Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 11. Анализ программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»



•      Синтез искусств в активной игровой форме как основание методологических принципов программы.

•      Структура, задачи, виды, темы занятий.

Программа " Изобразительное искусство и художественный труд" для средних общеобразовательных учебных заведений разработана под руководством народного художника России, действительного члена РАО, директора Центра НХО Б.М. Неменского авторским коллективом: В.Г. Горяев, Н.А. Горяева, Г.Е. Гуров, А.А. Кобозев, М.Т. Ломоносова, Л.А. Неменская, А.С. Питерских.

Эта программа представляет собой целостный интегративный курс, который системно соединяет в себе основы всех видов пространственно-визуальных искусств: изобразительные, декоративные, архитектуру и дизайн. Они изучаются в контексте их конкретных связей с жизнью. Роль искусства в повседневном бытии каждого человека, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

 

Системообразующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности — изобразительной, декоративной и конструктивной. Эти три деятельности являются основами деления пространственно-визуальных искусств на виды: изобразительные (живопись, графика, скульптура), конструктивные (архитектура, дизайн) и различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждый из этих видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства, в том числе и детских поделок, и поэтому является основой для интеграции всего многообразия пространственных искусств в единую систему не по принципу перечисления видов, а по виду художественной деятельности. Выделение вида художественной деятельности акцентирует внимание не только на изучении произведений искусства, но и на более широком понимании художественной деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе повседневной жизни.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, дает ребенку возможность подниматься год за годом, от урока к уроку по ступенькам познания личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Важнейшим средством приобщения к художественной культуре являются художественные знания, умения и навыки. Форма, пропорции, пространство, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных и конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности осваивают учащиеся на протяжении всего обучения.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: Изображение, Украшение и Постройка. Это пока не искусство, а привычные каждому ребенку действия. Необходимо иметь в виду, что, будучи представлены в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать обучению и в дальнейшем. Они помогают сначала органично войти в освоение языков художественной выразительности пространственных искусств, затем служат структурной организации творческой деятельности и пониманию роли искусств в окружающей жизни, а потом помогают и в осознании еще более сложных пластов искусства.

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясное представление о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых предметов из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения окружающей действительности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к окружению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений деятельности и произведений искусства (слайдов, репродукций); обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстрированного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках вводятся игровые драматизации по изученной теме, последовательная связь с музыкой, литературой, природоведением, историей, трудом. С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе, в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности приводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство, например, духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе, как поиск истины. На протяжении этого курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, документальными - произведениями искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Приобщение к искусству начинается в начальных классах, оно постепенно расширяется от ближайшего окружения до искусства родного края, искусства всего мира.

В 5 – 8 классах углубленно изучаются отдельные виды и жанры искусства в контексте исторического развития. Тематическая цельность программ помогает обеспечить прочные эмоциональные контакта школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство и светотональность, цвет, линия, объем, фактура, материалы, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1 – 7 классов.

В программе выделено 3 способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный, которые в начале школьного обучения выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображения, украшения, постройки.

Постоянное личное участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Умения по обработке материалов, получаемых на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью.

КОНСТРУКЦИЯ ПРОГРАММЫ

Данная схема раскрывает содержание программы – ее " трех этапов".

Первый этап – начальная школа – как бы пьедестал всего здания – сложен из четырех ступеней и имеет принципиально важное значение. Не получив развития, заложенного здесь, безрезультатно получать знания следующих этапов. Они могут оказаться внешними, не войти в конструкцию личности. Содержание первых двух классов особо значимо – в них заложены основы всего курса, всех этапов формирования художественного мышления.

Первый этап, начальные классы имеют целью эмоциональное приобщение к связям искусства с жизнью. В целом эта проблема – основа сути программы. Искусство познается именно в этой связи: познается его роль в жизни каждого из нас и осознаются средства – язык, посредством которого искусство эту свою функцию выполняет.

На первом этапе искусства не делятся на виды и жанры – их жизненные роли познаются как бы от личности ребенка вширь культур народов Земли.

Второй этап – совсем иной. Здесь прослеживаются связи с жизнью именно видов и жанров искусства. Каждому посвящен большой, не менее года, целостный блок. Погружение чувствами и мыслями и осознание особенности языка каждого вида искусств и причин этой особенности, неповторимости духовной, социальной функции, роли в жизни человека и общества. Год – декоративно-прикладным искусствам. Два года – изобразительным. Год – конструктивным. Девятый класс – синтетические виды искусств.

Третий этап – завершающий среднее образование. Здесь предоставляется достаточно серьезный уровень знаний истории искусств или в курсе " Мировой художественной культуры", или в курсах параллельных программ пластических искусств, музыки, литературы, кино. Параллельно этому теоретическому курсу по выбору ученика, осваивается один из практических курсов: " грамота изобразительная", " декоративная грамота", " грамота дизайна", " основы зрелищной культуры".

Программа основана на концепции непрерывного художественного образования «Искусство как духовная культура» автор Б.М. Неменский. Её называют «философско-педагогической» потому как она раскрывает сущность искусства его основной и важнейшей функции. По мнению автора, основная цель преподавания предметов искусства — приобщение к духовной культуре как к способу передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей. Именно с помощью искусства можно познать то, что мы связаны с древними веками также как и с современным миром.

Программа предусматривает обучение в общеобразовательной школе с 1 по 11 класс и рассчитана на 1–2 учебных часа на каждую тему. Оптимально осуществление всех тем должно занимать не менее двух часов (сдвоенный урок).

Структура программы обучения изобразительному искусству Б.М.Неменского. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности (наблюдение и изучение окружающей реальности). Художественные знания, умения и навыки группируются вокруг общих проблем; форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция. С самого начала своего существования (1974 г.) программу Б.М. Неменского отличает то, что она основывалась на четком тематизме.

Программа состоит из тематических блоков.

I этап – начальная школа

1 класс " Ты изображаешь, украшаешь, строишь" - фундамент - знакомство со способами работы, различными художественными материалами, развитие зоркости и владение материалом

2 класс " Ты и искусство" - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний, раздумий. Формирование представлений о содержании и роли искусства

3 класс " Искусство вокруг нас" - приобщение детей к миру окружающей красоты

4 класс " Каждый народ - художник" - формирование представления о многообразии и увлекательности художественного творчества во всех уголках

земли и у каждого народа.

 

II этап — средняя школа. Основы художественного мышления и знания. Углубленное изучение разнообразных видов и жанров искусства в контексте исторического развития, усиливаются межпредметные связи с уроками истории.

5 класс " Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" - cвязи декоративной группы искусств с жизнью. Чувство гармонии с материалом

6-7 класс " Изобразительное-искусство в жизни человека" - связи изобразительной группы искусств с жизнью. Освоение художественно-образных закономерностей искусства и их систематизация. Творчество художников.

8 класс " Дизайн и архитектура в жизни человека" - связи конструктивной группы искусств с жизнью. Архитектура – как синтез всех видов искусства.

9 класс " Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)" - синтез пространственных и временных искусств, обобщение пройденного

10-11 классы  «Исторические связи искусств»

Итог: Основы изобразительной грамоты. Основы декоративной грамоты. Основы визуально-зрелищной культуры. Основы конструктивной грамоты и дизайна.

Графическая модель концепции программы выглядит как храм, в основании которого (1-4 кл.) познание связей с искусством (от личности ребенка, через окружающий мир вещей и явлений, до связей с представлениями у разных народов о красоте). На следующем этапе (5-9 кл.) познание связей ИЗО идет вглубь, рассматриваются декоративное искусство, архитектура и монументальное искусство. Далее учащиеся подводятся к пониманию синтеза искусств и на новом уровне обращаются к теме начальной школы «Ты и искусство».

 

 

Подводя итоги, следует выделить, что главной концепцией программы Б.М. Неменского является то, что восприятие искусства и действительности должно находиться в неотрывном единстве с практической деятельностью. Именно данный момент способствует формированию целостности осознания художественного явления - будь то вид, жанр искусства, элементы его языка или проявления в жизни. При таком объединении занятий открываются возможности направить весь процесс познания ученика на понимание явлений искусства в полном единстве теории и практики.

 

 

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

Тема 12. Учебные планы и программы

•      Структура, виды учебных программ.

•      Цели рабочих программ по изобразительному искусству в ДХШ.

•      Календарно-тематический план уроков изобразительного искусства: формы, структура, цели и задачи планирования.

На теоретическом уровне содержание образования представлено в учебных планах, свое конкретное воплощение оно получает в учебных дисциплинах (курсах).

Учебная дисциплина – это система научных знаний, умений и навыков, которые позволяют студенту усвоить основные положения науки, культуры, труда и производства. Содержание учебной дисциплины реализуется и фиксируется в учебных программах.

Учебная программа — нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебным предметам и дисциплинам. Она включает перечень тем и их реферативное описание (изложение основных вопросов в заданной последовательности), рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения.

Структура учебной программы содержит три элемента:

1) объяснительную записку, в которой определены основные задачи учебной дисциплины;

 2) содержание дисциплины, т. е. тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, виды занятий;

3) некоторые методические указания, касающиеся оценки знаний, умений, навыков. Учебные программы бывают типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные.

Существуют два способа построения учебной программы: концентрический (когда отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне) и линейный (отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, содержание знания передается один раз в определенной логике).

К учебным программам относятся: «примерная (типовая) учебная программа», «авторская программа» и «рабочая программа учебного курса».

Примерная (типовая) учебная программа – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется она Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер. Примерная программа выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Её содержание должно отличаться новизной, актуальностью и самобытностью. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, разработанный на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта. Рабочие учебные программы разрабатываются образовательными учреждениями. Порядок разработки рабочих учебных программ устанавливается региональными органами образования, которые несут ответственность за реализацию федерального компонента стандарта.

Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия. Так, Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.

Таким образом, Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п..

Рабочие программы по изобразительному искусству определяют содержание и организацию образовательного процесса, направлены на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и освоению изобразительного искусства.

Рабочая программа по рисунку направлена на приобретение учащимися знаний, умений и навыков в рисовании, позволяющих выполнять учебные задания в соответствии с необходимым уровнем художественной грамотности.

Рабочая программа по живописи направлена на приобретение детьми знаний, умений и навыков в техники акварельной, гуашевой живописи, на овладение учащимися навыками и методами работы в живописных техниках, а так же развитие художественно-эстетического восприятия.

Предмет «Прикладная композиция» направлена на приобретение учащимися знаний, умений и навыков композиционной работы, изучение принципов и методик композиции в декоративно-прикладном искусстве. Программа направлена на освоение учащимися анализа организации декоративной композиции и взаимодействия объектов и предметов на листе, изучение принципов орнаментальной, ритмической композиции, освоении умения работать с цветовыми гармониями, контрастами, получение всестороннего представления о композиционной работе. Также программа ориентирована на эстетическое и патриотическое воспитания и духовно-нравственного развития ученика.

Учебный предмет «Станковая композиция» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков композиционной работы, изучение принципов и методик композиции в изобразительном искусстве. Программа направлена на освоение учащимися анализа организации композиции и взаимодействия объектов и предметов на листе и в действительном пространстве, получение всестороннего представления о композиционной работе. Также программа ориентирована на эстетическое и патриотическое воспитания и духовно-нравственного развития ученика.

Учебный предмет «История искусств» направлен на приобретение обучающимися знаний о всемирной и отечественной истории искусства, а так же умений и навыков работы с разнообразными источниками информации, исследовательской работы. Рабочая программа по истории искусств знакомит учащихся со всем спектром художественного наследия мировой истории, дает учащимся знания об особенностях и разновидностях художественных искусств разных эпох и культур. Так же важной составляющей предмета явля6ется эстетическое и культурное воспитание, а так же глубокая взаимосвязь предмета с остальными практическими дисциплинами.

Календарно-тематический план (КТП) - план, который составляется по одной из учебных дисциплин (учебному предмету) и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, определение типа урока, межпредметные связи, методическое обеспечение. Работа по календарному плану гарантирует выполнение программ, предохраняет учащихся от перегрузок.

Формы тематического плана:

•      табельная форма представляет собой таблицу с разделами: класс, четверть, номер урока, тема урока, практическое задание, материалы выполнения задания, примечание;

•      иллюстрированная форма представляет собой мозаику из рисунков, Расположенных в логической системе, благодаря иллюстрациям, раскрывающим тему урока, материалы изображения, уровень сложности задания, делает тематический план наглядным;

•      комбинированная форма представляет собой систему карточек, которые содержат в себе не только общую информацию о планируемом уроке, которая требуется для тематического планирования, но часть информации поурочного планирования (оборудование урока, план урока, методы и приемы обучения и воспитания).

Требование к тематическому плану по изобразительному искусству:

•      Нравственная направленность содержания занятий.

•      Соответствие планируемого материала программе.

•      Доступность планируемого материала возрасту детей.

•      Последовательное нарастание сложности учебных задач, приемлемость материала уроков.

•      Наличие межпредметных и межурочных связей (блочно-тематический принцип планирования).

•      Соответствие природному и общественному календарю.

 

При составлении тематического плана необходимо учесть следующее: количество уроков в году; количество уроков в четвертях; временные границы учебных четвертей:

.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь