по классам живописи, скульптуры и гравирования. В каждом разряде учились три года, поэтому и приём в Академию (точнее, в Воспитательное училище) осуществлялся раз в три года. Таким образом, полный курс обучения составлял пятнадцать лет; позднее, в начале XIX века, в училище поступали в восемь-девять лет, а срок обучения сократился до двенадцати лет. Рисование начиналось со знакомства с техникой и технологией. Практическое освоение рисунка начиналось с простейших элементов. Тренировка заключалась в выработке четких разнообразных линий и изображений геометрических форм от руки, без применения линейки, циркуля и других измерительных инструментов. В низшей, пятой ступени обучения приступали к рисованию орнаментов и «оригинальных голов» (копирование «оригиналов»), образцами в оригинальных классах служили гравюры с рисунков выдающихся мастеров, рисунки преподавателей академии, а также и рисунки особо отличившихся учеников. Особой популярностью у преподавателей и воспитанников пользовались рисунки Греза. Выразительность линий в его рисунках помогала учащимся наглядно видеть и понимать пластику форм. В четвёртом разряде ученики начинали копировать с оригиналов рисунки голов, частей человеческого тела и обнаженные человеческие фигуры (академии), вначале гипсовые, а затем живые. С натуры рисовали орнаменты и гипсовые головы. В двух следующих классах, гипсовых, — рисование с оригиналов, с гипсовых голов и гипсовых фигур с натуры. С натуры рисовали гипсовые фигуры Антиноя, Аполлона, Германика, Геракла, Геркулеса, Венеры Медицейской. Здесь ученик рисовал с гипсовых слепков до тех пор, пока у него не появлялись необходимые профессиональные навыки. Изучались также перспектива, скульптура, архитектура, гравировальное искусство. После чего ученики допускались в первый, высший разряд - рисованию живой обнажённой натуры в натурном классе. Рисуя фигуру, ученик обязан был не только тщательно изучить анатомию, конструктивные и пластические закономерности изображения фигуры, но и точно следовать индивидуальным особенностям той или иной модели. Чтобы досконально заучить фигуру, ученику приходилось рисовать одну и ту же постановку несколько раз. Затем шел класс манекена и композиции, а также копирования живописных произведений в Эрмитаже. Из одного класса в другой воспитанник мог переходить, только достигнув определенных успехов, например из гипсофигурного в натурный. Такой метод преподавания рисунка заключал многие положительные моменты. Во-первых, он заставлял каждого педагога более целенаправленно вести занятия с каждым учеником, более внимательно следить за его успехами, учитывать его индивидуальные возможности и способности. Во-вторых, такое обучение рисунку создавало благоприятную почву для усовершенствования методики преподавания и поиска новых, более эффективных методов и приемов обучения. В основу метода преподавания в академии было положено рисование с натуры. При обучении рисунку большое значение придавалось личному показу. Кроме этого, следуя в целом программам, принятым во всех учебных заведениях Европы, в Академии много внимания уделяли общеобразовательным предметам: географии, иностранным языкам, истории, мифологии, астрономии. Академия снабжала учеников всеми необходимыми для работы материалами: бумагой всех сортов, красками, карандашами, холстом, подрамниками, кистями и лаками. По инициативе скульптора Жилле в 1760 году при академии был организован натурный класс, где серьезное внимание уделялось изучению анатомического строения человеческого тела. Здесь тщательно изучается скелет и «ободранная фигура», как тогда называли анатомический муляж (экорше). В то же время лучших выпускников на казённые средства стали отправлять на стажировку за границу (по примеру французской Римской премии). Временем подлинного расцвета, настоящего взлета русской живописи стала вторая половина 18 века. За прошедшие полвека Россия сумела догнать по развитию культуры другие европейские страны. За каких-нибудь 50 лет России во всех сферах пришлось пройти тот путь развития, какой на Западе длился 2–3 столетия. Это в полной мере касается культуры в целом и изобразительного искусства в частности. Художники начинают использовать достижения науки, изучают анатомию, перспективу, светотень, усваивают аллегорический язык западноевропейской живописи. С 1769 года в академии начинает преподавать прекрасный рисовальщик и замечательный педагог Антон Павлович Лосенко, уделявший много внимания не только практике, но и теории рисунка. Начиная с Лосенко, русская академическая школа рисунка получила свое особое направление. Лосенко поставил своей задачей дать научно-теоретическое обоснование каждому положению академического рисунка и прежде всего при рисовании фигуры человека. Для этой цели он начал основательно изучать пластическую анатомию, искать правила и законы пропорционального членения фигуры на части, вычерчивать схемы и таблицы для наглядного показа своим ученикам. С этого времени метод преподавания рисунка стал основываться на серьезном изучении анатомии, пропорций человеческой фигуры, перспективы. Все эти научные знания, необходимые художнику, Лосенко с большой убедительностью и ярким педагогическим талантом умел передавать своим ученикам. Заслуга Лосенко состоит не только в том, что он хорошо поставил дело преподавания рисования в Академии художеств, но и в том, что он позаботился о дальнейшем его развитии. В этом свою роль должны были сыграть его теоретические труды и учебные пособия. Среди них особо следует отметить следующие: 1. «Изъяснение краткой пропорции человека или начертание академической фигуры». Пособие помогало решать важную задачу — вооружать молодых художников объективными знаниями о закономерностях строения человеческого тела, учить их правильно измерять и улавливать разницу в размерах частей фигуры. Это пособие было направлено на развитие глазомера. 2. Учебное пособие по анатомии для художников. Издано не было. Сохранились лишь отдельные рисунки. 3. Руководство, как увеличить и уменьшить фигуру человека. Это пособие также не было издано и сохранилось в копии, выполненной Ястребиловым. Оно представляет собой альбом большого формата, содержащий таблицы-рисунки с пояснительным текстом. 4. Альбом таблиц-оригиналов. Это пособие состояло из рисунков голов и фигур, и было предназначено для учащихся оригинального класса. Лосенко рассматривал рисование с оригиналов не как механическое дело, а как важный момент в развитии координации движений рук и глаза, прививающий определенное ремесленное умение, технические навыки, предшествовавшие занятиям собственно искусством. Сюда относилось развитие глазомера, твердости и точности руки, что достигалось многолетним копированием, так называемых оригиналов — рисунков мастеров и гравюр. В результате вырабатывалось полное подчинение глаза руке, что составляло основу академической методики 18 века: глаз следовал за натренированной рукой, рисовавшей предметы почти на память и не привыкшей подчиняться зрительным впечатлениям.
Серьезное внимание в этот период стали обращать и на методику преподавания рисования, на правильную организацию учебного процесса. Художники-педагоги стали понимать: для того чтобы хорошо преподавать, одного умения рисовать недостаточно - неумение сочетать теорию с практикой часто приводят к тому, что ученики медленно достигают успехов. Итак, к концу 18 - началу 19 века русская школа академического рисунка уже полностью сформировалась. Была выработана четкая система художественного образования и эстетического воспитания молодых художников, были найдены удачные формы и методы обучения рисунку. Анализируя академическую систему методов преподавания рисования этого периода с позиций современной педагогической науки, мы видим, что она строилась на четких дидактических принципах: принцип научности, который предъявлял строгие требования, как к учащимся, так и к преподавателям, принцип воспитывающего обучения (идейной направленности) и принцип систематичности и последовательности в изучении материала. Академия художеств стала научно-методическим центром по всем вопросам художественной жизни России. Также к концу 18 века рисование получает широкое распространение и как общеобразовательный предмет. Методы преподавания изобразительного искусства в первой половине 19 в. Первая половина 19 века была временем наивысшего расцвета академической школы рисунка. В этот период было много сделано в области теории и методики обучения рисованию. К началу 19 века русская академическая школа рисунка становится лучшей в Европе. Много нового в этот период вносится и в систему академического образования и воспитания художников, в утверждение реалистического направления в искусстве. В Академии художеств начинается серьезное научное изучение натуры. Здесь в данный период курс анатомии ведет талантливый педагог, известный ученый, адъюнкт-профессор Медико-хирургической академии И. В. Буяльский (1789-1866). Он читает лекции не в аудитории с кафедры, а в анатомическом театре; воспитанники Академии художеств изучают анатомию не по таблицам и экорше, а на специально подготовленных трупах. Согласно методической установке Буяльского, знание пластической анатомии помогает художнику сознательно изображать фигуру человека, правильно и убедительно передавать в рисунке особенности движения живой человеческой фигуры. Доскональное изучение натуры было основным условием в академическом обучении рисунку. Развитию рисования как учебного предмета и методики его преподавания во многом содействовал президент Академии художеств А. Н. Оленин (1763—1843). Это был образованнейший человек своего времени, большой знаток не только живописи, скульптуры и архитектуры, но и музыки, литературы. Его прямой заслугой было полное переоборудование академических классов и мастерских сообразно с требованиями современной методики, улучшение постановки преподавания ряда общеобразовательных, и специальных дисциплин, как, например, перспективы и анатомии. В целях повышения качества творческо-композиционной работы для воспитанников академии Оленин организует класс манекенов. Стараясь улучшить условия работы в рисовальных классах, он снабдил Академию необходимыми материалами – качественной ольхинской бумагой (наподобие английской Ватмана), графитными карандашами, ластиками. Серьезное внимание было обращено на методику преподавания художественных дисциплин и прежде всего рисунка. Только тщательно разработанная методика помогла академии успешно решать свои задачи. Администрация академии понимала, что нельзя уповать только на творческий опыт своих художников-педагогов, необходима научно-теоретическая разработка методов преподавания. Для создания учебников, в которых всесторонне освещались бы вопросы изобразительного искусства, Оленину удалось привлечь к работе замечательного художника-педагога В. К. Шебуева. Василий Кузьмич Шебуев (1777—1855) занимает особое место среди замечательных русских художников-педагогов, работавших над проблемами учебного рисунка, Он воспитал замечательную плеяду русских художников: А. А. Иванова, К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни. Рассматривая рисование как учебный предмет, Шебуев считал, что каждое положение рисунка должно быть научно обосновано. Этой работе он посвятил всю свою жизнь. В 1812 году Шебуев был назначен преподавателем рисования во всех воспитательных заведениях Санкт-Петербурга и получил звание профессора. В этот период он стал особенно интересоваться педагогическими проблемами и вопросами методики преподавания. Будучи противником метода пассивного обучения рисунку по образцам, он по предложению А. Н. Оленина взялся за составление «Полного курса правил рисования и анатомии для воспитанников Академии художеств». Изучение рисунка начинается с линий и плоскостей, затем идут тела «в прямом их виде». После этого начинающие художники знакомятся с основами перспективы и изображением предметов в перспективных ракурсах. Здесь Шебуевым предложена своя методика рисования, возможно основанная на системе «поверочного рисования». После рисования простых предметов ученик переходил к рисованию гипсовых голов. Изучение головы начинается с анализа деталей — глаз, носа, уха, губ, где раскрывается конструктивная основа формы и пропорции. Затем изучается конструктивная основа головы, костяк и пропорции. Вторая часть курса была посвящена строению человеческой фигуры. Изучение по-прежнему начиналось с разбора отдельных частей фигуры. Далее рисовальщики знакомились с пропорциями и конструктивными особенностями построения шеи, плечевого пояса, торса. Рисовали торс в разных ракурсах, верхние и нижние конечности со всех сторон, кисти рук, стопы. В третьей части, «Полный размер тела человеческого», рассматривается рисование фигуры человека. Вначале даются сведения о пропорциях, затем об анатомическом строении мужской и женской фигур, затем «размеры разных возрастов» и «немеханическое движение членов в теле человеческом». Четвертая часть содержит методические советы, как надо работать с натуры, как применять знание законов перспективы и пластической анатомии в рисунке. Курс правил рисования содержал 150 рисунков. Некоторые рисунки, например голова, кисти рук и стопы ног, были даны в натуральную величину. Девяносто рисунков Шебуев сам перевел в гравюру на меди. Все это было приведено в строгую систему. После Шебуева уже никто не взял на себя труд составить что-либо подобное. В 1832 году, став ректором Академии художеств, Шебуев особенно ревностно стал следить за художественным образованием воспитанников. Он постоянно посещал рисовальные классы, давал ученикам разъяснения, изготовлял для них анатомические муляжи из папье-маше для анатомического театра. Будучи загружен самой различной работой, Шебуев так и не успел при жизни издать свой курс рисования. Чтобы увековечить имя Шебуева, академия решила выпустить в свет «Курс рисования», составленный им. Но труд этот так и не был издан. Денег на издание учебника казна не отпустила. Изучение наследия Шебуева показывает, что метод обучения Шебуева был реалистическим. Он стремился приблизить ученика к природе, к познанию объективных законов строения формы. Таким образом, уже с начала XIX века вопросам методики преподавания рисования уделяется большое внимание, как в практическом, так и в теоретическом плане. Академическая система обучения рисунку и методика его преподавания разрабатывались на основе научного обоснования каждого положения, на разумном использовании каждого действия художника. Для своего времени эта система художественного образования была полна благородного пафоса, веры в человеческий разум, в чистоту морали, построенной на законах разума. К этому времени Академия художеств становится центром методической работы по вопросам изобразительного искусства по всей России. Здесь зарождались новые взгляды на искусство и утверждались научные методы преподавания изобразительных искусств для целой сети русских учебных заведений; обсуждались вопросы постановки преподавания не только в самой академии, но и в других художественных школах, училищах, на курсах. В 1804 году школьным уставом рисование вводится в число учебных предметов во все уездные училища и гимназии. Это потребовало большого количества учителей рисования. Учитывая запросы школы, в 1825 году по инициативе графа С. Г. Строганова в Москве основывается Училище технического рисования, где было отделение, специально готовившее учителей рисования для общеобразовательной школы. Ощущается острая необходимость в учебных и учебно-методических пособиях. Пособия и руководства по рисованию, которыми пользовались в общеобразовательных учебных заведениях, были предназначены в основном для специальных художественных заведений и начинающих художников. Для общеобразовательных школ требовалось иное направление. В 1834 году выходит в свет «Курс рисования», составленный военным инженером, известным художником-любителем А.П. Сапожниковым. Это было первое методическое пособие по рисованию, предназначенное для общеобразовательных учебных заведений, автором которого был русский художник. В нем указывались новые направления в преподавании рисования, а само рисование рассматривалось не только как специальный учебный предмет, но и как общеобразовательный. По-новому Сапожников подошел и к методике преподавания рисования. Он поставил своей задачей приучить рисовальщиков во время работы мыслить, рассуждать, анализировать. Этой цели и служила серия моделей из проволоки и картона, которые помогали учащимся понимать строение формы предмета, явления перспективы и законы светотени. Метод преподавания рисования, предложенный Сапожниковым, произвел переворот в учебно-воспитательной работе. Обучение рисованию во всех общеобразовательных учебных заведениях до выхода пособия Сапожникова проходило исключительно по книге Прейслера, причем царило сплошное копирование с оригиналов. Рисованию с натуры почти не уделялось внимания, а над методом раскрытия отдельных положений реалистического рисунка никто серьезно не задумывался. Сапожников указывал, что лучшим средством помочь ученику правильно построить изображение формы какого-либо предмета является метод ее упрощения в начальной стадии рисования. Вначале ученик должен определить геометрическую основу формы предмета, а затем уже переходить к уточнению. Следует отметить, что Сапожников предлагал свои методические модели не в качестве натуры, а только в качестве наглядного пособия для раскрытия закономерностей строения формы, законов светотени и перспективных явлений. Они находятся рядом с натурой и помогают ученику разобраться в особенностях конструкции формы. Так, при рисовании гипсовой головы Сапожников предлагает пользоваться проволочной моделью, выявляющей перспективное изменение её частей.
«Курс рисования» Сапожников начинает со знакомства с различными линиями, затем углами, после чего идет освоение различных фигур. Прежде чем приступить к рисованию объемных предметов, Сапожников предлагает продемонстрировать учащимся с помощью специальных моделей законы перспективы, опять начиная с линий, затем переходя к различным поверхностям и, наконец, к геометрическим телам. Законы распределения света на поверхности формы предметов Сапожников также объяснял с помощью наглядных методических пособий. Это белые, согнутые различным образом картонки, а также картонки, поставленные в различных положениях по отношению к падающему свету, служащие для наблюдения света, тени, полутона, рефлексов и падающих теней. Новый метод, предложенный Сапожниковым, нашел самое широкое распространение не только в общеобразовательных школах, но и в специальных художественных учебных заведениях. Успех нового метода преподавания объяснялся тем, что он наглядно и просто раскрывал самые сложные моменты анализа формы предмета при помощи наглядных средств. Заканчивалась первая часть «Курса...» рисованием головы человека. Вторая часть «Курса...» посвящена рисованию человеческой фигуры, а также некоторым правилам композиции. Сапожников эту часть считал дальнейшей ступенью в обучении рисованию, она была приемлема не только для самодеятельных художников, но и для художников-профессионалов и в дальнейшем стала использоваться как учебное пособие в специальных художественных учебных заведениях. Изложение материала во второй части пособия начинается со знакомства с размерами человеческого тела и скелетом. Затем Сапожников знакомит рисовальщика с законами равновесия тел (статикой) и правилами изображения человеческой фигуры в движении. Заканчивается «Курс рисования» разделом «Сочинение картин», в котором автор знакомит учащихся с некоторыми правилами перспективы, необходимыми при создании картин, после чего следует изложение основ композиции. Здесь Сапожников как бы предвосхищает будущее расширение видов занятий изобразительным искусством на уроках рисования в общеобразовательных школах (в частности, тематическое рисование). Ценность метода Сапожникова заключается в том, что он основан на рисовании с натуры, причем это не просто копирование натуры, а анализ формы. Сапожников поставил своей целью приучить рисующих с натуры мыслить, анализировать, рассуждать. Итак, к середине XIX века русская школа академического рисунка достигает небывалой высоты, серьезное внимание здесь уделяется вопросам методики преподавания рисования, совершенствованию техники и технологии. Рисунок и методы его преподавания получают самое широкое распространение в России. Уже с 1804 года рисование вводится в число обязательных предметов во все училища и гимназии. В 1825 году в Москве открывается Училище технического рисования со специальным отделением, на котором должны были готовиться учителя рисования и черчения. В 1843 году Министерство народного просвещения издает циркулярное предложение о замещении должностей учителей рисования и черчения выпускниками Строгановского училища.
Тема 9. Особенности развития изобразительного искусства и системы художественного образования во второй половине 19 века – начале 20 века • Методы преподавания рисования во второй половине 19 века • Методика П. П. Чистякова • Изобразительное искусство и методы художественного образования начала 20 века Методы преподавания рисования во второй половине 19 века – начале 20 века. Во второй половине 19 века развитие академической системы художественного образования в целом идет по нисходящей. Снижается уровень методической подготовки преподавателей рисования, нарастают противоречия между официальной Императорской Академией художеств и прогрессивными русскими художниками. Внутренние конфликты в Академии художеств между администрацией, выполнявшей установки и указания Двора, и преподавателями, можно обнаружить на любом этапе истории существования академии. Однако они не приобретали такой остроты, как во второй половине 19 века. Уже в 1840-е годы Академию художеств начинает затягивать рутина, которая привела к снижению уровня художественной подготовки, к обеднению педагогической мысли. Со второй половины 19 века рисование как учебный предмет получает иное направление. В этот период академическое художественное образование многие стали понимать как систему идеального воспитания. Методической основой должны были служить античные образцы, имеющие идеальные пропорции, идеальную красоту форм. Натура, как таковая, не изучалась, замеченные несовершенства фигуры позирующего натурщика рисовальщик был обязан выправить в соответствии с античными канонами. Главным недостатком академии стало то, что из учебного заведения, из школы академия превратилась в чиновничье учреждение или, как позже более резко скажет Крамской: «Академия — это звания, чины, кресты, пенсии и тому подобное, но не искусство». В корне меняется и обучение в Академии художеств. Молодые художники не изучали законов конструктивного и синтетического обобщения рисунка, а лишь занимались натуралистическим срисовыванием. В рисунке стала цениться техника, голая виртуозность, так называемая техника «тушевка с конопаткой», т. е. заделывание всех неровностей между штрихами в косую клетку. Рисование, как основное звено в системе художественного образования, явно недооценивалось. Профессора в классах появлялись очень редко, а если и появлялись, то на несколько минут, чтобы бегло просмотреть работы учеников. Некоторые профессора вообще не подходили к ученикам. Между тем жизнь требовала иных методов воспитания молодых художников. Русская культура развивалась во второй половине XIX в. под несомненным влиянием тех перемен, которые происходили в обществе. Отмена крепостного права, «великие реформы», бурный промышленный рост, железнодорожная лихорадка, террор «Народной воли» - все значимые факты общественной жизни находили отражение и получали художественное осмысление в искусстве и культуре. Расширился круг лиц творческого труда, в который все активнее вовлекались представители непривилегированных сословий; на передний план выдвинулись социальные проблемы, тема народа; передовое русское искусство получило ярко выраженную критическую направленность. В основу всей художественной культуры России был положен реалистический метод, которому противостояло далекое от жизни салонно-академическое искусство. Тем не менее, Академия художеств продолжала придерживаться устаревшей нормативной эстетики. Считая современную действительность недостойной высокого искусства, «академисты» противопоставляли ей идеализированные образы, отвлеченные от жизни сюжеты из античной мифологии, Библии, древней истории. Однако политика администрации академии с ее теорией «высокого искусства» уже не могла противостоять новым прогрессивным взглядам на изобразительное искусство. Развитие реалистической живописи привело многих художников к протесту против канонов академического классицизма. В 1863 г. группа выпускников академии потребовала права свободного выбора сюжетов конкурсных картин вместо обязательной мифологии. Они просили разрешения писать картины на сюжеты русской истории и отразить чувства, мысли и чаяния русских людей. Но им было отказано, и тринадцать человек во главе с И. Н. Крамским демонстративно вышли из академии, организовав Артель художников, а впоследствии Товарищество передвижных художественных выставок. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы